История
Евпатий Коловрат (он же Евпатий Неистовый) родился около 1200 года, его родиной считают село Фролово Шиловской волости на Рязанщине. Коловрат был воеводой при дворе рязанского князя Юрия. Богатырь отличался огромной физической силой, был опытным воином, уважаемым командиром войска. Когда началось вторжения Батыя на Русь, Юрий отправил послов к князю Чернигова за помощью. Среди посланников был и Евпатий. Вернувшись в Рязань, послы нашли лишь горы трупов и выжженную землю.
Коловрат во главе отряда в 1700 человек принял решение преследовать татар. Русские воины атаковали неприятеля из леса, разгромив их стан и нанеся монголам тяжёлое поражение («И бил их Евпатий так нещадно, что и мечи притуплялись, и брал он мечи татарские и сёк ими»). Воины Батыя были язычниками и верили, что с ними сражаются не люди, а разгневанные духи павших рязанцев.
Обеспокоенный Батый развернул против отряда рязанцев большие силы. Монгольское войско несло тяжелейшие потери в схватке с горсткой русских. В сражении погиб Хостоврул, брат жены Батыя. Согласно преданию, Батый выслал посла к русским с вопросом: «Чего вы хотите?». «Только умереть!» — последовал ответ. На поле боя погиб Коловрат и весь его отряд, кроме шестерых израненных бойцов. После сражения Батый, сказал: «О, Евпатий! Если б ты у меня служил, я держал тебя у самого сердца!». В знак уважения к мужеству русских Батый велел освободить пленных и отдать им тело Евпатия Коловрата для того, чтобы они могли похоронить его с почестями.
«Повесть о разорении Рязани Батыем», из которой мы знаем о Коловрате, была записана в XVI веке, через 300 лет после описанных в ней событий. Существует, как минимум, три варианта текста повести, где разнятся детали изложения событий. Современные исследователи подвергают сомнению существование Коловрата. Так, академик Дмитрий Лихачев считал, что рассказ о Коловрате «целиком обязан своим происхождением народному эпосу».
2.1. Подвиг Евпатия Коловрата и его войска.
21 декабря 1237 года войско Батыя взяло Рязань. Он просто убил ни в чём неповинных людей и уничтожил процветающий город. Всё, что делали монголы, было страшно и жестоко. Они не щадили ни стариков, ни детей, ни женщин.
Евпатий Коловрат в момент опустошения Рязани находился в Черниговском княжестве. Получив весть о разорении города, он со своей дружиной возвращается в Рязань, надеясь еще застать там Батыя, но приезжает туда поздно. Он видит лишь мертвые тела и сожжённый город. Тогда вельможа решает ударить по монгольскому игу. Скорее всего, Коловрат понимал, что его атака не несёт настолько важный стратегический характер. Осознавал также и то, что бороться небольшим отрядом против десятков тысяч монголов – это все равно, что идти на собственную смерть. Тем не менее, Евпатий Коловрат собирает дружину в 1700 человек и отправляет гонцов в соседние княжества за помощью. Но правители отказывают в военной поддержке. Возможно, они не поверили, возможно, сами готовились встречать незваных гостей. Или же просто князья между собой были в ссоре, ведь на Руси в то время царила раздробленность.
Евпатий с дружиной разработали план нападения, тщательно подготовились. «И погнались вослед безбожного царя, и едва нагнали его в земле Суздальской, и внезапно напали на станы Батыевы. И начали сечь без милости, и смешалися все полки татарские. И стали татары точно пьяные или безумные. И бил их Евпатий так нещадно, что и мечи притуплялись, и брал он мечи татарские и сек ими. Почудилось татарам, что мертвые восстали. Евпатий же, насквозь проезжая сильные полки татарские, бил их нещадно. И ездил средь полков татарских так храбро и мужественно, что и сам царь устрашился.» .
