Проблематика философии[]
Разделы философии:
- Методология
- Гносеология
- Онтология
- Эпистемология
В первую очередь философию физики интересует основание физики и физического познания. Философия физики является частью философии науки. Философия науки пытается осознать природу науки. Как прирастает научное знание? Что такое «научное знание»? Какова структура научного знания?
Фил. науки строится на основании научного знания.
Философские проблемы физики можно классифицировать.
«Гилозоизм» утверждает, что все в мире живое. Земля — живая. Гея.
Формы бытия: жизнь Кто сказал: "гниение и горение"?
«Материя — это объективная реальность, данная нам в ощущениях». В.И. Ленин. Которая фотографируется, копируется нашими органами чувств. Но ведь органы чувств могут ошибаться! Физическое бытие — физическая реальность. В микромире траектории нет, все интереминировано, корпускулярно-волновой дуализм, БЫТИЕ — первичное понятие. Волновой стол — да легко, но лектор мне не поверит.
Пенроуз — математические объекты и структуры реально существуют. «Идеи реально существуют. И они первичны!» — Платон?
Планетарная модель атома — Хантаро Нагаока (модель по аналогии с Сатурном, ошибочная)
Томпсон: пудинг (вкраплено, натыкано в массу)
Со времен Бэкона существовала эмпирическая
Теперь — дедуктивная
Философские проблемы основных понятий и категорий физического познания:
- Материя - Взаимодействие - Причина - Случайность - Эфир - Абсолют - Акцедемция - Модусы - Вещь в себе
- Информация - Симметрия - Анизотропия
Материализм и идеализм связаны с новыми и старыми понятиями физики.
- Масса — мера инертнсти. Коэффициент пропорцциональности. Гравитационный заряд тела. Кол-во вещества в данном объеме.
- Скорость — первая мера измерения изменения положения тела … (отсебятина) первая производная пути по времени
- Энергия — способность совершать работу. Если задать определенную энергию, может родиться частица.
- Сила
- Размерность пространства
- Дуализм
- Несепарабельность — неделимость квантовых состояний
- Нелокальность
- Виртуальная частица
Философские пробелемы конкретных фундаментальных физических теорий
- квантовой механики (Чем занимается кв.мех.?, Реален ли электрон? Волновая функция существует?)
- физики элементарных частиц
- теории относительности
- космологии
- бестраекторное движение
Филосифские проблемы физики XVII-XVIII вв.
- Природа теплоты. - Свойства атомов. - Структура Солнечной системы.
Филосифские проблемы физики XIX в
- Природа электромагнетизма - Электромагнитное поле - сущность и свойства - Сущность эфира - Структура атомов - Природа звезд
Философов интересовали в первую очередь наиболее острые, спорные, фундаменталдьные вопросы, не имеющие объяснения.
Основные теории и взгляды на субстанцию
Субстанция – одно из центральных понятий в философии, которое рассматривается и обсуждается множеством философских школ и концепций. Здесь представлены некоторые основные теории и взгляды на субстанцию.
Две субстанции: материальная и духовная
Одной из наиболее распространенных теорий является концепция, согласно которой существует две основных субстанции – материальная и духовная. Данная концепция была разработана Декартом и стала основой его картезианской философии.
Согласно Декарту, материальная субстанция – это пространственно обусловленный объект, который подчиняется физическим законам природы. Духовная субстанция, в свою очередь, не имеет пространственно-временных характеристик и свободна от физических законов.
Данная концепция субстанции была критикована многими философами, так как не учитывает сложности и взаимосвязь между материей и сознанием.
Субстанция как первоначало всего сущего
Другой вариант трактовки понятия субстанции заключается в представлении о субстанции как первоначале всего сущего. В этой концепции субстанция рассматривается как нечто существующее независимо от всех своих свойств и атрибутов.
В зависимости от философской школы, первопричиной или первоначалом может выступать Бог, материя, разум или иная абстрактная субстанция.
