Почему люди верят в Бога?
Вера в Бога – это очень сложный и многогранный вопрос. Нет в мире человека, который бы не знал, что такое религия. Все мы во что-то верим. Одни верят в разных Богов, другие – в карму, третьи – в законы вселенной и науку. Так или иначе человеку нужно во что-то веровать.
В этом разделе мы рассмотрим распространенные причины, по которым люди верят в Бога в христианстве. Почему человек становится религиозным? Что им движет, почему духовные аспекты, морали и правила становятся основополагающими в жизни? Мотивов у верующих людей – сотни. Вот основные:
- Религиозное воспитание. Многие верующие выросли в религиозной семье, с самого детства были знакомы с Библией. Религия – их мировоззрение, образ жизни, они не могут и не хотят иначе. Такие люди с самого детства регулярно ходят в церковь, придерживаются божественных заветов. Для них Господь – это создатель, божественный и священный образ.
- Необходимость найти смысл жизни. Люди ищут ответы на философские вопросы, такие как «зачем мы здесь?» или «какой смысл жизни?». И они находят их в религии – христианстве, буддизме, исламе, иудаизме и пр. Вера в Бога помогает людям найти свое место в мире, понять свое предназначение. Это касается не только православных верующих.
- Утешение в сложный жизненный период. Религия может помочь человеку справиться со сложностями – такими как болезнь, смерть близкого человека, развод или другие жизненные кризисы. Вера в Бога помогает верующим понять, что они не одни в своих страданиях.
- Признание высшей силы. Мы живем в удивительном мире, вокруг нас каждую секунду происходит миллионы процессов. Далеко не все из них может объяснить наука. Вера в Бога помогает людям найти объяснение свойств мира, находящихся за пределами нашего понимания
- Социальные и общностные причины. Вера в Бога помогает людям стать частью общества, коллектива, влиться в религиозную общину. Верующие оказывают друг другу духовную поддержку, имеют схожие ориентиры, ценности и убеждения.
- Вера в жизнь после смерти. Это очень неоднозначный и тяжелый для многих вопрос. Никто не хочет верить в то, что после смерти человек просто перестает существовать.Религиозные убеждения дают людям надежду на продолжение жизни после смерти или переход в другое состояние бытия. Это дает верующим чувство уверенности в том, что их присутствие не заканчивается со смертью.
- Объяснение природных явлений. Религиозные убеждения помогают людям объяснять явления, которые идут наперекор современным научным представлениям. Например, в некоторых религиях наводнение представлено как наказание Господа за грехи человечества.
- Потребность в общении с высшими силами и сверхъестественным. Многие люди стремятся общаться с чем-то более высоким и значимым, чем они сами. Это может быть желание испытать духовность или ощутить связь с космосом.
- Верность культурным традициям. В некоторых случаях люди верят в Бога формально, ведь это принято в их культуре или семье. При этом они не погружаются в религиозные практики, а лишь отмечают основные христианские (мусульманские, иудейские и т.д.) праздники и не отрицают того, что Бог есть.
- Необходимость в моральных наставлениях. Мы живем во времена соблазнов, больших возможностей и стирания границ. Религия помогает людям отделять зерна от плевел, хорошее от плохого, белое от черного, добро от зла. Вера в Бога помогает людям ориентироваться в жизни и принимать решения.
Примечания[править | править код]
- Соловьёв В. С. Вера // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- Григоренко А. Ю. Глава 2. Понятие, сущность и структура религии // Религиоведение. Учебное пособие для студентов педагогических вузов / Под ред. А. Ю. Григоренко. — СПб.: Питер. — 570 с. — (Учебное пособие). — ISBN 978-5-91180-866-2.
- Аверинцев С. С. // Новая философская энциклопедия / Ин-т философии РАН; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В. С. Стёпин, заместители предс.: А. А. Гусейнов, Г. Ю. Семигин, уч. секр. А. П. Огурцов. — 2-е изд., испр. и допол. — М.: Мысль, 2010. — ISBN 978-5-244-01115-9.
