После смерти Сталина
В последующем проблемы сионизма и антисемитизма обострялись в основном в связи с ближневосточной политикой СССР, направленной на урегулирование конфликта арабских стран и Израиля. Они проявлялись в 1956 году (Суэцкий кризис) и особенно в 1967 году (Шестидневная война).
После разрыва дипломатических отношений с Израилем в СССР набрала силу мощная кампания по идеологической борьбе с сионизмом. На практике она часто переходила в антисемитизм. В частности, был ограничен приём евреев в ряд престижных вузов, связанных с работой в силовых органах и за рубежом и в учреждения аналогичного профиля.
Уезжающие из СССР в другие страны евреи подвергались преследованиям как «предатели». В частности, Герой Советского Союза Михаил Грабский был лишён этого звания и всех остальных государственных наград. Информация о Героях СССР Вольфасе Виленскисе, Миле Фельзенштейне и Калманисе Шурасе вообще не была включена в двухтомный справочник «Герои Советского Союза» под редакцией Шкадова, вышедший в 1987-1988 годах.
Экономические последствия семитофобии и их влияние
Семитофобия, выражающаяся в одобрении или применении насилия к евреям, имеет серьезные экономические последствия и негативно сказывается на различных сферах общества. Участники актов семитофобии используют такие выражения, как «бить жидов», которые имеют разрушительное воздействие на экономику и общественную жизнь.
1. Потеря инвестиций и торговых партнерств: Семитофобия создает неблагоприятную атмосферу для иностранных инвесторов и торговых партнеров. Бо́льшая часть эпизодической семитофобии реализуется с использованием прямого насилия. Это создает небезопасность и нестабильность в регионе или стране, что отпугивает инвесторов и снижает объемы торговых сделок.
2. Влияние на рабочую силу и трудовой рынок: Семитофобия может привести к тому, что люди, вынужденные столкнуться с такой дискриминацией, ограничивают свои возможности и перспективы в рабочей сфере. Это приводит к ухудшению качества трудовых ресурсов, что в свою очередь оказывает отрицательное влияние на экономический рост и развитие.
3. Снижение туризма и притока иностранных гостей: Семитофобия и акты насилия могут создать негативное впечатление о месте и увеличить страх безопасности у иностранных посетителей. Это может привести к существенному снижению притока туристов и убыткам в туристической отрасли, что негативно отразится на экономике региона.
4. Распространение предвзятости и социальная нестабильность: Семитофобия создает неблагоприятную атмосферу в обществе, ведет к распространению предвзятости и конфликтам. Это приводит к социальной нестабильности, которая влияет на процветание общества и экономику в целом.
5. Ресурсы для борьбы с семитофобией: Борьба с семитофобией требует выделения ресурсов и затрат со стороны правительства и общества. Эти средства могут быть направлены на улучшение социальной инфраструктуры, образования и освещения проблемы семитофобии. В итоге, ресурсы, используемые для борьбы с семитофобией, могут быть изъяты из других важных областей, таких как здравоохранение, образование или инфраструктура.
В целом, семитофобия оказывает серьезное влияние на экономику и общество в целом. Для достижения устойчивого экономического развития необходимо преодолеть семитофобию и создать дружественную и инклюзивную среду, где каждый имеет равные возможности и права.
Борьба против использования термина «жиды»
За последние десятилетия использование термина «жиды» стало вызывать все большую критику и осуждение как в России, так и за ее пределами. Этот термин имеет негативные коннотации и исторически связан с дискриминацией и антисемитизмом.
Многие общественные и религиозные организации, включая такие организации, как Международная ассоциация «Мемориал», раввинские советы и антисемитизм кондамнирующие организации, активно выступают против использования этого термина. Они призывают к уважению прав человека, толерантности и борьбе с расизмом и дискриминацией.
В современном обществе все больше людей осознают опасность использования термина «жиды» и его влияние на наши отношения с еврейским населением. Многие стремятся к пониманию и принятию разнообразия культур и вероисповеданий, и термин «жиды» представляет собой явное нарушение этого принципа.
Международные организации, такие как ООН и Европейская комиссия против расизма и нетерпимости, также поддерживают борьбу против использования этого термина и призывают государства и общество в целом принять меры для его запрещения и осуждения.
