Краткая биография
Жизнь Самуила была насыщена событиями. Большая часть посвящена войне и стратегическим операциям.
- В 1828 г. Гази Мухамеда избирают имамом. Он объявляет священную войну против правления России на территории Кавказа. Шамиль присоединяется к нему и принимает участие в нескольких битвах против русских войск.
- 1832 г. – Шамиль вместе с наставником Гизи Мухамедом были окружены в ауле Гимзе русскими. Его друг погибает, а он сумел пробиться сквозь осаду и сбежать. Новым имамом становится Гамзи-бек. Шамиль помогает ему добычей материальных средств, проводит набор рекрутов и организовывает походы против русских.
- В 1834 г. благодаря своим организаторским и военно-стратегическим способностям становится имамом. В начале отказывается от звания, но под натиском горцев и из-за обвинения в малодушии соглашается стать духовным лидером. В этом же году генерал фон Клюгенау захватывает резиденцию Шамиля в селении Гоцатль. Новому имаму пришлось отступить на территорию Северного Дагестана. Здесь Самуил укрепляет свои позиции и обретает авторитет, горцы активно его поддерживают. Возобновляется противостояние с русскими.
- В 1837 г. проиграл битву в Дагестане, вынужденно заключил перемирие и отпустил захваченных пленников.
- В 1838 г. в отдельных регионах Азербайджана и Дагестана чувствовалась обеспокоенность. Это помогло имаму успешно поднять восстание.
- 1839 г. – против Самуила направили экспедицию, контролируемую генералом П. Х. Граббе. Крепость, в которой находился Самуил, была окружена. В этой битве погибает жена имама с маленьким сыном. Его дядю убивают, а родная сестра, не выдержав всех этих потрясений, кидается в пропасть. Самому Шамилю удалось пробиться сквозь войска русских. Полководец скрывается в горах Кавказа.
- В 1840 г. Россия решила разоружить всех мужчин в Чечне. В результате в регионе вспыхивает восстание, благодаря которому Шамиль взял под контроль Чечню.
- В 1842 году начался новый поход против имама. Его возглавляет генерал Головин. Но в ауле Дарго армия была разбита.
- 1842 год – лидер горцев создает диван (совет), где будут решаться все важные вопросы, касающиеся военной, административной и политической жизни. В состав совета вошли приближенные Самуила.
- В период с 1843 по 1847 год под руководством Шамиля объединяются все горные народы Чечни и Дагестана. В эти годы он ведет священную войну, где несет знамя Пророка. Его цель построить новое государство, где будут соблюдаться все правила, вверенные Аллахом. В этот период принимают сбор правил, которые соответствуют шариату. Шамиль проводит несколько реформ. Отменен обычай на выкуп невесты, кровная месть каралась сводом законов, запрещен обычай умыкания. В это время ему присваивают титул Халиф, что означает предводитель правоверных. Его правление было авторитарным и жестоким. В 1844 году его ставленника убили. И это послужило поводом для уничтожения всех жителей селения Цонтери.
- В 1850 г. влияние Шамиля потихоньку идет на спад.
- В 1853 г. начинается Крымская война. Имам надеется получить поддержку от Турции, Великобритании и Франции. Но ему это не удается.
- В 1856 году новый предводитель русской армии Александр Барятинский берет в блокаду Имамат.
- В 1858 г. начинается восстание чеченцев против власти имама Шамиля.
- В 1859 г. в ауле Ведено падает резиденция предводителя кавказцев, ему самому удается бежать в другое селение – Гуниб. В августе из-за осады вынужденно сдался и позже был сослан. В октябре вместе с соратниками и близкими отправлен в Калугу.
- В конце лета 1866 г имам и его сыновья дали клятву верности российскому государю. Он переезжает в Киев.
- Через 6 лет получил от императора Александра II разрешение на паломничество в Мекку, затем он оправляется в Медину.
- В феврале 1871 Самуил умирает. Его хоронят в Саудовской Аравии на кладбище Аль-Бакия.
Фото 1859 г.
Личная жизнь
О личной жизни Шамиля известно немного. У имама было семь жен и 16 детей. По исламской традиции женщины выполняли разные функции. Дочери становились помощницами по хозяйству, а сыновья — приближенными отца.
Из-за военной обстановки состав семьи уроженца Дагестана не был постоянным. Супруги по причине смерти сменяли друг друга. Представители младшего поколения также не все дожили до совершеннолетия. Часть потомков погибла в ходе боев.
