Межнациональные отношения. Этносоциальные конфликты (11 класс)
В настоящее время развитие межэтнических отношений связано с двумя противоположными тенденциями:
— Тенденция к объединению наций в результате глобализации экономики, глобального разделения труда и доступности информации в современном мире,
— Тенденция каждой нации функционировать независимо, что связано с тем, что люди гордятся своей культурой и многовековой историей и стараются сохранить и укрепить наследие предков, чтобы не погибнуть среди других наций.
Противоречие между этими двумя тенденциями является основной проблемой межэтнических отношений. Все остальные противоречия вытекают из него:
- между интересами отдельной нации и интересами общества;
- между необходимостью консолидации государств для решения глобальных экономических проблем и желанием наций сохранить свою самобытность;
- между национальными государствами в силу специфики их интересов (например, конфликты из-за нужды в природных ресурсах);
- между людьми разных национальностей в многонациональных коллективах из-за различия в обычаях, традициях, мировоззрении.
Этнические конфликты часто создают почву для возникновения и развития определенных идеологий:
Национализм — это психологическая убежденность в превосходстве одной нации над всеми другими, основанная на преувеличенном чувстве любви к собственной нации. Национализм часто подразумевает идею об избранности той или иной нации, что сопровождается фальсификацией истории.
Шовинизм — это политика политического, экономического и духовного угнетения одной нации над другой, пренебрежение правами, ценностями и традициями другой нации со стороны другой.
Признаки принадлежности к нации
Помимо субъективной самоидентификации, то есть внутреннего уверения человека в принадлежности к той или иной нации, существуют и вполне объективные признаки, по которым можно определить национальную принадлежность того или иного индивидуума.
Разберем их подробнее:
Общность языка
Каждой нации присущ тот или иной язык. При этом отдельные языки могут иметь общее происхождение и быть в употреблении родственными народами. Так, к примеру, к восточнославянской языковой группе относятся русский, белорусский и украинский языки.
Однако владение тем или иным языком не является определяющим при определении национальной принадлежности. Так, на русском языке разговаривают многие неславянские народы РФ и бывшего СССР.
Справка! Русский выступает языком не только русского народа, но и является средством межнационального общения.
Культура
Каждому народу свойственны определенные культурные особенности, которые включают в себя фольклор, обычаи и традиции. Однако в эпоху глобализации культурные различия между народами постепенно стираются.
Антропологические характеристики
Учеными подмечено, что представители разных народов имеют определенные черты внешности, свойственные только им. Однако в крупных этнических общностях антропологические характеристики могут разниться, что видно на примере русского народа, к которому причисляют себя люди с совершенно разной внешностью.
Отдельно следует выделить религиозную идентичность. К примеру, евреями могут считаться все исповедующие иудаизм, поскольку именно религия в данном случае является определяющим фактором самоидентификации народа.
Таким образом, указанные выше признаки могут лишь косвенно свидетельствовать о национальной принадлежности. Говорить о принадлежности человека к той или иной общности можно же при сочетании внешних признаков и внутренней самоидентификации человека.
Литература[править | править код]
- Арутюнов С. А. // Народы мира. Энциклопедия. — М.: ОЛМА Медиа Групп, 2007.
- Бромлей Ю. В. Очерки теории этноса.. — 3-е изд., испр.. — М.: Книжный дом «Либроком», 2009. — 440 с. — ISBN 978-5-397-00836-5.
- Гуляихин В. Н. Этноколлективное бессознательное как детерминанта социально-политического развития // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 7: Философия. Социология и социальные технологии. 2007. № 6. С. 76-79.
- Гумилёв Л. Н.
- Гумилёв Л. Н. // Доклады Географического общества СССР. — 1967. — Вып. 3. — С. 3-17.
- Гумилёв Л. Н. // Доклады Географического общества СССР, 1967. — Вып. 3. — С. 90-107.
- Гумилёв Л. Н. Этнос и ландшафт. // «Известив ВГО», Т. 100, 1968. — № 3. — С. 193—202.
- Гумилёв Л. Н. Этно-ландшафтные регионы Евразии за исторический период. // «Доклады на ежегодных чтениях памяти Л. С. Берга», ХIII-XIV. — Л., 1968, стр.118-134.
- Гумилёв Л. Н. (Доклад на совместном заседании Отделения этнографии и палеогеографии 7 апреля 1967 г.) // Доклады Географического общества СССР, 1970. — Вып. 15. — С. 143—157.
