Статьи

5. Повторы

Список терминов для обозначения повторов. Указания используются в качестве навигационных маркеров для того, чтобы инструктировать исполнителя повторить определенный фрагмент произведения.

Термин Условное обозначение Значение
Fine конец произведения
Coda заключительная часть произведения
Segno начало или конец повтора
Da Capo D.C. с начала
Da Capo al Fine D.C. al Fine повторить от начала до слова Fine
Da Capo al Coda D.C. al Coda повторить от начала до знака (может заменяться на To Coda), после чего играть Coda
Da Capo al Segno D.C. al Segno повторить от начала до знака
Dal Segno D.S. повторить от знака
Dal Segno al Fine D.S. al Fine повторить от знака до слова Fine
Dal Segno al Coda D.S. al Coda повторить от знака до знака (может заменяться на To Coda), затем перейти непосредственно к Coda

1. Темп

Список обозначения темпов. Указанное количество ударов в минуту (BPM) является лишь общим ориентиром. В современной музыке метрономическое обозначение, обозначающее количество BPM (например, ♩= 120), может дополнять или заменять темповое обозначение.

Термин Значение BPM
adagietto довольно медленно, но несколько подвижнее, чем adagio 72-76
adagio медленно 66-76
allegretto умеренно быстро, но медленнее, чем allegro 112-120
allegrissimo очень быстро, быстрее, чем allegro 172-176
allegro быстро 120-168
allegro moderato умеренно скоро, но медленнее, чем allegro 116-120
andante спокойно, не спеша 76-108
andante moderato умеренный шаг, скорее, чем andante 92-112
andantino умеренный темп, немного скорее, чем andante 80-108
grave очень медленно 25-45
larghetto довольно широко, несколько скорее, чем largo 60-66
larghissimo предельно медленно, медленнее, чем largo 25 и меньше
largo очень медленно и широко 40-60
lento медленно 45-60
moderato умеренно 108-120
prestissimo предельно быстро, скорее, чем presto 200 и больше
presto очень быстро 168-200
vivace быстро и живо 140-176
vivacissimo очень быстро и живо, быстрее, чем vivace 172-176

Изменения темпа

Список изменений темпа. Слова для постепенных изменений могут быть расширены пунктирами, чтобы указать продолжительность изменения, например «rit.  _  _  _«.

Термин Сокращение Значение
a piacere по желанию и усмотрению
a tempo в прежнем темпе
rallentando rall. постепенно замедляя
ritardando rit., ritard. постепенно замедляя
ritenuto riten. замедляясь
rubato ритмически свободно
stringendo постепенно ускоряя, буквально «сжимая»
accelerando accel. постепенно ускоряя

Статьи о ритме и барабанах

  • Интервью с Сергеем Кузнецовым о творческом пути дарбукиста (PDF).
  • Интервью с Сергеем Кузнецовым о дарбуке для журнала «Шафран» (PDF).
  • Интервью Сергея Кузнецова для барабанов мира-2015
  • Мастера дарбуки
  • Барабаны мира: исторический очерк.
  • Хроники этнической музыки и восточного танца в России.
  • История беллиданса его музыки.
  • Драмминг для танцоров
  • Барабаны мира: классификация.
  • Мифы о барабанах и магические ритуалы с барабанами
  • Барабаны Африки. (Лоуренс Грин)
  • Ближневосточные барабаны
  • Музыкальная археология древней и средневековой Средней Азии: ударные инструменты (PDF)
  • Персидская и турецкая музыка
  • Японские барабаны
  • История русских военных барабанов (Сергей Мищенко)
  • О русском военном оркестре и военных барабанах (PDF)
  • Концепция музыкальной науки Абу Насра Мухаммада ал-Фараби (PDF)
  • Барабанный юмор
  • Стихи про барабаны
  • К этимологии слова «Перкуссия»
  • Инструменты восточного ансамбля

Основные характеристики ритенуто

Ритенуто — это музыкальная инструкция, обозначающая замедление темпа исполнения. Термин происходит от итальянского слова «ritenuto», что означает «удерживать» или «задерживать». Он используется для создания эффекта замедления в музыке и подчеркивания определенных музыкальных моментов.