Субстанция как континуум проявлений
Одной из современных теорий субстанции является представление о ней как о континууме различных проявлений и свойств. Согласно этой концепции, субстанция не является отдельным и законченным объектом, а скорее проявляется во всем существующем.
Такая трактовка субстанции отрицает разделение на материальную и духовную субстанции, считая их лишь разными проявлениями единой субстанции.
Субстанция как сущность и субстрат
В философии также присутствует концепция субстанции, согласно которой она является сущностью или субстратом, на котором основываются все свойства и атрибуты объекта.
Субстанция в этом случае не рассматривается как отдельный объект, а как основной элемент, благодаря которому объекты обладают свойствами и способностью к изменению.
Концепции и теории о субстанции не исчерпываются представленными в данной статье, однако они позволяют понять многообразие подходов к этому философскому понятию и его значения для разных школ и философов.
↑ Понятия «Человек, индивид, индивидуальность, личность». Соотношение понятий.
Человек – целостное биопсихосоциальное существо, связанное с другими формами жизни, но выделившееся из них, способное производить орудия труда, обладающее членораздельной речью и сознанием, нравственными качествами. Человек – субъект общественно-исторического развития, создатель материальных и духовных ценностей. Биологическое и социальное начала в человеке находятся в сложном взаимодействии, определяют психическое развитие и своеобразие человеческой личности. Социальное в человеке рождается и развивается в ходе его сознательной деятельности и общения. Если предпосылкой развития человека называют наследственность, то источником его развития считают социальную среду. Индивид (от лат. individuum – неделимое, особь) отдельно взятый представитель всего человеческого рода. Индивидуальность (от лат. individuum – неделимое, особь) – неповторимое своеобразие человека, набор его уникальных свойств. Если, употребляя слово индивид, мы пытаемся отметить связь человека с другими представителями человеческого рода, то понятие “индивидуальность”, напротив, выделяет человека из сообщества других людей.
Личность (англ. personality; от лат. persona – маска актера, роль) – 1) особые качества человека, приобретаемые им в социокультурной среде в совместной деятельности и общении; 2) человек со своими социально обусловленными и индивидуально выраженными качествами (интеллектуальными, эмоциональными, волевыми, нравственными и др.) Соотношение понятий «индивид», «индивидуальность», «личность» может быть выражено формулой: «Индивидом рождаются. Личностью становятся. Индивидуальность отстаивают». Особо значимый период в развитии личности – подростковый возраст и ранняя юность. В это время развивающаяся личность начинает выделять себя в качестве объекта самопознания и самовоспитания.
Тест по теме «Человек, индивид, индивидуальность, личность».
ЗАДАНИЕ 1. ЗАДАНИЕ 2. ЗАДАНИЕ 3.ЗАДАНИЕ 4. ЗАДАНИЕ 5. ЗАДАНИЕ 6. ЗАДАНИЕ 7. ЗАДАНИЕ 8. ЗАДАНИЕ 9. ЗАДАНИЕ 10. ЗАДАНИЕ 11. ЗАДАНИЕ 12. Потребности человека
ВИД | ОБЪЕКТ ПОТРЕБНОСТИ |
Физиологические | Пища, вода, воздух, климатические условия и т. п. |
… | Общение, общественная деятельность, общественное признание и т. п. |
ЗАДАНИЕ 13. ЗАДАНИЕ 14. ЗАДАНИЕ 15.ЗАДАНИЕ 16.ЗАДАНИЕ 17.ЗАДАНИЕ 18.ЗАДАНИЕ 19.ЗАДАНИЕ 20.
Место в системе наук
Философская антропология исследует человека, его сущность, предназначение, систему ценностей и стоящие перед ним вызовы. Таким образом, она может считаться гуманитарной наукой.
Онтологию можно отнести к естественным наукам, поскольку она изучает объективный мир и зачастую сосредоточена на тех же объектах, что и другие естественные науки (пространство, материя, время, движение и прочее). С античных времён и вплоть до XVIII века существовала также натурфилософия – учение, сочетающее в себе философские и естественнонаучные знания.