Потом были пойманы 5 воинов русских, изнемогающих от ран. Привели их к Батыю. «Царь Батый стал их спрашивать: «Какой вы веры, и какой земли, и зачем мне много зла творите?» Они же отвечали: «Веры мы христианской, слуги великого князя Юрия Ингоревича Рязанского, а от полка мы Евпатия Коловрата. Посланы мы от князя Ингваря Ингоревича Рязанского тебя, сильного царя, почествовать, и с честью проводить, и честь тебе воздать. Да не дивись, царь, что не успеваем наливать чаш на великую силу — рать татарскую». Царь же подивился ответу их мудрому» . Потом он послал мужа своей сестры Хостоврула на Коловрата. Тот пообещал победить какого-то мелкого воина с малой дружиной. Но Евпатий разрубил Хостоврула до седла мечом. Рязанские воины положили в том бою многих ордынских богатырей. Монголам удалось сломить наших дружинников, только окружив русских воинов. Хотя численное преимущество армии имели ордынцы. Посланец Батыя, отправленный на переговоры, спросил у Коловрата: «Чего вы хотите?». И получил ответ — «Только умереть!». Монголам удалось уничтожить отряд Евпатия только с помощью камнемётных орудий, предназначенных для разрушения укреплений: «И навадиша на него множество по́роков, и нача бити по нем ис тмочисленых по́роков, и едва убиша его». .
В отрывке из «Повести о разорении Рязани Батыем» мы видим всю мощь и силу русских воинов, которые шли умирать за свою Родину
Глядя на подвиг этих людей, современный человек начинает понимать важность патриотизма
Евпатий Коловрат, конечно же, понимал, что это небольшое сражение не решит судьбу Руси. Но любовь к Отчизне, боль за народ привели героя к решению о наступлении на Батыево войско. Ум и вера Коловратова отряда чувствуется в каждой строке. Имея такую малую численность войска, они пошли против огромного полка монгол (по разным источникам численность монгольской армии от 37 до 75 тысяч человек). Умственные способности дружинников нашей армии поражают. Ведь придумать настолько гениальный план наступления при неравных силах – очень непростая задача.
Конечно, продвигать истории о подвигах героев из прошлого – невероятно важная задача. Делая богатырей эталоном, современный человек может улучшить многие свои качества. Кстати, многие психологи говорят о том, что для любого индивидуума нужно иметь персону, на которую равняться
Человек учится жить, а брать с кого-то пример действительно важно. Именно поэтому продвигать исторические личности – важная задача историков. Кроме того, юное поколение страны должно знать своих героев!
Кроме того, юное поколение страны должно знать своих героев!
Историчность легенды
Если с главным героем легенды все в принципе понятно – скорее всего это действительно образ собирательный, ведь в те годы многие отважно сражались с врагами. Но что же можно сказать относительно самой. «Повести»? Насколько описываемые в ней события могли (или не могли) происходить в действительности?
«Повести»? Насколько описываемые в ней события могли (или не могли) происходить в действительности?
Во-первых, Коловрат – далеко не единственный вымышленный персонаж данного произведения. Не существовал в реальности и ханский шурин Хостоврул, которого, согласно легенде, русский богатырь разрубил надвое до седла. Более того, даже такое имя не характерно для татар, оно не монгольское и не тюркское.
Кроме того, не было и такого князя – Инваря Ингваревича, был Ингварь Игоревич. Он действительно был рязанским князем и правил с 1217 года, но вот незадача – умер в 1235 году, еще до нашествия монголо-татар. Конечно, можно посчитать известие о его смерти неточным, но все же вряд ли автору заведомо литературного произведения было известно что-то, что не было ведомо составителю летописей.
А вот сам факт сбора войск в Чернигове в помощь рязанским дружинникам вполне вероятен. Известно, что рязанские князья тесно общались с черниговскими, поддерживали хорошие отношения.
В принципе прототип Евпатия вполне мог существовать в действительности – в самой истории бывшего в посольстве боярина, вернувшегося в разоренный город и бросившегося догонять неприятеля, нет ничего противоестественного. По сути, Коловрат был партизаном – с небольшим отрядом нападал на неприятельские войска. Вот только вряд ли он бы мог в разоренном городе собрать 1700 человек, здесь составитель эпоса точно преувеличил. И, разумеется, гиперболизированы были и ратные подвиги русского богатыря.
А вот история о том, что сам хан Батый воздал должное русскому ратнику, при всей ее легендарности, могла иметь и некую историческую подоплеку. Известно, что татары действительно ценили воинскую смелость, смекалку и доблесть. Ханы часто предлагали наиболее выдающимся воеводам и воинам противника, захваченным ими в плен, перейти на их сторону. Этого у монголо-татар не отнять: они знали толк в войне и умели ценить противника.