Основные характеристики ритенуто включают:

  1. Уточнение темпа: Ритенуто указывает на необходимость замедления общего темпа исполнения музыки. Музыканты должны уменьшить скорость воспроизведения, чтобы создать эффект замедления и сфокусироваться на моменте, отмеченном ритенуто.
  2. Экспрессивность: Ритенуто используется для придания музыке выразительности и эмоциональной глубины. Замедление темпа может помочь усилить эмоциональное воздействие музыкального фрагмента и передать определенное настроение или настроение.
  3. Акцентирование: Ритенуто часто применяется, чтобы подчеркнуть определенные акценты или важные музыкальные мотивы. Замедление темпа предоставляет музыкантам больше времени для выделения конкретных нот или ритмических элементов.
  4. Гибкий подход: Исполнение ритенуто зависит от трактовки музыканта и может варьироваться в зависимости от контекста и настроения. Музыканты могут регулировать скорость замедления определенного музыкального фрагмента в пределах указанного диапазона.
  5. Сочетание с другими динамическими инструкциями: Ритенуто может использоваться в сочетании с другими динамическими инструкциями для создания более сложной интерпретации. Например, ритенуто может быть объединено с инструкцией «crescendo» (постепенное увеличение громкости) или «diminuendo» (постепенное уменьшение громкости), чтобы создать более динамичное исполнение.

В целом, ритенуто является важным музыкальным элементом, который помогает музыкантам передать эмоции и акцентировать важные моменты в музыке. Он используется для создания разнообразных эффектов и может варьироваться в зависимости от музыкального произведения и толкования исполнителя.

Определение музыкальных терминов

Термин «музыкальный»

Термин «музыкальный» означает, что это относится к музыке. Музыка — это искусство, которое выражает чувства и эмоции через звук. Музыкальные термины используются для описания музыкальных концепций и указаний по исполнению музыкальных произведений.

Термин «Ritenuto»

Термин «Ritenuto» в музыке означает замедление темпа. Когда этот термин указывается в нотах, это означает, что музыка должна быть исполнена с замедленным темпом.

Термин «Ritardando»

Термин «Ritardando» также означает замедление темпа, но с уменьшением скорости. Он указывает на постепенное замедление темпа музыки. Такое уменьшение скорости может выполняться равномерно или неравномерно. Он используется, когда музыкальная фраза должна быть исполнена более медленно по замыслу композитора.

Сравнение «Ritenuto» и «Ritardando»

Хотя оба термина указывают на замедление темпа, разница между ними состоит в том, как это замедление выполняется. «Ritenuto» используется для создания кратковременного замедления темпа, в то время как «Ritardando» используется для постепенного и равномерного замедления темпа.

Значение музыкальных терминов

В музыке существуют различные термины, которые используются для описания и объяснения различных аспектов музыкальной композиции. Знание этих терминов помогает музыкантам и музыкальным любителям лучше понимать музыку и ее элементы.

  • Мелодия: это последовательность звуков, которая воспринимается как единое целое. Мелодия может быть выражена через ноты и ритмические значения.
  • Гармония: это сочетание звуков, создающее определенные аккорды и аккордовые последовательности. Гармония определяет тоническую структуру композиции.
  • Темп: это скорость воспроизведения музыкальной композиции. Темп может быть медленным (адажио), средним (анданте) или быстрым (альлегро).
  • Динамика: это уровень громкости в музыке. Динамика может быть слабой (пиано), средней (мезофорте) или сильной (форте).
  • Ритм: это комбинация длительностей звуков в музыке. Ритм создает ощущение движения и пульсации в композиции.

Также существуют множество других терминов и определений, связанных с музыкой. Например:

  1. Аккорд: это сочетание трех или более звуков, которые звучат одновременно. Аккорды используются для создания гармонической основы композиции.
  2. Тональность: это система организации музыкальных звуков в рамках определенной тональности. Тональность определяет основной тон и звукорядность композиции.
  3. Мажор: это тональность, которая звучит ярко и радостно. Она имеет гармоническую схему: тоника, субдоминанта и доминанта.
  4. Минор: это тональность, которая звучит грустно и меланхолично. Она имеет гармоническую схему: тоника, субдоминанта и доминанта.
  5. Фраза: это музыкальное высказывание, состоящее из нескольких тактов. Фраза может быть мелодичной или ритмической и имеет своеобразное начало и конец.
  6. Форшлаг: это музыкальный жест, который создает ожидание перед главным звуком. Форшлаг часто играет роль украшения и может быть выполнен различными способами.