- Новиков А. А. // Новая философская энциклопедия / Ин-т философии РАН; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В. С. Стёпин, заместители предс.: А. А. Гусейнов, Г. Ю. Семигин, уч. секр. А. П. Огурцов. — 2-е изд., испр. и допол. — М.: Мысль, 2010. — ISBN 978-5-244-01115-9.
- Энциклопедия для детей. Т. 6, ч. 1. Религии мира — М.: Аванта+, 1996. — С. 5—13. — 720 с.: ил. — — ISBN 5-86529-043-6
- Boryś W. Słownik etymologiczny języka polskiego. — Wydawnictwo Literackie. — Kraków, 2005. — С. 687. — ISBN 978-83-08-04191-8.
- Вера // Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. — 2-е изд., вновь перераб. и значит. доп. Т. 1-2. — СПб., 1907—1909.
- Джери Д., Джери Дж. Большой толковый социологический словарь. В 2-х томах: Пер. с англ. Н. Н. Марчук. М.: Вече, АСТ, 1999
- Митр. Филарет. Христианский катехизис. М.: изд. Моск. Патриархии, 1997. С. 4.
- Кирилл Иерусалимский. Огласительные поучения, 5. Цит. по: Христианский катихизис. Цит. соч. С. 4-5.
- faith | religion. Encyclopedia Britannica. Дата обращения: 3 мая 2016. Архивировано 22 апреля 2016 года.
- ↑ , с. 100.
- Тэйлор Э. Первобытная культура. — Directmedia, 2013-03-14. — 599 с. — ISBN 9785446071715. Архивная копия от 14 апреля 2021 на Wayback Machine
- Панцхава И. Д. Атеизм в прошлом и настоящем. — М.: Знание, 1958. — 44 с. Архивная копия от 14 апреля 2021 на Wayback Machine
- ↑ Маркс К., Энгельс Ф. Собрание сочинений. — Directmedia, 2015-10-27. — 793 с. — ISBN 9785447531348. Архивная копия от 14 апреля 2021 на Wayback Machine
- Ленин В. И. Полное собрание сочинений. — Т. 12. Октябрь 1905 ~ апрель 1906. — 832 с. — ISBN 9785040025107. Архивная копия от 14 апреля 2021 на Wayback Machine
- . ponjatija.ru. Дата обращения: 16 августа 2016. Архивировано 23 января 2017 года.
- // Стаций. Фиваида / Пер. Ю. А. Шичалина, ред. М. Л. Гаспарова, прим. Е. Ф. Шичалиной. — Наука, 1991. — (Литературные памятники).
- ReligionDies. Atheist Experience #696 — Theist Belief of Atheists Working for Devil Causes Problems in Society (9 мая 2012). Дата обращения: 16 августа 2016. Архивировано 23 января 2017 года.
- Дата обращения: 26 октября 2022. Архивировано 26 октября 2022 года.
- Развитие науки не мешает человечеству верить в сверхъестественное. Дата обращения: 26 октября 2022. Архивировано 26 октября 2022 года.
Значение веры в жизни человека
Это достаточно неоднозначный вопрос. С одной стороны, в научных кругах, в том числе и психологических, есть мнение, что вера в Бога – это попытка снять с себя ответственность за свою жизнь. Перекладывание ее на высшие силы.
Атеисты утверждают, что собственное бессилие против мира и его невзгод, заставляет людей не бороться, а смиренно принимать все, что с ними происходит, теша себя надеждой на «лучшую жизнь», что «каждому воздастся по заслугам».
Но такой подход достаточно ограниченно раскрывает то, как вера влияет на жизнь человека. Каждому нужно во что-либо верить. В себя, свое предназначение, Бога, справедливость, абсолютную силу, добро. Каждый выбирает сам, во что именно ему верить.
Но потребность осознавать, что за обыденностью стоит нечто большее, некий смысл, великая идея – значит осознавать себя, как часть глобального замысла.
Именно вера помогала людям преодолевать самые немыслимые трудности, не опускать руки и не сдаваться. Вера диктовала им путь, определяла их поступки. Более того, для многих людей, вера – часть их самоидентификации, то есть, осознания и принятия себя.