Но не стоит забывать, что произведение имеет несколько редакций, оно создавалось постепенно, на протяжении десятилетий, со временем обросло множеством наслоений. «Повесть о разорении Рязани» дошла до нашего времени лишь в списках, самый ранний из которых датируется XVI веком. По мнению историков (в частности, Д.С. Лихачева), повесть была написана не ранее первой половины XIV века, то есть спустя сто лет после описываемых в ней событий.
Один из списков «Повести» в музее
В заключение можно сделать вывод: сама «Повесть о разорении Рязани Батыем» содержит много вымысла, но в то же время, как любое
художественное произведение, является в определенной степени и ценным историческим источником, отражающим дух времени.
Подвиг Евпатия
Вернувшийся на пепелище, Ингвар похоронил родственников и объявил траур (плач) по погибшим. Затем собрал полторы тысячи воинов, уцелевших за стенами Рязани, и отправился мстить обидчикам. Догнал он их под Суздалем и напал внезапно, с тыла. В этой битве особо отличился Коловрат. Он проехал сквозь войско ордынцев, разрубая врагов «до седла». Когда его оружие тупилось, он брал мечи врага и продолжал свой кровавый путь.
Батый послал биться с ним Таврула – брата своей жены. Этого персонажа также упоминают в былинном эпосе под именем Бахмет Тавруевич (Хоставрул). Он похвалялся привезти хану живого Коловрата. Однако Евпатий в бою «рассече его на полы до седла».
И после тяжкой битвы, один на один с самим Таврулом, богатырь не сдавался, и тогда монголо-татары в ход пустили самое тяжелое оружие – по́рок. Это катапульты, или баллисты, использовавшиеся в качестве осадного орудия. Снарядами служили тяжелые камни. Точность попадания у них чрезвычайно мала – значит, ордынцы не жалели своих для того, чтобы поразить такую важную «мишень». И им это в конце концов удалось.
Сам хан признал доблесть воина заслуживающей уважения: «И сказал Батый, глядя на тело Евпатьево: «О Коловрат Евпатий! Хорошо ты меня попотчевал с малою своею дружиною, и многих богатырей сильной орды моей побил, и много полков разбил. Если бы такой вот служил у меня, держал бы его у самого сердца своего».
Он приказал захваченным в плен русичам отвезти тело на родину и похоронить с почестями.
Вклад в русскую литературу
Евпатий Коловратий был храбрым и могучим воином, отличавшимся своими подвигами и бесстрашием в сражениях с врагами. Его история стала источником вдохновения для многих писателей и поэтов, которые создавали произведения о героической эпохе русской истории.
Влияние Евпатия Коловратия на русскую литературу проявляется не только в его упоминании в летописях, но и в создании художественных произведений, посвященных его образу. Например, поэт Александр Александрович Блок в своем стихотворении «Евпатий Коловрат» описал его как символ героизма и отваги.
Также Евпатий Коловратий вдохновил многих режиссеров и сценаристов, которые создали фильмы и сериалы, посвященные его легендарной жизни и подвигам. Фильм «Евпатий Коловрат» (2017) стал одним из самых известных экранизаций истории о героическом воине.
Таким образом, евпатий коловратий сделал значительный вклад в русскую литературу, став символом героизма и отваги. Его образ вдохновил писателей, поэтов и кинематографистов, оставив след в русской культуре и истории.
Культурное наследие выражения «евпатий коловрат»
В славянской мифологии Евпатий Коловрат изображается как сильный и мужественный воин, который сражается с монстрами и защищает свой народ от врагов. Его имя стало символом храбрости, смелости и борьбы за правду и справедливость.
Выражение «евпатий коловрат» активно использовалось в литературе, искусстве и культуре Славянского мира. Оно стало заглавием для множества произведений, таких как фильмы, книги, песни. В частности, сюжеты о Евпатии Коловрате были воплощены в фильме «Евпатий Коловрат» режиссера Ивана Проскребышева (2004) и в компьютерной игре «Евпатий Коловрат: Легенда о герое» компании «Алекс-Студия» (2017).
Выражение «евпатий коловрат» стало неотъемлемой частью популярной культуры и является узнаваемым символом Русского и Славянского мира. Оно продолжает жить и сохранять свое значение, передавая его от поколения к поколению.
