Примеры использования лексики в стихотворении
Лексика, используемая в стихотворении, является одним из ключевых элементов, которые придают тексту эстетическую и эмоциональную силу. Стихи могут использовать разнообразные слова и выражения, чтобы создать определенную атмосферу и передать определенные чувства или идеи. Вот несколько примеров использования лексики в стихотворении:
-
Использование образных слов
Строфа из стихотворения:
«В поле пропел жаворонок,
Заре напел по утесу,
И в город пел, и в синие дали,
Где звезда заснула, светлая устала.»
В данном примере лексика, связанная с пениями птиц и естественными явлениями, используется для создания яркого образа и передачи звуковой картины утра и пробуждения природы.
-
Использование эмоционально окрашенных слов
Строфа из стихотворения:
«Где же родина моя, моя прелесть,
Где ты, мой край, мой родной земной высотец?
Пятнистый шрам и легкий румянец,
Взгляни с высоты на долу, мой весь.»
В данном примере лексика, такая как «прелесть», «родной», «высотец» и «взгляни», используется для передачи эмоциональных переживаний автора, его привязанности к родной земле и желания ее увидеть.
-
Использование тематической лексики
Строфа из стихотворения:
«Синий порт и парус радуги,
Легкий шелк и звонкий ангельский взгляд.
Здесь колышутся ветра в белом пуху,
Утром, вечером, всегда и навсегда»
В данном примере лексика, такая как «порт», «парус», «ветра» и «пух», связана с темой моря и путешествий, что помогает создать атмосферу морского побережья и связанные с ним эмоции.
Эти примеры демонстрируют, как разнообразная и аккуратно подобранная лексика помогает стихотворению стать выразительным и захватывающим для читателей. Лексика является одним из основных строительных блоков стихотворения и может значительно влиять на его эффект и эмоциональную нагрузку.
Состав предметной лексики
Особенности состава лексики, называющей предметы и явления природа, в поэтической речи выявляются более отчетливо при сопоставлении с группой слов той же тематической принадлежности в лексической системе языка в целом и в других сферах его функционирования ( в обыденной или научной речи ).
Для обозначения класса существительных, называющих пред -меты и явления природы, применим термин «тематическое поле», т.к. это объединение слов мотивировано общей предметно-тематической отнесенностью и обширно по объему.
. Основываясь на принципе системности лексики,а также с целью более стройного и четкого описания словесного состава тематического поля «Природа» и руководствуясь методической задачей упорядочения и организации языкового материала отобранного для изучения, проведем парадигматическую группировку предметной лексики данного тематического поля.
В работах современных лексикологов.исследовавших вопросы системности лексики, — Ф.П.Зилина , В.И.Кодухова , В.В.Морковкина , А.А.Уфимцевой , П.Н.Дешсова , Д.Н.Шмелева , Э.В.Кузнецовой и многих других — разработаны основные критерии парадигматической группировки слов и выделены, по выражению П.Н.Денисова, «пучки слов», которые отражают системные отношения в лексике. Это семантическое поле, лексико-семантичеекая группа, тематическая группа, сино -нимический ряд, антонимическая пара и другие объединения слов.
Чтобы продемонстрировать своеобразие лексического состава предметной лексики, относящейся к тематическому полю «При — 29-рода» в поэтических описаниях русской природы, сопоставим ее с лексикой общелитературного языка той же тематической принадлежности по двум параметрам: а/ с точки зрения состава тематических групп и б/ с точки зрения лексического наполнения этих групп.
Под тематической группой понимаем вслед за Ф.П.Филиным парадигматические объединения слов, основывающиеся «не на лек-сико-семантических связях, а на классификации самих предметов и явлений» , Д.Н.Шелев , П.Н.Дэнисов , И.П.Слесарева и другие исследователи. В состав одной тематической группы представляется целесообразным в данной работе включить и существительные умеющие тесные ассоциативные связи, например, слова лес и оаушка, дождь и лужа, река и волна, птица и гнездо и т.п.
Лексические понятия
Существует ряд терминов, характерных для науки о слове:
- Лексическая ошибка – неверное употребление близких по значению слов. Или неразграничение носителем языка паронимов и синонимов. «Свободная вакансия»: лексическая ошибка – использовать как «свободное место». «Возле меня свободная вакансия» — не верно. А «на заводе появилась свободная вакансия (рабочее место)» — правильно.