Российская общественность не остается в стороне от этой проблемы. Многие общественные деятели, политики и активисты высказываются против использования термина и призывают к его немедленному запрету. Однако, даже при наличии некоторых положительных изменений в общественном мнении, термин «жиды» продолжает использоваться некоторыми людьми с расистскими и враждебными намерениями.
Тем не менее, осведомленность общества о проблематичности этого термина растет, и все больше людей призывают к его исключению из общественного дискурса. Такое изменение требует не только осознания вреда, который может причинить использование данного термина, но и широкой образовательной кампании и пропаганды толерантности.
В целом, борьба против использования термина «жиды» является частью более общего движения по созданию инклюзивного общества, в котором каждый человек может жить без страха дискриминации и предвзятости. Это процесс, который требует большой работы со стороны всех членов общества, но преследует благородные цели и может привести к созданию лучшего и более гармоничного общества.
Исторические корни производного прозвища
Прозвище «жид» для евреев имеет давнюю историю, которая связана с различными этапами развития их общества. Оно произошло от иудейского народа, который обитал на территории Восточной Европы и Ближнего Востока.
Истоки прозвища можно отследить до глубокой древности. В еврейской истории эпитет «жид» использовался как название иудейского народа. Однако со временем это слово приобрело негативную коннотацию, и его использование стало отражать антисемитские настроения и предрассудки по отношению к евреям.
Также следует отметить, что прозвище «жид» было широко распространено в средневековой Европе. Оно использовалось для обозначения евреев и часто сопровождалось отрицательными стереотипами и предрассудками. Это в значительной степени связано с религиозной обособленностью евреев и их отличительными чертами, которые в средневековом обществе могли вызывать недоверие и неприятие.
Прозвище | Происхождение |
---|---|
Жид | От иудейского народа |
Жидов | Из средневековой Европы |
Исторические корни прозвища «жид» и его производных отражают сложную и многогранную историю отношений между евреями и другими народами. Однако в современном обществе все больше людей осознают негативные последствия использования этого прозвища и призывают к его политической корректности.
Прозвище в средневековой Европе
Прозвище «жид» для евреев имело свое происхождение в средневековой Европе и отображало негативное отношение к еврейской общине. В этот период евреи были подвержены многочисленным преследованиям и дискриминации со стороны христианского населения. Прозвище «жид» было одним из способов выражения враждебности и отделения евреев от остального общества.
Стоит отметить, что прозвище «жид» в средневековой Европе не являлось нейтральным термином. Оно часто было использовано с целью унижения и оскорбления евреев. Прозвище стало популярным из-за своей краткости и выразительности.
В то время как христианское население считало прозвище «жид» естественным и обычным, оно заглушало настоящие имена и происхождение евреев. Это способствовало поддержанию неравноправности и отделения еврейской общины от остального населения.
При использовании прозвища «жид» по отношению к евреям в средневековой Европе, существовала целая система стереотипов, связанных с еврейским населением. Евреев считали жадными, непорядочными и нерелигиозными людьми. Эти представления стали основой для дальнейшей дискриминации и преследования евреев.
Прозвище «жид» в средневековой Европе играло большую роль в формировании общественного восприятия и отношения к евреям. Оно было базой для дальнейшего политического и религиозного насилия в отношении еврейской общины и оказало значительное влияние на их статус в обществе.
Влияние религиозных представлений
Религиозные представления иудаизма во многом связаны с национальной идентичностью еврейского народа. Евреи считают себя избранным народом Бога и придерживаются уникальных религиозных обрядов и обязанностей, которые утверждают их особое положение в обществе.
Из-за своего особого положения и обязанностей, евреи часто становились объектами преследований и дискриминации. В средневековой Европе, во времена религиозных войн и инквизиции, евреев часто воспринимали как «отверженных» и «врагов веры». Прозвище «жид» стало часто использовать для обозначения евреев и имело отрицательный оттенок, связанный с негативным восприятием их религиозных представлений.
Также, в иудаизме существуют некоторые уникальные религиозные практики, которые могут отличаться от принятых в других культурах. Например, обрезание, субботний покой и косерное питание. Эти практики могли вызывать недоумение и непонимание среди людей других религий, что в свою очередь усиливало негативное отношение к евреям и использование прозвища «жид» как оскорбления либо враждебного обращения.