Примеры использования выражения «евпатий коловрат» в культуре |
---|
Фильм «Евпатий Коловрат» (2004) режиссера Ивана Проскребышева |
Компьютерная игра «Евпатий Коловрат: Легенда о герое» (2017) компании «Алекс-Студия» |
Книги и романы, посвященные легенде о Евпатии Коловрате |
Песни и музыкальные произведения, вдохновленные историей Евпатия Коловрата |
Евпатий Коловрат. Кто он?
О ЕВПАТИИ КОЛОВРАТЕ.
Я сообщаю свою расшифровку фамилии Коловрат и доказываю реальность человека, которого имя и фамилия Евпатий Коловрат.
Моё сообщение последует после нижеследующих статей исследователей жизни Евпатия Коловрата.
Несмотря на обилие неправдоподобных деталей, вполне объяснимых жанром героического произведения, Евпатий Коловрат вполне может быть признан исторической личностью. Нет никаких противопоказаний тому, что рязанский боярин с таким именем действительно был, что он в декабре 1237 года находился в дружественном Рязани Чернигове, что он не успел на родину до решающей схватки земляков с Батыевой ратью, что он с толпою уцелевших воинов нападал на какие-то отставшие отряды монголов (партизанил, иначе говоря). Народная молва со временем приписала Евпатию невиданные подвиги и вплела его в сюжет героической саги. Кстати, Коловрат это не фамилия, как почему-то многие думают. Фамилий в те времена на Руси вообще не было. По отцу, как уже сказано, Евпатий был Львовичем. Коловрат могло быть прозвищем либо вторым именем. Князья Рюрикова дома носили в то время славянские и скандинавские имена, и больше известны именно под ними, а не под христианскими именами, дававшимися им при крещении. Вплоть до XVII века на Руси даже среди дворян сохранялась традиция называться вторым именем, связанным с каким-то человеческим качеством или чувством (Удача, Потеха, Обида, Истома и т.д.). Коловрат значит обращающийся, поворачивающийся. Возможно, этим прозвищем он был наделён за свою ловкость в рукопашном бою. Популярная ныне этимология имени Коловрат от обращения солнца по небосводу не имеет научного подтверждения.
Кто такой Евпатий Коловрат?
РАСШИФРОВКА ФАМИЛИИ КОЛОВРАТ.
Теперь мой вывод и моя статья.
Вот моя расшифровка (которую я не встречал у других исследователей) фамилии Коловрат, и моё доказательство реальности человека с именем и фамилией Евпатий Коловрат.
Твою дивизию. Как это будет по-латышски?
Фото: Flickr/ gato-gato-gato
В армии Латвии — большая проблема. Призвали резервистов, так там половина — русские. И на каком языке они промеж собой разговаривают? На государственном? Как же. На самом что ни на есть антигосударственном.
Вот сейчас мы готовимся к войне. С Россией. Что вы улыбаетесь? К войне готовимся? Да. С Литвой или Эстонией? Нет. Ну, так с кем тогда? Вот и не надо скалиться — пусть и громко звучит, зато правда.
Покупаем танк, копаем ров, деревья рубим, учимся гранаты бросать. Дел невпроворот, хлопот много. Как-то завертелись и забыли, что есть у нас неграждане, которых на службу не призовешь. А это 250 тысяч, не хухры- мухры. И такая необоримая сила ватников находится на нашей территории. Люди это плохие и зомбированные пропагандой. Дашь такому гранату — непонятно, в какую сторону швырнет. Доверишь военную страшную тайну — непонятно кому разболтает. Причем не за деньги, а по убеждениям, бесплатно. А когда бесплатно — это всегда страшно: непонятно, как с такими работать.
Нет, конечно, и среди них попадаются нормальные люди. Но они ни бельмеса по-латышски. Они, может, приказ и выполнили бы, да ведь не поймут, будут просить, чтобы им «все по-человечески объяснили». Так что надо как-то этих неграждан готовить. Показывать, в какой стороне враг.