Вера определяет мировоззрение, систему моральных и этических принципов, и, в конечном счете, то, как человек различает, что такое хорошо, что такое плохо, что есть правильно, а что неправильно.
В прошлом именно религия учила людей законам общества, человечности, закладывала основы нравственности.
Люди, которые буквально трактуют Библию, говорят о том, что вера поможет человеку сдвинуть гору, как бы намекая, что истинно верующий способен творить чудеса, например, ходить по воде.
Но на самом деле «сдвинуть гору» – это метафора. Она означает, что вера поможет человеку преодолеть трудности, стоящие у него на пути. Говоря языком психологии, она напрямую влияет на мотивацию и придает ему ресурса, чтобы действовать.
Таким образом, вера имеет важное значение в жизни человека. Вера – это убеждение в существовании Бога и его законов, на основе которых верующий человек формирует свое мировоззрение, строит свою жизнь
Вера определяет его отношение к себе, как к части высшего замысла, и к другим людям, которым необходимо оказывать помощь, прощать их ошибки и совершать добрые поступки.
Что такое вера и зачем она нужна
Наука не отвечает на многие вопросы, которые обязательно должны быть решены, чтобы мировоззрение человека стало целостным, поэтому была изобретена вера. Она позволяет считать истиной любое предположение без наличия каких-либо доказательств.
Это значит, что те наброски о мире, которые нам даёт наука, мы можем дополнить любыми красками на свой вкус с фразой: «Сейчас я сам решу, каким будет мир и начну жить в соответствии с этим».
Возможности
Что такое вера? — это инструмент, дающий человеку возможности. Обычно мы сами решаем, на что способны, а на что — нет, чем и открываем для себя путь в определённом направлении. Это, кстати, хороший пример того, что мысли материализуются.
Реализация ресурсов
В каждом из нас что-то есть: желания, способности, потенциал. Наверняка вы когда-то ощущали, что думаете не о том, находитесь не на той работе или не в той компании — это очень неприятные ощущения, которыми наш внутренний голос подсказывает: «Ты не задействуешь свои ресурсы, это тебе не подходит, меняй что-нибудь, пробуй другое».
Мифы и стереотипы о верующих людях
Хотя все верующие люди разные и у каждой своя история и вероисповедание, некоторые мифы и стереотипы все еще факты. Вот некоторые из них:
- Верующие люди не признают науку. Это глупый миф, ставший причиной того, что многие атеисты считают верующих невежественными и даже глупыми. На самом деле многие из тех, кто верит в Бога – люди с высоким уровнем образования. Они признают науку, но это не мешает им исповедовать свою религию.
- Верующие люди постоянно молятся. Безусловно, молитва – неотъемлемая часть жизни верующих. Но это далеко не всегда происходит часто, а сегодня многие не молятся в «привычном» виде. Молитва – это беседа человека с Богом, Творцом и Создателем. Она может происходить в любое время, мысленно, наедине с собой или в обществе с другими людьми. Молитва – очень личный момент, который вообще не касается окружающих.
- Верующие люди не могут быть свободомыслящими. Даже если человек, верующий в Бога, придерживается религиозных учений и правил, у него все равно есть свои мысли, мнения и взгляды на жизнь.
- Верующие люди ненавидят другие религии. Это разрушающий стереотип. На самом деле, многие верующие люди уважают другие религии и вероисповедания. Вера в Бога подразумевает терпимость, принятие и уважение.
- Верующие люди живут в строгой и скучной обстановке. На самом деле, те, кто верит в Бога, могут прожить веселую и наполненную приключениями жизнь, просто с учетом своих убеждений и практик.
Конечно, рассуждать на тему религии можно очень долго. Какой Бог создал вселенную и было ли это на самом деле? Когда появились религии, какое их закулисье в наше времена? Это – лишь верхушка айсберга. Но такие вопросы мало интересуют истинных верующих людей. Они живут с глубокой верой в Бога в сердце и душе, строго придерживаясь духовных законов.