Это лишь некоторые из музыкальных терминов, которые используются для описания и объяснения различных аспектов музыки. Знание этих терминов помогает слушателям и исполнителям более глубоко и полно наслаждаться музыкой.

Примеры использования Ritenuto в музыке

1. Классическая музыка

В классической музыке Ritenuto используется при изменении темпа пьесы или отрывке. Например, оркестр может сыграть весь отрывок быстро, а затем замедлить темп, чтобы дать музыке более эмоциональную и выразительную интерпретацию.

Ритенуто также может использоваться в благодарности за хорошую работу оркестром. Концертмейстер может использовать этот термин для того, чтобы поблагодарить всю команду за то, что она проделала на сцене.

2. Джаз

В джазе Ritenuto часто используется, чтобы добавить больше свободы в исполнении, особенно при игре на фортепиано. Исполнители могут использовать Ritenuto, чтобы изменить ритм пьесы и сделать ее более интересной для публики.

3. Поп-музыка

Поп-музыканты иногда используют Ritenuto, чтобы сделать свои песни более драматичными. Изменение темпа или ритма может повысить эмоциональный эффект, оставив большое впечатление на слушателя.

В целом, Ritenuto — это очень важный термин для музыкантов, позволяющий изменить темп и ритм музыке, добавляя тем самым выразительности и глубины исполнения.

Орнаментика ритма

Орнаментика или орнаментация — звуки относительно мелкой длительности, украшающие основной ритмический рисунок. К сфере орнаментики относятся роллы, тремоло (последовательность 32-х), аппликатура. Орнаментика при помощи роллов и тремоло (~, r) является изюминкой игры на дарбуке, что отличает ее от других видов барабанов. Как правило, роллы являются форшлагами — украшением перед сильной долей. Иногда встречаются роллы от сильного удара (нахшлаг).
В разделе ритмов орнаментика не прописана (см. учебник по дарбуке).

Орнаментика детализирует ритм, насыщает его экспрессией, увеличивает плавность переходов. Искусство орнаментики связано с импровизацией: опытные исполнители могут менять наполнение ритма и орнаментику по ходу исполнения, не повторяясь, при этом сохраняя основной ритмический рисунок. Чем выше уровень исполнительского мастерства, тем искуснее орнаментика

Важно помнить, что в оркестровом случае не стоит переусердствовать с заполнениями и орнаментикой, оставляя для мелодии воздушное пространство

Роль в интерпретации

Термин «poco più» в музыке обозначает изменение некоторого музыкального параметра (обычно скорости или громкости) на небольшую величину. Оно переводится с итальянского как «немного больше». Это указание может быть указано в нотной записи и понимается исполнителем как инструкция к изменению интерпретации произведения.

Роль «poco più» состоит в том, чтобы добавить некоторую эмоциональную или выразительную нюансировку в исполнение музыки. Музыканту предоставляется свобода выбора, насколько изменить скорость или громкость в указанном месте.

Поскольку «poco più» не является конкретным численным значением, конкретное изменение зависит от трактовки каждого исполнителя. Некоторые музыканты могут решить увеличить темп или громкость лишь незначительно, чтобы добавить небольшую интенсивность, в то время как другие могут выбрать более значительное изменение для создания большего эффекта и драматического напряжения.

Исполнение музыки с использованием «poco più» требует от музыканта хорошего понимания музыкальной композиции и его целей. Это может потребовать экспериментирования и поиска наиболее подходящего выражения и интерпретации, чтобы передать то, что композитор хотел выразить в своем произведении.

Таким образом, «poco più» является одним из инструментов, которые исполнители используют для улучшения и углубления своего исполнения музыкальных произведений.

Conclusion

After exploring the differences between ritenuto and rallentando, it is clear that these two musical terms should not be used interchangeably. Ritenuto refers to an immediate slowing down of tempo, while rallentando refers to a gradual slowing down of tempo. Understanding the nuances of these terms can greatly enhance a musician’s ability to accurately convey the intended expression in a piece of music.