Современное использование прозвища «жид» для евреев также может иметь свои корни в религиозных представлениях. Некоторые люди все еще сохраняют стереотипы и предубеждения о еврейском народе, связанные с их религиозными обрядами и верованиями. Однако, с увеличением осведомленности о толерантности и уважении к религиозным различиям, использование таких прозвищ становится все менее социально приемлемым.
Видео:История евреев в Средние века и Раннее новое времяСкачать
Еврейский вопрос и политика по отношению к Германии
Политика СССР по отношению к Германии в 1939—1941 годы, основной целью которой была максимальная отсрочка войны, часто подаёт повод для обвинений в антисемитизме. Они основаны на факте отставки Литвинова, который был евреем, с поста наркома иностранных дел (май 1939). Сменивший Литвинова Молотов провёл в НКИД «расовую чистку», заявив сотрудникам: «Мы навсегда покончим здесь с синагогой».
Вернувшийся из Москвы Риббентроп докладывал Гитлеру, что Сталин высказал в разговорах с ним решимость покончить с «еврейским засильем», прежде всего среди интеллигенции. Евреи-беженцы из оккупированных Германией польских земель и эмигранты из Германии были выданы Гитлеру. Предложение немцев о переселении немецких евреев в Биробиджан и на Украину было отвергнуто в феврале 1940 года.
Нормы права и моральные ценности
Нормы права и моральные ценности представляют собой две различные сферы, но они тесно связаны друг с другом. Нормы права представляют собой систему правил, установленных государством для регулирования социальных отношений. Моральные ценности же определяют систему убеждений, норм и представлений о том, что является хорошим и правильным поведением в обществе.
Нормы права содействуют созданию определенной моральной атмосферы, которая формируется на основе ценностей, актуальных для данного общества. Эти ценности определяют то, что считается правильным или неправильным поведением в обществе. С другой стороны, наличие моральных ценностей помогает создать конструктивную и гармоничную систему права, поскольку правовые нормы, которые основываются на этих ценностях, будут более приемлемы для общества и будут иметь большую эффективность.
В современном обществе, обращение к моральным ценностям является основой создания системы нравственных норм и правил. Большинство таких норм и правил получили свое законодательное отражение в нормативных правовых документах. Они определяют, какие поступки являются преступлением в гражданском обществе и что при этом будет считаться соответствующими наказаниями. Но учитывая все меняющиеся условия жизни, нормы права также нуждаются в периодической корректировке и модификации. В свою очередь, моральные ценности остаются неизменными и на них можно ориентироваться при создании новых законов и правил.
Выводы
- Нормы права и моральные ценности представляют ключевые элементы в образовании системы правовых и нравственных норм в обществе.
- Нормы права фиксируют правила поведения и регулируют социальные отношения между гражданами, в то время как моральные ценности определяют то, что считается правильным и хорошим поведением в обществе.
- Нормы права и моральные ценности тесно связаны между собой, и положительное влияние одной сферы на другую может быть достигнуто только в том случае, если они согласуются и действуют вместе.
Современные оценки
Некоторые современные исследователи, изучая листовки Третьего рейха, обращают внимание преимущественно на «комикс» со словами «Бей жида-политрука, рожа просит кирпича!», но игнорируют такую его часть, как «Пропуск в плен» или к «Командирам и бойцам Красной Армии!». Например, литературный критик Лев Аннинский, вспоминая удивление писателя Юрия Трифонова низким уровнем агитационной листовки про «жида-политрука…», допускает, что немцы могли разглядеть единственную «главную педаль»: «Тут главное — „жида“ найти
Мне не дает покоя мысль: неужели же в нас все-таки что-то такое было, что позволяло им надеяться уловить нас на этом уровне?».
Сторонники версии, что Великая Отечественная война началась и велась, в первую очередь, как война Третьего рейха против советских евреев, видят в немецких листовках подтверждение своим догадкам. Так, автор книг на военную тему Марк Солонин писал, что в главной немецкой листовке «Бей жида-политрука…» отражалась истинная аргументация антисемитских целей вторжения Германии на территорию СССР, кроме того, по его мнению, для советской пропаганды антисемитское содержание немецкой листовки стало неожиданностью. Схожие Солонину мысли высказывал Павел Полян, защищая свою концепцию рождения Холокоста 22 июня 1941 года, он апеллирует к нацистскому призыву «Бей жида-политрука…».