- Гумилёв Л. Н. Этногенез в аспекте географии. (Ландшафт и этнос: IХ). // «Вестник ЛГУ». — 1970. — № 12. — Вып. 2. — С.88-93.
- Гумилёв Л. Н. Этногенез и этносфера // Природа. — 1970. — № 1-2.
- Гумилёв Л. Н. Этнос — состояние или процесс? (Ландшафт и этнос: ХI). // Вестник ЛГУ. — 1971. — № 12. — Вып. 2. — С. 86-95.
- Гумилёв Л. Н. Этногенез — природный процесс. // Природа. — 1971. — № 2.
- Денисова Г. С., Радовель М. Р. «Культура как форма проявления этноса. О подходах к анализу» // Денисова Г. С., Радовель М. Р. Этносоциология. — Ростов н/Д: Изд-во ООО «ЦВВР», 2000. — 280 с.
- Кара-Мурза С. Г. «Теория и практика конструирования народов»
- Лурье С. В. Историческая этнология. — М.: Аспект Пресс, 1997. — 448 с. — ISBN 5-7567-0205-7.
- Садохин А. П., Грушевицкая Т. Г. Этнология: Учебник для студ. высш. учеб. заведений. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. — С. 320. — ISBN 5-7695-1530-9.
- Уразалиева Г. К. Дети перестройки. Формирование этнической идентичности // Двадцать лет перестройке. Эволюция гуманитарного знания в России. Материалы Международного научно-образовательного форума 27-28 апреля 2005 г. — М.: РГГУ, 2005.
- Элез А. Й. Критика этнологии. — М.: МАИК «Наука/Интерпериодика», 2001. — 304 с. — ISBN 5-7846-0063-X.
- Культура и этнос. Учебное пособие для самостоятельной работы студентов / Сост. Л. В. Щеглова, Н. Б. Шипулина, Н. Р. Суродина. — Волгоград: Перемена, 2002.
Признаки и общие черты
Изначально признаки этноса были исключительно биологические. Между людьми наблюдались внешние схожие черты. Когда развитие цивилизации преодолело барьер племенного общества, классификация признаков тоже изменилась. Сегодня это:
- этническое самосознание;
- характер;
- язык;
- самоидентификация;
- этнонимы;
- культура.
Этническое самосознание во многих научных трудах определяется как важнейший признак. Рассматривается с двух сторон. Во-первых, у человека формируются собственные идеалы и отношения к ценностям. Он понимает, как нужно поступать, чтобы было правильно. Во-вторых, присутствуют социальные и психологические моменты. Люди проявляют свои чувства, у них появляется круг общения, исходя из симпатий.
Без единого языка наблюдается дифференциация общностей. Люди должны понимать друг друга, выражаться одинаково. Иначе этнос распадается или разделяется на несколько типов по лингвистическим особенностям.
Самоидентификация обязательна в формировании этнического общества. Человеку нужно чувствовать, что он несет определенную функциональную нагрузку среди других людей и для них. Они взаимодействуют между собой. Каждый член общества выполняет конкретную работу, получая взамен помощь остальных.
Этнонимы — признак, сохранившийся со времен племен и родов. Это внешние схожие черты, объединяющие нации, расы или семьи (цвет кожи, форма носа, растительность на теле и так далее).
Культура — важнейшая составляющая всех этнических групп. Это такой элемент, который человек создает самостоятельно, он не формируется благодаря обычным и естественным природным процессам. В этническом плане культура — совокупность духовных и материальных ценностей, унаследованных от предков. Она тоже играет идентификационную роль и сказывается на стиле жизни, поведенческих факторах.
Материал к ЕГЭ. Легко и просто. Этнические общества.
Этнические общества.
Основной материал, необходимый к ЕГЭ, который легко запомнить.
Этнос (греч.) – народ.
Этнические общности – это исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, которая связана между собой общим происхождением и длительным совместным существованием, общностью языка, культуры, психологического склада и самосознания, а также осознанием своего единства, отличия от других подобных образований.
Типы этнических общностей.
Род – тип этнической общности, присущий преимущественно первобытно-общинному строю, основанный на кровнородственном единстве, члены рода ведут свое происхождение по одной линии (материнской или отцовской).
Племя – это совокупность родов, связанных между собой общими чертами культуры, осознанием общего происхождения, а также общностью диалекта, единством религиозных представлений, обрядов.
Народность – это исторический тип этнической общности, возникающий в период разложения родоплеменной организации общества, характеризующийся единством территории, языка, психического склада, культуры. Территориальное единство поддерживается государственным принуждением. Основу народности составляет именно политическое единство, поддерживаемое, прежде всего, силой государственной власти.
