«ширли-мырли»: что мы до сих пор не знали о любимом фильме

В чем смысл фильма Ширли-мырли

Яркая, искромётная буффонада комедии идеально отображает состояние России после перестройки. Создателю фильма Владимиру Меньшову удалось показать всё то, что замечал каждый житель страны, но боялся сказать даже самому себе.

Жизнь как зеркало

Фильм насыщен событиями. Всё происходит быстро, нет порядка, стройности. И это любопытное построение сюжета отражает реальность тех лет.

В стране действительно всё было сумбурно. Народ, не привыкший к новой реальности, не понимающий, что происходит, переживал весь хаос, творившийся после перестройки. Создатели фильма вынесли ситуацию на суд зрителя, придали ей лёгкости и комичности.

Новые порядки

В фильме просматривается акцент на печальный порядок в те времена. Милиция потеряла свой авторитет, и на смену стражам порядка, до этого пользующимся уважением, пришли бандиты, или так называемая мафия. Создатели фильма намеренно подчеркнули этот печальный факт. Мафия вдруг стала престижной в России.

Эта прослойка общества перетянула на себя обязанность милиции — защищать.

Все люди-братья

Основной идеей, которую хотел показать режиссёр в своей комедии, стали отношения между разными национальностями.

Он хотел показать всю важность понимания других наций, уважения к их обычаям и порядкам, их менталитету. Задумка создателю картины удалась, каждый задумался о том, сколько вокруг людей всех возможных наций, и у каждого свои мысли и чувства

Русская мечта

«Спаситель России» прекрасно отражает все состояние страны тех времён. Многие жили небогато, не знали, чем заняться в новых условиях. И тонкая сцена фильма, когда все летят на Канарские острова на три года показывает мечты людей — избавиться от беспорядка и чувства неопределённости, и улететь на райские острова, к красивой и спокойной жизни.

Американская мечта

С юмором показаны и отношения России и США тех времён. Помощь вроде бы все видели, но не было чувства, что относится Америка к нашей стране как к равной. Грустно всем от сцен в фильме, где Америка преподносится как высшее государство, где царит порядок и благосостояние.

Но создатели не собирались идеализировать Америку, они показали не только её недостатки, но и патриотизм русского народа.

Музыка перемен

Подчёркивает большие перемены в жизни страны после перестройки и музыка в фильме. На концерте, где Василий Кроликов вынужден был заменить своего брата, дирижёра Иннокентия Шниперсона, классический концерт превратился в весёлое представление с чисто русскими, давно забытыми мелодиями.

И серьёзно настроенный на строгую классическую музыку зал подхватил родные мотивы и развеселился.

Смысл финала

В конце фильма все улетают на Канарские острова. Все страсти утихли, все выглядят спокойными и умиротворёнными.

И в этом кроется особый пророческий смысл. Создатели фильма пытаются донести до зрителя чёткое осознание того, что хаос непременно закончится. Впереди людей ждёт спокойная жизнь. Бескрайние просторы, которые видят все из самолёта, подчёркивают общую картину умиротворения.

Внизу, среди лесов и юрт, глухих деревень и шумных городов счастливцев, улетающих на острова мечты, приветствуют люди разных национальностей. И все они похожи на Василия Кроликова. Эта сцена подчеркивает основную идею фильма о том, что все люди-братья. Кроме основной мысли о братстве народов режиссёр хочет сказать, что мечты должны сбываться, даже такие безумные, как путешествие на Канарские острова на три года.

Сюжет[править]

В Якутии нашли огромный алмаз, получивший название «Спаситель России». Русская мафия во главе с Козюльским собралась наложить на него лапу, но опоздала: это уже сделал вор-ловкач Василий Кроликов и проглотил алмаз для лучшей сохранности. Кроликов только имитирует, что алмаз проглочен, но прочие персонажи и невнимательный зритель верят, что по-настоящему.

Мафия и милиция начали охоту за Кроликовым, но по ошибке арестовали похожего на него как две капли воды знаменитого дирижёра Иннокентия Шниперсона, который как раз собрался жениться на американке Кэрол Абзац. Разразился международный скандал, в который были вовлечены американский посол и российский президент.

Мама (на самом деле тётя) Васи Прасковья Алексеевна призналась, что Кеша — его брат-близнец, которого она отнесла в детдом. Васе было тяжело смириться, что у него, труЪ русского, есть брат-еврей, но он смирился и пришёл в милицию сдаваться, чтобы Шниперсона освободили. По ходу приключений братья поругались и подружились, сойдясь на том, что цыганщина портит музыку.

