Какие произведения они создали?
Писатели-критический реалисты XIX века создали множество значительных произведений, которые оказали глубокое влияние на литературу и общество того времени. Вот некоторые из них:
-
Лев Николаевич Толстой:
- Война и мир — эпический роман, охватывающий период Наполеоновских войн и исследующий темы любви, войны, исторической судьбы народов.
- Анна Каренина — роман, рассказывающий историю женщины, которая переживает сложные отношения и трагедии из-за своей непостоянности.
- Воскресение — роман о путешествии души героя от бездумной жизни аристократа к осознанию ошибок своего пути и поиска истинного смысла жизни.
-
Федор Михайлович Достоевский:
- Преступление и наказание — роман о студенте, который совершает преступление, а затем пытается найти справедливость и истину в своей жизни.
- Братья Карамазовы — роман, исследующий сложные отношения между отцом и сыновьями, а также вопросы веры, нравственности и смысла жизни.
- Идиот — роман о простодушном и искреннем герое, который пытается найти место среди жестокости и фальши общества.
-
Иван Сергеевич Тургенев:
- Отцы и дети — роман, исследующий конфликт поколений и противоречия между старыми традициями и молодыми идеалами.
- Муму — повесть, рассказывающая о трагической судьбе собаки, сдерживаемой и униженной хозяйкой.
- Накануне — роман о любви и предательстве, рассказывающий историю столкновения разных слоев русского общества.
Развитие литературной критики в России
Пожалуй, самая интересная ситуация с литературной критикой сложилась в России после 1917 года. Еще никогда ни одна отрасль не была стол политизирована, как в эту эпоху, и литература не стала исключением. Писатели и критики превратились в инструмент власти, оказывающий мощное влияние на социум. Можно сказать, что критика больше не служила высоким целям, а лишь решала задачи власти:
- жесткий отсев авторов, которые не вписывались в политическую парадигму страны;
- формирование «извращенного» восприятия литературы;
- продвижение плеяды авторов, которые создавали «правильные» образцы советской литературы;
- поддержание патриотизма народа.
Увы, с культурной точки зрения это был «черный» период в национальной литературе, поскольку любой инакомыслие жестко преследовалось, а по-настоящему талантливые авторы не имели шансов творить. Вот почему вовсе не удивительно, что в качестве литературных критиков выступали представители власти, среди которых — Д.И. Бухарин, Л. Н. Троцкий, В.И. Ленин. Политические деятели имели собственное мнение по поводу самых известных произведений литературы. Их критические статьи печатались огромными тиражами и считались не только первостепенным источником, но и конечной инстанцией в литературоведении.
На протяжении нескольких десятилетий советской истории профессия литературного критика стала почти бессмысленной, а ее представителей осталось совсем немного еще и по причине массовых репрессий и расстрелов.
В столь «болезненных» условиях было неизбежно появление оппозиционно настроенных литераторов, которые одновременно выступали и критиками. Разумеется, их творчество относилось к разряду запрещенных, поэтому многие авторы (Е. Замятин, М. Булгаков) были вынуждены работать в иммиграции. Однако именно их работы отражают реальную картину в литературе того времени.
Новая эпоха в литературной критике началась в период хрущевской «оттепели». Постепенное развенчание культа личности и относительное возвращение к свободе выражения мысли возрождало русскую литературу.
Разумеется, ограничения и политизация литературы никуда не делись, однако в филологической периодике начали появляться статьи А. Крона, И. Эренбурга, В. Каверина и многих других, кто не боялся высказывать свое мнение и переворачивал сознание читателей.
Настоящий всплеск литературной критики произошел лишь в начале девяностых. Огромные потрясения для народа сопровождались внушительным пулом «свободных» авторов, которых наконец-то можно было читать без угрозы для жизни. Произведения В.Астафьева, В. Высоцкого, А. Солженицына, Ч. Айтматова и десятков других талантливых мастеров слова бурно обсуждались как в профессиональной среде, так и обычными читателями. На смену односторонней критике пришла полемика, когда свое мнение по поводу книги мог высказать каждый.
В наши дни литературная критика является узкоспециальной сферой. Профессиональная оценка литературы востребована лишь в научных кругах, а по-настоящему интересна небольшому кругу ценителей литературы. Общественное мнение по поводу того или иного писателя формируется целым спектром маркетинговых и социальных инструментов, не имеющих отношения к профессиональной критике. И данное положение вещей — лишь один из неотъемлемых атрибутов нашего времени.
