Зурна

Конструкция зурны

В этом разделе мы рассмотрим основные элементы конструкции зурны, национального инструмента Турции.

Зурна – это медная духовая трубчатая трубка, высокоуровневый музыкальный инструмент, который имеет богатую историю и широкое применение в традиционной турецкой музыке.

Конструкция зурны состоит из нескольких ключевых компонентов. Одним из них является трубка. Она делается из меди, что придает инструменту особый теплый и насыщенный звук. Длина и диаметр трубки варьируются в зависимости от региона и стиля музыки.

Другим важным элементом конструкции является глотка, которая расположена на верхнем конце зурны. Глотка позволяет музыканту контролировать интонацию и высоту звука путем изменения давления воздуха.

Также стоит отметить наличие клапанов на зурне. Они расположены на трубке и позволяют создавать различные звуковые эффекты, включая перекрытие или открытие отдельных отверстий, что приводит к изменению высоты звучания.

И наконец, важную роль играет мундштук, который является точкой контакта между музыкантом и инструментом. От правильного размещения губ и контроля дыхания зависит качество и выразительность звучания.

Таким образом, конструкция зурны – это сложное сочетание медной трубки, глотки, клапанов и мундштука, которые вместе создают уникальный звук, характерный для национального инструмента Турции.

Внешний вид и составляющие инструмента

Зурна — это медная духовая трубчатая музыкальная инструмент. Она является частью музыкального наследия различных культур и народов. У зурны есть свои собственные характерные особенности, которые делают ее неповторимой и узнаваемой.

Этот инструмент состоит из нескольких ключевых компонентов. Одним из главных элементов зурны является медная трубка, сделанная с использованием технологии литья. Она имеет уникальную форму и размер, что позволяет создавать различные звуковые эффекты.

Также, в состав зурны входит мундштук, который используется для создания звука при игре на инструменте. Этот мундштук может быть сделан из различных материалов и иметь разные формы, влияющие на звуковое качество.

Дополнительно, внешний вид зурны дополняют деревянные или пластиковые детали, такие как корпус и рукоятка. Они обеспечивают удобство использования и помогают игроку контролировать инструмент.

Общая конструкция и компоненты зурны могут различаться в зависимости от традиций и культуры, где этот инструмент используется. Это делает зурну уникальным и интересным музыкальным инструментом, который заслуживает внимания.

Теперь мы более подробно рассмотрели внешний вид и составляющие зурны, которые являются ключевыми элементами этого национального музыкального инструмента

Разнообразие форм, материалов и деталей делает зурну особенной и важной частью музыкальной культуры разных народов

Принцип работы зурны

Зурна представляет собой духовой инструмент с медным свистком и деревянным рожком. Звук создается путем духового дыхания музыканта в свисток, а затем он направляется в рожок, который усиливает звучание и придает ему особую силу и насыщенность. Инструмент требует определенных навыков и контроля дыхания, чтобы достичь желаемых нот и тембров.

Зурна может иметь различные размеры и формы, что влияет на его звучание. Как правило, инструмент изготавливается из традиционного дерева, такого как розовое дерево или клен, которые обладают особыми акустическими свойствами. Медный свисток, в свою очередь, создает яркий и пронзительный звук.

Принцип работы зурны требует от музыканта хорошей координации и контроля. Мастерство владения этим инструментом приходит с опытом и практикой

Музыка, исполняемая на зурне, является важной частью турецкой культуры и традиции, и передает эмоции и настроение национального характера

Техника игры на зурне

Игра на зурне требует определенной техники и навыка от музыканта. Основные элементы техники игры на зурне включают следующие:

