Произведение героического эпоса. героический эпос как литературный жанр

Вариант 4

Героический эпос – это одно из величайших явлений народной культуры, которое позволяет народу выразить свои идеалы, ценности и восхищение перед выдающимися поступками героев. В героическом эпосе народ воспевает смелость, отвагу, преданность и доблесть героев, а также их мудрость и справедливость. В данном сочинении я хотел бы рассмотреть, что именно воспевает народ в героическом эпосе, и привести примеры из нескольких русских героических эпосов, чтобы подкрепить свои рассуждения.

В героическом эпосе народ воспевает не только физическую силу героев, но и их нравственные качества и духовные подвиги. Народ прославляет героев, которые сражаются за справедливость, защищают слабых, отстаивают свою родину и проявляют самоотверженность в нелегких испытаниях. Героический эпос становится отражением национальной идентичности и глубоких стремлений народа.

Один из ярких примеров русского героического эпоса – это поэма «Слово о полку Игореве». В этом произведении народ воспевает мужество и героизм русских воинов, которые сражаются с половцами, защищая свою землю и народ. Эпос пронизан глубоким патриотизмом и гордостью за свою родину

Однако, помимо военных подвигов, особое внимание уделяется мудрости и справедливости князя Игоря, который служит примером благородного и сильного правителя. Это подчеркивает, что народ восхищается не только физической мощью, но и мудростью и добротой героев

Еще одним примером русского героического эпоса является легенда о «Добрыне Никитиче и Змее Горыныче». В этой легенде воспевается отвага и бесстрашие героя, Добрыни Никитича, который смело сражается с могучим драконом Змеем Горынычем, чтобы защитить свою землю. Народ восхищается его силой и решимостью, но также ценит его человеческие качества, такие как доброта, мудрость и справедливость. Добрыня Никитич символизирует идеал настоящего героя, способного преодолеть свои страхи и победить зло, сохраняя при этом свою доброту и человечность.

Героический эпос воспевает самые высокие и достойные качества героев, которыми народ восхищается и которыми вдохновляется. Физическая сила, мужество и отвага героев являются важными элементами, но народ также ценит их нравственные качества, такие как мудрость, справедливость, доброта и преданность своему народу и родине. Русские героические эпосы, такие как «Слово о полку Игореве» и легенда о «Добрыне Никитиче и Змее Горыныче», служат примерами восхищения и вдохновения для народа, помогая сохранить и передать ценности, идеалы и духовное наследие своей культуры.

Мне нравится933Не нравится465

Особенности героической поэмы

1. Предметная область. Героическая поэма передает историческую или мифологическую сюжетную линию, связанную с подвигами героев и битвами. Она часто освещает важные эпохи, события или персонажей, отражая культурные ценности и идеалы.

2. Возвышенность стиля. Героическая поэма часто отличается высоким, формальным, часто ритмичным и красочным стилем. Её авторы используют ораторскую речь и метафоры, чтобы передать величие и героизм центральных персонажей и событий.

3. Эпический размер. Героическая поэма обычно имеет большой объем, состоящий из нескольких сот строк или даже тысяч. Она может содержать несколько песен, эпизодов и историй, объединенных общей темой и сюжетной линией.

4. Наличие эпического героя. Героическая поэма обычно знаменита своими главными героями, которые имеют особые качества и достижения. Эти герои часто представляют величие, мужество, силу и другие положительные черты.

Наряду с этими особенностями, героическая поэма может использовать множество других элементов, чтобы создать эффект эпичности и воздействия. Этот жанр остается популярным и впечатляющим, достойным изучения и чтения.

Эпический стиль и форма

Эпический стиль поэмы отличается использованием высокопарных, громких и красочных слов и образов

Это помогает передать мощь и величие героев и событий, а также акцентировать внимание читателя. Такие стилистические приемы, как сравнения, эпитеты, повторения и олицетворения, активно используются в героической поэме для достижения эффекта возвышенности и эпичности. Также в героической поэме присутствует определенная форма

Обычно она состоит из блоков, называемых строфами. Каждая строфа может содержать несколько строк, и общее количество строф в поэме может варьироваться. Строфы в героической поэме могут быть однострочными или иметь определенную рифмовку, которая придает поэме ритм и мелодичность

Также в героической поэме присутствует определенная форма. Обычно она состоит из блоков, называемых строфами. Каждая строфа может содержать несколько строк, и общее количество строф в поэме может варьироваться. Строфы в героической поэме могут быть однострочными или иметь определенную рифмовку, которая придает поэме ритм и мелодичность.