Литературная критика представляет собой область творчества, находящуюся на грани искусства (то есть художественной литературы) и науки о ней (литературоведения). Кто же является в ней специалистами? Критики — это люди, которые занимаются оценкой и истолкованием произведений с позиции современности (включая точку зрения насущных проблем духовной и общественной жизни), а также своих личных взглядов, утверждают и выявляют творческие принципы различных литературных направлений, оказывают на активное влияние, а также непосредственно воздействуют на формирование определенного общественного сознания. Они опираются на историю и эстетику и философию.
Литературная критика часто носит политико-злободневный, публицистический характер, переплетается с журналистикой. Наблюдается тесная связь ее со смежными науками: политологией, историей, текстологией, языкознанием, библиографией.
Комическое как эстетическая категория. Связь комического с философско-эстетической категорией смеха
Приступая к исследованию жанра НФ сатирико-юмористического романа, необходимо определиться среди различных теорий комического и кратко рассмотреть характерные особенности комического смеха.
В философии и культурологи разработано много определений понятия смеха. Самое первое принадлежит Аристотелю, который писал, что смешное есть некоторая ошибка и безобразие, никому не причиняющее страдание и не для кого не пагубное . Позже, глубже изучая природу комического и развивая теорию комического смеха, исследователи, так или иначе, повторяют мысль Аристотеля. К примеру, такое определение комическому даёт М. Свобей: «Самое адекватное определение комического таково: проявление с человеческой точки зрения значимого несоответствия, противоречия или абсурдности, которое не является угнетающе серьёзным или весомым» .
Вместе с тем существует немало концепций смешного. Теория «превосходства» (Superiority Theory), изначально предложенная Т. Гоббсом в 1600 году, рассматривает комический эффект как «внезапную славу» (sudden glory), порождающую «гримасы смеха» (grimaces called laughter) , -первый компонент комического, согласно этой теории, — чувство внезапного триумфа, осознание того, что кто-то хуже по сравнению с нами, второй компонент — элемент неожиданности, который способствует комическому эффекту, но не является необходимым фактором. Часто «внезапная слава» исходит из чувства нравственного, а не только физического и интеллектуального превосходства над предметом шутки.
Теория «противоречия» (Incongruity Theory) была предложена Б. Паскалем (Blaise Pascal) в начале 17 века, но более полную разработку получила в работах Джеймса Битти в 1776 (James Beattie). Согласно теории противоречия, юмор возникает на стыке двух или более несостоятельных, неуместных или разнородных черт или обстоятельств, объединённых в одном объекте, вследствие чего эти черты или обстоятельства приобретают некую взаимосоотнесённость. Смех порождается несоответствием между тем, что мы ожидаем, и тем, что испытываем в реальности. Эта теория становится основой более поздней теории несовместим , , , которая в зарубежных исследованиях получила название
Conflict Mixture Theory. Согласно этой теории, комизм ситуации воспринимается нами при одновременном ощущении несовместимых эмоций. Ещё в «Диалогах» (Филеб) Платон говорил, что смех возникает из одновременного ощущения удовольствия и боли. Эта теория объясняет природу сатиры — то, почему негативное явление вызывает смех. Сатирическое отображение действительности достигается через сближение зла, доставляющего эмоциональную боль, и абсурдности этого зла, его неопасности, нелепости и мелочности в его изображении. Несовместимые эмоции или источник этих эмоций — это игривое и серьёзное, симпатия и вражда, радость и ненависть, манящее и пугающее. Коустлер добавляет, что смена эмоций отстаёт от быстрой смены мыслей, что это несоответствие вызывает смех .
Согласно бир ргдческой…теории, смех «встроен» в нервную систему и выполняет оздоровительную функцию организма. Физиологический аспект смеха разрабатывался Уильямом Фрайем. , , В начале двадцатого века исследователи, следуя биологической теории, полагали, что чувство юмора — это инстинкт, который позволяет преодолевать вредное воздействие депрессии, порожденной несовершенством окружающего мира. И по сей день Ассоциация Прикладного и Терапевтического Юмора определяет юмор как «вмешательство, способствующее здоровью пациента путём обнаружения, выражения или оценки абсурдности или несоответствия жизненных ситуаций» .