Гносеология, которой свойственны логичность и методичность, может считаться технической дисциплиной. Данный раздел философии содержит больше всего разнообразных схематических диаграмм, графиков и формул – отличительных признаков технических наук. Интересно, что гносеологию иногда называют «технологией мышления».
Таким образом, философия одновременно является естественной, гуманитарной и технической наукой.
При этом у неё есть точки соприкосновения с каждой из двух с половиной тысяч наук, признаваемых современным научным миром. Ни одна другая наука не может похвастаться подобной универсальностью.
физическая сущность
физическая сущность —
Смотреть что такое «физическая сущность» в других словарях:
физическая сущность — — Тематики энергетика в целом EN physics … Справочник технического переводчика
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА — область культуры, регулирующая деятельность человека (ее направленность, способы, рез ты), связанную с формированием, развитием и использованием телесно двигат. способностей человека в соответствии с принятыми в культуре (субкультуре)… … Энциклопедия культурологии
ФИЗИЧЕСКАЯ РЕАЛЬНОСТЬ — понятие, обозначающее систему теоретич. объектов, построенных отд. фи зич. теорией (или совокупностью теорий) и наделяемых онтологич. статусом. Ф. р. характеризует объективно реальный мир через призму теоретико физич. понятий, законов и… … Философская энциклопедия
РЕАЛЬНОСТЬ ФИЗИЧЕСКАЯ — РЕАЛЬНОСТЬ ФИЗИЧЕСКАЯ понятие, характеризующее исходный эмпирический базис физических теорий, который различным образом фиксируется, моделируется, представляется на разных уровнях познавательного процесса. Термин “физическая реальность”… … Философская энциклопедия
Природа и сущность человека — Содержание 1 Определение человека и его природы 1.1 Душа и тело … Википедия
механика отказа — физическая сущность отказа — [http://slovarionline.ru/anglo russkiy slovar neftegazovoy promyishlennosti/] Тематики нефтегазовая промышленность Синонимы физическая сущность отказа EN physics of failure … Справочник технического переводчика
БОГОПОЗНАНИЕ — БОГОПОЗНАНИЕ когнитивный, или теоретический, элемент отношения человека к Богу. Каждый момент и аспект отношения к божественной реальности есть прежде всего определенное знание о Боге, а также связанное с этим знанием знание человека о мире и … Философская энциклопедия
Акустика — (от греч. akustikós слуховой, слушающийся) в узком смысле слова учение о Звуке, т. е. об упругих колебаниях и волнах в газах, жидкостях и твёрдых телах, слышимых человеческим ухом (частоты таких колебаний находятся в диапазоне 16 гц 20… … Большая советская энциклопедия
Недочеловек — … Википедия
АКУСТИКА — (от греческого akustikos слуховой), в широком смысле раздел физики, исследующий упругие волны от самых низких частот до самых высоких (1012 1013 Гц); в узком смысле учение о звуке. Общая и теоретическая акустика занимаются изучением… … Современная энциклопедия
Источник
Средневековый метафизический метод философии
Средневековая метафизика столкнулась с проблемой соответствия законов природы божественному началу. Все проблемы Средневековья решались, освещались, устранялись при помощи духовного сообщества. Трудно было быть верующим (потому что вера требует слепого признания) и одновременно с этим заниматься дисциплинарным исследованиями естествознания. Находились храбрецы, умело сочетающие религию с наукой, и не попадающие в списки еретиков.
Таким мыслителем был Фома Аквинский. Религиозная община отвергала методологические направления, не подчиняющиеся беспрекословному верованию. Но Аквинский сумел объяснить рациональную сущность научного обоснования независящую от теологических догматов, что шокировало христианский мир. Идеи мудреца воспринялись настороженно, потому что Фома предоставил метафизику с такой стороны, которая отображает онтологическое познание синонимом теологических убеждений. Вера в Бога равносильна научной вере. Философ доказывает, что между метафизика с теологией не признают друг друга и не исключают, создавая такой двойственностью парадокс христианской религии.