Примером такой героической поэмы является «Илиада» Гомера. В ней используется эпический стиль и форма, чтобы передать героизм главных героев и их борьбу во время Троянской войны. «Илиада» состоит из множества строф, каждая из которых содержит красочные описания и сильные эмоциональные переживания героев.

Строка 1 Строка 2 Строка 3
Строка 4 Строка 5 Строка 6

Героический эпос как жанр

Героический эпос имеет свои особенности, которые делают этот жанр уникальным. Во-первых, он обычно представлен в виде поэтических произведений, написанных в стихотворной форме. Ритмичность и мелодичность стихов придают особую эмоциональность и силу изображаемым событиям и персонажам.

Во-вторых, героический эпос часто основан на легендах, мифах или исторических событиях. Он передает научения и традиции прошлых поколений, позволяя сохранить и передать их ценности и мудрость. Это делает героический эпос не только художественным произведением, но и источником знаний о культуре и истории народа.

В-третьих, герой героического эпоса является выдающейся личностью, которая проходит через серию испытаний и трудностей, чтобы достичь своей цели. Он обладает особыми качествами, такими как смелость, преданность, чести и мудрость. Вместе с тем, герой героического эпоса часто сталкивается с внутренними конфликтами и дилеммами, что делает его персонажом более реалистичным и интригующим.

Известными примерами героического эпоса являются «Илиада» и «Одиссея» Гомера, «Слово о полку Игореве», «Беовульф», «Роландова песнь» и многие другие. В этих произведениях героический эпос достигает своего апогея, демонстрируя высочайшую мастерство авторов и образцы классической эпической поэзии.

Таким образом, героический эпос – это жанр, который объединяет прекрасное и полезное, искусство и мораль, и позволяет читателям окунуться в атмосферу геройских приключений и открыть для себя мудрость и духовность прошлых поколений.

Значение героической поэмы

Героическая поэма помогает сохранить и передать историю и культуру народа. В ней описываются эпические события, героические поступки и подвиги, которые являются частью национального наследия и идентичности. Она становится памятником прошлым поколениям, рассказывающим о славных делах предков и заслугах великих героев.

Героическая поэма вдохновляет и поднимает настроение читателей. Ее герои – люди с высокими духовными и моральными качествами, которые воплощают идеалы смелости, справедливости и любви к отечеству. Чтение таких поэм помогает формировать патриотическое сознание и чувство гордости за свою страну и народ.

Героическая поэма имеет значительное искусственное значение. Она отличается особым стилевым языком, использованием эпических приемов и структурных элементов. Это делает ее уникальной и отличной от других литературных жанров. Героическая поэма вызывает эмоциональное и эстетическое восприятие у читателя и является высокоценным литературным произведением.

Примеры героических поэм в разных культурах мира: «Илиада» и «Одиссея» Гомера в древнегреческой литературе, «Махабхарата» и «Рамаяна» в индийской культуре, «Песнь о героях-защитниках русской земли» в русской литературе. Все эти поэмы считаются классическими произведениями, которые имеют глубокий и продолжающий оказывать влияние на литературу и культуру своих народов.

Влияние на развитие литературы

Героическая поэма оказала значительное влияние на развитие литературы. Ее особенности и уникальный стиль вдохновляли и вдохновляют поколения писателей и поэтов. Она стала основой для создания новых жанров и литературных произведений.

Героическая поэма открыла новые возможности для литературы, позволив авторам погрузиться в исторические события и передать масштабные эпические сюжеты. Отличительными чертами героической поэмы являются гротескность и мощный эмоциональный заряд. Эти особенности пронизывают и другие жанры, включая романы и драмы.

Примеры героической поэмы, такие как «Илья Муромец и Соловей-Разбойник», «Таинственный остров» и «Герой нашего времени», внесли неоценимый вклад в развитие русской литературы. Они подняли важные социальные темы, а также раскрыли сложные психологические характеры персонажей.

Героическая поэма продолжает вдохновлять современных писателей, помогая им создавать глубокие и многогранные произведения искусства

Ее влияние на развитие литературы неизмеримо, и она останется важной исторической частью мировой литературы

Отражение национального духа

Героическая поэма отражает национальный дух народа, из которого она возникла. Это произведение искусства представляет собой высокую форму литературы, которая идеализирует и прославляет героизм, силу и стойкость нации.