  • Дыхание и контроль интонации: Для игры на зурне необходимо правильно контролировать дыхание и интонацию. Музыкант должен уметь делать плавные переходы между нотами и поддерживать равномерное дыхание на протяжении всего произведения.
  • Атака: Зурна отличается ярким, пронзительным звучанием, поэтому игра на этом инструменте требует сильной атаки. Музыкант должен уметь сделать резкий и сильный начальный удар на инструмент, чтобы достичь яркого и насыщенного звучания.
  • Формирование звука: Для достижения различных оттенков и выразительности звучания, музыкант может использовать различные техники формирования звука на зурне. Это включает в себя изменение давления воздуха, контроль высоты ноты и использование различных методов атаки.
  • Артикуляция: Точная артикуляция играет важную роль в игре на зурне. Музыкант должен быть способен ясно выделять каждую ноту и выполнять различные артикуляционные фразы и техники, чтобы достичь четкости звучания.
  • Техника пальцев: Для игры на зурне музыкант использует различные техники пальцев. Это включает в себя быстрое и точное нажатие на клавиши для игры мелодий и исполнения сложных фраз, а также настройку инструмента во время игры.

Игра на зурне требует постоянной практики и совершенствования техники для достижения высокого уровня игры и создания красивого звучания.

Конструкция зурны

Основной частью зурны является тонкая трубка из дерева, обычно клена или ореха. Эта трубка обычно имеет длину около 50 см и диаметр около 2 см. На одном конце трубки находится отверстие для губного контакта, из которого игрок дует в инструмент. Это отверстие часто окружается металлическим ободком, чтобы предотвратить исчезновение дыхания и улучшить звуковое качество.

На противоположном конце трубки находятся дополнительные отверстия в металлическом колокольчике, которые позволяют регулировать тональность и интонацию инструмента. Эти отверстия закрываются пальцами игрока, чтобы создать разные ноты. У зурны обычно есть от двух до восьми отверстий, хотя некоторые инструменты могут иметь больше.

Конструкция зурны может также включать дополнительные элементы, такие как резонаторы и рых-рыхи, которые помогают усилить звуковые вибрации и добавить текстуру и характер инструменту.

Каждая зурна индивидуальна и имеет свою уникальную конструкцию, особенно в зависимости от культуры, в которой она используется. Но несмотря на различия в деталях конструкции, основные элементы зурны остаются неизменными и помогают создавать ее уникальный и узнаваемый звук.

Как выглядит музыкальный инструмент зурна и как он звучит?

Зурна — духовой инструмент, предок гобоя. Его название мало что значит для человека, не имеющего особого отношения к музыке, но его звучание знакомо многим.

Название инструмента зурна не сильно варьируется от народа к народу. Дословный перевод — «праздничная флейта». Существует также вариант «сурнай». Исторические корни зурны можно проследить в странах Ближнего Востока, Китае и на Кавказе.

Зурна — это народный инструмент из дерева с флейтой на одной стороне. Она имеет 7-8 отверстий с одной стороны и отверстие на задней стороне для большого пальца.

  • Ближний Восток;
  • Средний Восток;
  • Малая Азия;
  • Средняя Азия;
  • Балканы;
  • Кавказ.

Интересно! Этот инструмент сохранился до наших дней, например, в некоторых странах:

  • Армения;
  • Азербайджан;
  • Индия;
  • Грузия;
  • Таджикистан.

Этимология[править | править код]

Специалист в области музыкальной этнографии Лоуренс Пикен из Оксфордского университета полагал, что зурна происходит от персидского « سرنای » ( surnāy ), состоящего из « سور » ( sūr ), что означает «пир, пир», и نای ( nāy ), что означает «тростник, трубка».

На самом деле существуют гораздо более древние источники, уводящие нас во времена Хеттской империи, где прослеживалось слово zuṙna. Этот термин также встречается в лувийских иероглифах как śurna и был предложен как возможное заимствование из хеттского или лувийского в армянский язык , где арм. զուռնա (zuṙna) сравнивается с лувийским zurni («рог») .

История и особенности инструмента

Зурна — это традиционный народный духовой инструмент, широко используемый в армянской музыке. Он имеет свои корни в древней армянской культуре и играет важную роль в музыкальной традиции этой страны. Зурна состоит из деревянной трубки с отверстием для рта и рядом отверстий для пальцев, что позволяет играть различные ноты.