Дольше других при Шамиле оставалась Патимат, мать первенца Джамалудина и защитника резиденции в Ведено Гази-Мухаммада, Загидат, дочь духовного деятеля и учителя Джамалуддина Кази-Кумухского, и аварка из селения Гимры Патимат.
Калужская переписка имама Шамиля: что приписывается Байсунгуру
Спустя год после событий на Гунибе, в Калуге в августе 1860 г. в семье имама вспоминают Байсунгура. Связано это было с возвращением из поездки в Дагестан сына имама Газимухаммада, который привез с собой «из Кавказа разные новости», в числе которых «некоторые подробности о последних событиях в Ичкерии и Чечне»11. К тому времени, весной 1860 г., в Ичкерии вспыхнуло восстание горцев, и его центром стало селение Беной. Его жители (до 280 семей) не желали мириться с их насильственным переселением на равнину. За проявленную ими непокорность в мае — июле 1859 г. власти отправили против них карательную экспедицию, беноевцы приготовились к защите своего селения, во главе их стоял бывший наиб имама — Байсунгур . В рассказе о беноевских событиях Газимухаммад вспоминал об «известном наибе Байсунгуре, решившемся умереть, но не сдаваться». Имам Шамиль подтверждал: «Я его хорошо знаю, он ни за что не изменит своему слову»12.
По А. Руновскому, в то же время имама в Калуге посетил ашильтинский старшина Магомет Нуричаев, который в рассказе о беноевских событиях назвал «руководителями этих движений трех бывших наибов Шамиля — Байсунгура, Атабая и Умму»13. В связи с событиями ичкерийского восстания 1860 г. Д. Хожаев в своем исследовании привел еще одно безосновательное предание, в котором вновь были противопоставлены наиб Байсунгур и «бывший» имам. Согласно этому преданию, «бывший имам Шамиль по настоянию царя написал ему письмо, укоряя в том, что тот напрасно губит людей в безнадежной борьбе, ибо силы царя неисчислимы. Байсунгур послал Шамилю ответ, в котором со свойственной ему резкостью и прямотой заявил, что Шамиль опозорил себя навеки тем, что променял борьбу за свободу на плен и рабство, и что он, Байсунгур, пока жив, будет сражаться за свободу своего народа» .
Надо заметить, что об этом обличительном письме наиба к имаму известно только по приведенному выше преданию. Между тем вся калужская переписка имама Шамиля, военнопленного (а она контролировалась), прослеживается по архивному фонду канцелярии Калужского губернатора (ГАКО), поскольку по «Инструкции приставу о надзоре за Шамилем» от 9 октября 1859 г. «все письма, которые будут получаться в Калуге на имя Шамиля или его семейства пристав обязан доставлять чрез начальника губернии, в Петербург к военному министру, равно как и письма, которые от Шамиля или его семейства будут посылаемы на Кавказ, должны быть тем же путем доставляемы в Петербург»14. Таким образом, известна вся калужская переписка «бывшего» имама с бывшими чеченскими наибами и руководителями ичкерийского восстания — ссыльными Атабаем и Уммой Дуевым (она датирована 1862-1868 гг.)15, но какая-либо переписка с Байсунгуром в ней отсутствует. Также известно, что имам Шамиль категорически отказывался принимать тайные письма со стороны: «В июле месяце 1861 г. сын Шамиля Кази Магома, прогуливаясь возле своего дома, встретил неизвестного казанского татарина. который поспешно вручил ему письмо. из Константинополя
содержание его слишком важно и секретно, чтобы доверить его почте»; когда Газимухаммад принес это письмо к отцу, тот «сделал ему выговор за принятие корреспонденции без посредства пристава» и отдал письмо последнему
Последний штурм
Он понимал, что родных гор ему уже не увидеть, и со временем даже смирился с этой мыслью. Но было в его сердце одно желание, которое преодолеть он не мог, да и не хотел — он считал, что на исходе жизни должен посетить священное для каждого мусульманина место — Мекку.
В первый раз с просьбой отпустить его для паломничества Шамиль обратился к императору в июле 1861 года, в тот момент, когда после отмены в России крепостного права тот пригласил Шамиля в свою резиденцию в Царском Селе.
