Введение
Мы живем в эпоху, когда духовные ценности представляются незначительным дополнением к ценностям материальным. Соответственно, говорить о нравственности смешно, а верить в идеалы так даже наивно (если это не «идеальная фигура» как результат диеты или «идеальная машина», например, «Mercedes-Benz» в тюнинге «Brabus»).
Почему мы к такому пришли? Философы скажут, что у нас утеряно символическое мышление и осталось только предметное. Поэтому, собственно, понятие «идеальное» применяется массовым сознанием преимущественно к материальным предметам: своему телу, автомобилю, телефону и т.п. Историки же в лице О. Шпенглера напомнят, что такое случается с культурой всегда, когда она вступает в фазу своего заката, и приведут аналогии нашей эпохи с эпохой позднего Рима . Однако другие историки скажут, что не все так фатально: кроме западной части Римской империи, которую действительно ждал закат, была ее восточная часть – Византия, которая просуществовала еще целую тысячу лет на основе православия и консервативных ценностей. Ну, что же, будем надеяться, что нашей российской цивилизации тоже суждены долгие лета, и продолжим рассмотрение того, что может явиться гарантом этого долголетия – традиционные ценности, перечисленные в Указе Президента . (Попутно отметим, что грань между названными исследователями достаточно условна: философы, выявляя универсальное, учитывают, в том числе, исторические обстоятельства, а О. Шпенглер – яркий пример философствующего историка).
«Высокие нравственные идеалы» и «приоритет духовного над материальным» разделены в тексте Указа еще двумя ценностями: «крепкой семьей» (см. часть 5 данного цикла статей) и «созидательным трудом» (часть 4). Однако духовность и нравственность неразрывно связаны друг с другом, поэтому они объединены в данной статье в одну тему.
Задачи статьи: 1) выявить смысл понятий «нравственность» и «идеал», в том числе через сопоставление нравственности с религией, а идеала с реальностью; 2) выявить содержание высших нравственных идеалов, в том числе специфику этих идеалов в нашей российской цивилизации; 3) понять место современного этапа в общем контексте развития нравственной культуры.
Для выполнения этих задач обратимся к этическим концепциям древности и современности, в том числе к идеям отечественных мыслителей, в частности, к Ф. М. Достоевскому и его творчеству.
Значение слова идеал
Примеры употребления слова идеал в литературе.
В большей части социальных сочинений важны не идеалы, которые почти всегда или недосягаемы в настоящем, или сводятся на какое-нибудь одностороннее решение, а то, что, достигая до них, становится вопросом. Я предлагаю несколько ответов на этот вопрос и затем пытаюсь показать, как оппозиция абсолютизму в России имела тенденцию обретать форму борьбы за какие-то идеалы, а не за классовые, интересы, и как царское правительство в ответ на соответствующие нападки разработало административные методы, явно предвосхитившие методы современного полицейского государства.
Талантливый слесарь, талантливый электросварщик, талантливый агротехник, талантливый животновод — вот идеал нашего воспитания, и я глубоко верю в этот идеал.
Конкретно же история дала слишком мало времени, чтобы идеал осуществился достаточно полно и четко и чтобы фактическое положение было адекватно осознано.
Достоевский пристально вглядывался в человеческую амбивалентность, в сосуществование в одной душе идеала и подлости, считая, что разобраться в блазоне и есть понять человека.
Так и Геннадий Бондарев на словах призывает всех антропософов к высоким целям и идеалам, на деле же поступает слишком часто вопреки им.
Терпеть больше нет сил — вся эта нахлынувшая с Запада муть, вещизм, стремящийся подменить высокие идеалы, аполитичность и равнодушие, к которым скатывается часть общества.
Дело не только в глубокой уверенности, что пытаться насаждать социализм в экономически и культурно отсталой стране — бессмысленная утопия, но и в органической неспособности моей помириться с тем аракчеевским пониманием соци-ализма122 пугачевским пониманием классовой борьбы123 которые порождаются, конечно, самым тем фактом, что европейский идеал пытаются насадить на азиатской почве.
Дело не только в глубокой уверенности, что пытаться насаждать социализм в экономически и культурно отсталой стране — бессмысленная утопия, но и в органической неспособности моей помириться с тем аракчеевским пониманием социализма119 и пугачевским пониманием классовой борьбы120, которые порождаются, конечно, самым тем фактом, что европейский идеал пытаются насадить на азиатской почве.
То, что в данное время считается злом, обыкновенно есть несвоевременный отзвук того, что некогда считалось добром, — атавизм старейшего идеала.