История зурны связана с армянской музыкальной традицией, которая существует уже более двух тысяч лет. Инструмент олицетворяет дух армянского народа и играет важную роль в народных праздниках, свадьбах и других торжествах.

Особенностью зурны является особый звук, который она издает. Звук инструмента достаточно громкий и яркий, благодаря чему зурна часто использовалась наряду с барабаном в процессиях и праздничных мероприятиях.

Игра на зурне требует определенных навыков и техники. Игрок использует зубы и губы для контроля над потоком воздуха, а пальцы — для изменения высоты звука. Навык игры на зурне передается от поколения к поколению и играет важную роль в сохранении и продолжении армянской музыкальной традиции.

Важным элементом зурны является ее дизайн. Инструмент украшается красивыми резными узорами и орнаментами, которые подчеркивают его значимость и красоту. Зурны могут быть различных размеров и форм, а также изготавливается из разных материалов, включая дерево и металл.

Сегодня зурна продолжает играть важную роль в армянской музыкальной культуре, и она пользуется популярностью у армянских музыкантов и любителей традиционной музыки. Этот инструмент является неотъемлемой частью народной и профессиональной музыки Армении и вносит свой вклад в мир музыки.

Диапазон

У зурны двойная дудочка, очень похожая на дудочку современного гобоя, что не только делает их похожими инструментами, но и позволяет предположить, что зурна была предком гобоя. Кроме того, его тембр характерен и высок, что также ставит его в один ряд с такими инструментами, как залейка и кор-англе.

Зурна — это инструмент с диапазоном в полторы октавы и, прежде всего, диатонической и хроматической гаммой. Самая низкая нота, которую может сыграть зурна, это си-бас минорной октавы, а самой высокой нотой считается третья октава, хотя диапазон может быть расширен на несколько нот.

Это требует особого мастерства, и эти ноты, выходящие за пределы обычного диапазона, исполнители называют сефир сеслар.

Описание[править | править код]

Зурна, в основном, вытачивается из древесины абрикоса, ореха или тутового дерева. Ствол инструмента, имея на верхнем конце диаметр в 20 мм, книзу расширяется до 60-65 мм в диаметре. Общая длина инструмента — 302—317 мм.

На лицевой стороне ствола просверливаются 7 отверстий, а на тыльной — одно. В верхний конец ствола вставляется втулка («маша») длиной 120 мм, вытачиваемая из дикорастущей ивы, ореха или абрикоса. Назначение втулки в том, чтобы регулировать настройку пластины. Мундштук, изготовленный особым способом из камыша, произраставшего в сухом месте, имеет в длину 7-10 мм. Чтобы извлечь звук из инструмента, исполнитель, набирая воздух в полость рта, выдувает его соответствующим образом через этот мундштук.

Диапазон зурны охватывает звуки от «си бемоль» малой октавы до «до» третьей октавы; при мастерстве исполнителя этот диапазон можно расширить ещё на несколько звуков. Эти звуки в среде исполнителей именуют как «сефир сесляр».

Зурна, главным образом, используется для исполнения образцов фольклорной музыки во время народных празднеств на открытом воздухе. В истории существовали такие разновидности этого инструмента, как «гара зурна», «араби зурна», «джура зурна», «аджеми зурна», «габа зурна», «шехаби зурна». Зурна, как правило, входит в состав ансамблей духовых инструментов. В качестве же солирующего инструмента зурна в составе ансамблей или оркестров используется для исполнения некоторых танцевальных мелодий, в том числе «джанги» и других музыкальных образцов.

Исполнение

Зурначи располагает инструмент под наклоном впереди себя. Чтобы зурна зазвучала, музыкант набирает воздух в рот и через трость выдувает его особенным способом. Во время игры музыкант дышит через нос. Воздух проходит через полость всех составных частей инструмента и заполняет ствол. Двойной удар языка во время исполнения создаёт повторение или чередование звуков.