В защиту ротных политруков от «демократической общественности» выступал обозреватель «Литературной газеты» Арсений Замостьянов, утверждая, что как раз они-то почти все погибли на войне; член Союза писателей России Виктор Кузнецов вспоминал, что в детстве ему были непонятны эти листовки, так как его отец-политрук ушел на фронт, где и погиб осенью 41-го, причем, по утверждению автора, никаким «жидом» он не был. Владимир Мединский, отметив, что в листовке отразились политические и исторические мифы о России, не считал её безвредной, так как видел в листовке продуманную геббельсовскую пропаганду в стиле «Иди, камарад, сдавайся, бей жида-политрука. Это война не твоей родины с Германией, а так — нацистско-советская. Чисто идеологическая. Ничего личного». Философ Александр Никифоров листовкой с лозунгом «Бей жида-политрука, рожа просит кирпича!» иллюстрировал отношение немцев к советскому народу как к недочеловекам, а низкое качество агитационного материала объяснял неверным расчетом немцев, сравнив его с современными политтехнологиями: «Пипл схавает!». Современные исследователи считают, что изменение литературного стиля нацистских листовок и их художественного оформления наметилось уже в 1942 году, так как вульгарно-прямолинейный слоган «Бей жида-политрука, рожа просит кирпича!» практически перестал находить понимание у солдат Красной армии, на смену ему пришли более продуманные призывы.
В целом, за редким исключением, современные источники соответствуют мнению историков и очевидцев. Таким образом, большинство независимых исследователей склонны видеть в антисемитской и антисоветской части листовки «Бей жида-политрука, рожа просит кирпича!» примитивную попытку вражеской пропаганды, совпавшую с тяжелейшим начальным периодом военных действий. Однако из этого не следует вывод, что все немецкие листовки первых военных лет были настолько неубедительными, к примеру, немецкие листовки с Яковом Джугашвили, пленным сыном Сталина, часто оказывали, с точки зрения вермахта, должное психологическое влияние на советских людей.
Еврейский вопрос во внутрипартийной борьбе
Первые события, послужившие поводом для обвинений в использовании антисемитизма в политических целях в СССР, связаны с борьбой с троцкистско-зиновьевской оппозицией. Они основываются на том, что среди репрессированных в 1936—39 гг. было значительное количество евреев. Однако нет прямых свидетельств тому, что в это время в ходе репрессий в отношении евреев делались какие-то национальные предпочтения
Впрочем, Троцкий заявил об антисемитской подоплеке Московских процессов, обратив внимание как на большой процент евреев среди подсудимых, так и тот факт, что в прессе, кроме партийных псевдонимов, раскрывались и «истинные» еврейские фамилии подсудимых. Как полагают некоторые исследователи, именно для парирования этих обвинений в конце 1936 г
в СССР было опубликовано данное за 5 лет до того интервью Сталина Еврейскому телеграфному агентству, с высказываниями о «пережитке каннибализма» и пр. К концу 1930-х гг. в ближайшем окружении Сталина осталось лишь два еврея: Л. М. Каганович и Лев Мехлис.
Тем не менее, историк Геннадий Костырченко в книге «Тайная политика Сталина: власть и антисемитизм» полагает, что до конца 1930-х годов никакой политики антисемитизма власть не проводила: еврейская культура и национализм подавлялись равно со всеми прочими национальными культурами и движениями, а процент среди репрессированных в процессах 1937—1938 года был не выше, чем среди других национальностей. Он же при этом утверждает, что с конца 1930-х годов личный антисемитизм Сталина стал проявляться в государственной политике, и это была политика антисемитская.
Примечания
- ↑
- Жид, жидовин // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — СПб., 1908—1913.
- «Толковый словарь живого великорусского языка» Владимира Ивановича Даля издания «Товарищества М. О. Вольфъ» 1912 года.
- . Дата обращения: 27 июня 2022. 21 сентября 2020 года.