Есть и посерьезнее проблема. Вот сейчас призвали резервистов, так там половина — русские. Приказы понимают, строиться умеют. Ну, разве что иногда «лево-право» на госязыке путают, но на это глаза закрыть можно. А вот уши не закроешь. Как начинают на тренировках палить, то вечно слова-паразиты русские вываливаются, особенно если не получается что-то. Или в случаях разных экстремальных. Например, очень трудно им спокойно сказать: «товарищ старшина, неужели вы не видите, что мне, сержанту такому-то, с вашего паяльника раскаленное олово капает за воротник». И еще перевести это на латышский.
В общем, практика показывает, что в штабах у нас государственный процветает, но над окопами — сплошь язык врага. А если по штабу врежут, то и там антигосударственный появится. Пока все тихо, все вроде работает, но где гарантии? Зачем нам герои, которые по-латышски не говорят? Как мы их потом награждать будем? Какой же это пример для общества?
Автор Виталий Фотин, радио Sputnik, Латвия
Источник
Литературные произведения, посвященные Коловрату
Узнав, кто такой Евпатий Коловрат и что он совершил, стоит рассмотреть, в каких именно письменных источниках описывалась его история. Хотя сами события произошли в 1237-1238 гг. впервые описаны они были в летописях спустя 300 лет.
Первой письменное упоминание о случившемся было в конце XVI века в «Повести о разорении Рязани Батыем».
Сегодня известны 3 варианта этого произведения. Каждый из них имеет отличия, однако в описании основных событий они едины. Это свидетельствует о том, что, вероятно, в более ранний период существовал оригинальный вариант произведения, который в дальнейшем был утерян.
Благодаря повести, в российском обществе XVI и более поздних веков возник живой интерес к личности Коловрата.
В будущие столетия многие известные фольклористы, поэты и писатели считали своим долгом посвятить хотя бы одно сочинение подвигу Евпатия Коловрата.
Одним из первых стал поэт-романтик Николай Языков, в 1824 г. посвятивший богатырю стихотворение «Евпатий».
Через 35 лет другой российский поэт написал «Песню про боярина Евпатия Коловрата».
А в 1885 известный исследователь фольклора М. Г. Халанский включил в свой сборник «Великорусских былин киевского цикла» некоторые народные былины о Коловрате.
В начале ХХ века интерес к знаменитому герою снизился. И только Евенин посвятил ему свое произведение «Сказание о Евпатии Коловрате, о хане Батые…».
С началом Великой отечественной, дабы мобилизировать дух народа на борьбу с фашизмом, многие литераторы стали популяризировать образы былинных героев. Они напоминали людям о том, что в прошлом их предкам доводилось справляться и с более страшными врагами. В те годы богатырю было посвящено сразу 3 произведения: «Слово о Евпатии Коловрате» (С. Марков), «Евпатий Неистовый» (В. Ян) и «Евпатий Коловрат» (В. Ряховский).
В дальнейшие годы история богатыря периодически всплывала в художественной и научной литературе.
Евпатий Коловрат и христианство
Часто возникает вопрос – был ли Евпатий христианином? В качестве аргументов приводятся, в частности, его имя и фамилия. Те, кто считает его язычником, указывают на коловрат – славянский языческий символ солнца, а также на то, что такого имени нет в Святцах. А после возникновения христианства на Руси у знатных людей вошло в моду давать детям «правильные» имена.
Противники этой теории считают, что Евпатий – видоизмененное имя Ипатий, и в святцах есть такой святой – Ипатий Гангрский. Фамилия же, по мнению прохристианских исследователей, свидетельствует лишь о воинских умениях. Коловрат – это разновидность русского арбалета.
Другие ученые считают, что Евпатий символизирует Русь, которая погибает, но не сдается врагу повести характерны черты эпических былинных песен XIII-XIV веков.
То есть это произведение можно считать больше художественным, нежели историческим. Соответственно здесь присутствуют гипербола и символизм. Да и неточности с персонажами указывают на то, что рассматривать повесть в качестве серьезного исторического документа не стоит.
Но как бы там ни было, наверняка во времена нашествия Батыя встречались подобные подвиги и были люди невиданной силы духа. Благодаря им русские прославились как удивительный и заслуживающий всяческого уважения народ.