Шамиль, прибыв туда вместе с сыном, поздравил царя с таким великим делом, как освобождение народа от рабства, и в надежде на то, что он сейчас находится в хорошем расположении духа, спросил у него позволения отбыть в святые места. Но император счел тогда такое разрешение несвоевременным, сказав, что непременно даст его, но несколько позже. По возвращении в Калугу Шамиль, взяв себя в руки, стал внешне жить по-прежнему, но внутренне продолжал готовиться к столь ответственному шагу.
Еще термины по предмету «История»
Волюнтаризм
(лат. voluntas – воля) характеристика деятельности человека, не считающегося с объективными законами исторического процесса, с реальными возможностями и руководствующегося субъективными желаниями и произвольными решениями; деятельность, не считающаяся с объективными законами развития, навязывающая свою волю, игнорирующая реальные возможности, когда желаемое выдается за действительное.
Преторианцы
привилегированные воинские части римской армии, несшие службу при императоре в качестве телохранителей.
-
Антипартийная группа
-
Антоновщина
-
Анты
-
Аполитизм
-
Ассимилировать
-
Библия
-
Великое посольство 1697-1698 г.г.
-
Всероссийская Чрезвычайная Комиссия (ВЧК)
-
Зодчество
-
Канцелярия
-
Новейшее время
-
Устои
-
Капудан-паша
-
Номарх
-
Педоном
-
Персидская цивилизация
-
Плебеи
-
Райят
-
Райятвари
-
Франк
Шамиль: путь предводителя кавказских горцев
По происхождению Шамиль являлся аваром. Он родился в ауле Гимры в 1797 году (по другим данным — в 1799 году). Ещё в детстве подружился с Гази-Мухаммадом. Когда тот начал распространять новое учение, а затем и объявил газават Российской империи, не колеблясь примкнул к старому другу.
Когда русские войска в 1832 году штурмовали Гимры, Шамиль чудом спасся. Поддержал он и нового имама Гамзат-бека — собирал войска для войны с неверными и лично участвовал в нескольких сражениях.
Штурм Ахульго русскими войсками. 1839 год. (wikipedia.org)
Когда же в 1834 году Шамиль стал имамом, то с новыми силами продолжил войну. Вот только удача была на стороне империи. Более того, вскоре Шамиль потерял и свою резиденцию — аул Гоцатль. После этого ему пришлось перебраться в Северный Дагестан. Война, естественно, не закончилась. Кровопролитные стычки между русскими и горцами являлись обычным делом. Но постепенно, чаша весов начала склоняться на сторону Российской империи. Шамиль, понимая, что нужно взять паузу, в 1837 году заключил перемирие. Но уже через год война возобновилась.
В 1839 году противостояние чуть было не закончилось для Шамиля. Российская армия под руководством Павла Христофоровича Граббе сумела загнать имама вместе с его родственниками в крепость на горе Ахульго. 21 августа укрепление было захвачено. Во время штурма погибла жена Шамиля, его ребёнок, дядя и сестра. Сам же имам сумел скрыться.
В 1840-е годы удача в сражениях чаще сопутствовала горцам. Более того, Шамиль сумел установить полный контроль над Чечнёй, а также Дагестаном.
Шамиль был не просто лидером горцев. Он мечтал создать на территории Кавказа полноценное теократическое государство — имамат, стоявший на принципах шариата. По инициативе Шамиля появился совет, на котором решались разнообразные вопросы. Также был принят свод правил, который получил название «Низам».
Шамиль сумел построить в Северо-Кавказском имамате рабочий административный аппарат, в который входили наибы (заместители или помощники) и мюриды. Первые отвечали за сбор налогов, следили за исполнением законов шариата, набирали рекрутов. С ними же в одной «связке» трудились муфтии. В их обязанности входило разрешение споров, толкование законов и надзор за работой судей. Мюриды во всём помогали наибам.
Шамиль с сыновьями. (wikipedia.org)
Шамиль всеми силами пытался установить новый порядок на подконтрольных ему территориях. Иногда ему приходилось действовать не просто жёстко, а жестоко. Например, в 1844 году в одном из аулов местные жители убили ставленника Шамиля. Кара последовала мгновенно — по приказу имама всё население посёлка было убито.
Поскольку Шамиль считал себя полноценным лидером не менее полноценного государства, то он никак не мог обойти стороной внешнюю политику. Главным его ориентиром стал турецкий султан. С неверными же Шамиль старался вообще не контактировать.