- Григорий Дьяченко Полный церковно-славянский словарь. Москва, 1899. Архивная копия от 17 августа 2014 на Wayback Machine
- V. Jagić. Quattuor evangeliorum codex glagoliticus olim Zographensis nunc Petropolitanus, Berolini, 1879; переиздано в Граце в 1954 г. глава 18 стих 35. Дата обращения: 27 июня 2022. Архивировано 25 июля 2021 года.
- Мариинское евангелие 4183500
- Ассеманиево Евангелие стр. 202
- Ostromirovo Evangelie 1056—1057. Евангелие от Иоанна 18:35. Дата обращения: 27 июня 2022. Архивировано 25 июля 2021 года.
- Архангельское Евангелие 1092 года. Исследования. Древнерусский текст. Словоуказатели. М.: Научно-издательский центр «Скрипторий», 1997. — 674 с; стр. 248
- Евангелие от Иоанна на церковно-славянском глава 4 стих 9. Дата обращения: 2 февраля 2014. Архивировано 4 февраля 2014 года.
- Евангелие от Иоанна на церковно-славянском глава 7 стих 11. Дата обращения: 2 февраля 2014. Архивировано 4 февраля 2014 года.
- Евангелие от Иоанна на церковно-славянском глава 6 стих 4. Дата обращения: 2 февраля 2014. Архивировано 4 февраля 2014 года.
- . Дата обращения: 28 сентября 2009. Архивировано 11 ноября 2007 года.
- Западные окраины Российской империи. / науч. ред. М. Долбилов, А. Миллер. — М.: Нов. лит. обозрение, 2006. — С. 304.
- . Дата обращения: 27 июня 2022. 28 апреля 2022 года.
- . Дата обращения: 27 июня 2022. 28 апреля 2022 года.
- Словарь русского языка, составленный Вторым отделением Императорской академии наук. — Т. 2. Е, Ж, З. — СПб., 1907. — Кол. 484.
- Краткий толковый словарь русского языка. / под ред. П. Стояна. — 1913. — С. 206.
- МАРЛО Кристофер // Энциклопедия Кольера. — Открытое общество. — 2000.
- (позднее традиционно «Дочь кардинала») Галеви, Якоб // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907. — Т. 7а., 1892 год
- Прокофьев С. С. Дневник 1907—1918 / предисл. Святослава Прокофьева. — Paris: sprkfv , 2002. — Т. 1. — С. 663—664. — 813 с. — ISBN 2951813805.
- Солженицын А. И. Двести лет вместе. — Ч. 2. — 2002. — С. 34.
- Дата обращения: 3 февраля 2014. 19 февраля 2014 года.
- Словарь Ушакова — Жид (недоступная ссылка) (недоступная ссылка с 14-06-2016 )
- Жид // Словарь русского языка / Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер.. — М.: Русский язык; Полиграфресурсы, 1999. — Т. 1. — ISBN 5-200-02673-3.
- Д.Н. Ушаков. Жид // Толковый словарь Ушакова. — 1935—1940.
- Сичинава Д. 20 вещей, которые надо знать о словаре Даля. arzamas.academy. Дата обращения: 31 января 2019. Архивировано 1 февраля 2019 года.
- Жадов А. С. Северо-западнее Сталинграда // Четыре года войны. — М.: Воениздат, 1978.
- Саратовского священника, назвавшего имя для крещения «жидовским», отстранили от богослужения. rosbalt.ru (23 октября 2013). Дата обращения: 26 октября 2013. Архивировано 26 октября 2013 года.
- При правительстве УНР было организовано Міністерство єврейських справ.
- . Дата обращения: 28 февраля 2017. Архивировано 1 марта 2017 года.
- . r-u.org (13 декабря 2012). Дата обращения: 15 декабря 2012.
- jidan, jidani s. m. 1. (pop., peior.) evreu. 2. afacerist lipsit de scrupule. Дата обращения: 10 октября 2015. Архивировано 5 марта 2016 года.
- . Дата обращения: 24 июля 2013. Архивировано 15 июня 2013 года.
Утверждения об антисемитизме Сталина
Доктор исторических наук Геннадий Костырченко утверждает, что Сталину был присущ личный антисемитизм и что этот факт подтверждается свидетелями с дореволюционного времени. Публично Сталин неоднократно выступал с заявлениями, сурово осуждающими антисемитизм.