Однако махаяна еще только зарождалась, и, проповедуя этот идеал, Ашока сам невольно отошел от первоначального буддизма.
Офицер теперь представлял себе более ясно, что красные идут за определенную идею, за осуществление идеалов социализма, и сейчас же, делая сопоставление, разбираясь в том, за что дерутся белые, Барановский не находил подходящего ответа.
Слушай, Алешка, насколько я знаю Белова, у него вообще нет мировоззрения, у него нет идеалов.
Поэтому тогда и не могло случиться, чтобы национальная идея в конце концов подменила подлинные идеалы культуры и еще больше стимулировала и усложнила состояние бескультурья представлениями и убеждениями, внушенными уродливо националистическим подходом к жизни.
В течение же 20 лет и Россия, увлекаемая западными идеалами, поспешила обратиться из Монархии сословной и провинциально весьма разобщенной в Монархию бессословную и более прежнего однородно-либеральную по строю, по быту и духу, качествам и порокам населения.
↑ Мораль и нравственность
Близким по смыслу понятием к морали является «нравственность», многие мыслители отождествляют эти понятия, т.е. рассматривают их как синонимы. Однако следует понимать, что если мораль — это общественные устои и обычаи, то нравственность — это внутренние (духовные) индивидуальные убеждения и принципы поведения (совесть, честь, достоинство).
Понятие «мораль» | Понятие «нравственность» |
Специфическая сфера культуры, в которой концентрируются и обобщаются высокие идеалы и строгие нормы, регулирующие поведение и сознание человека в различных областях общественной жизни (что должно быть, к чему человек должен стремиться (мир должного)) | Принципы реального практического поведения людей, в котором строгость высокоморальных норм значительно смягчена, т. е. в данное понятие вкладывается более «житейское», «приземлённое» значение. Реально практикуемые нормы, с которыми человек сталкивается в повседневной жизни (мир сущего). |
Философскую науку, предметом изучения которой являются мораль, нравственность, называют этикой
(от гр.— обычай). Этика выясняет место и роль морали в системе других компонентов культуры (таких как наука, право, религия, искусство и др.), анализирует её природу и внутреннюю структуру, изучает происхождение и историческое развитие нравственности, обосновывает различные её системы.
Моральные требования к человеку имеют в виду не достижение каких-то частных и ближайших результатов в определённой ситуации, а следование общим нормам и принципам поведения. Выполняя, наряду с появившимся позднее правом, роль регулятора поведения людей, мораль имеет с ним общие черты, но в то же время принципиально отличается от него.
Ответы на вопрос
Внимание! Ответы на вопросы дают живые люди. Они могут содержать ошибочную информацию, заблуждения, а также ответы могут быть сгенерированы нейросетями
Будьте внимательны. Если вы уверены, что ответ неверный, нажмите кнопку «Пожаловаться» под ответом.
Отвечает Лукашова Ира.
Философский словарь даёт следующее определение нравственного идеала — это представления о нравственном совершенстве, чаще всего выражающиеся в образе личности, воплотившие такие моральные качества, которые могут служить высшим моральным образцом. Нравственное сознание отвечает своему реальному времени
В структуре нравственного сознания важное место занимает нравственный идеал. Он является высшим критерием нравственной оценки
Предпосылкой формирования нравственного идеала у людей является уже имеющийся у них уровень нравственной культуры, представленной мерой освоения нравственных ценностей в определенных условиях и направлениях на создание таких ценностей на практике. Нравственный идеал является абстрактным по форме, т.к. моральные принципы существуют в виде понятий и категорий, являющихся основой для оценочных суждений. Формирование нравственного сознания и нравственного поведения людей связано с воспитанием их на нравственном идеале. Следует отметить, что задачи нравственного воспитания — это формирование единства нравственного сознания и нравственного поведения, формирование нравственных убеждений. Нравственное развитие людей приобретает особенно важное значение в связи с потребностью современного общества. Понимание общечеловеческих ценностей возможно лишь при условии нравственной развитости личности, т.е. развитости в социальном плане, когда она поднимается до уровня понимания социальной справедливости. Этот принцип может быть усвоен личностью не только благодаря интеллекту, но он должен пройти и через чувство человека. Чувства человека как элемент нравственного сознания тесно связаны с поведением. Они являются основой личного отношения человека ко всем социальным явлениям. В нравственном сознании отражаются общественные явления и поступки людей с точки зрения их ценности. Под ценностью понимается нравственное значение личности или коллектива, определенных поступков и ценностные представления (нормы, принципы, понятия добра и зла, справедливости). В оценивающем сознании одни ценности могут исчезать, а другие появиться. То, что было нравственным в прошлом, в современной жизни может оказаться аморальным. Мораль не догма, она развивается в соответствии с ходом исторического процесса. В жизни человека бывают такие ситуации, когда нужно сделать моральный выбор, выбор между многими ценностями. Речь идет о свободе выбора, при этом свобода понимается в смысле независимости личности от безнравственных желаний, ущемляющих интересы других людей. Нравственные ограничения на свободу являются объективной необходимостью существования человечества. Категория свободы связана с понятием ответственность и справедливость.