Книги, рассматривающие критическую литературу
Критическая литература является важной составляющей современной литературологической науки. Существует множество книг, которые посвящены изучению и анализу критической литературы. Они позволяют более глубоко понять ее сущность, особенности и значение
Они позволяют более глубоко понять ее сущность, особенности и значение.
Ниже приведены некоторые известные книги, которые рассматривают критическую литературу:
- «Введение в литературную критику» – написанная Джудит3 Батлер, либо Андрея Арженуева книга, которая является обязательной литературой для студентов филологических специальностей. В книге рассматриваются основные методы и термины критической литературы, а также предлагаются практические рекомендации по анализу произведений.
- «Критика — онтология»– монография Джона Доуи, где автор анализирует основные подходы и методологии критической литературы, а также рассматривает ее роль в формировании художественного сознания. Книга представляет собой глубокое исследование темы и является справочным материалом для исследователей и студентов.
- «Литературная критика: идеи и методы» – сборник статей от ведущих литературоведов и критиков, в которых рассматриваются различные аспекты и теоретические подходы к критической литературе. Статьи предлагают новые идеи и представляют разнообразные точки зрения, что делает книгу полезным и интересным исследовательским материалом.
- «Критические подходы в литературоведении» – учебное пособие, написанное Еленой Викторовной Смирновой. В книге представлены основные критические подходы и методы анализа текстов: структурализм, постструктурализм, феминистская литературная критика и другие. Автор объясняет сущность каждого подхода и иллюстрирует его примерами.
- «Критика и ее дискурсы» – работа, написанная Дейзи Хэйдзер-Миллар, где автор исследует идейные и методологические аспекты критической литературы и ее основных течений. Книга предлагает свежие взгляды и аргументы в отношении критической литературы и ее роли в современном мире.
Эти книги представляют собой отличный ресурс для изучения и понимания критической литературы. Они помогают расширить знания и перспективы, а также дать практические рекомендации для анализа и оценки различных текстов. Чтение этих книг может быть полезно как студентам и исследователям, так и всем, кто интересуется литературой и культурой в целом.
Стереотипы восприятия
Этот подход к изучению классики формировал в художественном восприятии стереотипы, значительно обеднял и упрощал общую картину развития русской литературы, отличавшуюся, прежде всего, ожесточенными эстетическими и идейными спорами.
Лишь недавно, благодаря появлению ряда глубоких исследований, видение русской критики и литературы стало многогранным и более объемным. Вышли в свет статьи Н.Н. Страхова, А.А. Григорьева, Н.И. Надеждина, И.В. Киреевского, П.А. Вяземского, К.Н. Батюшкова, Н.М. Карамзина (см. портрет Николая Михайловича, выполненный художником Тропининым, ниже) и других выдающихся литераторов нашей страны.
История критической литературы
В XIX веке критическая литература стала развиваться как самостоятельный литературный жанр. В это время появились известные литературные критики, такие как Фридрих Шлегель, Готхольд Эфраим Лессинг, Виссарион Белинский и другие, которые активно писали критические статьи и эссе, анализировали произведения и выражали свое мнение о литературных новинках.
В XX веке критическая литература стала еще более разнообразной и многообразной. Появилось больше критических направлений и школ мысли, каждая из которых имела свои особенности и приоритеты в анализе литературы. Некоторые из наиболее известных направлений включают формализм, структурализм, феминистскую критику, постмодернизм и др.
С развитием интернета и цифровых технологий в XXI веке критическая литература стала доступна широкой аудитории. Благодаря блогам, онлайн-журналам и социальным сетям, каждый человек может выразить свое мнение о прочитанной книге и поделиться им с другими.
Задачи литературного критика
Литературным критиком было возможно стать, лишь максимально глубоко разбираясь в литературе. В наше время рецензию на художественное произведение может написать и журналист, и даже вообще далекий от филологии автор. Однако в период расцвета литературной критики эту функцию мог выполнять лишь ученый-литературовед, который не менее хорошо разбирался в философии, политологии, социологии, истории. Минимальные задачи критика были следующими:
- Толкование и литературоведческий анализ художественного произведения;
- Оценка автора с социальной, политической и исторической точки зрения;
- Раскрытие глубинного смысла книги, определение ее места в мировой литературе с помощью сравнения с другими произведениями.
Профессиональный критик неизменно воздействует на общество, транслируя свои собственные убеждения. Вот почему нередко профессиональные рецензии отличаются ироничностью и резкой подачей материала.