Государство
Кавказский имамат существовал в 19-м веке: с 1834 по 1859 годы. Предпосылкой его образования стало движение имама Майсура, который в предыдущем столетии добивался независимости этой территории, боролся с кровной местью и феодальной раздробленностью. Это привело к русско-кавказским войнам, и, хотя сам имам был пленен, тем не менее горцы одержали победу, поскольку сохранили за собой чеченские и дагестанские территории. Однако через некоторое время, по прошествии затишья, в этот регион был назначен генерал Ермолов, что привело к дальнейшему столкновению и противостоянию сторон. Тогда горцы объединились в союзы, и таким образом было создано государство имамат. Шамиль был его третьим правителем. Он и предыдущие правители происходили из Аварии, а само новое политическое образование включало чеченские, дагестанские и черкесские земли.
Участие в газавате
Но деятельность Идриса совпала с набиравшим силу на Северном Кавказе движением под предводительством имамов против царского режима. Идрис и раньше был знаком с имамами и другими участниками движения, и зная о чистоте их намерений, с радостью принял весть об объявленном газавате. Но из истории мы знаем, что не все в Дагестане вначале присоединились к газавату. В некоторых селах, особенно крупных, ученые разделились на две группы – сторонников газавата и его противников. Так произошло и в Индирее. На стороне газавата выступили вставшие впоследствии героями Кавказской войны наиб имама Шамиля Ташав-хаджи и Идрис, к тому времени уже получивший уважительное прозвище – эфенди. Здесь разворачивалась иногда публичная полемика, в которой проявлялось красноречие и полемический талант дискутирующих.
Но надо заметить, что Индирей находился на оккупированной, подвластной царской России территории
И публичное выступление в защиту газавата могло привлечь внимание и соответствующее наказание со стороны царской власти. Но Идриса-эфенди это не остановило
Его решительные выступления против тирании царизма и критика тех, кто был против газавата, принесли ему славу смелого, не отступающего от Шариата человека
Вскоре Идрис-эфенди был назначен Шамилем наибом, где он проявил себя в качестве предводителя и отважного воина. Он имел славу одного из самых боевых имамов, участвовал чуть ли не во всех крупных сражениях
За это был награжден имамом всеми знаками боевого отличия. Идрис-эфенди призывал индиреевцев и других жителей плоскости во имя сохранения веры и свободы переселиться в горы, где крепка власть имамата, бросить хозяйство, вплоть до того, чтобы сжечь дома, дабы не достались врагу. Но, как бы там ни было, ему приходилось вести и дела в своем наибстве, используя политические хитрости. Он несколько раз, рискуя, тайно встречался с царскими генералами, заодно выведывая планы царской России на Кавказе. Эти встречи имели и положительный результат.
Система управления горцами
Рассказывая о биографии имама Шамиля, нужно сделать акцент на том, как он организовал систему управления. Все подчинялось ему через военно-административную систему, которая была основана на стране, разделенной на округа. При этом каждый из них непосредственно управлялся наибом, который имел право принимать ключевые решения.
Для осуществления правосудия в каждом из районов был кади, назначаемый муфтием. При этом самим наибам строго запрещалось решать любые дела по шариату, это было ведомство, исключительно подведомственное кади или муфтию.
Каждые четыре наибства объединялись в мюриды. Правда, в последнее десятилетие своего правления Шамиль был вынужден отказаться от такой системы. Причиной тому стали начавшиеся распри между амирами джамаата и наибами. Помощникам наибов часто поручали самые важные и ответственные дела, ведь именно они считались преданными «священной войне» и очень мужественными людьми.
Их общее число было окончательно не установлено, но в то же время 120 из них обязательно подчинялись так называемому сотнику, входили в почетную страду самого Шамиля. И днем, и ночью находились при нем, сопровождая во всех поездках и на всех встречах.
Все должностные лица без исключения беспрекословно подчинялись имаму, любое ослушание или проступки были чреваты строгими выговорами. Они могли даже закончиться арестами, разжалованиями, телесными наказаниями плетьми. От этого избавлялись только наибы и мюриды.
В управлении, выстроенном имамом Шамилем, в биографии этого героя кавказского народа это описано, военную службу были обязаны нести все мужчины, способные носить оружие. При этом они делились на отряды до 10 и 100 человек. Соответственно, они были под руководством десятских и сотников, которые, в свою очередь, напрямую подчинялись уже наибам.
В самом конце своего правления Шамиль несколько изменил систему управления армией. Появились полки, насчитывавшие тысячу человек. Они уже делились на более мелкие отряды.