Затем в милицию пришёл цыган Роман Алмазов, жалуясь на дискриминацию своего народа, и на этот раз вместо Кроликова арестовали его, так как он тоже похож на него как две капли воды. Земфира, его жена, видя, что Кеша обнимает незнакомую женщину, приняла его за мужа и устроила сцену ревности. Но и Романа тоже освободили. Всё это время в отделении милиции сидел рецидивист Суходрищев и время от времени подавал сногсшибательные реплики. Прасковья Алексеевна призналась Васе, что это она подкинула Рому в цыганский табор. Братья опять поругались и подружились, сойдясь на том, что их объединяет главное — они все белые.

Мафиози во главе с Козюльским никак не могли добиться своей цели. Закончилось всё грандиозной дракой, гигантским свадебным тортом и десантом спецназа, который спустился на вертолёте и забрал всю Кроличью семью. На прощанье Кроликов крикнул Пискунову и его помощнику-лейтенанту: «Вы закусывайте!». Милиционеры стали с горя пить водку, обмывая повышение, в поисках капустки покрепче вскрыли кочан и нашли там тот самый алмаз!

И вот наши герои сели в самолёт, летящий на Канары. А двое чернокожих стюардов с сильным акцентом по-русски объясняют, как пользоваться спасательными жилетами. И тут тётя падает на колени: «Патрик, сыночек, наконец-то ты нашёлся!». На вопрос офигевшего Васи: «Мама, так сколько всего было братьев?» она традиционно ответила, что всех племянников ей было не поднять, и потому Патрика она отдала в американское посольство. Потому что он был чёрный — бабушка согрешила с негром…

И вот самолёт летит над планетой Земля, а ему машут другие пары в исполнении Гаркалина и Алентовой: чукчи, японцы, индейцы… В общем, все люди — братья и, похоже, сёстры.

«Меньшов меня не воспринимал»: Гаркалин вспомнил о конфликте с режиссером «Ширли-мырли»

В 1995 году на экраны вышла картина Владимира Меньшова «Ширли-мырли». Актер Валерий Гаркалин сыграл сразу три роли в комедии-фарсе и впоследствии был благодарен режиссеру за такую возможность.

Подпишитесь и читайте «Экспресс газету» в:

Во время съемок «Ширли-мырли» отношения между Гаркалиным и Меньшовым складывались сложно. Дело было в самом Валерии Борисовиче, который обвинял режиссера в предвзятом отношении к себе. На съемки культовой комедии-фарса Гаркалина пригласил не Меньшов, а его ассистент. И когда актер наконец-то встретился с Владимиром Валентиновичем, то увидел на его лице сожаление.

Актер был уверен, что режиссер не только не ценит, но и не любит его. Мириться с этим Валерий Борисович не хотел, пытаясь добиться расположения мэтра. Время от времени он делился своими переживаниями с партнерами по съемочной площадке.

Гаркалин решил последовать совету актрисы. Выбежав из гримерки, ему повезло сразу же столкнуться с Меньшовым. Правда, вместо признания Валерий Борисович предъявил режиссеру, что тот его не любит. Интересно, что сам Меньшов потом признался, что Гаркалин показался ему сумасшедшим — все же актеру приходилось много работать на съемках «Ширли-мырли». А на само обвинение артиста Владимир Валентинович отреагировал неожиданно.

Валерий Гаркалин в фильме «Ширли-мырли». Фото: кадр из кинокартины

Остекленевший взгляд и скупые слезы: осунувшаяся Юлия Меньшова у гроба отца

В Большом зале Дома кино проходит церемония прощания с выдающимся советским и российским режиссером Владимиром Меньшовым. Он скончался 5 июля от последствий коронавируса.

Напомним, что 8 июля в Москве состоялось прощание с Владимиром Меньшовым, скончавшимся от последствий коронавируса на 82-м году жизни. Проводить мэтра отечественного кинематографа пришло немало звезд, в том числе и Гаркалин. Актер тогда признался, что смерть Меньшова стала для него ударом, ведь режиссер «Ширли-мырли» сильно повлиял на его карьеру.

Юлия Раевская

«Судьба человека» Валерий Гаркалин Владимир Меньшов

Персонажи[править]

  • Братья-близнецы (Валерий Гаркалин): Вор-виртуоз Вася Кроликов, русский.
  • Дирижёр и композитор Иннокентий Шниперсон, еврей.
  • Цыганский барон Роман Алмазов.
  • Стюард на авиалайнере Патрик Кроликоу, афроамериканец.