Отвечает Цой Каролина.
Моральный идеал
Моральный идеал — это концепция или образец, который определяет, каким должно быть правильное поведение и какие ценности следует придерживаться в обществе. Он представляет собой высокую моральную стандарт, к которому люди стремятся и которому они хотят соответствовать. Моральный идеал может включать в себя такие качества, как честность, справедливость, сострадание, терпимость и другие положительные ценности.
Моральные идеалы могут различаться в разных культурах и обществах, и они могут быть влиянием религии, философии, традиций и личных убеждений. Они служат ориентиром для принятия решений и определения того, что является правильным или неправильным. Моральные идеалы могут также влиять на формирование законов и норм поведения в обществе.
Моральные идеалы могут быть индивидуальными или общими для группы людей. Они могут быть выражены в форме этических принципов, норм и ценностей. Например, некоторые моральные идеалы могут включать в себя уважение к человеческой жизни, защиту прав и свобод каждого человека, справедливость и равенство перед законом.
Важно отметить, что моральные идеалы могут быть субъективными и различаться в зависимости от культурных, религиозных и личных убеждений каждого человека
Идеал и реальность
«Идеал» (лат. idealis от греч. ἰδέα – образ, идея) – это высшая ценность, образ совершенства, образец для подражания. Идеал связан со спецификой человеческой деятельности как таковой, а именно с целеполаганием. Цель – это идеальный образ желаемого результата. «Идеал представляет собой специфически человеческую форму жизнедеятельности, ибо предполагает специальное создание образа цели деятельности до её фактического осуществления» .
«Идеал» становится предметом философской рефлексии в просветительской и романтической мысли на рубеже ХVIII – ХIХ веков. Однако уже в античной философии была идея «блага», которая связывалась со смыслом жизни человека и с его доминирующими обязанностями.
Теоретическое толкование идеала зависит от решения проблемы соотношения идеала и реальности. В «Новой философской энциклопедии» выделено два основных решения этой проблемы: натуралистическое и идеалистическое.
Натуралистическое понимание дает следующие трактовки идеала – он есть:
- результат обобщения и (или) абсолютизации того, что составляет предмет потребностей человека и общества: в «золотом правиле нравственности» это выразилось в требовании поступать по отношению к другим людям так, «как хотите, чтобы поступали с вами»;
- результат обобщения содержания норм и правил; соответственно, идеалов столько, сколько норм: в каждом устанавливается общая цель, сообразно которой формулируется предписание относительно того, чего не следует или что следует делать. По такой логике нет идеала вообще, но есть идеалы, соответствующие разным ценностям (красоты, добра, справедливости и т.д.);
- ценность, раскрывающая перед человеком или обществом более обширные перспективы: должное тогда противопоставляется сущему, и, как правило, это должное (идеал) выражает назревшие социальные или личностные изменения.
При идеалистическом понимании ценностей идеал рассматривается как существующий трансцендентно (т.е. «по ту сторону» чувственно воспринимаемой реальности). Такой идеал может быть дан человеку непосредственно, через «голос совести» (Платон, а также религиозная философия, которая видит в требованиях совести «глас Бога в человеке»), или же быть априорным, т.е. доопытным (Кант) . Здесь нельзя не сказать, что о «голосе совести» пишут не только философы-идеалисты: для материалистов, например, К. Г. Маркса, указанные требования есть результат усвоения моральных норм в процессе социализации (вариант подхода к идеалу, названному выше «натуралистическим»).
Воплотим ли идеал в действительность?
Если толковать «идеал» в духе этики И. Канта, то он, задавая направление самосовершенствованию человека, в то же время принципиально невоплотим. Ведь, напомним, он трансцендентен.
Прямо противоположный ответ тоже возможен. Однако такой оптимизм, как правило, приводит к разочарованию и может выразиться в «пренебрежении или ненависти к реальности, в которой более или менее относительное добро присутствует наравне со злом, и бегстве из активной жизни, которую не удается втиснуть в рамки “бескомпромиссно” понятого идеала» .