Героические поэмы часто рассказывают о великих подвигах и героях, которые воплощают самые ценные качества национального духа. Они могут повествовать о национальных легендах, исторических событиях или мифологии, создавая образы героического лидерства и патриотизма.

В героической поэме национальный дух может проявляться через эпическое описание природы и окружающего мира, которые играют важную роль в формировании национального характера. Особенности природы, климата и ландшафта могут влиять на национальную идентичность и отношение народа к своей земле и родной культуре.

Примером героической поэмы, отражающей национальный дух, является «Слово о полку Игореве». Это древнерусская эпическая поэма, которая описывает поход русского князя Игоря Святославовича против половцев в XII веке. В поэме прослеживается патриотическое чувство и жажда величия, характерные для народа, а также мощная связь с родной землей и ее историей.

Литературный энциклопедический словарь ПОЭМА

В начало словаря

По первой букве

А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я

ПОЭМА

ПОЭ́МА (греч. póiēma, от poiéō делаю, творю), крупное стихотворное произведение с повествовательным или лирическим сюжетом. П. называют также древнюю и средневековую эпопею (см. также Эпос), безымянную и авторскую, которая слагалась либо посредством циклизации лиро-эпических песен и сказаний (точка зрения Александра Н. Веселовского), либо путем «разбухания» (А. Хойслер) одного или нескольких народных преданий, либо с помощью сложных модификаций древнейших сюжетов в процессе исторического бытования фольклора (А. Лорд, М. Парри). П. развилась из эпопеи, рисующей события всенародно-исторического значения («Илиада», «Махабхарата», «Песнь о Роланде» и др.).

Известно много жанровых разновидностей П.: героическая, дидактическая, сатирическая, бурлескная, в т. ч. ироикомическая, П. с романтическим сюжетом, лирико-драматическая. Ведущей ветвью жанра долгое время считалась П. на всенародно-историческую или всемирно-историческую (религиозную) тему («Энеида» Вергилия, «Божественная комедия» Данте, «Лузиады» Л. ди Камоэнса, «Освобожденный Иерусалим» Т. Тассо, «Потерянный рай» Дж. Мильтона, «Генриада» Вольтера, «Мессиада» Ф. Г. Клопштока, «Россияда» М. М. Хераскова и др.). Одновременно весьма влиятельной в истории жанра ветвью была П. с романтическими особенностями сюжета («Витязь в тигровой шкуре» Шота Руставели, «Шахнаме» Фирдоуси, в известной мере «Неистовый Роланд» Л. Ариосто), связанная в той или иной степени с традицией средневекового, преимущественно рыцарского, романа. Постепенно в П. выдвигается на первый план личностная, нравственно-философская проблематика, усиливаются элементы лирико-драматические, открывается и осваивается фольклорная традиция особенности, характерные для предромантических П. (поэмы Дж. Макферсона, В. Скотта). Расцвет жанра происходит в эпоху романтизма, когда крупнейшие поэты различных стран обращаются к созданию П. «Вершинные» в эволюции жанра романтической П. произведения приобретают социально-философский или символико-философский характер («Паломничество Чайльд Гарольда» Дж. Байрона, «Медный всадник» А. С. Пушкина, «Дзяды» А. Мицкевича, «Демон» М. Ю. Лермонтова, «Германия, зимняя сказка» Г. Гейне). Во 2‑й половине XIX в. очевиден спад жанра, что не исключает появления отдельных выдающихся произведений («Песнь о Гайавате» Г. Лонгфелло).

В поэмах Н. А. Некрасова («Мороз, Красный нос», «Кому на Руси жить хорошо») проявляются жанровые тенденции, характерные для развития П. в реалистической литературе (синтез нравоописательного и героического начал). В П. XX в. интимнейшие переживания соотносятся с великими историческими потрясениями, проникаются ими как бы изнутри («Облако в штанах» В. В. Маяковского, «Первое свидание» А. Белого), частное событие возводится в космический масштаб («Двенадцать» А. А. Блока).

В советской поэзии бытуют различные, чаще всего «смешанные» в жанровом отношении, разновидности П.: лирико-эпические («Владимир Ильич Ленин» и «Хорошо!» Маяковского, «Девятьсот пятый год» Б. Л. Пастернака, «Василий Теркин» А. Т. Твардовского), лирико-психологические («Про это» Маяковского, «Анна Снегина» С. А. Есенина), философские (Н. А. Заболоцкий, Э. Межелайтис), исторические («Тобольский летописец» Л. Н. Мартынова) или сочетающие нравственную и социально-историческую проблематику («Середина века» В. А. Луговского, «Строгая любовь» Я. В. Смелякова, «Суд памяти» и «Даль памяти» Е. А. Исаева).