Критический реализм и классовая борьба
Классовая борьба является важной составляющей критического реализма. Это конфликт между различными социальными классами, противопоставленными друг другу по своим интересам
Критический реализм акцентирует внимание на неравенстве и социальных противоречиях, связанных с классами, и исследует, как эти противоречия влияют на жизнь обычных людей
Литературные произведения, относящиеся к критическому реализму, часто рассказывают о жизни рабочих, нищих, малоимущих, а также о социальной несправедливости и эксплуатации. Они показывают тяготы и трудности, с которыми сталкиваются обычные люди, и тем самым призывают к изменениям в обществе.
Критический реализм и классовая борьба в литературе помогают показать негативные аспекты существующего социально-экономического порядка и осознание необходимости изменений. Это обращение к совести и эмоциям читателей, чтобы они задумались о справедливости и равноправии в обществе.
Значение критики
Статьи, написанные русскими критиками, продолжают и теперь оказывать большое влияние на нравственную и духовную жизнь общества. Они не случайно давно уже были включены в обязательную программу школьного образования нашей страны. Однако на уроках литературы на протяжении ряда десятилетий ученики знакомились в основном с критическими статьями радикальной направленности. Критики этого направления — Д.И. Писарев, Н.А. Добролюбов, Н.Г. Чернышевский, В.Г. Белинский и другие. При этом труды этих авторов чаще всего воспринималась как источник цитат, которыми щедро «украшали» школьники свои сочинения.
Жанры и виды
Жанровая палитра литературной критики достаточно яркая и богатая. К ней относятся:
- Рецензия;
- Творческий портрет — статья, посвященная творческой биографии деятеля искусства;
- Обозрение — статья, где автор собирает и классифицирует явления одного толка и анализирует их;
- Очерк;
- Проблемная статья — материал, посвящённой анализу актуального вопроса в культуре. Подробнее о жанре «статья»…
- Аннотация — краткое информационное сообщение о культурном явлении;
- Интервью;
- Репортаж;
- Светская хроника — информационный материал о событиях в мире богемы.
В 21 веке литературно-художественная критика изменилась. Все чаще ее стали заменять термином «арт-журналистика», а типичную рублику в СМИ заменили маличные отделения, классифицирующиеся по объекту исследования — киножурналистика, театральная журналистика и т.д. В век ускорения прогресса и самого времени человек уже не имеет досуга для ознакомления с объемными материалами с глубоким аналитическим началом. Поэтому их уверенно вытесняют статьи рекламно-презентативного характера, задача которых — не исследование, а поверхностное информирование. Это облегченный вариант критики, который адаптировался к новым реалиям, где время читателя сильно ограничено, а массовое образование — стандартно. Общими характеристиками материалов нового типа являются:
- Отсутствие глубокого анализа;
- Клишированность журналистских текстов;
- Шаблонность мышления авторов.
Однако было бы ошибочно паниковать и ставить крест на литературной и художественной критике. Сегодня мы располагаем примерами, соответствующими высокой планке, заданной нашими предками. Например, «Теленедели с Ириной Петровской» в «Известиях», обозрения прессы в журнале «Журналист», теле- и кинообзоры в журнале «Искусство кино». Рефлексивно-аналитическое начало этих журналистских материалов позволяет публике дать аргументированную оценку предмету обсуждения.
Исследования и научные статьи о критической литературе
Критическая литература является активно изучаемым объектом научных исследований. Множество ученых и литературоведов проводят исследования, чтобы разобраться в сути и особенностях этого жанра. В результате таких исследований появляются научные статьи, которые раскрывают различные аспекты критической литературы.
Такие статьи широко представлены в академических журналах и газетах, а также в различных сборниках и монографиях. Они могут рассматривать историю критической литературы, ее жанровые особенности, анализировать конкретные произведения, выявлять связи с другими литературными направлениями и течениями и многое другое.
Примером таких статей может служить исследование «Критическая литература как инструмент анализа социальных и политических процессов» автора Иванова А.А., опубликованное в журнале «Литературоведение и культура»
В этой статье автор анализирует роль критической литературы в анализе социальных и политических процессов, обращая особое внимание на ее возможности и ограничения. Исследование основано на анализе различных примеров критической литературы и теоретических работ современных ученых
Другим примером статьи можно назвать «Эстетические аспекты критической литературы» автора Петрова В.В., опубликованную в сборнике «Литературные исследования современности». В данной статье автор исследует эстетическую функцию критической литературы, аргументируя свою точку зрения на основе анализа теоретических работ и конкретных примеров.