Нация – исторически сложившийся высший тип этнической общности, для которого характерно единство:
- территории,
- экономической жизни,
- культуры, языка,
- национального самосознания,
- типичные черты психического склада,
- общность исторической судьбы.
Нации складываются тогда, когда политическое единство в пределах территории начинает поддерживаться не только и не столько государственным принуждением, сколько экономической заинтересованностью в функционировании единого хозяйственного механизма, единого рынка.
Национальность – принадлежность к определённой нации.
Национальное меньшинство – совокупность людей определённой национальности, проживающей на территории определённого государства, являющихся её гражданами, но не принадлежащих к коренной национальности.
Малые народы – коренные, малочисленные народы, численностью примерно менее 50 тысяч человек, живущие на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционные образ жизни, хозяйствование и промыслы и осознающие себя самостоятельными этническими общностями.
Диаспора — (греч. διασπορά, «рассеяние») — часть народа (этноса), проживающая вне страны своего происхождения, образующая сплочённые и устойчивые этнические группы в стране проживания, имеющая социальные институты для поддержания и развития своей идентичности и общности.
Когда возникли первые этнические общины
Предпосылки к зарождению этнических общин появились сразу после распада первобытного стада. Люди теперь осознавали, что они родственники. Они объединялись в родовые группы и носили одно имя. Родом могли быть как несколько, так и множество семей. Членов родовой группы объединяли общая деятельность, похожее ведение быта, развлечения, язык, религиозные взгляды и верования.
Иногда родовые группы объединялись, формируя кланы. Последние в свою очередь также могли единиться с другими и в итоге создавалось племя. Это было очень удобно: больше племя легко защищало свои территории, быт был в разы легче. В племени был общий язык, культура, организация ведения быта. Но, что самое главное, племя было защищено от вырождения. Поскольку не происходило кровосмешения при воспроизведении потомства. В итоге первые этнические общности возникли на основе племенного строя.
Постепенно племена создают первые государства. И там уже формируется народность. Народность характеризуется уже не только родством, а по большей части территориально. Из народности в свое время появилась высшая форма социально-этнической общности — нация.
Современные межнациональные отношения
С развитием технологий происходит глобализация межгосударственных отношений. Люди могут преодолевать огромные расстояния за короткое время или даже достигать других континентов. Появляются общие интересы, такие как сохранение планеты, природы, хороших экологических условий, обмен ресурсами, чтобы этничность также стала глобальной. Межэтнические отношения подразделяются на различные формы:
Когда возникают различия, в основном основанные на культурных, исторических, духовных или религиозных ценностях, люди вступают в конфликт. Каждый пытается доказать или навязать свою значимость. этнических особенностей.
Характеристика мирного существования
Первый способ сотрудничества — это смешивание. Происходят межэтнические браки, встречаются разные культуры, и возникает новая культура. этническая группа. Духовные ценности одного и того же сообщества могут доминировать или быть скудными и равномерно распределенными.
Второй путь — ассимиляция. Она может быть мирной или военной. Маленькая нация растворяется в более крупной. группе, Второй метод — ассимиляция. На территории России это обычное явление, хотя многие малые народы до сих портаки удается сохранить свою самобытность. Если ассимиляция происходит в военной форме, то духовные и культурные ценности, обычаи, интересы и ориентиры развития ассимилируемого народа исчезают и уничтожаются.
Социальные и международные конфликты
Этносоциальный конфликт — это форма взаимоотношений между различными этническими группами или национальностями, характеризующаяся взаимными претензиями и враждебностью. Они могут закончиться простым разрывом сотрудничества или как Они также могут закончиться вооруженным конфликтом.
Причины возникновения конфликтных ситуаций:
- территориальные претензии. Группы не могут разделить территории;
- неустойчивое экономическое положение. Тогда одно общество пытается восстановиться за счет другого;
- социальные отличия. Обычно наблюдается в рамках одного населенного пункта. Люди с разным достатком и уровнем жизни конфликтуют;
- национализм, шовинизм;
- религиозные различия;
- претензии из прошлого (исторические).
Шовинизм очень похож на национализм. Его особенность заключается в том, что существует одна нация, интересы которой важнее интересов других наций и народностей. Высшей формой шовинизма является национальный экстремизм, когда уничтожаются представители другой нации. Это тоже геноцид, но только на постоянной основе. Жизнь пример — Холокост, когда Гитлер и его солдаты безжалостно сжигали евреев.