Видео
https://youtube.com/watch?v=aU43yBZDimI
Источники
-
http://www.mega-stars.ru/politics/evpatij_kolovrat.phphttps://zajmy-onlayn.ru/evpatij-kolovrat-vikipediya-biografiya-kratko/https://www.eg.ru/culture/433283/https://24smi.org/celebrity/4033-evpatii-kolovrat.htmlhttp://fb.ru/article/352443/istoriya-kto-takoy-evpatiy-kolovrathttps://cyrillitsa.ru/past/36537-bogatyr-evpatiy-kolovrat-pravda-i-vy.htmlhttp://2mir-istorii.ru/lichnosti-drevniy-mir/1456-evpatiy-kolovrat.html
История словосочетания «евпатий коловратий»
Персонаж, изображенный как «евпатий коловратий», впервые встречается в русской летописи XII века — «Повести временных лет». Там он описывается как великий богатырь, сражавшийся на стороне князя Владимира Святославовича против казанских булгар.
Слово «евпатий» происходит от древнегреческого имени «Евпатий», что означает «благостный» или «везучий». «Коловратий» же происходит от слова «коловрат», что в переводе означает «боевой пояс» или «ремень». Таким образом, словосочетание «евпатий коловратий» можно толковать как «мужественный и счастливый воин».
В дальнейшем это словосочетание использовалось в книжных памятниках и народной поэзии для символического обозначения героической силы и доблести русского воина.
В наше время словосочетание «евпатий коловратий» стало известно благодаря историческим романам и фильмам, где персонаж с таким именем изображается как опытный и отважный воин, способный победить любого противника.
Евпатий Коловрат в культуре[править | править код]
Коржев И. Евпатий Коловрат, 2009. Литьевой камень, тонировка под бронзу, чёрный металл, 83х90х67см
Максимильян Пресняков. Евпатий Коловрат (2009)
Поэзия и литература
- Николай Языков. Стихотворение «Евпатий» (1824)
- Лев Мей. «Песня про боярина Евпатия Коловрата» (1859)
- Сергей Есенин. «Песнь о Евпатии Коловрате» (1912)
- Сергей Есенин. «Сказание о Евпатии Коловрате, о хане Батые, Цвете Троеручице, о Чёрном Идолище и Спасе нашем Иисусе Христе» (1912)
- Сергей Марков. «Слово о Евпатии Коловрате» (1941)
- Василий Ян. «Батый», ч. 3 «Евпатий Неистовый» (1942)
- Василий Ряховский. «Евпатий Коловрат» (1947)
- Владимир Ерохин. За русскую землю: Исторический очерк о борьбе рязанцев с Батыем, о русском богатыре Евпатии Коловрате и его брате ковале Фатьяне. — Рязань (1954)
- Владимир Ерохин. «Евпатий Коловрат». Издательство «Московский рабочий» (1969)
- Кончаловская Н. П. Наша древняя столица (1972)
- Валентин Сорокин. «Евпатий Коловрат» (1975)
- Вронский Ю. П. Злой город (1976)
- Д. О. Силлов «Злой город» (2007)
- Лев Прозоров (Озар Ворон). «Евпатий Коловрат» (2009)
Мультипликация
- «Сказ о Евпатии Коловрате» (режиссёр Роман Давыдов, «Союзмультфильм», 1985)
- «Сказание о Евпатии Коловрате» (художник Б. Пашков, студия «Диафильм», 1988)
Кино
Фильм «Легенда о Коловрате» 2017 года. Режиссёры Джаник Файзиев, Иван Шурховецкий, главную роль сыграл Илья Малаков.
Музыка
- Юрий Белоусов — Легенда о Коловрате (2015)
- Группа «Иван Царевич» — песня «Коловрат» (2016)
- Алексей Красавин — песня «Евпатий Коловрат» (2003)
- Группа «Киборг» — песня «Евпатий Коловрат» (2007)
- Кантата в пяти частях «Евпатий Коловрат» (музыка Виктора Викторова, стихи Геннадия Попова) (2010)
- Группа «Моя Дерзкая Правда» — песня «Евпатий Коловрат»
- Группа «Возвращение» — песня «Коловрат»
- Группа «Путь Солнца» — песня «Ни шагу назад»
- Группа «GjeldRune» — песня «Коловрат» (2014)
- Группа «Прохожий» — песня «Евпатий Коловрат» (2018)
- Группа «Стольный градЪ» песня — «Евпатий Коловрат» (2019)
Откуда пошло выражение «Твою дивизию мать»?