Эпоха большой власти
Дело по объединению горцев, которое он добровольно взвалил на себя, было неимоверно сложным. Их разобщенность, привычка к вольной, мало чем регламентированной жизни, стремление к независимости и в то же время зависимость от действий и условий, постоянно выдвигаемых российскими властями, — все это было препятствием на пути к тому видению порядка, которое сложилось в представлении самого Шамиля.
Но он проводил свою политику железной рукой, будучи совершенно уверенным в своей правоте. Одни страшились его, другие принимали как спасителя. Но как бы там ни было, уже в 1834-м под его властью находился практически весь горный Дагестан, а в 1840-м он стал и имамом Чечни.
Созданный им имамат стал, в условиях далеко не мирной жизни Кавказа в те времена, уникальным образованием, своего рода государством в государстве, управлять которым он предпочитал единолично, не считаясь с тем, какими средствами это управление поддерживалось.
Его планы были грандиозны — мало того, что он хотел по возможности искоренить горскую «вольницу» и обратить своих соплеменников на путь истинно религиозной нравственности, он стремился создать империю, в которой все и вся должны быть подчинены одному закону — подлинно религиозной нравственности.
Именно в этом видел Шамиль свое высшее предназначение. И как бы ни относились к его деятельности исследователи, надо признать, что в деле намеченных им преобразований сделать ему удалось беспрецедентно много.
«Он организовал такое общество, в котором все… разрозненные элементы были приведены к гармонии. Там, где раньше были племена, теперь существует Государство; там, где раньше было множество воинственных предводителей и наследственных вождей кланов, теперь — один верховный правитель; обычаи и традиции сменила власть закона и порядка; храброе, но несогласованное сопротивление кланов превратилось в хорошо отлаженную систему обороны с единым руководящим центром… Эта организация вызвана к жизни чрезвычайными условиями постоянной войны, в которых личная свобода по справедливой необходимости приносится в жертву общему делу независимости» — так охарактеризовал увиденное им на Кавказе в эпоху третьего имама представитель самого демократического из демократичных обществ американец Д.М. Макки.
Представитель куда более консервативной державы, англичанин X. Тиррел, побывав там же и примерно в то же время, вынес для себя следующее:
Примечания[править | править код]
- // Словарь иностранных слов.
- Михельсон А.Д. Наиб // Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней. — 1865.
- Баранов Х. К. Арабско-русский словарь: ок. 42 000 слов. — 3-е изд. — М., 2001.
- ↑ // Современный толковый словарь изд. «Большая Советская Энциклопедия».
- ↑ Наиб // Гуманитарный словарь. — 2002.
- А. П. Берже. . elib.shpl.ru. Дата обращения: 4 января 2021. 14 марта 2020 года.
- Архивная копия от 20 марта 2022 на Wayback Machine
- Наиб // Толковый словарь русского языка / Под ред. Д. Н. Ушакова. — М.: Государственное издательство иностранных и национальных словарей, 1938. — Т. 2.
- Али-заде А. А. Наиб // Исламский энциклопедический словарь. — М. : Ансар, 2007. — ISBN 978-5-98443-025-8. (CC BY-SA 3.0)
- Включая из пограничных территорий и государств
Ранние годы
Мальчику в честь деда дали имя Али. Ребенком он был худ, слаб и часто болел. По народному поверью горцев в подобных случаях предписывалось переименовать ребёнка. Ему решили дать имя «Шамиль» в честь дяди, брата его матери. Маленький Шамиль начал поправляться и впоследствии сделался крепким, здоровым юношей, изумлявшим всех своей силой. В детстве отличался живостью характера и резвостью; был шаловлив, но ни одна шалость его не была направлена кому-нибудь во вред. Гимринские старики рассказывали что Шамиль в молодости отличался угрюмой наружностью, непреклонной волей, любознательностью, гордостью и властолюбивым нравом. Шамиль страстно любил гимнастику, он был необыкновенно силён и отважен. Никто не мог догнать его, на бегу. Пристрастился и к фехтованию, кинжал и шашка не выходили из его рук. Летом и зимой, во всякую погоду, он ходил с босыми ногами и с открытой грудью. Первым учителем Шамиля был друг его детства Гази-Мухаммад (1795-1832) (Кази-Магомед, Кази-мулла), родом из Гимры. Учитель и ученик были неразлучны. Серьёзным учением Шамиль занялся с двенадцати лет в Унцукуле, со своим наставником Джамалутдином Кази-Кумухским. В двадцать лет он окончил курсы грамматики, логики, риторики, арабского языка и начал курсы высшей философии и законоведения.