Из-за резкого тембра звучания музыканты используют зурну на открытом воздухе. Чаще всего музыканты, выступающие с зурной, составляют трио. Первый участник команды, известный как уста или мастер, играет основную мелодию, создавая главную тему произведения. Второй музыкант, в свою очередь, дополняет игру первого, аккомпанируя протяжными, плавными звуками, что придает мелодии дополнительный глубокий оттенок. А третий участник, играя на ударном инструменте, создаёт разнообразную ритмическую основу, важную для установления ритмической структуры произведения.

Во время проведения декады Азербайджанской литературы и искусства в Москве в 1950 году один ансамбль зурначей выступил на сцене в количестве семи исполнителей. Это было новаторским решением для Азербайджанской государственной филармонии. В 1962 году под руководством Алафсара Рагимова был организован новый ансамбль, который объединил пять уста зурначей, пять демкешов и три нагариста.

Примечания

  1. ↑ Большая советская энциклопедия (рус.)
  2. ↑ Энциклопедия Британника (англ.)
  3. ↑ Güncel Türkçe Sözlük (тур.)
  4. ↑ 1 2 Зурна
  5. ↑ Меджнун Керимов. Атлас традиционной музыки Азербайджана. Зурна
  • Shirzad Feteliyev ve Zahir Zulfuqarov — Zurna
  • Rafael Qara Zurna 2011
  • Зурна // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
Музыкальные инструменты в Азербайджане
Перкуссия Лаггуту — Нагара — Голтуг Нагара — Юра Нагара — Беюк Нагара — Гош Нагара — Даф — Дарбука
Авторское право Ней — Зурна — Балабан — Тулум — Тутек
Струны Гопуз — Чогур — Чаган — Барбет — Ширван танбур — Чанг — Руд — Сантур — Саз — Тар — Каманча — Ганун
Армянские музыкальные инструменты
Перкуссия Дхол — Давул — Дарбука — Тмбука — Дапп — Цннга
Авторское право Зурна — Дудук — Ней — Шви — Сулич — Кавал — Сринг — Авагпог — Шефер — Пог — Ехджерапог — Галарапог — Паку — Паркапзук
Струны Канон — Чогур — Чаган — Барбет — Бамбир — Чанг — Сантур — Ганун — Тавих — Каман — Ютак — Вин — Пандир — Джнар — Тар — Саз
Шум Кшоты
Грузинские музыкальные инструменты
Струны Пандури — Чонгури — Чунири — Чианури — Чанги — Абхарза
Авторское право Саламури — Буки — Ларшеми — Соинари — Дудуки — Зурна — Гудаствири — Чибони — Пили
Перкуссия Доли — Дипипито — Дайра — Чинчила
  • Музыкальные инструменты по алфавиту
  • Язычковые деревянные духовые музыкальные инструменты
  • Азербайджанские музыкальные инструменты
  • Армянские музыкальные инструменты
  • Аэрофоны

Фонд Викимедиа. 2010 .

История зурны

История зурны насчитывает множество лет. Уже в древности зурна была широко распространена в Армении и сопровождала различные праздники, свадьбы и народные гуляния. Ее звуки приносли радость и веселье, а также создавали особую атмосферу праздника.

Зурна — это деревянная труба с металлическими декоративными элементами, которая имеет своеобразный звук. Она состоит из нескольких частей: главной трубки с отрезка от полутора до двух метров длиной, губной плиты, которая расположена на верхней части трубки, а также чашки и наконечника, которые добавляют инструменту уникальные звуковые характеристики.

Зурна имеет не только музыкальное, но и ритуальное значение. Например, национальные армянские танцы часто сопровождаются зурной, которая создает особую энергетику и настраивает на праздничный лад.

Важной частью истории зурны является мастерство ее игры. Музыканты, называемые зурнарми, обладают уникальным талантом и способностью передавать через свою игру эмоции и настроение. Они тренируются многие годы, чтобы достичь такого мастерства, и являются настоящими хранителями традиций и культуры армянского народа

Они тренируются многие годы, чтобы достичь такого мастерства, и являются настоящими хранителями традиций и культуры армянского народа.