П. как синтетический, лиро-эпический и монументальный жанр, позволяющий сочетать эпос сердца и «музыку», «стихию» мировых потрясений, сокровенные чувства и историческую концепцию, остается продуктивным жанром мировой поэзии: «Почин стены» и «В бурю» Р. Фроста, «Ориентиры» Сен-Жона Перса, «Полые люди» Т. Элиота, «Всеобщая песнь» П. Неруды, «Ниобея» К. И. Галчиньского, «Непрерывная поэзия» П. Элюара, «Зоя» Назыма Хикмета.

Литература:

Голенищев-Кутузов И. Н., Творчество Данте и мировая культура, М., 1971;

Соколов А. Н., Очерки по истории рус. поэмы XVIII и первой пол. XIX в., М., 1956;

Жирмунский В. М., Байрон и Пушкин, Л., 1978;

Жаков А. Г., Современная сов. поэма, Минск, 1981.

Е. М. Пульхритудова.

В начало словаря

2000- NIV

Основные черты

1. Главный герой

Герой героической поэмы – это обычно выдающаяся личность, обладающая сильным характером, совершающая сложные подвиги и действия в интересах общества и своей родины. Он может быть как вымышленным, так и историческим персонажем, часто является символом нации или эпохи.

2. Эпический сюжет

Сюжет героической поэмы обычно строится на серии действий, описывающих сложные приключения и подвиги главного героя. Эти действия пронизаны множеством перипетий и препятствий, которые главный герой смело преодолевает.

3. Выразительный язык

Язык героической поэмы является особенным – им пронизана эмоциональность и энергия, она отличается множеством приёмов и жанрово-стилевых вкраплений. Также в поэме используется выдуманные мифические термины, изображения и т.д.

4. Нравственность

Норгульность и этика всегда были одним из главных критериев, по которому определялись качества героя. Он должен быть не только сильным и мужественным, но и должным образом использовать свои качества. В героической поэме ценятся доблесть, честь, верность, мужество, стойкость и бесстрашие героя.

5. Интерес к истории

В героической поэме часто отображаются исторические события, и использование реальных исторических фактов становится одним из важных элементов поэмы. Это помогает повысить серьёзность и значимость событий, а также поддерживает интерес к истории.

Калевала

Открывается она сказанием о сотворении земли, неба, светил и рождении дочерью воздуха главного героя финнов,Вяйнямёйнена, который устраивает землю и сеет ячмень. Далее рассказывается о разных приключениях героя, встречающего, между прочим, прекрасную деву Севера: она соглашается стать его невестой, если он чудесным образом создаст лодку из осколков её веретена. Приступив к работе, герой ранит себя топором, не может унять кровотечения и идет к старику-знахарю, которому рассказывает предание о происхождении железа. Возвратившись домой, Вяйнямёйнен поднимает заклинаниями ветер и переносит кузнеца Ильмаринена в страну Севера,Похьёлу, где тот, согласно обещанию, данному Вяйнямёйненом, сковывает для хозяйки Севера таинственный предмет, дающий богатство и счастье — мельницу Сампо(руны I-XI).

Следующие руны (XI-XV) содержат эпизод о похождениях героя Лемминкяйнена, воинственного чародея и соблазнителя женщин. Далее рассказ возвращается к Вяйнямёйнену; описывается нисхождение его в преисподнюю, пребывание в утробе великана Виипунена, добытие им от последнего трёх слов, необходимых для создания чудесной лодки, отплытие героя в Похьёлу с целью получить руку северной девы; однако последняя предпочла ему кузнеца Ильмаринена, за которого выходит замуж, причём подробно описывается свадьба и приводятся свадебные песни, излагающие обязанности жены и мужа (XVI-XXV).

Дальнейшие руны (XXVI-XXXI) снова заняты похождениями Лемминкяйнена в Похьёле. Эпизод о печальной судьбе богатыря Куллерво, соблазнившего по неведению родную сестру, вследствие чего оба, брат и сестра, кончают жизнь самоубийством (руны XXXI-XXXVI), принадлежит по глубине чувства, достигающего иногда истинного пафоса, к лучшим частям всей поэмы.