- Лексический повтор – название стилистической фигуры. Это намеренное повторение автором одного и того же понятия или целой речевой конструкции. Лексические повторы – это придание эмоциональности, экспрессии. Прием используется в рамках художественного текста.
- Лексическая единица – это отдельные слова. Другое значение – абстрактная единица для морфологических анализов.
- Лексико-грамматический разряд – совокупность схожих в лексическом значении слов, что ведет появление общих грамматических признаков. В разряд входят, к примеру, собирательный тип существительных. Слово не только обозначает совокупность, но и не изменяется по числам («паства», «ребятня»).
Лексика – это словарный запас каждого языка. Так сокращенно называется наука о слове (лексикология). Внутри нее выделяются специфические лексические понятия.
Как работать с лексикой стихотворения
Лексика стихотворения играет важную роль в создании атмосферы и передаче эмоций. Правильное использование различных слов и выражений может сделать стихотворение более ярким и запоминающимся. Вот несколько советов о том, как работать с лексикой стихотворения.
1. Выбор слов с точным значением
При написании стихотворения стоит обратить внимание на выбор слов с точным значением. Использование слов, которые лучше всего выражают ваше намерение или описание, поможет передать нужную эмоцию или образ. Такие слова могут усилить эффект стихотворения и сделать его более выразительным
Такие слова могут усилить эффект стихотворения и сделать его более выразительным.
2. Использование конкретных наблюдений и деталей
Для более яркой и живой передачи образов и эмоций стоит обратить внимание на использование конкретных наблюдений и деталей. Описывая конкретные предметы, места или события, вы создадите более наглядные образы в голове читателя и позволите ему лучше воспринять ваше стихотворение
3. Экспериментирование с фигурами речи
Фигуры речи, такие как метафоры, сравнения или гиперболы, могут быть очень полезными для передачи эмоций и создания особой атмосферы в стихотворении. Попробуйте экспериментировать с различными фигурами речи, чтобы придать своему стихотворению уникальность и оригинальность.
4. Создание ритма и музыкальности
Лексика стихотворения также может помочь создать ритм и музыкальность в тексте. Выбор слов с определенным звучанием или ритмом может усилить метрику и красоту стихотворения
При работе с лексикой стихотворения стоит обратить внимание на звуковое взаимодействие слов и использовать такие стилистические фигуры, как аллитерация или ассонанс
5. Сочетание поэтической традиции и новаторства
Работая с лексикой стихотворения, важно найти баланс между использованием традиционных стилей и выражений и внесением новаторских элементов. Комбинирование разных стилей и доступных слов может придать стихотворению свежий и оригинальный вид, сохраняя при этом его поэтичность и гармонию. В конце концов, работа с лексикой стихотворения — это особый вид искусства, где каждое слово имеет значение и влияет на общую передачу чувств и идей стихотворения
В конце концов, работа с лексикой стихотворения — это особый вид искусства, где каждое слово имеет значение и влияет на общую передачу чувств и идей стихотворения.
Авторское использование лексики
В стихотворении автор использует разнообразные лексические приемы, чтобы передать свои мысли, чувства и настроение. Он подбирает слова, которые не только точно выражают его идеи, но и создают определенную атмосферу и образы в сознании читателя.
Один из основных приемов использования лексики — использование метафор и образных выражений. Автор выбирает слова, которые не имеют прямого значения, но символизируют объекты, идеи или эмоции. Такие слова помогают создать образы и вызвать определенное восприятие текста.
Еще одним важным приемом является использование синонимов и антонимов. Автор подбирает слова, которые по смыслу близки или противоположны друг другу, чтобы передать свои мысли и эмоции наиболее точно и точно. Это позволяет создать гармонию или контраст в тексте.
Также автор может использовать аллитерацию — повторение звуков в начале слов. Это придает тексту музыкальность и ритм, делая его более выразительным и запоминающимся.
Кроме того, автор может использовать различные стилистические приемы, такие как эпитеты, олицетворения, анафоры и многие другие, чтобы усилить воздействие текста на читателя и создать более яркие образы и эмоции.
В результате авторское использование лексики позволяет передать глубину и многомерность текста, вызвать определенные чувства и мысли у читателя и сделать стихотворение ярким и запоминающимся.
Русский язык: средства выразительности
Таблица, содержащая полный список средств выразительности с определениями и примерами.