Вера: отражение в различных религиях
Рассмотрим более подробно основные виды религии:
- Христианство — самая распространённая мировая конфессия. Смысл — стремление к спасению. Священники говорят, что люди живут с несовпадениями желаний тела, духа и разума. Поэтому жизнь даётся, чтобы предотвратить эти противоречия, чтобы обрести спасение в раю. Основа религии — первородный грех. Верование на Руси испокон веков устремлялось к святости. Так случаются чудеса в кельях, путешествуют божьи люди с умением исцеления и проповедования;
- Ислам -это строгая конфессия: мусульманин без малейших проступков должен молиться пять раз в день, и знать все шесть «столпов». Если он провинится, то тут же должен искренно раскаяться, прочитав шахаду, при этом понимая каждое её слово. Считается, что Аллах желал людям только всего самого лучшего. Поэтому всё, что происходит с ними плохого, воспринимается как уроки. По убеждениям, мусульмане не могут изменить свою судьбу (фатализм);
- Иудаизм — эта религия будто противопоставлена другим. В её основе лежит, скорее даже, не вера, а доверие Господу. Поэтому иудеи считают, что Бог выбрал для них всё самое лучшее. В иудаизме достичь истины возможно только при ответе на многие вопросы;
- Буддизм — это философская конфессия. Основной закон здесь не первородный грех, а карма. Грех в буддизме, в отличие от христианства, является лишь ошибкой и некой преградой на пути к просветлению. Если следовать постулатам, то можно выйти к просветлению, избежать перерождения и достичь нирваны.
Верования древних обществ:
Первобытное общество наделяло душой живых существ, явления природы и т.д. Это анимизм. Магия и шаманизм — вера в то, что человечество может управлять силами природы;
Атеисты. Атеизм (переводится как «безбожие») — мировоззрение, основанное на материализме, науке, логике, фактах и доказательствах. Основывается на науке и прогрессе. То есть, атеизм не затрагивает понятие веры и Бога. Только материальный мир, который созерцает вокруг;
Материалисты — ‘это философия, но сторонники обозначили материализм как веру в науку, прогресс, человека, который способен управлять миром, а ещё больше — Вселенной. Обращались к основам атеизма;
Теология
В теологии пристальное внимание уделяется личным отношениям, внутреннему, духовному взаимодействию человечества и Бога. Верование — как практика жизни
Человечество может постичь сущность Бога лишь посредством возможностей, которые предоставил Господь. Это, конечно же, «откровения». Бог непознаваемый. Можно узнать лишь то, что он даёт, позволяет познать нам, имея в виду человеческие способности к познанию;
Психология. Вера для психологии — это её полная противоположность, потому что веру невозможно проанализировать, вычислить, измерить. Вера соотносится с «фактором человека», который чаще всего приведёт к не прогнозируемым последствиям;
Социология. Христианство — основа современного общества на Западе. Религия подавляет нашу индивидуальность, поэтому отделяется от веры. Истина в том, что у человеческих желаний вряд ли наблюдается альтруизм по отношению к церкви или к священнику, потому что верующий больше интересуется собственными потребительскими интересами. Эгоизм — исключительная основа естественных людских мыслей, он не выходит за границы поведенческих норм общественности. Социология именно так воспринимает веру.Учёных интересует только то, к чему приведёт нас феномен верования. Изучая религии, социологи пытаются сделать вывод о стремлении людей создать условия для личного счастья через религиозные группы, секты и ещё другие подобные объединения.
Итак, мы поговорили о понятиях веры и убеждениях, нашли в них сходства и различия, поразмышляли о веровании, как о её значении для учёных, а также для людей различных вероисповеданий. В нашей стране действует свобода совести — то есть свобода вероисповедания. Поэтому только Вам решать, дорогие читатели, какую исповедовать конфессию. Но помните, что религия без веры не может существовать. В любом случае, без какого-либо верования тяжело. Ведь только оно может сразу поддержать нас при трудных жизненных обстоятельствах. Любое убеждение связано с верованием. Оно принимается как доверие. Все отношения в обществе должны быть построены на доверии. Нарушение верности в доверии приводит к предательству.