Особенности и специфика

Эпос — это один из наиболее сложных и многогранных жанров литературы, который отличается рядом специфических особенностей и характеристик.

Основные особенности:

  1. Обширность и сложность сюжета — эпический сюжет может охватывать значительный период времени, иметь множество персонажей и содержать огромное количество различных событий, в которых не всегда просто разобраться обычному читателю.
  2. Использование поэтического языка — эпос часто пишется в поэтической форме с использованием особых стихотворных размеров. Это придает эпическим произведениям музыкальность и звучность. Например, «Махабхарата» написана с использованием эпического стихотворного размера под названием «шлока». Это двустишия со строчками по 16 слогов в каждой. То есть каждая шлока содержит 32 слога. «Илиада» и «Одиссея» написаны гекзаметром. В переводе это означает «шестимерный».
  3. Наличие героя — эпический герой является центральной фигурой сюжета и представляет собой выдающуюся личность, обладающую различными достоинствами, такими как мужество, честность, ум и сила. Например, Одиссей описывается у Гомера как человек, обладающий светлым разумом, волей и смелостью. Гомер наделяет его эпитетами «хитроумный» и «богоравный». При этом у героев могут быть и недостатки. Так, Одиссей иногда бывает жестоким и слишком самонадеянным. Наделение героев не только положительными, но и отрицательными качествами придает им правдоподобие.
  4. Использование формул — эпосы содержат эпические формулы, которые являются фундаментом устной импровизационной поэзии. Это устойчивые словосочетания или предложения, которые каждый раз повторяются при возникновении схожей ситуации. Формулы могут быть короткими (от двух слов) и длинными (до десяти строк). Они используются для обозначения определенных идей или символов. Примеры формул в русских былинах: «мать — сыра земля», «уста сахарные», «добрый молодец».
  5. Использование прямой речи — в эпосе часто используется прямая речь для того, чтобы передать высказывания и диалоги персонажей.
  6. Роль рассказчика — повествование ведется от лица реального или вымышленного рассказчика, который может прерывать сюжет своими отступлениями и размышлениями. Иногда рассказчик сам становится очевидцем или героем событий.
  7. Объективность — как правило, рассказчик старается максимально правдоподобно излагать события, не оценивая и не искажая их. Отношение к событиям выражается через подбор художественных средств, а не через прямые оценки.
  8. Роль песен и музыки — эпосы часто сопровождаются песнями и музыкой, которые помогают создать особую атмосферу и подчеркнуть эмоциональность и драматизм событий.

Большинство древних эпосов являются анонимными. Они многократно передавались из уст в уста, исправлялись и дополнялись. Даже там, где нам известно имя автора, как правило, речь идет о том человеке, который обработал, отредактировал и зафиксировал в письменном виде уже давно существующие в устной форме эпические предания.

героическая поэма

Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению. От аллегории до ямба. — М.: Флинта, Наука . Н.Ю. Русова . 2004 .

Смотреть что такое «героическая поэма» в других словарях:

ГЕРОИЧЕСКАЯ ПОЭМА — ЭПОПЕЯ ИЛИ ГЕРОИЧЕСКАЯ ПОЭМА развившийся у отдельных народов из эпических народных стихотворений известный цикл преданий, облеченных в поэтич. форму; таковы: «Рамаяна» и «Магабарата» у индусов, «Илиада» и «Одиссея» у греков, «Эдда» у скандинавов … Словарь иностранных слов русского языка

«Героическая поэма» — ГЕРОИ́ЧЕСКАЯ ПОЭ́МА ( Геологи ), одноактный балет. Комп. H. H. Каретников, сцен. и балетм. Н. Д. Касаткина и В. Ю. Василёв. 26.1.1964, Большой т р, худ. Э. Г. Стенберг, дирижёр A. A. Копылов; Геологи Н. И. Сорокина, Ю. К. Владимиров, В. А … Балет. Энциклопедия

Поэма — (греч. poiein «творить», «творение»; в немецкой теоретической литературе термину «П.» соответствует термин «Epos» в его соотнесенности с «Epik», совпадающем с русским «эпос») литературный жанр. ПОСТАНОВКА ВОПРОСА. Обычно П. называют большое… … Литературная энциклопедия

ПОЭМА — (греч., этимол. смотр. предыд. слово). Эпическое произведете, содержание которого составляет событие, характеризирующее быт народа или часть его, какой нибудь общественный слой. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов… … Словарь иностранных слов русского языка