Невероятно, сколько историй и эмоций может передать зурна во время своего исполнения. Ее звуки могут вызывать радость, грусть, восхищение и восторг. Они могут перенести нас в другое время и место, погрузить в глубину нации и культуры.

Зурна

К сожалению, в вашем браузере отключен JavaScript или отсутствует необходимый плеер. Вы можете скачать клип или загрузить плеер для его воспроизведения в браузере.

Зурна (азерб. Zurna, арм. զուռնա, лезг. kfil, перс. سرنای — сурнай 1 2 3, буквально: праздничная лютня) — деревянный духовой инструмент с двойным язычком, широко распространенный на Ближнем и Среднем Востоке, Кавказе, в Индии, Малой Азии, на Балканах и в Центральной Азии 4 .

Это деревянная дудочка с колокольчиком и несколькими (обычно 8-9) отверстиями, одно из которых находится на противоположной стороне. Зурна тесно связана с гобоем (у нее такая же двойная дудочка) и считается одним из его предков.

Диапазон зурны составляет примерно полторы октавы диатонической или хроматической шкалы, а ее звук яркий и пронзительный.

Музыкант, играющий на зурне, называется зурнази, у которого нет питча. Коллективный инструментальный ансамбль из трех музыкантов, в котором один зурначи (усташи) играет мелодию, другой передает мелодию устойчивыми звуками по ступеням основной гаммы, а третий музыкант отбивает сложную и разнообразную ритмическую основу на ударном инструменте — дхоле, нагаре или доле. На зурне играют в основном на открытом воздухе, а в помещении ее обычно заменяют балабаном или дудуком.

Многие варианты зурны встречаются на Ближнем Востоке, Кавказе и в Китае. Во время археологических раскопок в одном из древнейших мест поселения человека, Мингечауре, были найдены четыре зурны из оленьего рога. Считается, что эти инструменты были изготовлены 3 000 лет назад.5 Самый древний образец зурны был обнаружен во время археологических раскопок в горах Армении.4

Зурна в основном изготавливается из древесины абрикоса, грецкого ореха или шелковицы. Вал прибора, имеющий в верхней части диаметр 20 мм, расширяется вниз до диаметра 60-65 мм. Общая длина инструмента составляет 302-317 мм.

Семь отверстий просверлены на передней части ствола и одно на задней. К верхнему концу ствола длиной 120 мм прикреплены ножны («маша») из дикой ивы, ореха или абрикоса. Кольцо используется для регулировки установки пластины. Мундштук, изготовленный особым способом из сухого тростника, имеет длину 7-10 мм. Чтобы извлечь звук из инструмента, игрок втягивает воздух в рот и вытягивает его из мундштука.

Диапазон цитры простирается от минорной октавы B до третьей октавы C, который игрок может расширить до более широкого диапазона. Эти звуки называются «сефир сеслар».

Зурна в основном используется для исполнения народной музыки во время народных праздников в сельской местности. На протяжении истории существовали различные типы инструментов, такие как гар а зурна, араби зурна, джура зурна, аджами зурна, габа зурна и шехаби зурна. Как правило, зурна входит в состав духовых ансамблей. В качестве сольного инструмента в ансамблях или оркестрах зурна используется для исполнения определенных танцевальных мелодий, таких как джханги, и других музыкальных мотивов.

Джуман (Cümbüş)


Джуман (Cümbüş)

Джуман, также известный как Cümbüş, является современным струнным инструментом, который сочетает в себе традиционные и современные элементы. С пластиковой кожей и металлическими струнами, Джуман обладает уникальным звуком и является популярным выбором среди музыкантов.

Звук и конструкция

Джуман имеет деревянный корпус и пластиковую кожу, которая простирается по верхней части инструмента. Металлические струны простираются по длине инструмента и придает ему особый тембр и резонанс. Звук Джумана сочетает в себе яркость и глубину, позволяя музыкантам играть разнообразные мелодии и аккорды.

Роль Джумана в современной музыке

Джуман широко используется в современной музыке, особенно в турецкой и народной музыке. Он применяется как сольный инструмент, так и в сопровождении других инструментов. Джуман добавляет свою уникальную текстуру и звук в композиции, придавая им современный оттенок и насыщенность.