Вера и рациональность
Рациональность стремится к объективной истины, используя логику и рациональные аргументы. Она ищет доказательства и факты, чтобы подтвердить свои утверждения и отбросить ложные представления. Рациональный человек стремится к объективности и ищет объективные критерии для оценки истины.
С другой стороны, вера в философии основана на субъективных убеждениях и личном опыте. Верующий не обязательно имеет объективные доказательства, чтобы подтвердить свои утверждения. Вера может быть основана на религиозных или метафизических убеждениях, которые не могут быть доказаны или опровергнуты с помощью рациональных методов.
Однако рациональность и вера не являются взаимоисключающими. Многие философы считают, что рациональность и вера могут сосуществовать и дополнять друг друга. Рациональность может помочь человеку лучше понять и оценить свои верования, а вера может дать человеку смысл и мотивацию в жизни.
Таким образом, вопрос о вере и рациональности является важным аспектом философии. Он позволяет нам лучше понять, как мы ориентируемся в мире, что является источником нашей истины и как мы можем достичь понимания и смысла в жизни.
Вера и религия
С точки зрения христианской религии, верить – значит принимать как данность существование Бога и его заповедей. В этом плане вера не противопоставляется знанию.
В Библии написано: «Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом». То есть верующему человеку не нужно увидеть своими глазами Бога или то, как исполняются его заповеди, чтобы верить в их истину и существование.
Верующий человек принимает это как данность. Он знает, что случится все то, что предначертано Богом.
Люди, которые требуют доказательств, научно подтвержденных фактов – им, с точки зрения религиозного человека, просто не хватает силы поверить.
Часто поднимается вопрос о том, что вера и знание несовместимы. С точки зрения религии это справедливо лишь отчасти. Человек не может точно знать, существует ли Бог, но верит в него.
Духовность глазами клинического психолога
В то же время он верит в то, что если бы люди соблюдали все заповеди, мир был бы лучше. И он это действительно знает. Но это знание не отменяет его искренней веры.
Три ступени веры
Веру можно рассматривать в зависимости от того, какой степени просвещенности достиг человек. Разделяют три ступени веры, от низшей к высшей. На каждой конкретной ступени вера рассматривается как:
- уверенность – человек признает, что Бог существует, как он признает существование Солнца и Земли, закона тяготения и статистической вероятности. Эта вера на уровне логики и разума. Она влияет на жизнь человека, как влияло бы знание о том, что планета вертится;
- доверие – человек знает о существовании Бога и действительно верит в него. В момент жизненных трудностей, он обращается к нему за помощью, в надежде, что Бог смилостивится и поступит справедливо по отношению к нему;
- вероятность – это как признание существования Бога разумом, доверие к нему и его воле, уверенность в том, что необходимо соблюдать его заповеди. Такие люди говорят, что в их сердце есть Бог. И именно он определяет их мысли и действия.
Как формируются убеждения человека
О том, что такое вера, поговорили, теперь разберёмся, как она происходит. Процесс подразумевает две стадии: предположение и подкрепление.
Предположение
Предположение — это объект, на который будет направлена вера. Например, человек предположил, что сможет научиться петь. Из начальной точки доказать это предположение нереально, потому приходится просто поверить в него.
Подкрепление
Любая вера нуждается в подкреплении. Мы не можем просто так верить во что угодно, никак для себя это не обосновав. Поэтому, поверив в предположение, мы стремимся оценить его истинность в своей жизни, получить опыт, произвести наблюдения, чтобы хоть как-то удостовериться в своей догадке.
Дмитрий Писарев
Вера в сверхъестественное[править | править код]
Первоначально магия и религия были одним и тем же. Лишь с возникновением монотеизма начинается борьба религии с магией. При этом устойчивость веры в сверхъестественное основана на её нужности и полезности человеку. В частности, вера в возможность воздействовать на мир при помощи молитв и ритуалов помогает человеку справиться со страхом страдания и смерти. В психологии это называется «иллюзией контроля».