It is important to note that proper use of musical terminology is not only beneficial for musicians, but also for music educators, composers, and musicologists. Clear communication through precise language can help avoid confusion and ensure that everyone is on the same page.

Key Takeaways:

  • Ritenuto and rallentando are both musical terms used to indicate a slowing down of tempo.
  • Ritenuto means an immediate slowing down, while rallentando means a gradual slowing down.
  • Using these terms interchangeably can lead to confusion and misinterpretation.
  • Precise language is important in music to ensure clear communication and understanding.

As with any language, there is always more to learn and explore. Continuing to study and expand our knowledge of musical terminology can only enhance our understanding and appreciation of this art form.

Context Matters

When it comes to choosing between ritenuto and rallentando, context is key. Both terms indicate a slowing down of tempo, but they are not interchangeable. The choice between the two can depend on a variety of factors, including the musical genre, the specific piece of music, and the composer’s intentions.

Musical Genre

In classical music, ritenuto is often used to indicate a sudden, dramatic slowing down of tempo. This can be seen in pieces like Beethoven’s “Moonlight Sonata,” where the ritenuto is used to create a sense of tension and anticipation. In contrast, rallentando is often used in more lyrical pieces, such as those found in the Romantic era. In these cases, the rallentando is used to create a gradual, flowing deceleration of tempo.

Specific Piece of Music

The choice between ritenuto and rallentando can also depend on the specific piece of music. For example, in Chopin’s “Nocturne in E-flat Major,” the rallentando is used to create a sense of melancholy and nostalgia, while in his “Polonaise in A-flat Major,” the ritenuto is used to create a sense of grandeur and drama.

Composer’s Intentions

Finally, the choice between ritenuto and rallentando can depend on the composer’s intentions. For example, in Debussy’s “Clair de Lune,” the rallentando is used to create a sense of dreaminess and ethereality, while in his “La Mer,” the ritenuto is used to create a sense of power and majesty.

Comparison of Ritenuto and Rallentando
Aspect Ritenuto Rallentando
Definition A sudden, dramatic slowing down of tempo A gradual, flowing deceleration of tempo
Effect Creates a sense of tension and anticipation Creates a sense of melancholy and nostalgia
Usage Often used in classical music Often used in Romantic-era music

Overall, the choice between ritenuto and rallentando depends on a variety of factors. By understanding these factors and how they relate to different musical contexts, musicians can make informed choices about which term to use in their performances.

Как установить точный темп?

Можно ли измерить музыкальный темп в секундах? Оказывается, можно. Для этого используется специальный прибор – метроном. Изобретателем механического метронома является немецкий физик-механик и музыкант Иоганн Мельцель. Ныне музыканты в своих повседневных репетициях пользуются как механическими метрономами, так и электронными аналогами – в виде отдельного прибора или приложения на телефоне.

Каков принцип действия метронома? Этот прибор после специальных настроек (передвинуть грузик по шкале) отбивает удары пульса с определенной скоростью (например, 80 ударов в минуту или 120 ударов в минуту и т.п.).

Щелчки метронома напоминают громкое тиканье часов. Та или иная частота биения этих ударов соответствует одному из музыкальных темпов. Например, для быстрого темпа Allegro частота будет примерно 120-132 удара в минуту, а для медленного темпа Adagio – около 60 ударов в минуту.

В зависимости от музыкального размера можно также настроить метроном так, чтобы он отмечал особыми знаками (звоночком, например) сильные доли.

Каждый композитор определяет темп своего сочинения по-разному: одни указывают его лишь приблизительно, одним термином, другие – устанавливают точные значения по метроному.

Во втором случае это обычно выглядит так: там, где должно быть темповое указание (или рядом с ним), стоит четвертная нота (удар пульса), далее знак равенства и число ударов в минуту по метроному Мельцеля. Пример можно посмотреть на картинке.

Пояснения композитора к произведению

Приводим здесь краткий словарь наиболее употребляемых итальянских музыкальных терминов. Теперь можно легко найти, что значит apassionato (апассионато) или что такое moderato (модерато).