Тема антисемитизма широко использовалась идеологическими противниками Сталина.
Троцкий считал провокационным и «сознательно двусмысленным» замечание Сталина: «мы боремся против Троцкого, Зиновьева и Каменева не потому, что они евреи, а потому, что они оппозиционеры», которое, помимо буквального смысла, напоминало о еврействе оппозиционеров. Еврейская энциклопедия приводит утверждение социал-демократа Н. В. Валентинова о том, что Рыков в разговоре с ним также возмущался антисемитизмом Сталина, заявившего ему: «Мы вычистили всех жидов из Политбюро». Бывший секретарь Сталина Б. Бажанов, бежавший затем на Запад, заявлял, что в партии Сталин имел репутацию антисемита ещё со времен Гражданской войны (его борьба с Троцким и его сотрудниками-евреями во время «военной оппозиции»). Бажанов утверждал, что в его присутствии Сталин выразился об одном из руководителей комсомола: «Что этот паршивый жидёнок себе воображает!»
Сталина обвинял в скрытом антисемитизме Н. С. Хрущёв, который в своей книге писал: «Когда в своем кругу ему приходилось говорить о каком-то еврее, он всегда разговаривал с подчеркнуто утрированным произношением. Так в быту выражаются несознательные, отсталые люди, которые с презрением относятся к евреям и нарочно коверкают русский язык, выпячивая еврейское произношение или какие-то отрицательные черты». По утверждению Хрущёва, когда возникла проблема протестных выступлений («волынки») на одном из московских заводов, инициативу которых приписывали евреям, Сталин заявил ему: «надо организовать здоровых рабочих, и пусть они, взяв дубинки в руки, побьют этих евреев».
По утверждению В.Андерса, в 1941 году во время переговоров с польскими представителями (премьером B.Сикорским и генералом В.Андерсом) Сталин выразил полную солидарность с антисемитской позицией поляков, дважды подчеркнув: «Евреи — плохие солдаты».
Об антисемитизме Сталина заявляла его дочь Светлана Аллилуева, связывая его происхождение с временами борьбы против оппозиции. Она утверждала, что отец ей говорил: «Сионизмом заражено все старшее поколение, а они и молодежь учат… сионисты подбросили тебе твоего муженька» (в мае 1947 г. Светлана Сталина по настоянию отца развелась с мужем, евреем Г. Морозовым).
И. Л. Солоневич скептически относился к попыткам объяснить репрессии против евреев антисемитизмом Сталина и партийной верхушки. Он писал: «Первый период разгрома троцкизма и прочих оппозиций, первые шаги по пути коллективизации были ознаменованы и ударом по еврейству. В тех же профессиональных союзах, о которых я уже говорил и которые я знаю весьма досконально, одного за другим стали убирать председателей-евреев и ставить председателей-неевреев, по преимуществу русских. Московские евреи открыто стали говорить об антисемитизме Сталина, как они, вероятно, говорят и сейчас, после „расстрела шестнадцати“. Но, как мне кажется, дело вовсе не в сталинском антисемитизме, ежели бы такой и существовал. Дело в том, что для разорения страны, для насильственного загона ее в социалистический рай Сталину потребовалась просто-напросто сволочь. Это слово я употребляю не в качестве ругательства, а в качестве термина. Нужно было подобрать твердой души прохвостов и без мозгов людей, которые были бы только марионетками в руках всемогущего партийного аппарата. Ничто мало-мальски интеллигентное для этой цели не годилось. Евреи, занимавшие руководящие посты хотя бы в тех же профсоюзах, были людьми все-таки более или менее интеллигентными — вот их и разогнали.»
Современное использование фразы
Использование данной фразы является противозаконным и наказуемым в большинстве стран, включая Россию. В соответствии с законодательством, антисемитические высказывания могут рассматриваться как основание для уголовного преследования или административной ответственности.
Однако, несмотря на запрет данной фразы, некоторые люди все еще продолжают использовать ее, основываясь на своих предубеждениях и негативных стереотипах. Интернет и социальные сети предоставляют площадку для распространения подобной ненависти, что создает угрозу для безопасности и благополучия еврейской общины.