Таким образом, исследования и научные статьи о критической литературе позволяют расширить наше понимание этого жанра и его роли в современной литературе. Они помогают разобраться в особенностях критического мышления и анализа, а также позволяют увидеть, как критическая литература взаимодействует с другими литературными течениями и областями знания.
Ключевые особенности критической литературы
1. Аналитичность: Критическая литература характеризуется глубоким анализом и осмыслением произведений искусства
Критики исследуют тексты на различных уровнях, обращая внимание на элементы стиля, сюжет и тематику
2. Критичность: Критики оценивают произведения искусства и выражают свое мнение об их качестве и ценности. Они могут высказывать собственные взгляды на произведение, указывать на его сильные и слабые стороны и предлагать альтернативные интерпретации.
3. Объективность: Хотя критики могут иметь субъективное мнение о произведении, критическая литература стремится быть объективной и рациональной. Критики опираются на факты, аргументы и воспринимают произведение искусства в широком контексте.
4. Знание искусства: Чтобы быть эффективными в своих рецензиях и анализах, критики должны обладать глубокими знаниями искусства. Они изучают различные жанры, стили и периоды искусства, чтобы понять и оценить произведения в реальном контексте.
5. Умение передать мысли: Критики должны обладать хорошим письменным стилем и уметь ясно и точно выражать свои мысли. Их тексты должны быть информативными, убедительными и интересными для читателя.
6. Влияние на общественное мнение: Критическая литература может оказывать значительное влияние на общественное мнение о произведениях искусства. Критики могут формировать и определять культурные тренды, поднимать актуальные вопросы и вносить вклад в развитие искусства.
7. Роли издателей и критиков: Критики могут работать в издательствах или независимо. Их задача состоит в том, чтобы представить аудитории максимально объективную и полную информацию о произведениях искусства, чтобы помочь читателям сделать информированный выбор.
Критическая литература является важным компонентом культурного диалога и представляет собой форму активного общения и взаимодействия между творцами и зрителями, позволяя анализировать произведения искусства, их влияние и значение в современном обществе.
Особенности критической литературы
1. Анализ и оценка
Критическая литература отличается от простого обзора или рецензии тем, что она представляет собой более глубокий и рефлективный анализ произведения. Критик исследует различные аспекты текста, такие как структура, язык, символы и контекст. Он также оценивает их эффективность и переосмысливает значение произведения.
2. Критическая ориентация
Критическая литература отличается от других жанров литературы тем, что она имеет явную критическую ориентацию. Критики ставят цели своим анализом, обычно стремясь раскрыть скрытые социальные, политические или культурные проблемы. Они анализируют возможные предвзятости, стереотипы и несправедливости, которые могут быть присутствующими в произведении.
3. Расширение понимания текстов
Критическая литература помогает читателю глубже понять тексты и уловить их глубинные значения
Критики обращают внимание на различные слои смысла, проясняют намерения автора и раскрывают контекст, в котором было создано произведение. Они помогают читателям выходить за пределы поверхностной интерпретации и анализировать текст с новой, более критической перспективы. 4
Участие в диалоге
4. Участие в диалоге
Критическая литература обычно является частью широкого диалога именитых критиков, ученых и исследователей. Она вносит свой вклад в академическую дискуссию, стимулирует новые исследования и обмен идеями. Критики не только анализируют текст, но и участвуют в интерпретации и выдвигают новые теории и ракурсы прочтения.
5. Осознанность литературы
Критическая литература помогает развить у читателей осознанность и критическое мышление. Она позволяет проводить обстоятельный анализ и оценку произведений, осознавать влияние литературы на общество и воспринимать тексты с большей критичностью. Критическая литература стимулирует активное взаимодействие с книгами, повышает литературную грамотность и способствует развитию личности.