Из армии оно пошло, понятное дело. Там не только в дивизию, но и в царя и в фуражку и много еще в кого)))
Само по себе это выражение имеет в виду в целом доставать, раздражать чем либо ,докапываться до человека с целью вызлить вывести из себя . Само по себе это выражение относиться к классу фразеологизма. Пошло оно в нашем русском языке с 14-5 века , когда
Типун, типун тебе на язык
תפח / тафах – «опухоль, вздутие» — תפוח /типуах – «1) выпуклость 2) припухлость; опухание»—- תפחון / типхун // tiphon /// типhун //// типу:н – «опухолевидный»
תף / тоф – «перепонка» ——► תפן / тофен // тепен — «перепонкообразный»
Выражение «типун тебе на язык» =—— תפונה /тфуна // типуна – «сомнение, колебание» — чтоб ты не сомневался, что Бог – Един – שמע ישראל! אלהים אחד / Шма Исроэль! ЭлоГим эхад!
Если рассматривать буквально, то злачное место- это место где растут злаки. Выражение пришло из православной заупокойной молитвы:
Так назывался рай на церковнославянском языке.
Переносное значение это выражение получило гораздо позже и его смысл превратился в «сытное место» или «веселое место» . К таким местам в старой России стали относить кабаки. А поскольку в кабаках наливали, то со временем это выражение приобрело другую окраску: место, где предаются кутежам, пьянству и, в некотором смысле разврату.
По другой точке зрения: российский климат не позволял выращивать виноград, поэтому на Руси хмельные напитки производили главным образом из злаковых культур и хмеля. Поэтому языковая игра заключалась еще и в том, что «злачное» значит – пьяное место.
Это выражение обращает внимание на то,что человеку,если он собирается оказаться в новом месте среди незнакомых людей, очень важно иметь соответствующий внешний вид. Это даст ему возможность произвести нужное впечатление. Также вторая часть напоминает, что среди знакомых людей не так важен внешний вид человека,как его ум и профессионализм
Также вторая часть напоминает, что среди знакомых людей не так важен внешний вид человека,как его ум и профессионализм.
Корни выражения «уйти с носом» исходят с далекого прошлого.
На Руси во все времена было распространено взяточничество начиная с давних времен. Нигде, ни в какой конторе нельзя было решить вопрос, не дав предварительно «на лапу».
Таковые «взяточные» дары или подношения назывались «принос» или «нос».
Если твое подношение, «принос, нос» брали — жди положительного исхода дела.
Если же подношением побрезговали (посчитали «недостойным» своей персоны), посетитель так и уходил со своим неврученным подарком, то есть оставался «с носом».
Выражение означает «потерпеть поражение, неудачу», «проиграть», ничего не добиться.
Источник
Участие «евпатия коловрата» в битве при Игоре
Великая битва на реке Калке, где соперники были на вооружении грозными мечами и режущим оружием, принесла славу не только Игорю Святославичу, но и его верному воину Евпатию Коловрату. Этот отважный и храбрый воин занял особое место в истории Руси, став символом мужества и силы.
Согласно летописям времен Древней Руси, Евпатий Коловрат был одним из вождей полчища, которые сражались на стороне князя Игоря в битве примерно в 1185 году. Благодаря своей неустрашимости и мастерству в бою, Евпатий Коловрат сыграл важную роль во время сражения.
В ходе битвы, «евпатий коловрат» проявил свою смелость и боевую твердость, сражаясь с великим мастерством на поле боя. Он выстоял в тяжелых схватках с противником, несмотря на огромный охват вооружённости.
Заслуги Евпатия Коловрата были отмечены даже самим князем Игорем, который выделил его особым почестием. Ввиду своего смелого поступка и отваги, Евпатий получил прозвище «коловрат», которое символизировало его силу и стойкость в бою.
Это событие привлекло внимание историков и поэтов, и до наших дней было занесено в русскую литературу и народные песни. Легенды и предания до сих пор передают историю о боевых подвигах Евпатия Коловрата на просторах Руси. Таким образом, участие «евпатия коловрата» в битве при Игоре стало одним из ярких исторических событий, которое отразилось на памяти народа и вошло в историю Древней Руси
Таким образом, участие «евпатия коловрата» в битве при Игоре стало одним из ярких исторических событий, которое отразилось на памяти народа и вошло в историю Древней Руси.