Однако, по словам протоирея Андрея Ткачева, идеал нужен для того, чтобы существовала бытовая повседневность: «Никто из нас, пиля какую-нибудь условную рейку для того, чтобы сделать лавку, не вымеряет её до микрона, как в Госстандарте. Но именно до микрона должен быть вымерен эталон. Потому что благодаря ему существует всё остальное, что мы режем, пилим, отмеряем, нарезаем» .
Таким образом, идеал – это как горизонт: приближение к нему бесконечно. Во всяком случае, для человека. Идеал не есть реальность, которую человек в гуманистическом запале должен создать. Человек не бог – над ним есть, хоть и познаваемая, но все еще не постигнутая реальность: Логос, Нус, Дао, Бог, Брахман, Судьба (разные религии и философские системы называют это по-разному). Все эти понятия пытаются схватить ту надындивидуальную реальность, ту мега-систему, в которую встроен человек и законам которой он должен подчиняться для своего же блага. Нравственность есть лишь одно из проявлений этих законов. Содержание высших нравственных идеалов задается, соответственно, той религией, которая является центром данной культуры.
Влияние современности
При коммунистическом строе нравственные идеалы должны были служить становлению и укреплению существующего строя. Показатели высокой морали в современном обществе – гармонично развитая личность человека. Он отличается стремлением к нравственному совершенству. Общество к своим членам предъявляет некоторые моральные требования. В совокупности все они образуют модель полноценно развитой личности. При постоянном обогащении и пополнении чем-то новым, в них отражается развитие нравственной практики социалистического социума.
Замечание 1
Общество в период социализма выводило на первое место личностную культуру, активную гражданскую позицию, чувство общественного долга, нерасхождение слов с делами, честность.
Современные нравственные идеалы имеют активный и действенный характер, связанный с социальными потребностями. Они преобладают реальные очертания в социалистическом взаимодействии членов общества. Моральные устои современного мира активно работают в области самосовершенствования, нравственного воспитания и саморазвития. Плеханов По данной теме мы уже выполнили реферат
по Плеханову подробнее говорил о том, что человек становится тем выше в нравственном плане, чем активнее он стремится к достижению общественного идеала. Однако даже во времена социализма, высокоморальные показатели не совпадали с реальностью и шли на шаг впереди. Они ставят перед каждым человеком ряд целей, предполагающих постоянное движение, непрерывный процесс развития. Повышение социальной активности индивида, совершенствование социальной политики и морального воспитания – это все, работая согласованно, позволяет разрешать противоречия, которые возникают между действительностью и нравственным идеалом.
Ищешь идеи для учебной работы по данному предмету? Задай вопрос преподавателю и получи ответ через 15 минут! Задать вопрос
Классификация моральных принципов
Моральные принципы осознаются человеком как бесспорная линия поведения, определяющая характер взаимоотношений в обществе.
Моральные принципы можно классифицировать следующим образом:
- Принцип гуманизма – высшая человеческая ценность, выражающаяся в любви к ближнему, защите достоинства, в признании права на счастливое существование и на самореализацию.
- Принцип альтруизма – нравственная норма, призывающая оказывать бескорыстную посильную помощь нуждающимся. Антипод альтруизма – эгоизм.
- Принцип коллективизма – возможность совместного сосуществования для достижения общей цели. Складывается из сотрудничества, взаимопомощи, демократизма. Невозможно реализовать без соблюдения дисциплины.
- Принцип справедливости – равные права и свобода для всех членов общества. Социальные и экономические блага доступны всем без исключения и распределяются в зависимости от количества прилагаемых усилий со стороны каждого индивида.
- Принцип милосердия – готовность сострадать и помогать каждому нуждающемуся вне зависимости от его социального статуса и внешнего вида.
- Принцип миролюбия – основан на признании человеческой жизни высшей ценностью. Предполагает уважение к национальным и региональным особенностям, государственному суверенитету. Провозглашает право на мирную жизнь.
- Принцип патриотизма – любовь к Родине, забота о ней, готовность защищать ее от врагов, гордость за государственные достижения, уважение к истории и бережное отношение к национальному достоянию.
- Принцип толерантности – принятие многообразия культур без желания их подавить или исправить.
Протянуть руку помощи нуждающемуся
Высокие моральные принципы
Главное для человека – не только знать моральные нормы, но и опираться на них на практике. Осознанное применение нравственных норм и правил позволяет назвать человека высокоморальным.