ПОЭМА — , поэмы, жен. (греч. poiema творение). 1. Повествовательное художественное произведение в стихах (лит.). Эпическая поэма (изображающая какие нибудь крупные события в жизни человечества, народа или большой социальной группы). Лирическая поэма… … Толковый словарь Ушакова

поэма — ы, ж. poème m. <гр. poiema творение. Комедия. Желательно было бы, чтобы автор к дарованию своему присоединил осмотрительность в сочинении планов для будущих своих поэм, и тогда, может быть, драматическия творения его послужили бы обогащением… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

поэма — (греч. poiema) лиро эпический жанр. Основными чертами поэмы является наличие развернутого сюжета, масштабность изображаемых явлений и проблем, широкое развитие образа лирического героя. Рубрика: роды и жанры литературы Род: лиро эпические жанры… … Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению

Поэма — ПОЭМА слово греческое и таит в себе древнее значение «творение, создание» и не потому только, что она повествует о делах, «творениях» людских, но и потому, что сама она есть «действо песенное», «обработка песен», их объединение. Отсюда и… … Словарь литературных терминов

Поэма — Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей. Поэма … Википедия

Поэма — 1) Литературный жанр. Эпическая П. центральная разновидность жанра крупная повествовав форма. Чаще всего имеет стихотворную организацию, иногда в пределах нац. традиции фиксированную метрически (гекзаметр, александрийский стих) или строфически… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

Источник

Деление внутри жанра

В зависимости от содержания и характера повествования различают следующие разновидности поэмы:

  • Эпическая – объемное произведение, рассказывающее о героических событиях, оказавших заметное влияние на ход национальной и мировой истории. Главный герой повествования – борец с несправедливостью, обладающий высокими моральными качествами. Яркими примерами эпических поэм являются «Илиада» и «Одиссея» Гомера, «Песнь о нибелунгах» неизвестного автора, «Россиада» М. М. Хераскова, «Освобожденный Иерусалим» Т. Тассо и т. д.
  • Описательная – разновидность поэмы, берущая начало от античных произведений и напрямую связанная с таким направлением в искусстве как сентиментализм. Описательная поэма изобилует пейзажными зарисовками, которые используются для выражения чувств и переживаний человека, его способности чутко реагировать на природные явления. Образцами этой жанровой разновидности являются «Сады» Ж. Делиля, «Времена года» Дж. Томсона и др.
  • Дидактическая – поэма, содержащая в себе наставления и размышления. Как правило, авторы дидактических поэм затрагивали в своих сочинениях малоизученные темы. Так, поэма Арата «Явления» содержала сведения об астрономии, а Гесиод в своем произведении «Труды и дни» повествует о происхождении богов и окружающего мира. К наиболее крупным дидактическим поэмам также можно отнести «Фасты» Овидия, «О природе вещей» Л. Кара и т. д.
  • Романтическая – крупное стихотворное произведение, в котором автор описывает состояние души, личные переживания героя и поэтическое восприятие внутреннего мира человека. Для романтической поэмы характерны лирические отступления, быстрая и неожиданная смена картин, загадочность образов и некая недосказанность в повествовании, интригующая читателя. В русской и мировой литературе найдется немало таких произведений. Среди них «Мцыри» М. Ю. Лермонтова, «Войнаровский» К. Ф. Рылеева, «Умирающий Тасс» К. Н. Батюшкова, «южные поэмы» А. С. Пушкина и др.
  • Философская – поэма, в которой автор излагает свой взгляд на исторические события, взаимоотношения в обществе, человеческие качества и явления природы. Из ранних образцов следует отметить труды Парменида и Эмпедокла. Также примерами философской поэмы считаются «Королева Маб» П. Б. Шелли, «Демон» М. Ю. Лермонтова, «Опыты о морали» А. Поупа.
  • Историческая – лиро-эпическое произведение об историческом событии и людях, в нем участвующих. Основанием для выделения подобных поэм в отдельную группу является конкретность содержания, которая по структурным признакам представляет собой совокупность различных жанров, связанных с историей. К историческим поэмам относятся «Полтава» А. С. Пушкина, «Хазары» Б. И. Бессонова, «Гамалия» Т. Г. Шевченко. Из авторов советского периода в жанре исторической поэмы писали С. Есенин, В. Маяковский, Б. Пастернак, К. Симонов, Н. Заболоцкий и др.

Известны и другие разновидности поэмы: лирико-психологическая, сатирическая, нравственно-социальная, лирическая, комическая и т. д.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.