Вторые половинки братьев (Вера Алентова):

  • Люсьена Кроликова.

Кэрол Абзац.
Земфира Алмазова.
Уитни Кроликоу.
Проводница Прасковья Алексеевна Кроликова (Инна Чурикова), тётя братьев-сирот, воспитавшая Васю.
Престарелый мафиозо Козюльский (Армен Джигарханян). Шутки ради носит до несуразности здоровенные солнечные очки в сочетании с официальным костюмом/малиновым пиджаком.
Мафиозо Алексей Феофилактович, специалист по уголовной истории России (Лев Борисов).
Капитан милиции Жан-Поль Николаевич Пискунов (Игорь Угольников), следователь, расследующий похищение алмаза.

  • И его помощник-лейтенант (Сергей Баталов).

Покупатель алмаза (Ролан Быков).
Алкоголик-дебошир-рецидивист Суходрищев (Олег Табаков) «А ну не трожь ментов наших!» с бутылкой любимого напитка в кулаке.
Посол США в России (Леонид Куравлёв) и его супруга (Любовь Полищук), собирательница русского фольклора.
Сосед Кроликовой (Олег Ефремов).
Кузя (Александр Ворошило), преданный фанат Шниперсона, крайне не одобряющий женитьбу дирижёра на американке.
Президент России (Владимир Меньшов).

Ширли-Мырли

Расскажите, пожалуйста, что сказал Президент, когда узнал, что вы нашли алмаз? Расскажите, пожалуйста, это очень важно… Не думала, что вы прилетите. Неделю назад последнюю тушёнку съели

— Что вы почувствовали, когда нашли алмаз? — Выпьем! Наливай! — Вы чувствовали себя национальными героями? — Да отвалите со своими вопросами! Я вообще хотел его просто выбросить. Думал — камень. А я, а я ему говорю: «Ты что, ох***л?!» И я так как она подумал — ну, в смысле, — алмаз! … летит себе, летит планета голубая По имени Земля, по имени Земля. И вместе с ней летят все страны и народы, А где-то в глубине, невидимой для глаз, Лежит себе лежит кусочек углерода, За тысячи веков спресованный в алмаз. Алмаз, невероятный алмаз… Насчёт названия у нас вообще разногласий не было. Давайте, говорю, назовем в честь 3-й годовщины образования СНГ 3-й годовщиной образования СНГ. — А я, а я ему говорю: «Ты что, ох***л?!» — То есть вы сразу согласились на такое название. — А тут другого-то не придумаешь, вы на алмаз-то посмотрите, он же вылитая 3-я годовщина… ну как его… этого… Да… Ну ты знаешь. Щас, блин, сука, всех перестреляю! Броня! Бронислава! Испугались, демократы хреновы?! Получай! Весь мир следит за событиями, которые разворачиваются вокруг алмаза, найденного в России. Южноафриканские шахтёры поклялись не выходить на поверхность пока не отыщут более крупный самородок. Шахтёры: We ain’t gonna leave the mine too serious. You motherfucker. Сегодня в 12 часов 48 минут в Якутии при разработке алмазной трубки «Бесперспективная» был найден самородок необычайной величины. Грандиозный, фантастический, великолепный, самый большой в мире алмаз, найденный в России, — на пути в Москву! Через 2 минуты вы услышите обращение Президента России к русскоязычным россиянам. Прежде всего я хочу поздравить всех россиян с громадным праздником на нашей улице. Я всегда говорил, что спасти нас может только чудо — оно и произошло… Если правительство примет решение продать этот алмаз, то это не только полностью снимет проблему нашего внешнего долга, но и позволит всей стране, всем ее жителям, три года проживать на Канарских островах. Переговоры с кенарами мы уже ведём… Скорость 350, высота — 200. Нормально идёт… Ты смотри какой туман-то в Москве, а? Ни хрена не видно! Не волнуйтесь, ребята, мы вам посадим! Скорость 250, высота — 100. Слушай, кто нас там ведёт? Это ты, Витя? Ну, брат, — со всей страны специалистов собрали. Не рассказали… Ну вот. А ты дурочек боялась! Полк! Равняйсь! Смирно! К торжественной встрече государственной комиссии оставим свою столицу нашей родины! Алмаз — Спаситель России! На караул! — Товарищ генерал армии, разрешите доложить… —

Эти 20 фраз мы употребляем, порой даже не зная, что они — из фильмов Владимира Меньшова

В эти дни о величии и даже гениальности Владимира Меньшова — и как режиссера, и как артиста — будет сказано немало. Гениальность — понятие заезженное и девальвированное из-за частого употребления. Великий? Если брать за критерий наличие «Оскара» (а он для советских режиссеров был практически недостижим), то да, таких в истории отечественного кино трое — Сергей Бондарчук, Никита Михалков и он.