Такое противоречие средневековой метафизики, вероисповедания привело к усомнению их совместных принципов.
Физическая сущность и философия
Философия задает вопросы о том, что такое физическая сущность, каковы ее свойства и взаимодействия. Она исследует ее отношение к другим аспектам бытия, таким как духовная сущность, материя, пространство и время. Понятие физической сущности является ключевым элементом философских дискуссий, которые охватывают различные аспекты нашего существования.
Философы предлагают различные теории и концепции о физической сущности. Одни считают ее основой всего сущего, другие говорят о ее взаимодействии с мышлением и сознанием. Некоторые идут даже дальше и утверждают, что сущность не существует сама по себе, а она создается сознанием и нашими представлениями о мире.
Физическая сущность влияет на ход философских рассуждений и приводит к различным философским течениям и школам
Она фундаментальна для понимания мира и его природы, и поэтому ее изучение имеет важное значение
Методы философии
Философии, как и любой науке, необходимы инструменты для проведения исследований и постижения истины – методы. В качестве основных можно назвать следующие методы философии:
- Диалектика.Это способ теоретического размышления, при котором изучаются противоречия исследуемых объектов и явлений, наличие в них противоположных качеств, меняющихся свойств и сложных причинно-следственных связей.
- Метафизика.Данный метод в некотором смысле противопоставляется диалектике. Он изучает каждый объект обособленно (игнорируются его внешние связи и зависимости от других объектов), статично (игнорируется то, как он меняется с течением времени) и однозначно (противоречия отбрасываются, истина должна быть абсолютной и единственной).
- Догматизм.Этот метод свойственен теологическим течениям в философии. Убеждения принимаются и больше не оспариваются, несмотря на отсутствие доказательств и логического обоснования.
- Эклектика.В рамках данного метода соединяются разносторонние идеи, понятия, факты и концепции, в результате чего делаются поверхностные выводы – недостоверные, но выглядящие правдоподобно. Эклектика может использоваться, например, чтобы обосновывать сомнительные идеи, делая их привлекательными для масс (для популяризации религии или идеологии, в политической пропаганде или в рекламе).
- Софистика.Цель данного метода не в поиске истины и даже не в имитации этого поиска, как у эклектики. Центральная идея софистики заключается в том, что умелый оратор способен доказать что угодно так, чтобы это выглядело вполне логичным. Первые софисты считались мудрецами и мастерами красноречия, но со временем за ними закрепилась дурная слава, поскольку в полемике они прибегали к нечестным приёмам.
- Герменевтика.Это искусство толкования текстов. Суть герменевтики заключается в том, чтобы при прочтении текста максимально полно учесть всё, что могло повлиять на смысл высказываний: культурную среду, образование автора, его социальный статус и другие факторы.
Что есть метафизика
Сущность метафизики сводится к философскому учению об исследовании природных явлений, действительной реальности, земного и космического бытия. При чем, в разные эпохальные периоды, данные научные познания трансформировались, переходя из одной формы в другую.
Впервые совокупил основы понятия Аристотель, рассуждая о первопричинах бытия. Но это было только комплексное знание, обозначающее идею сборника сочинений, систематизацией которых занимался Андроник Родосский. Именно этот философ ввел в обиход термин. Метафизическое учение должно было объяснить нерешенные физикой проблемы.
Позже, основательно подойдя к натурфилософии, последователь Платона Симплиций заговорил о понятии метафизики, как о естественной философской науке. Неоплатоник считал направление важным, необъяснимым человеку учением о физических сущностях.
Довольно сложно описать четкое значение термина, потому что оно в течение многих столетий приобретало новые вариации. Что такое постфизика? Наука о первопричинах, бытие или природных изменениях? Проще описать базовые исследовательские метафизические темы. Все же достоверно известно, что это учение является усредненным проявлением физических и философских обоснований, которые переплетаются в одном исследовательском направлении о дефинициях. На помощь приходит онтология, раздел метафизических знаний, исследующий действительную реальность.