Людям свойственно верить в сверхъестественное, при этом со временем меняется лишь предмет веры. Например, сейчас мало кто верит в фей и эльфов, зато многие верят в НЛО. При этом глубоко религиозные люди очень скептически относятся ко всему паранормальному, их вера направлена лишь на своего бога. Зато те, кто редко посещает церковь (1-2 раза в год), склонны посещать экстрасенсов, интересоваться гороскопами и т. п.
Знаний недостаточно
Чтобы уяснить, что такое вера, надо понимать историю её появления. Тут нам поможет противоположное понятие под названием «знание». Знание — это однозначная достоверная информация, обоснованная логически, научно или как-то иначе.
Знания в некоторой степени формируют наше мировоззрение, но, вставая из-за учебной парты и выходя в реальный мир, мы всё равно остаёмся с кучей вопросов: как быть счастливым? как решать проблемы? как найти любимое дело? куда вообще надо двигаться и зачем? что делать со своими недостатками? как быть уверенным в себе? стоит ли вообще искать ответы на все эти вопросы?
Подумав ещё немного, мы осознаём, что наука не позволяет решить почти ни один «житейский» вопрос, кроме банального выживания. Например, знания о гравитации или электрическом токе не будут лишними, но их недостаточно для обретения счастья и реализации высоких целей.
Вот в голове каждого ребёнка и встаёт закономерный вопрос, который слышали все учителя: «Замечательная информация, на как она поможет мне в жизни?!».
Вера и её понимание
Верование — признание чего или кого-либо истинным по собственному убеждению без доказательства логики и фактов.
Убеждение, то есть религия, — учение о вере. Общество так реализует связь с высшими силами. Но вера главнее.
Вера — принятие недоказанного чего-либо, идеи, явления ли, основанного больше на внутреннем ощущении, интуиции. Оно обосновано субъективно и не требует доказательств. По Расселу, вера исчезает, когда появляется доказательство, и превращается в знание.
Объект веры существует исключительно в состоянии возможности. Его можно почувствовать психологически, эмоционально и образно. Это зависит от особенностей организма. Чем же отличается вера от религии?
Понятие религии
Что есть религия? Это некое социальное явление, одна из форм восприятия, понимания всего сущего, мира, Вселенной. Она обычно базируется на веровании в некие сверхъестественные сущности. Согласно мнению теологов, религия связывает Бога и людей. Вероисповедание — это официальная принадлежность к определённой конфессии, а также вероучение с обрядностью.
Философ Юнг полагал конфессию способом, приёмом психологического анализа и соответствующей терапии. Фрейд же полагал её лишь большой иллюзией, обманом, которая заменяет непонимание. Карл Маркс видел в ней «опиум» (наркотик) для простых людей (способ обмана, введения в заблуждения и эксплуатации).
Социологические составляющие религии таковы. Это, во-первых, деятельность (культовая или внекультовая), внешнее проявление, ритуализм. А также внутреннее самоосознание (отношение к концепции Бога, моральным нормам, запретам и ограничениям).
Религиозная деятельность, так или иначе, присутствует во всех народах, всех континентах и странах по всему миру. Люди относятся к различным вероисповеданиям. Несмотря на различия религиозных конфессий, есть понятия, являющиеся общими для них: добро и зло, нравственные идеалы, смысл человеческой жизни.
Различайте верование и конфессию! Вера: первична — её выбираем, способна существовать самостоятельно. Её можно потерять, но она находится в состоянии прогресса. Находится внутри, зависит от особенностей нашей психики. Объединяет людей. Бескорыстна, это атрибут религии.
Религия: её принимаем, без веры не существует. Можно менять, но нет прогресса. Является шаблоном верования, состоит из догм. Нередко приводит общество к разногласиям. Всегда преследует определенную цель, не всегда благородную. Не является атрибутом веры.
Гносеологическое и религиозное значение веры
Главным признаком религиозного сознания выступает вера в сверхъестественное, которое, в соответствии с религиозным вероучением, не подчиняется законам окружающего материального мира и лежит за гранью чувственно воспринимаемых объектов, то есть не в материальном, естественном, мире.