В общем, оценивать Владимира Меньшова можно долго и по-разному, но очевидно, что он один из самых значимых режиссеров советского кино. Да еще и качественный актер, такое вообще редко встречается.

У Меньшова был редкий дар — создавать народные фильмы. Не тупую клюкву, как сериалы на «России-1», и не «мощные полотна» о метафизике русской души, а хорошее, качественное и то, что называется «родное кино».

Таких мастеров за всю историю отечественного кинематографа можно по пальцам одной руки пересчитать: Гайдай, Рязанов, Данелия и Меньшов. Есть отдельные суперкинокартины в этом жанре у отдельных режиссеров, но сделать таких больше двух удалось единицам.

Показателем этой «народности» может быть то, что население бывшего СССР употребляет фразы из фильмов Владимира Меньшова, причем некоторые по несколько раз на дню. И большинство даже не знают, что это — цитаты из его картин.

Эти фразы заменяют постсоветским людям опознавательную систему «свой — чужой». Любого «не нашего» человека, даже без акцента говорящего по-русски, можно вычислить, если окажется, что он не знает этих выражений.

Причем они уже давно живут своей жизнью. Множество молодых людей сейчас употребляют эти фразы, даже не зная первоисточника.

«Росбалт Like» в память о Владимире Меньшове собрал такие цитаты, опустив просто культовые высказывания и цитаты или просто запоминающиеся моменты из его фильмов, которых, конечно же, намного больше.

Из фильма «Розыгрыш» (1976 год)

«Хороший человек — не профессия».

Из фильма «Москва слезам не верит» (1980 год)

«Шашлык женских рук не терпит»

«В квартиру всех впускать, никого не выпускать! В случае сопротивления — открывать огонь!»

«Москва — не резиновая» (в оригинале «Все в Москву лезут, будто она резиновая»).

«А шнурки тебе не погладить?!»

«Это не живот, это комок нервов» (в оригинале «Это комок нервов»)

«Не учите меня жить, лучше помогите материально!»

«Стабильности нет»

«Будет одно сплошное телевидение».

«О, какие люди, и без охраны!»

«Интеллектом явно не изуродован».

«Глухо как в танке»

«Вечер перестает быть томным»

Из фильма «Любовь и голуби» (1984 год)

«Как девчушку-то назвали»

«Девушки, уймите вашу мать!»

«Страшную весть принес я в твой дом, Надежда! Зови детей!»

— Ах ты, сучка ты крашена! — Почему же крашеная, это мой натуральный цвет!

«Что характерно — обнаглели!»

Из фильма «Ширли-мырли» (1995 год)

  • «Не сын ты мне, Васятка»
  • «Капусточка, мама, конечно, дело хорошее, но в доме надо держать и мясные закуски».
  • «А тут ты, Васенька, ко мне ручки-то и потянул»
  • «Тетя-мама! Скажи ты мне как на духу, как русский человек русскому человеку: фактически, я что, Изя Шниперсон?!»

«Я этого пидора в Химках видал…»

Сегодня дочь Владимира Меньшова Юлия опубликовала в Instagram пост в память об отце.

Употребление в современном общении

Выражение «Ширли-Мырли» используется в современном русском языке для обозначения смешанных и неопределенных данных, фактов или ситуаций

Оно подразумевает что-то неясное, непонятное или неважное

В повседневной речи «Ширли-Мырли» может употребляться для описания ситуации или информации, которая не несет существенной ценности или важности, либо не имеет четкого определения или значения. Также это выражение можно использовать, чтобы указать на несерьезность или нелогичность какой-либо идеи или предложения

Примеры использования выражения «Ширли-Мырли» в современном общении:

Пример
Контекст использования
Не понятно, что это за дела, тут одни ширли-мырли.
Выражение используется для описания неопределенных и непонятных ситуаций.
Этот отчет написан таким образом, что ничего не понятно – одни ширли-мырли.
Выражение указывает на нечеткость и нелогичность представленной информации.
Он рассказывал какую-то ширли-мырли историю, ужасно скучную.
Выражение используется для описания неинтересной или неважной информации.

Выражение «Ширли-Мырли» является сленговым и неформальным, поэтому его использование следует ограничивать разговорной речью и не применять в официальных или деловых контекстах.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.