Можно согласиться с одной из трактовок метафизичности. Но такой ответственный шаг требует детального рассмотрения проблемы ее предмета.
Кратко говоря, усредненное, удовлетворяющее разносторонние методики обозначение метафизики звучит следующим образом – это наука, изучающая сущности имматериальной природы, взаимодействующие с материальными аспектами, подверженными взаимному воздействию.
Субстанция в философии: сущность и значение
Субстанция — одно из основных понятий в философии, которое играет важную роль в различных системах и концепциях. Существуют несколько трактовок понятия субстанции в философии, но в целом оно относится к основной сущности или реальности, на которой базируется все существование.
Субстанция рассматривается в философии как независимое и неподвластное изменениям первоначальное основание, из которого происходят все остальные явления и объекты. Она является основой для всех живых и неживых объектов и обладает определенными качествами, которые определяют ее сущность.
Один из главных вопросов, связанных со субстанцией, касается ее способности к изменению и преображению. Согласно некоторым концепциям, субстанция может быть постоянной и неизменной в своей природе, в то время как другие философы считают, что она может претерпевать изменения и эволюцию.
Споры и дискуссии о природе субстанции привели к возникновению различных концепций и систем философских учений. Например, в философии аристотелизма субстанция рассматривается как объединение формы и материи, где форма обеспечивает сущность, а материя — ее реализацию.
Субстанция также играет важную роль в философии декартизма, где она рассматривается как реальная сущность, отделенная от внешнего мира и являющаяся основой для мышления и сознания. В этой концепции субстанция определяется как мыслящая сущность или субъект.
В современной философии и науке понятие субстанции также находит свое применение. Например, в физике субстанция может относиться к основным частицам, из которых состоят все материальные объекты. В философии мира, основанной на теории квантового поля, субстанцией может быть сверхмалое поле, которое пронизывает все пространство и время.
В целом, субстанция в философии имеет глубокое значение и является основой для понимания и объяснения мира. Она позволяет философам и ученым исследовать природу и сущность всех феноменов и объектов, а также понять, как связаны все явления и процессы в мире.
3.3.3. Будущее физической науки
На IV международной конференции посвященной четырехсотлетию Декарта и трехсотпятидесятилетию Лейбница проходившей в Санкт-Петербурге в 1997 году по проблеме пространства, времени и движения, ряд докладов был прочитан о будущем физики.
В основном, в докладах говорилось, что физические модели реальности заложенные Декартом и Ньютоном сегодня можно рассматривать как взаимодополнительные. Современная научная парадигма XX века была сформирована в результате применения ньютоновской методологии в чистом виде. В основе ее лежит математическое моделирование. Несовершенство и неполнота моделей приводит к появлению противоречивых, смутных понятий. К разряду смутных следует отнести такие известные и привычные нам понятия, как дуализм объектов микромира, виртуальность существования, туннельность переходов, нулевые колебания вакуума. Поэтому Ньютоновская модель была первым этапом познания на феноменологическом уровне. Достижения в современной физике, приводят к необходимости возвращения к Декартовой модели мира — картезианской (вихревой).
По своим убеждениям Декарт был «эволюционист». Он полагал, что все физические процессы можно объяснить различными видами движений и взаимодействий устойчивых динамических структур, возникающих из тонкой материи. По Декарту элементарные частицы, вещество и космические тела возникают в ходе самоорганизации исходной базовой, эфирной материальной среды, таким образом проблема онтологии получила ясное разрешение в эволюционистском духе. Физические взаимодействия, по Декарту, обусловлены не полями, не обменными процессами, не топологией пространства, а взаимными реакциями динамических структур сплошной среды, которые мы называем элементарными частицами, приписывая им заряд, массу и другие качества. Они полностью характеризуются количеством материальной среды, вовлеченной в конвективное движение и характером последнего. Последователями Декарта в этих вопросах были Р. Майер, М. Ломоносов, П.Н. Лебедев, Г.А.Лоренц.