Высоким моральным принципам можно присвоить следующую характеристику:
- «Разрешено» – внутренние убеждения человека, не способные нанести вред кому-либо.
- «Необходимо» или «надо» – выполнение действий, способных помочь другому человеку иногда в ущерб своим интересам.
- «Запрещено» – действия, осуждаемые обществом и влекущие за собой административное или уголовное преследование.
Важно! Моральные принципы формируются на протяжении всей жизни человека и могут изменяться по мере накопления опыта и знаний. Высокие моральные идеалы
Высокие моральные идеалы
Моральные принципы общения
Этика общения предлагает такие нравственные нормы и принципы:
- приоритетность чужих или общественных интересов перед личными;
- осознанное уклонение от применения жизненных благ ради достижения поставленной цели;
- развязывание сложных общественных проблем и работа в экстремальных условиях ради высших целей или идеалов;
- ответственность и безвозмездная забота о нуждающихся;
- выстраивание отношений с членами общества на основе доброты и благожелательности;
- вежливость и уважение к собеседнику, использование общепринятых этических норм;
- общение – процесс двухсторонний, а не монологический, каждый участник вносит в него некий вклад;
- равенство сторон, участвующих в общении, вне зависимости от пола, возраста, социального положения;
- искренность в выражении чувств, правдивость передаваемой информации;
- понятность и доступность для всех участников общения;
- последовательность и правильная очередность элементов общения (вопрос – ответ, побуждение к ответной реплике).
Таким образом, морально нравственные принципы общения основаны на взаимопомощи и взаимодоверии.
Нравственные эталоны общения
Значение морального идеала в обществе
Моральный идеал играет крайне важную роль в обществе, определяя нормы и ценности, которые признаются и принимаются большинством людей. Он выступает в качестве основы моральной системы, отражая то, что считается желательным и правильным в данном сообществе.
Значение морального идеала проявляется в нескольких аспектах:
1 | Определение моральных ценностей |
---|---|
Моральный идеал помогает определить и сформулировать основные моральные ценности общества. Он объединяет людей вокруг общих принципов, которые служат основой для моральной оценки и выбора поведения. | |
2 | Нормативная функция |
Моральный идеал предоставляет людям руководство и ориентир для своих действий и поведения. Он помогает людям определить, что является правильным и приемлемым в различных ситуациях, поощряя соответствующие ценности и деятельность, а также обеспечивая общественную стабильность и порядок. | |
3 | Влияние на развитие и эволюцию общества |
Моральный идеал направляет процесс развития общества, служа основой для изменения моральных установок и ценностей с течением времени. Он стимулирует прогресс и совершенствование, создавая пространство для новых идей, ценностей и норм в соответствии с изменяющимися обстоятельствами и потребностями общества. | |
4 | Укрепление социальных уз |
Моральный идеал способствует формированию общественных связей и отношений на основе общих ценностей и верований. Он помогает создать единство и согласие в сообществе, повышая чувство принадлежности к нему и способствуя развитию коллективных амбиций и стремлений. |
В целом, моральный идеал не только определяет поведение и ценности в обществе, но также служит важным фактором в формировании личности и развитии общества в целом. Он создает основу для нравственности, этики и справедливости, способствуя гармонии и благополучию в обществе.
Примеры нравственных идеалов:
- Доброта — это один из основных нравственных идеалов, который подразумевает проявление сострадания и милосердия к другим людям. Доброта включает в себя помощь нуждающимся, проявление любви и заботы.
- Честность — это качество, которое заключается в умении быть искренним, открытым и правдивым. Честность включает в себя поступки, основанные на справедливости и принципах, и отсутствие обмана и лжи.
- Ответственность — это способность взять на себя обязанности и действовать осознанно и дисциплинированно. Ответственность включает в себя выполнение своих обязательств и принятие последствий своих решений.
- Уважение — это ценность, которая подразумевает признание достоинства и ценности других людей. Уважение включает в себя уважение к индивидуальности, мнениям и правам других людей.
- Терпимость — это способность принимать и уважать различия, как в культуре, вероисповедании, мнениях и образе жизни других людей. Терпимость включает в себя понимание и принятие разнообразия.
- Справедливость — это принцип, основанный на равенстве и справедливом обращении с людьми. Справедливость включает в себя отсутствие дискриминации и привилегий, а также установление законов и норм, которые гарантируют равенство и справедливость для всех.
- Самоанализ — это умение размышлять о своих поступках и своем поведении. Самоанализ включает осмысление своих ошибок и стремление к самосовершенствованию.