Единственный шанс
В 1854 году Шамиль предпринял очередной поход, на этот раз на грузинскую Кахетию. Высланный им передовой отряд, оказавшись в родовом поместье князя Давида Чавчавадзе Цинандали, которое располагалось в 60 верстах от Тифлиса (ныне Тбилиси), захватил в плен отдыхавших там жену князя 28-летнюю Анну Ильиничну Чавчавадзе с двумя маленькими детьми, ее сестру 26-летнюю княгиню Варвару Орбелиани с полугодовалым сыном и племянницу Варвары, 18-летнюю княжну Нину Баратову.
Шамиль, поняв, что за пленницы перед ним, решил, что, взяв в заложники столь высокородных женщин, он сможет добиться возвращения из России своего сына. После того как княгиням были объявлены условия их выкупа (передача Джамалуддина и миллион рублей серебром) и они написали необходимые письма родным, Шамиль приказал доставить их в свою резиденцию, которая после разрушения Ахульго была обустроена им в Ведено.
Структура Имамата.
Верховная власть в Имамате принадлежала имаму и советам при нем. Имам был повелителем правоверных, высшим духовным лицом, главой исполнительной власти, высшей судебной инстанцией, главнокомандующим армией. При имаме действовал Тройной совет из наиболее доверенных и авторитетных лиц и Диван-хана, состоящая из 32 человек и осуществлявшая одновременно законодательные, исполнительные и арбитражные функции.
Имам и Диван-хана контролировали службу оповестителей — летучую почту, службу ревизоров, а также отделы: налоговый; военный; общественного порядка; надзора за соблюдением шариата; науки и ученых; по делам христиан и веротерпимости.
В Имамате было создано административно-территориальное деление на мудирства и наибства. Мудиры управляли несколькими наибствами и выступали в качестве наместников имама на местах. Мудирства, введенные в конце 40-х годов, были ликвидированы Шамилем в 1852 году. Наибы сохраняли принципиальное равенство среди начальников Шамиля. Наибу подчинялась территория, разделенная на участки во главе с ма’зунами. В аулах административную власть осуществляли назначаемые сотник, кадий, дибир. Эта иерархия контролировалась службой мухтасибов, подчинявшихся лично Шамилю.
В системе аула ключевой фигурой выступал муфтий, который вершил правосудие в наибстве. Кандидатуру муфтия подбирал наиб, а утверждал ее имам. Муфтий облекал судебной властью кадиев и мулл. Существовала возможность апелляции в Диван-хану и лично имаму.
Государство существовало на средства казны (байтул-мал), вел дела казначей, назначаемый имамом и периодически отчитывавшийся в Диван-хане.
Список литературы
1. Ахмадов Ш. Б. (ред.) История Чечни с древнейших времен до наших дней. Грозный: Грозненский рабочий; 2013. Т. 3.
2. Павленко П. А. Кавказская повесть. Махачкала: Дагестанское книжное издательство; 1966.
3. Айдамиров А. Еха буьйсанаш = Долгие ночи. 2-е изд. Грозный: Книга; 1972.
4. Гасаналиев М. Первая Кавказская война (1817–1864). 2-е изд. Махачкала; 2011.
5. Гапуров Ш. А., Бакашов А. В. Восстание в Ичкеринском округе Чечни в 1860–1861 гг. (Бенойское восстание). Вестник Академии наук Чеченской Республики. 2010;(1):109–116.
6. Хожаев Д. А. Чеченцы в русско-кавказской войне. Грозный: Седа; 1998.
7. Павленко П. А. Шамиль. Махачкала: Даггосиздат; 1942.
8. Барабанов А. М. (пер.), Крачковский И. Ю. (ред.). Хроника Мухаммеда Тахира ал-Карахи о дагестанских войнах в период Шамиля. М.; Л.: Изд-во АН СССР; 1941.
9. Айтберов Т. М., Дадаев Ю. У. Хроника Иманмухаммада Гигатлинского об истории имамата. Махачкала: Формат; 2010.
10. Гаджиев В. Г., Рамазанов Х. Х. (сост.). Движение горцев Северо-Восточного Кавказа в 20–50-е гг. XIX века. Махачкала: Дагестанское книжное издательство; 1959.