При этом, такое определение свойственно теистическим религиям, основой которых является почитание Бога или богов. Ранние формы религии, к которым можно отнести магию, фетишизм, тотемизм и пр., характеризовались верой или в сверхъестественные свойства материальные предметов (в фетишизме), или в сверхъестественные связи между материальными предметами (в магии и тотемизме). В процессе эволюции религиозных верований, сверхъестественное все больше обособлялось от естественного, представляя уже особую духовную сущность, которая не просто противопоставлялась материальной природе, в качестве боле высокой формы бытия, но и управляла ею.
Религиозный человек не применял к сверхъестественному обычные критерии эмпирической достоверности. Боги, духи и прочие сверхъестественные существа, по его убеждению, в принципе не могут восприниматься органами чувств человека, если они не приняли «телесную», материальную оболочку, не предстают перед людьми в «видимом» и доступном для человека виде. Если же Бог или какая-то другая сверхъестественная сила пребывают в постоянном своем, трансцендентном мире, то, по уверению богословов, обычные критерии проверки человеческих представлений и гипотез к ним применять нельзя.
Как мы верим
Вера против
Сюда входит любая вера против того, чего мы желаем. Например, человек хочет иметь хороший загородный дом, но при этом верит в свою неспособность найти высокооплачиваемую работу. Иногда он даже допускает возможность получения такой работы, но для этого должно сойтись множество факторов типа удачных знакомств, везения, социального статуса или географического положения, а так как они не сошлись, то функция хорошей работы остаётся хоть и возможной, но недоступной.
Блез Паскаль
Безопасность
Мы привыкли выбирать путь наименьшего сопротивления во всём. Плохое заметить гораздо проще, оно ярко воспринимается и запечатывается в памяти надолго, а значит и прийти к ограничивающему предположению будет легко. Создать из него убеждение человеку тоже будет стоить малых усилий. К примеру, чтобы убедиться в неумении петь, достаточно просто не делать ничего или в крайнем случае вспомнить парочку невнятно исполненных композиций.
Для простоты понимания представим мировоззрение как землю, находящуюся в распоряжении человека. Мировоззрение, основанное на вере против, имеет свои рамки, значит наши владения обнесены забором.
Отсутствие развития
Единственный минус, который сводит на нет всё великолепие веры против, заключается в лишении себя возможностей, так как большая их часть остаётся скрытой за забором от нашего взора.
Вера за
Каждый человек, кем бы он ни был, в душе жаждет большего, нам ведь никогда ничего не бывает достаточно — эта особенность обеспечивает наше развитие. Но создать большее можно, только поверив в большее, что позволяет сделать вера за. Именно о такой вере речь шла в суровом рассказе на тему «Как начать действовать сильно».
Небезопасность
Верить за гораздо сложнее, потому что придётся постоянно подкреплять веру на деле. Например, чтобы быть убеждённым в своих вокальных способностях, необходимо серьёзно запотеть и многому поучиться.
Что мы обычно говорим человеку, который поделился с нами совсем неосуществимой идеей: «Это интересная мысль, но будь реалистом!». Если бы все люди прислушивались к такому совету, мы бы наверняка всё ещё сбрасывали некрасивых детей со скалы. Значимые достижения как раз и происходят, когда человек перестаёт быть реалистом и начинает верить в большее — вот что такое подлинная вера.
Определённость здесь кроется в понимании того, зачем случаются трудности и неудачи. Мы часто склонны воспринимать такие события как намёк на неблагоприятный исход. На самом же деле проблемы являются необходимым добром для осуществления желаемого.
Ничто хорошее не даётся человеку просто, поэтому, встречая сложности, можно судить о том, что по итогу выйдет нечто дельное. Такое понимание позволяет сэкономить энергию на переживаниях и сосредоточиться на движении.
Объект религиозной веры
Религиозная вера состоит из двух тесно взаимосвязанных компонентов. Один из них предполагает признание бытия потустороннего начала, и в некотором отношении, стоит ближе к философской вере, а второй – принимает личную зависимость от этого начала и потребности в нем. Последнее придает вере ее своеобразные черты.