Признаки и общие черты
Первоначально признаки этнической принадлежности были чисто биологическими. Между людьми существуют внешне схожие характеристики. Когда развитие цивилизации преодолело барьер расового общества, классификация характеристик изменилась. Сегодня это:
- этническое самосознание;
- характер;
- язык;
- самоидентификация;
- этнонимы;
- культура.
Этническая идентичность во многих научных трудах определяется как как во многих академических изданиях. Она рассматривается с двух точек зрения. Во-первых, человек формирует свои собственные идеалы и установки в ценности. Он это понимает, как необходимость действовать, чтобы быть правым. Во-вторых, есть социальные и психологические моменты. Люди показывают свои чувства, у них есть коммуникационная схема, основанная на эмпатии.
Без общего языка происходит дифференциация сообществ. Люди должны понимать друг друга и выражать свои мысли одинаково. В противном случае нация распадается или разделяется на различные типы по языковому признаку.
Самоопределение является обязательным в формировании этнического Общество. Вы должны чувствовать, что несете определенную функциональную нагрузку среди других людей и для других людей. Вы взаимодействуете друг с другом. Каждый член общества выполняет определенную задачу и получает для этого помощь от других.
Этномы — это характеристики, сохранившиеся со времен племен и родов. Это внешние сходства, которые связывают народы, племена или семьи (цвет кожи, форма носа, телосложение и т.д.). и так далее).
Культура является неотъемлемым компонентом всех культур. этнических групп. Это такой Это элемент, который человек создает сам для себя, он не формируется в результате обычных и естественных процессов. В этническом Культура — это совокупность духовных и материальных ценностей, унаследованных от предков. Он также играет идентифицирующую роль и влияет на образ жизни и поведенческие факторы.
Социальные отношения. Этнос и нация.
Автор статьи — репетитор-профессионал Елена Викторовна Калужская
Этническая общность – исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающих общими чертами и стабильными особенностями культуры, языка, психического склада, самосознанием, исторической памятью, осознанием своих интересов и целей, достоинства, отличия от других подобных образований.
К этническим общностям, как правило, относят род, племя, народность, нацию.
Исторически первыми сложились род и племя.
Род – группа кровных родственников, ведущих свое происхождение по одной линии (материнской или отцовской).Племя – совокупность родов, связанных между собой общими чертами культуры, осознанием общего происхождения, общностью диалекта, единством религиозных представлений, обрядов.
Такие общности характерны для первобытнообщинных систем.
С углубляющимся разделением труда и усложнением социальных связей начинают складываться новые формы общности людей – народности и народы.
Народность – исторически сложившаяся общность людей, объединяемая общей территорией, языком, психическим складом, культурой.
С развитием капиталистических отношений (XVI-XVII вв.) возникают новые формы межэтнической консолидации – нации.
Однако нет единой трактовки понятия нация. Существует, по крайней мере, две интерпретации этого понятия.Первая. Нация – это исторически сложившаяся общность людей на основе общности территории, экономического уклада, системы политических связей, языка, культуры и психологического склада, проявляющегося в общегражданском сознании и самосознании.
Вторая. Нация – это исторически сложившаяся общность людей, характеризующаяся общностью происхождения, языка, территории, экономического уклада, психологического склада и культуры, проявляющихся в этническом сознании и самосознании.
В первом случае нация понимается как согражданство, основанное на индустриально развитой социально ориентированной демократии. Такое понимание принято в западной социологии.
В другой интерпретации нация означает этнос.
Национальность – принадлежность человека к определенному этносу или согражданству в зависимости от самоидентификации.
Национальный менталитет – образ мышления, духовная настроенность, свойственная данной конкретной этнической общности. Это, своего рода, память о прошлом, обусловливающая поведение людей, сохраняющих исторически сложившиеся традиции.
Этнические группы в современном мире.
Современное человечество насчитывает от 3 до 5 тыс. этносов. Процесс складывания этносов (этногенез) происходит довольно интенсивно.
Факторы этногенеза:
1) Демографический. Если в начале XX века численность населения Земли составляла около 2 миллиардов человек, то в начале XXI она перевалила за 7 миллиардов;
2) Географический. Выделяют народы Европы, народы Азии, народы Африки, народы Америки, народы Австралии и Океании;
3) Языковой. Существуют различные классификации языка. Выделяют обычно языковые семьи, такие как, например, индоевропейская, китайско-тибетская, алтайская, семито-хамитская и другие.