11. Шарафутдинова Р. Ш. (пер.). Арабоязычные документы эпохи Шамиля. М.: Восточная литература; 2001.
12. Омаров Х. А. (пер.). 100 писем Шамиля. Махачкала: ДНЦ РАН; 1997.
13. Гаджиев В. Г. (ред.). Народно-освободительная борьба Дагестана и Чечни под руководством имама Шамиля. М.: Эхо Кавказа; 2005.
14. Абдурахман ал-Газикумуки. Краткое изложение подробного описания дел имама Шамиля (Калуга, 1281 г.х.). М.: Восточная литература; 2002.
15. Абдурахман из Газикумуха. Книга воспоминаний саййида Абдурахмана. Махачкала: Дагестанское книжное издательство; 1997.
16. Барабанов А. М. (пер.). Хроника Мухаммеда Тахира ал-Карахи о дагестанских войнах в период Шамиля. М.; Л.: Изд-во АН СССР; 1941.
17. Геничутлинский Х. Историко-биографические и исторические очерки. Махачкала; 1992.
18. Алиханов М. Последние дни муридизма и падение Гуниба по рассказам горцев. В: Алиханов М. В горах Дагестана. Путевые впечатления и рассказы горцев (1895–1896 гг.). Махачкала: Эпоха; 2005.
19. Гаджи Али. Сказание очевидца о Шамиле. Махачкала: Ин-т истории, археологии и этнографии, Ин-т яз., лит. и искусства им. Г. Цадасы; 1990.
20. Шульгин С. Рассказ очевидца о Шамиле и его современниках. В: Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа. Тифлис; 1903. Вып. 32. С. 10–24.
21. Стреллок Н. Н. Из дневника старого кавказца. Военный сборник. 1870;(11).
22. Зиссерман А. Л. Очерк последних военных действий на Восточном Кавказе. Современник. 1860;(7).
23. Зиссерман А. Л. Фельдмаршал князь А. И. Барятинский (1815–1879). М.: Университетская типография; 1890. Т. 2.
24. Волконский Н. А. Окончательное покорение Кавказа (1859-й год). В: Кавказский сборник. Тифлис; 1879. Т. 4. С. 65–436.
25. Захарова Л. Г. (ред.). Воспоминания генерал-фельдмаршала графа Дмитрия Алексеевича Милютина (1856–1860). М.: Росспэн; 2004.
26. Солтан В. На Гунибе в 1859 и 1871 гг. Русская старина. 1892;23(5):391–418.
27. Богуславский Л. А. История Апшеронского полка. 1700–1892. СПб.; 1892. Т. 2.
28. Козубский Е. И. История Дагестанского конного полка. Петровск; 1909.
29. Орлов-Давыдов А. Частное письмо о взятии Шамиля. Русский архив. 1869;7(6):1045–1063.
30. Аноев А. Из кавказских воспоминаний. Исторический вестник. 1906;(9).
31. Козубский Е. И. К истории Дагестана. Русский архив. 1896;34(9):101–131.
32. Мухетдинов Д. В. История ислама в России. М.: Садра; Медина; 2019.
Шамиль и борьба с русской армией
Наиб Шамиль был выдающимся государственным и военным деятелем, который возглавил движение народного сопротивления в Дагестане и Чечне против русской армии в середине XIX века. Его борьба продолжалась более четырех десятилетий и стала символом народного сопротивления и национального единства.
Шамиль был организатором и лидером горского сопротивления, которое объединило различные народы и племена Кавказа в борьбе против вторжения русских войск. Он обладал харизмой и лидерскими качествами, которые помогли ему собрать армию из отважных и преданных борцов.
Шамиль использует тактику партизанской войны, эффективно используя гористую местность и знание местных условий. Он применяет тактику непрерывного сопротивления и наносит удары на русские военные объекты, прерывая их снабжение и коммуникации.
Возглавляемая Шамилем армия сражается с русской армией в нескольких крупных сражениях, таких как Бамутское сражение, Чунжинское сражение и Аульское сражение. Эти сражения приобретают символическое значение и отличаются храбростью и жестокостью с обеих сторон.
Однако, несмотря на храбрость и боевые навыки шамиля и его армии, в 1859 году русская армия наносит решающий удар, захватывая Гимринскую крепость и арестовывая Шамиля. Это становится началом конца национального сопротивления и завершает активную фазу его борьбы.