Декарт был убежденным эволюционистом и в отношении процесса познания
Он полагал, что научные теории, как и общественные взгляды, следует реформировать весьма осторожно. Многие проблемы физики были связаны с существенно революционным характером изменений в физической методологии и теории в начале XX века
Принимая взгляды Декарта, невозможно приписать материальному миру парадоксы и изъяны человеческого мышления. Поэтому автор пишет, что дуализм и индетерминизм следует искать в наших головах, но не в объективной реальности. Современные физические теории, базирующиеся на картезианстве не содержат противоречий и остаются надежным и ясным инструментом науки. По многим признакам общепринятая парадигма физики XX века свою историческую роль выполнила.
Продуктивность же картезианского подхода обнаруживается при рассмотрении модели электрона. Одной из старых проблем классической физики было объяснение физического смысла волновой функции и спина электрона в атоме. При отказе от идеи эфира и использовании только механической вульгарной модели атома Резерфорда — Бора физики не могли дать ясную и естественную трактовку этих понятий. По картезианской модели электрон имеет размер порядка размера атома водорода и представляет собой вихревую конвективную структуру, как бы надетую на протон. Эта модель атома планетарная, но не в смысле Бора, а в «атмосферно-синоптическом» смысле. Такая структура проницаема для альфа-частиц, но она отнюдь не пустая.
Эксперименты с моделями имитирующими электрон в виде конвектирующего жидкого слоя, надетого на сферическое ядро, показали, что при его раскрутке, он скачком меняет форму из сферической в гантелеобразную, как бы демонстрируя S-P переход при возбуждении. Нельзя объяснить отсутствие орбиты у электрона, электронного облака исходя из механико-математического описания атома. Признание картезианской физики элементарных частиц лишь вопрос времени. Современное представление о вакууме напоминает эфир физиков прошлого века. Эфир тоже наделяли сложными свойствами. Неудивительно, что вакуум перестраивается в присутствии внешнего поля. В современной физике вакуума, предполагается, что если к вакууму приложено поле, … если глубина потенциальной ямы достигнет критического значения…, то из вакуума начнут рождаться частицы. Это слова академика А. Б. Мигдала, которого трудно заподозрить в картезианстве, считает автор статьи.
В заключении можно сказать, что имеются серьезные основания утверждать, что освоение основных положений картезианства станет основой методологии физической науки XXI века. Учение Декарта — это не столько история науки сколько ее будущее.
Концепции материи
О материи строят представление, учитывая две точки зрения — материализм и идеализм. В первом случае ее считают первичной категорией относительно сознания. Идеалисты называют материю произвольным образованием от духовной субстанции. В субъективном идеализме этот элемент является постоянной возможностью ощущений. Основные концепции материи в философии:
- субстанциональная;
- атрибутивная;
- диалектико-материалистическая.
Первая концепция проявляется в том, что материя определяется через явления и предметы. Об этом говорили еще древнегреческие ученые и мыслители. Они понимали ее только через вещество.
По атрибутивной концепции материю стоит определять через ее строение и первичные качества. К таким относят массу и размеры. Также учитываются субъективные свойства — цвет и вкус. Это вторичные качества материи.
Диалектико-материалистическую концепцию предложили Ленин и Маркс. Они понимали материю через отношение с сознанием. Эта категория в философии применяется для обозначения реальности, существование которой возможно независимо от человека. При этом субстанцию копируют органы чувств.
Такое определение помогает устранить противоречия между наукой и философией. Концепция была открыта в XIX веке, когда произошел прорыв в системе образования. Материализм рухнул вместе с открытием электрона. Тогда материя стала способом объяснения многих явлений.
Понятие до сих пор изучается, работники исследовательских и научных центров и сегодня пытаются расширить пространство. Хотя уже было предложено четыре измерения, в Принстоне есть ученый, который предложил добавить к ним еще шесть. Такое утверждение объясняет теорию струн, но воспринимать дополнительные категории человек не может. Сама материя воздействует на органы чувств, поэтому она ощущаема.