4) Антропологический. Основан на принципе деления народов по расам. Принято различать четыре расы: европеоиды, монголоиды, негроиды, австралоиды. Однако процесс расогенеза идет непрерывно. Это связано с постоянным смешиванием рас. Например, в последнее время стали выделять бразильскую расу из смешения индейцев, африканцев и европейцев.
В России проживает 10 малых рас, более 130 наций, народностей и этнических групп.
Россия — страна многонациональная. Поэтому знание таких понятий как «этнос», «нация», «национальность», «национальный менталитет» помогут разобраться в этническом многообразии нашей страны.
Современные межнациональные отношения
С развитием технологий появляется глобализация межнациональных отношений. Люди могут в короткие сроки преодолевать большие расстояния или даже добираться до других материков. Появляются общие интересы, такие как сохранение планеты, природы, благоприятной экологической обстановки, обмен ресурсами, поэтому этничность тоже приобретает глобальный характер. Межнациональные отношения разделяются на формы:
- мирное сосуществование
- конфликты
Если же возникают разногласия, преимущественно основанные на культурных, исторических, духовных или религиозных ценностях, люди конфликтуют
Характеристика мирного существования
Первый способ сотрудничества — смешивание. Заключаются межнациональные браки, объединяются различные культуры, в результате чего появляется новая этническая группа. В ней могут преобладать духовные ценности одной представительской общности, либо они разбавляются, дополняют друг друга равными долями.
Второй способ — ассимиляция. Бывает мирной и военной. Малая народность растворяется в большой группе, перенимая ее признаки. На территории России встречается часто, хотя многим малым народам все-таки удается сохранить свою самобытность. Если ассимиляция выполняется в военном формате, то духовные и культурные ценности, обычаи и традиции, интересы и направленность развития поглощаемого народа исчезают, уничтожаются.
Социальные и международные конфликты
Этносоциальные конфликты — форма отношений между разными народностями или национальностями, для которой характерны взаимные претензии и неприязни. Они могут заканчиваться простым прекращением сотрудничества, равно как доходить до вооруженных разбирательств.
Причины конфликтных ситуаций:
- территориальные претензии. Группы не могут разделить территории;
- неустойчивое экономическое положение. Тогда одно общество пытается восстановиться за счет другого;
- социальные отличия. Обычно наблюдается в рамках одного населенного пункта. Люди с разным достатком и уровнем жизни конфликтуют;
- национализм, шовинизм;
- религиозные различия;
- претензии из прошлого (исторические).
Шовинизм очень схож с национализмом. Отличительные черты — есть одна нация, интересы которой важнее остальных народностей и национальностей. Высшая форма шовинизма — национальный экстремизм, когда представителей другой наций уничтожают. Он же является геноцидом, но только на постоянной основе. Яркий пример — холокост, когда Гитлер и его солдаты безжалостно выжигали евреев.
Этногенез[править | править код]
Основные условия возникновения этноса — общность территории и языка — впоследствии выступают в качестве её главных признаков. При этом этнос может формироваться и из разноязычных элементов, складываться и закрепляться на разных территориях в процессе миграций (цыгане и т. п.). От ранних дальних миграций «хомо сапиенс» из Африки и до современной глобализации всё большее значение приобретают этносы как культурно-языковые общности, свободно перемещающиеся на всей территории планеты.
Дополнительными условиями сложения этнической общности могут служить общность религии, близость компонентов этноса в расовом отношении или наличие значительных метисных (переходных) групп.
В ходе этногенеза, под влиянием особенностей хозяйственной деятельности в определённых природных условиях и других причин, формируются специфические для данного этноса черты материальной и духовной культуры, быта, групповых психологических характеристик. У членов этноса появляется общее самосознание, видное место в котором занимает представление об общности их происхождения. Внешним проявлением этого самосознания является наличие общего самоназвания — этнонима.
Сформировавшаяся этническая общность выступает как социальный организм, самовоспроизводящийся путём преимущественно этнически однородных браков и передачи новому поколению языка, культуры, традиций и т. п.
Что такое этническая общность
Определение
Этническая общность — это устойчивая социальная группа людей, которая исторически сложилась и сформировалась на определенной территории. Для представителей группы характерны общие особенности языка, менталитета, исторической памяти и традиций.
Основные черты этнических общностей:
- ее представители осознают свое единство, наличие общих интересов и целей;
- ее представители понимают свое отличие от других подобных групп.
Принято выделять три отличительных признака нации, которые характеризуют группу людей, как этническую общность.