Шамиль оставляет наследие битв и героизма, а также оказывает влияние на последующие поколения борцов за свободу на Кавказе. Его имя становится символом сопротивления и национальной гордости для чеченцев и дагестанцев, а его борьба становится источником вдохновения для всей национальности.
Примеры сражений | Дата |
---|---|
Бамутское сражение | 1839 |
Чунжинское сражение | 1844 |
Аульское сражение | 1854 |
Заключение
Как уже упоминалось, в русских источниках имя Байсунгура впервые появится лишь в мае 1860 г., в связи со вспыхнувшими волнениями в Чечне. Из переписки о восстании в Ичкерии в мае 1860 г. канцелярии начальника Терской области: «В мае месяце, подстрекаемые Байсунгуром к новому неповиновению, бежали из разных аулов обратно в Беной. Байсунгур принял над ними начальствование, поставив одного из них, Султан Мурата, наибом, и начал явно подстрекать к восстанию жителей других аулов, посылая зачинщикам чалмы желтого цвета, означавшие власть наиба, провозглашая себя имамом» . Но имя «наиба-имама» Байсунгура не успеет в них «примелькаться», поскольку восстание вскоре будет подавлено. 16 февраля 1861 г. Байсунгур был схвачен. О его пленении, случившимся в результате короткого сражения, в рапорте от 18 февраля 1861 г. начальник войск Зандакского наибства майор Муравьев писал: «Узнав, наконец, положительно через доверенных мне лиц и лазутчиков о месте пребывания Байсунгура, Султан Мурата с их шайками. я выступил 16-го числа. Они были тотчас сбиты, оставив одного раненного и двух пленных, в том числе Байсунгура, виновника возмущения»16. 20 марта 1861 г. главнокомандующий Кавказской армией кн. А. И. Барятинский издал приказ по армии: «Беноевский житель Байсунгур, по суду произведенному на основании Полевых Уголовных Законов, оказался виновным: в измене русскому правительству, произведения возмущения между ичкеринцами и другими горцами, с целью отложиться от подданства России и в упорном сопротивлении с оружием в руках при взятии его нашими войсками; а потому я конфирмировал: подсудимого Байсангура “казнить смертию — повесить”, — о чем объявляю по войскам Кавказской армии» . Приговор был приведен в исполнение в с. Хасав-Юрт, тело тайно предано земле.
Рис. Страницы из Дела «Переписка с командующим войсками Терской области об аресте Байсунгура и 14 абреков в окрестностях Гильгируша, 6 февраля 1861 г.». ЦГА РСО-А. Ф. 53. Оп. 1. Д. 476Fig. Extracts from the file “A letter exchange with the Commander-in-Chief of the Terek area regarding the arrest of Baysunghur and 14 warriors (abreks) at Ghilghirush on the 4th of February 1861” Preserved at , the Central State Archive of the Republic of North Ossetia-Alania. Section 53, file 1, item 476
Таким образом, «исторический» факт присутствия наиба Байсунгура на Гунибе в августе 1859 г. выступает не более чем поздним вымыслом авторов второй половины ХХ в., поскольку предание не находит подтверждения ни в местных, ни в российских источниках XIX в.
В силу того что рассмотренная в настоящей статье мифологема времен Кавказской войны, содержащая откровенный оскорбительный подтекст по отношению к имаму Шамилю, — приписываемое Байсунгуру обвинение имама в трусости и предательстве — не являлась предметом отдельного исследования историков, она продолжает тиражироваться в массовом сознании, кочуя по различным публикациям, в том числе научным и учебным изданиям. В частности, в одной из таких работ по истории ислама в России, вышедшей в 2019 г., о последних августовских днях имама на Гунибе в 1859 г. сообщается следующее: «Старый шейх принял решение сдаться в плен. Лишь часть его людей последовала его примеру, многие предпочли смерть плену. Кто-то бросился вниз с горы, но предание чеченского народа сохранило сюжет, согласно которому один из его верных наибов, потерявший в боях глаз, руку и ногу, Байсангур из аула Беной, повел оставшихся людей на прорыв и сумел вырваться из окружения» .
Мифологемы, как продукт «массового сознания общества», очень живучи. Но это уже предмет другого исследования.
Список сокращений
АКАК — Акты Кавказской археографической комиссии
РГВИА — Российский государственный военно-исторический архив
ГАКО — Государственный архив Калужской области
ЦГА РСО — Центральный государственный архив Республики Северная Осетия — Алания