Объектом религиозной веры можно назвать ангельских и демонических существ, собственную душу и душу других людей, события чудесной природы, судьбу, нирвану.
В отличие от научной веры, констатирующего характера, пусть и сопряженного с соответствующим спектром эмоций, религиозная вера характеризуется спасительным (сотериологическим) характером, ярко выраженным в монотеистических религиях. Она не просто удостоверяет факт существования Бога, но и предполагает установление с ним определенных отношений, а также человеческие обязанности, вытекающие из этих отношений, а также делает возможным вечное спасение, то есть вечную жизнь в блаженном созерцании Бога как абсолютного и совершенного блага. Такая вера по своему достоинству и содержанию превосходит более обыденные ее формы. При этом она выступает как средство и условие спасения.
Описанный характер веры обуславливает и межконфессиональные споры, затрагивающие ее особенности – роль благодати в возникновении спасительной веры, то есть может ли человек обрести ее без какой-то благодатной помощи Бога, а также о соотношении веры с делами по достижению спасения.
Известный спор этой направленности – споры в эпоху Реформации. В христианстве веру в Бога невозможно отделить от веры в воплотившегося Бога – Христа и его спасительно миссии. Христианское богословие, основанное на Библии, определяет ее как часть триады основных добродетелей – веры, надежды и любви. Под любовь здесь понимают духовное влечение, прототип которого – любовь к Богу. Более низкие ступени веры не имеют спасающей силы.
Иными словами, вера связана с волей, которую необходимо прилагать, особенно в кризисные периоды, с разумом и божественной благодатью, без помощи которых вера немыслима, так как она – дар Бога. В иудаизме веру связывают с ожиданием пришествия Машиаха, в исламе – с переживанием покорности Богу и абсолютностью его воли.
Учимся верить
Не верить на автомате
Убеждение человека — это лишь укоренившееся предположение, которое изначально никак не было обосновано, не закон, а лишь гипотеза, в соответствии с которой мы решаем существовать.
Фёдор Достоевский
Понимать, чего ты хочешь
Алгоритм создания эффективных убеждений человека выглядит так:
- выбираем предположение;
- начинаем верить в него и параллельно стремимся определить, насколько выбранное предположение нам подходит;
- если предположение оказывается подходящим, то трансформируем его в убеждение, которое будет приносить нам пользу уже на постоянной основе;
- если предположение оказалось неподходящим, выбираем другое и начинаем алгоритм сначала.
Невозможность использования данного алгоритма состоит в непонимании собственных желаний. Если ты плохо представляешь, чего бы тебе в жизни хотелось и каким ты стремишься видеть мир, то никакие убеждения ты не сможешь считать подходящими, вот мы и выбираем абы какие.
Об уверенности в себе
Одной из главных причин формирования убеждений для человека является желание быть уверенным в себе, потому что уверенность позволяет быстрее двигаться и достигать целей. Часто мы надеемся создать уверенность в себе, стараясь не изменять убеждения. Чем сильней в нас укореняются определённые идеи, тем проще на них опираться.
Религия и вера: история прошлого
Религиозная деятельность — часть верования, возможно, даже и от другой. Например, христианство базируется на истории сотворения мира и еврейского народа. Храмовые службы проводятся по еврейским традициям. Праздники евреев заменили на иудо-христианские. Христиане сжигали свои и западные библиотеки. Однако многие праздники сохранили свои языческие корни. Буквицу древних славян заменили на церковнославянскую азбуку.
Искажение религии
По мнению славян, жизнь и вера — это одно и то же. Веру исказить не получится. Религию же можно модернизировать новыми правилами, догмами и постулатами.
Иногда люди обсуждают то, в чём не разбираются. Есть ли у женщины душа? Этот вопрос не стоит перед славянами, так как они наделяют душой, помимо живых существ, предметы и явления.
Понятие реинкарнации (повторное рождение) христиане отменили, потому что церковникам так проще управлять народом: вечные муки или вечное райское блаженство, без третьего варианта.