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут
Самоназвание. С научной точки зрения это понятие называется этноним — то название, которое группа присваивает себе сама. Этноним часто выступает в роли названия определенного этноса, народности или племени.
Происхождение. Для каждой этнической общности характерно наличие мифа о происхождении.
Язык. Представители одной общности могут не говорить на едином языке
Важно, чтобы существовал хотя бы один язык, понятный всем представителям общности.
Важную роль играет также общность культуры и менталитета, которые определяют социальный строй и поведенческие особенности каждого отдельного этноса. Менталитет формируется не только под воздействием традиций, но и народного творчества, литературы, языковой семейной среды. Если для каждой этнической общности характерны языковые особенности, то и ментальность отличается даже у тех наций, что проживают географически близко друг к другу.
С точки зрения естественно-биологического подхода, этническая общность формируется под воздействием определенных факторов:
- Территориальная принадлежность. Базовый фактор в виде компактного проживания в одной географической местности играл ключевую роль для зарождения и развития племен и небольших этносов. По мере формирования этноса признак расселения уступает главную роль: в условиях диаспоры — рассеяния — некоторые этносы сохраняют свою идентичность, не имея единой территории.
- Прохождение фаз подъема, расцвета, упадка и гибели. Изолированное существование этноса со временем приводит к его деградации, исчезновению. Взаимодействия и культурные заимствования у соседних этносов — к ассимиляции.
- Пассионарность как стремление особо одаренных, талантливых людей к изменению собственного окружения.
Существуют различные теории к пониманию сущности этносов:
- Расово-антропологический подход признает неравенство человеческих рас, а несовершенство расовых признаков трактует как основу культурной отсталости наций и народностей.
- Марксистский порядок провозглашает экономические отношения в качестве главной основы формирования нации, признает право наций на самоопределение.
- Социокультурное учение рассматривает этническую общность как компонент социальной структуры общества.
- Пассионарная теория этногенеза считает источником возникновения нового этноса пассионарный толчок. Под пассионарностью понимается характеристика поведения и биология природных свойств человека, обусловленных энергией космоса, солнца, естественной радиоактивностью, воздействующей на социум.
Язык и менталитет
Язык и менталитет — еще один важный элемент, определяющий мировоззрение, мышление, отношение и поведение конкретного народа.
Рисунок 4: Территориальное распределение населения мира
В сущности, эти два понятия Распределение земельных массивов мира тесно связано между собой, так как менталитет формируется не только под влиянием традиций, но также литература, народное творчество и семейные отношения. В то же время, каждый этнической сообщества характеризуются различными языковыми особенностями, так что менталитет различных групп значительно различаются даже между странами, живущими географически близко друг к другу.
Различие этнических групп
Представители первобытного подхода объясняют различие этнических групп на основе биологической природы (природное направление) и истории человеческого общества (историко-эволюционное направление). Термин «первобытный (оригинальный) тип человеческого сообщества» был введен в этносоциологию американским социологом Э. Шилсом. Самым известным коренным представителем этого подхода является Л.Н. Гумилев, который понимал этничность как ландшафтно-энергетический феномен. По его словам, основные характеристики того или иного этноса определяются, во-первых, характером ландшафта, который является для него почвой, а во-вторых, специфической частотой колебаний биохимического поля, которые сообщают каждой группе определенный уровень энергии. Сторонники историко-эволюционного направления в понимании этноса признают не только и не столько биологическое родство «крови», сколько социокультурные и территориальные критерии единства («почвы»).
Согласно инструменталистскому подходу, возникновение этносов объясняется необходимостью поиска эффективных средств (инструментов), которые способствовали бы объединению и укреплению внутригрупповой солидарности. Этнические связи, связывающие людей на уровне самосознания и обладающие высоким мобилизационным потенциалом, выступают в качестве такого универсального объединяющего фактора.
С точки зрения конструктивистского подхода, этническая идентичность и соответствующие эмоциональные переживания являются продуктом социального строительства в контексте культуры. Таким образом, один из величайших представителей конструктивизма, Ф. Барту, считает, что сама группа создает свою этническую принадлежность. Он определяет свои этнические границы на основе «культурных знаний», т.е. совокупности норм и представлений о «своих» и «чужих», зафиксированных в образах и символах культуры. Этническая идентичность понимается как осознание человеком своей принадлежности к этнической группе. Таким образом, в зарубежных и отечественных этносоциологических подходах к пониманию этноса нет единого мнения, но каждый из них содержит ценные соображения и идеи.