Adagio – адажио – медленно, спокойно

Ad libitum – ад либитум – по усмотрению, по желанию, свободно

Agitato – аджитато — возбужденно, взволнованно

Alla marcia – алля марчиа –маршеобразно

Allegro – аллегро – весело, быстро

Allegretto – аллегретто, указание темпа, более медленного, чем аллегро

Animato — анимато – воодушевленно, оживленно

Andante — анданте – идущий, текущий; средний по скорости темп, соответствующий спокойному шагу

Andantino – андантино- темп более оживленный, чем анданте



Appassionato – аппасьонатто — страстно

Assai – ассаи — достаточно, довольно

A capriccio — а каприччьо – то же, что ад либитум

A tempo – а темпо – в темпе (то есть в основном темпе, указанном ранее)

Accelerando – аччелерандо – ускоряя

Calando – каляндо – уменьшая силу и скорость

Cantabile – кантабиле — певуче

Cantando – кантандо – певуче

Cappricciozo — капприччьозо – капризно

Con affetto – кон аффетто – с чувством, со страстью

Con anima – кон анима – с воодушевлением, с оживлением

Con brio – кон брио – с жаром

Con dolcezza – кон дольчецца – нежно, мягко

Con dolcherezza – кон дольчерецца – нежно, мягко

Con espressione – кон эспрессьёне – с выражением

Con forza – кон форца – с силой

Con moto – кон мото – подвижно

Con passion – кон пассьёне – со страстью

Con spirit – кон спирито – то же, что Con anima (кон анима)

Crescendo – крещендо – увеличивая силу звука

Da capo al fine – да капо аль фине – с начала до слова «конец»

Decrescendo – декрещендо – уменьшая силу звучания

Diminuendo – диминуэндо – уменьшая силу звучания

Dolce – дольче – мягко, нежно

Doloroso – долорозо – грустно, жалобно

Energico – энерджико – энергично

Espressivo – эспрессиво – выразительно

Forteнотной записи часто f) – форте – громко, сильно (подробнее)

Fortissimo – фортиссимо – очень громко, очень сильно

Grazioso – грацьёзо – грациозно

Grave – граве – важно, тяжеловесно

Largo – лярго – широко; весьма медленный темп

Legato – легато – плавно, связно (подробнее)

Lento – ленто – медленно

Leggiero – леджьеро – легко

Lugubre – люгубре – мрачно

Maestoso – маестозо – торжественно, величаво

Marcato – маркато – подчеркивая

Marciale – марчиале – маршеобразно

Mezza voze – мецца воче – вполголоса

Mezzo piano (в нотной записи часто mp) – меццо пьяно – не очень тихо (подробнее)

Mezzo forte (в нотной записи часто mf) – меццо форте – не очень громко (подробнее)

Misteriozo –мистерьёзо – таинственно

Moderato – модерато – умеренно

Molto –мольто – весьма, очень много

Non – нон – не

Non troppo – нон тропо – не слишком

Piano (в нотной записи часто p) – тихо (подробнее)

Pianissimo – пианиссимо – очень тихо (подробнее)

Poco a poco – поко а поко – мало-помалу, постепенно

Presto – престо – быстро

Ritenuto – ритенуто – замедляя движение

Rizoluto – ризолюто – решительно

Rubato – рубато – в свободном темпе (подробнее)

Semplice – семпличе – просто

Sempre – семпре – всегда, постоянно

Simile – симиле – подобно (предыдущему)

Shcerzando – скерцандо – шутливо

Scherzoso – скерцозо – шутливо

Smorzando – сморцандо – замирая

Sostenuto – состенуто – сдержанно, не спеша

Sotto voce – сотто воче – вполголоса

Spirituozo – спиритуозо – одухотворенно

Staccato – стаккато – отрывистоеп исполнение звуков; противоположность легато (подробнее)

Tranquillo – транквилло – спокойно

Tranquillamente –транквилляменте — спокойно

Vivace – виваче – скоро, живо

Vivo – виво – темп, более быстрый, чем allegro (аллегро), но более медленный, чем presto (престо)

Practice Exercises

Now that we have a better understanding of the differences between ritenuto and rallentando, it’s time to put that knowledge into practice. Below are some exercises to help you improve your understanding and use of these terms in sentences.