Техника игры

Игра на Джумане требует особых навыков и техники. Музыкант использует пальцы и плоские палочки для игры на струнах и создания различных звуков. Техника игры на Джумане позволяет музыканту исполнять быстрые мелодии, аккорды и импровизации, открывая возможности для творчества и выражения эмоций.

Преимущества использования Джумана

  • Уникальный звук: Джуман обладает собственным уникальным звуком, который придает музыке особый оттенок и настроение.
  • Удобство и портативность: Благодаря своей конструкции, Джуман легкий и удобный в транспортировке, что делает его популярным выбором для музыкантов в поездках и выступлениях.
  • Гибкость и разнообразие: Джуман позволяет играть широкий спектр музыкальных жанров и стилей, от традиционной до современной музыки.

Часто задаваемые вопросы

Какие уникальные характеристики имеют перкуссионные инструменты в турецкой музыке?
Перкуссионные инструменты в турецкой музыке, такие как уд и давул, обладают мощным и ритмичным звуком, который создает особую энергию и атмосферу

Как звучит зурна

Диапазон инструмента довольно небольшой: он составляет до полутора октав. Но это компенсируется неповторимым звучанием, насыщенным и пронзительным.

В отличие от гобоя, который считают его родственником, первоначальный вариант инструмента не смог войти в перечень оркестровых инструментов из-за маленького диапазона и отсутствия полноценного звукоряда. Канал зурны имеет коническую форму: это отличает ее от других духовых инструментов, популярных в народе. Форма канала оказывает прямое влияние на звучание: оно отличается силой, яркостью и порой бывает резковатым. Но звучание часто зависит от исполнителя: хороший музыкант сможет сыграть на зурне, извлекая мягкие, мелодичные и нежные звуки.

Саз (Bağlama)


Саз (Bağlama)

Среди множества музыкальных инструментов, которые олицетворяют богатую культурную историю Турции, особое место занимает Саз, известный также как Bağlama

Этот волшебный струнный инструмент обладает уникальным звучанием и привлекает внимание своей элегантностью и грацией. Погрузимся в мир музыкальных нот и узнаем больше об этом удивительном инструменте

Введение в Саз (Bağlama)

Саз, являющийся символом турецкой национальной музыки, — это струнный инструмент с длинной грифом и тремя двойными струнами. Он широко используется в традиционной музыке Турции и стал неотъемлемой частью культурного наследия этой великой страны.

Магия звуков

Саз обладает удивительной способностью передавать эмоции через свои струны. Он создает мелодии, которые с легкостью затрагивают сердца слушателей. От нежных и меланхоличных до энергичных и задорных мотивов, Саз способен выразить широкий спектр чувств и настроений.

Уникальный дизайн и конструкция

Саз имеет своеобразную форму и конструкцию. Гриф инструмента длинный и изогнутый, что придает ему изысканность и характерный облик. Струны Саза обычно изготавливаются из нейлона и расположены парами, придавая звуку особую глубину и объем.

Разнообразие стилей и жанров

Саз играет важную роль в традиционной турецкой музыке и находит применение в различных музыкальных жанрах и стилях. Он становится сопровождением для вокальных исполнений, а также важным элементом оркестрового состава, создавая насыщенный и гармоничный звуковой пейзаж.

Саз сегодня

Саз продолжает притягивать внимание не только в Турции, но и за ее пределами. Все больше музыкантов и любителей музыки отдают предпочтение этому струнному инструменту и стремятся освоить его игру. Он становится мостом между разными культурами и способствует сохранению традиций и наследия турецкой музыки

Он становится мостом между разными культурами и способствует сохранению традиций и наследия турецкой музыки.

Часто задаваемые вопросы

Какие традиционные турецкие музыкальные инструменты являются самыми популярными?
Среди самых популярных традиционных турецких музыкальных инструментов можно выделить саз, уд, кеманче, ней и канун

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.