Особенности литературной критики
Литература — это искусство слова, которое воплощается как в художественном произведении, так и в выступлении литературно-критическом. Поэтому русский критик, как и любой другой, всегда немного и публицист, и художник. Статья, написанная талантливо, содержит в себе обязательно мощный сплав различных нравственно-философских размышлений автора с глубокими и тонкими наблюдениями над самим Очень мало полезного дает изучение критической статьи, если как некую догму воспринимать основные ее положения
Важно для читателя интеллектуально и эмоционально пережить все сказанное данным автором, определить степень доказательности аргументов, выдвинутых им, вдуматься в логику мысли. Критика произведений — отнюдь не однозначная вещь
Тенденции развития
Литературно-критическая журналистика трансформируется в новые жанры и виды, адаптируется к иной публике и инновационным техническим средствам. Она проникает в блогерскую среду и становится темой для обсуждения молодежи. Обретая современные языковые средства и методы подачи авторской позиции, она развивается и становится другой — не лучше и не хуже, а просто другой, как и весь мир, которому свойственно меняться. Было бы странно, чтобы люди менялись, а журналистика — нет. Поэтому исследователи должны приспособиться к новым формам и не осуждать их лишь на основании того, что они отличаются от произведений 19 и 20 века, становятся проще и удобнее для публики.
Например, полноценное критическое творчество мы можем видеть в кинообзорах на канале «BadComedian». Глубина аналитики, яркое авторское «Я», серьезность поставленных проблем — все это говорит о высоком качестве видео-рецензий, совпадающих с критериями оценки художественной критики. Формат и подача материала кардинально отличаются от того, что мы привыкли видеть на страницах серьезных изданий. Но суть авторского посыла, скрупулёзность исследования и тщательная проработка материала являются прямыми наследниками творческих методов Н. Новикова, А. Пушкина, Д. Писарева.
Цели и задачи критической литературы
Критическая литература является важным инструментом анализа, интерпретации и оценки различных литературных произведений. Она выполняет несколько целей и задач:
- Анализ и оценка — критическая литература позволяет анализировать и оценивать литературные произведения с точки зрения их содержания, стиля, сюжета и других аспектов. Она помогает понять и оценить качество и ценность произведения, выявить его сильные и слабые стороны.
- Интерпретация и выявление смысла — критическая литература помогает интерпретировать произведение и выявить его глубинный смысл. Она позволяет раскрыть скрытые аллюзии, символику и мотивы, которые могут быть непонятны при поверхностном чтении.
- Контекстуализация — критическая литература помогает контекстуализировать произведение, то есть разместить его в соответствующий исторический, социальный, культурный и литературный контекст. Это позволяет лучше понять и оценить произведение, восстановить его историческую и культурную значимость.
- Критика и дискуссия — критическая литература является площадкой для критики и дискуссии. Она способствует обсуждению и анализу произведений, формированию различных точек зрения и мнений. Критики могут высказывать свои взгляды на литературные произведения, поддерживать и опровергать различные идеи и интерпретации.
В целом, критическая литература имеет целью развитие и углубление понимания литературы, формирование критического мышления и культуры, а также создание общественного диалога вокруг литературных произведений.
История развития критического реализма
Критический реализм в литературе начал развиваться в конце XIX века в Англии и Германии. Он возник в ответ на романтическую литературу, которая склонялась к идеализации жизни и отдаленности от реальности.
Один из основателей критического реализма в литературе — английский писатель Чарльз Диккенс. Его романы, такие как «Оливер Твист» и «Большие надежды», отражали социальные проблемы и неравенство, существующие в той эпохе. Диккенс раскрывал жизнь нижних слоев общества и ставил акцент на несправедливость и бесправие, которые сопровождали промышленную революцию.
Критический реализм, однако, получил особую популярность в Германии. Здесь его основоположником стал писатель и политик Хайнрих Манн. В своих произведениях Манн поднимал вопросы социальной несправедливости, политики и нравственности. Его роман «Будденброки» и тетралогия «Заколдованный круг» сильно влияли на развитие критического реализма.
Другим выдающимся представителем критического реализма в Германии был Томас Манн — брат Хайнриха Манна. Томас Манн, в своих произведениях, таких как «Будденброки» и «Волшебная гора», обращался к анализу общества и его проблем, исследуя идею культуры и декаденции.
Критический реализм затем распространился на другие страны и на разных писателей. Например, в России эту литературную школу представляли Михаил Салтыков-Щедрин и Максим Горький. Они принимали активное участие в социальных и политических проблемах своего времени и использовали свои произведения, чтобы критиковать систему и неравенство общества.
Критический реализм в литературе продолжал развиваться и в XX веке, хотя его значение уменьшилось по мере развития других литературных направлений, таких как сюрреализм и модернизм. Но его наследие продолжает оказывать влияние на современных писателей, которые используют его методы и подходы, чтобы раскрывать социальные и моральные проблемы в своих произведениях.