Exercise 1: Fill In The Blank

Complete the following sentences by filling in the blank with either ritenuto or rallentando.

  1. The music gradually became __________ as the conductor slowed down the tempo.
  2. The pianist played the final notes __________, bringing the piece to a gentle close.
  3. The orchestra executed the __________ section flawlessly, maintaining a steady pace throughout.
  4. The singer added a __________ effect to the song, emphasizing the emotional impact of the lyrics.

Answer Key:

  1. rallentando
  2. ritenuto
  3. ritenuto
  4. rallentando

Exercise 2: Identify The Term

Read the following sentences and identify whether ritenuto or rallentando is being used.

Sentence Term
The music gradually slows down. rallentando
The conductor signals for a sudden decrease in tempo. ritenuto
The pianist plays the final notes slowly and deliberately. rallentando
The orchestra maintains a steady pace throughout the piece. ritenuto

Explanation: In the first sentence, the music is gradually slowing down, which is a characteristic of rallentando. In the second sentence, the conductor is signaling for a sudden decrease in tempo, which is a characteristic of ritenuto. In the third sentence, the pianist is playing the final notes slowly and deliberately, which is a characteristic of rallentando. In the fourth sentence, the orchestra is maintaining a steady pace throughout the piece, which is a characteristic of ritenuto.

By completing these exercises, you can improve your understanding and use of ritenuto and rallentando in your musical performances. Remember, ritenuto means to slow down gradually, while rallentando means to slow down suddenly. Keep practicing and you’ll be a master of these terms in no time!

Приемы игры

Список основных терминов для обозначения игровых приемов. Эти термины инструктируют исполнителя использовать определенный прием игры, чтобы получить желаемое звучание.

Термин Сокращение Значение
arpeggio arp. аккорд должен быть сыгран по одной ноте, а не взят весь сразу
glissando gliss. плавное скольжение от одного звука к другому
legato связно, соединяя один звук с другим
mano destra m.d. правой рукой
mano sinistra m.s. левой рукой
con sordino играть с сурдиной
senza sordino играть без сурдины
pizzicato pizz. играть щипком на смычковых инструментах
portamento port. плавный переход от одной ноты к другой
tutti в исполнении всего ансамбля
staccato stacc. короткие и отрывистые звуки
staccatissimo staccatiss. короткие и крайне отрывистые звуки
vibrato частое небольшое изменение высоты звука

Тембры и инструменты: важные термины для понимания музыки

Тембр – это особенность звука, которая позволяет различать звуки разных инструментов или голосов. Тембр – это «отпечаток» звука, который определяется его особыми характеристиками.

Инструменты – это специальные предметы или устройства, которые используются для создания музыки. Они могут быть разных видов: ударные, струнные, духовые и клавишные.

Следующие термины помогут понять разнообразие тембров и инструментов в музыке:

  • Скрипка – струнный музыкальный инструмент, который играют с помощью смычка. У скрипки яркий и выразительный звук.
  • Гитара – струнный инструмент со шести струнами, которые играют пальцами или медиатором. Гитара может иметь разные размеры и формы, и звук зависит от материала, из которого сделаны струны.
  • Флейта – духовой инструмент, на котором играют, держа его горизонтально и издувая воздух сквозь отверстия. Звук флейты звонкий и прозрачный.
  1. Рояль – это большой клавишный инструмент, у которого механизмы внутри создают звук при нажатии на клавиши. Рояль имеет богатый и глубокий звук.
  2. Труба – это духовой инструмент, на котором играют, раздувая воздух в мундштук. Звук трубы громкий и торжественный.
  3. Барабаны – это ударный инструмент, который играют, бью по нему палочками или руками. Барабаны могут создавать разные звуки в зависимости от того, как к ним приложиться.
Инструмент Краткое описание
Фортепиано Инструмент с клавишами, при игре на котором молоточки бьют по струнам, создавая звук.
Саксофон Духовой инструмент, который имеет форму трубы и используется в джазе и других жанрах.
Бас-гитара Струнный инструмент с глубоким звуком, который используется для создания низких нот и ритмической основы.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.