Средства выразительности в русском языке можно разделить на:
- Лексические средства
- Синтаксические средства
- Фонетические средства
Аллегория — Фемида (женщина с весами) – правосудие. | Замена отвлеченного понятия конкретным образом. |
Гипербола—Шаровары шириною с Чёрное море (Н. Гоголь) | Художественное преувеличение. |
Ирония —Откуда, умная, бредёшь ты голова. (Басня И. Крылова). | Тонкая насмешка, употребление в смысле, противоположном прямому. |
Лексический повтор — Озера кругом, озера глубокие. | Повторение в тексте одного и того же слова, словосочетания |
Литота — Мужичок с ноготок. | Художественное преуменьшение описываемого предмета или явления. |
Метафора — Сонное озеро города (А. Блок) | Переносное значение слова, основанное на сходстве |
Метонимия — Класс зашумел | Замена одного слова другим на основе смежности двух понятий |
Окказионализмы — Плоды образования. | Художественные средства, образованные автором. |
Олицетворение —Дождь идёт. Природа радуется. | Наделение неживых предметов свойствами живых. |
Перифраз—Лев = царь зверей. | Подмена слова схожим по лексическому значению выражением. |
Сарказм — Сарказма полны произведения Салтыкова-Щедрина. | Язвительная тонкая насмешка, высшая форма иронии. |
Сравнение —Молвит слово — соловей поёт. | В сравнении есть и то, что сравнивают, и то, с чем сравнивают. Часто используются союзы: как, словно, будто. |
Синекдоха —Каждую копейку в дом несет (деньги). | Перенос значения по количественному признаку. |
Эпитет—«румяная заря», «золотые руки», «серебряный голос». | Красочное, выразительное определение, которое основывается на скрытом сравнении. |
Синонимы— 1)бежать – мчаться. 2)Шум(шелест) листвы. | 1) Слова, различные по написанию, но близкие по значению. 2) Контекстные синонимы — слова, сближающиеся по значению в условиях одного контекста |
Антонимы — оригинал – подделка, чёрствый — отзывчивый | Слова, имеющие противоположенные значения |
Архаизм—очи — глаза, ланиты — щёки | Устаревшее слово или оборот речи |
Анафора — Не напрасно шла гроза. | Повторение слов или сочетаний слов в начале предложений или стихотворных строк. |
Антитеза — Волос длинный – ум короткий;. | Противопоставление. |
Градация — Пришёл, увидел, победил! | Расположение слов, выражений по возрастающей (восходящая) или убывающей (нисходящая) значимости. |
Инверсия — Жили-были дед да баба. | Обратный порядок слов. |
Композиционный стык (лексический повтор) — Это был прекрасный звук. Это был лучший голос, который я слышал за последние годы. | Повторение в начале нового предложения слов из предыдущего предложения, обычно заканчивающих его. |
Многосоюзие — Перед глазами ходил океан, и колыхался, и гремел, и сверкал, и угасал. | Намеренное использование повторяющегося союза. |
Оксюморон — Мёртвые души. | Сочетание не сочетаемых по смыслу слов. |
Парцелляция — Он увидел меня и застыл. Удивился. Замолчал. | Намеренное разделение предложения на значимые в смысловом отношении отрезки. |
Риторический вопрос, восклицание, обращение — Какое лето, что за лето! Кто не проклинал станционных смотрителей, кто с ними не бранивался? Горожане, сделаем наш город зелёным и уютным! | Выражение утверждения в вопросительной форме; привлечение внимания; усиление эмоционального воздействия. |
Ряды, парное соединение однородных членов — Природа помогает бороться с одиночеством, преодолевать отчаяние, бессилие, забывать вражду, зависть, коварство друзей. | Использование однородных членов для большей художественной выразительности текста |
Синтаксический параллелизм — Уметь говорить – искусство. Уметь слушать – культура. (Д. Лихачёв) | Сходное, параллельное построение фраз, строк. |
Умолчание — Но слушай: если я должна тебе…кинжалом я владею,/Я близ Кавказа рождена. | Автор намеренно недосказывает что-то, прерывает мысль героя, чтобы читатель сам мог подумать, о чём хотел тот сказать. |
Эллипсис — Мужики – за топоры! (пропущено слово «взялись») | Пропуск какого-нибудь члена предложения, который легко восстанавливается из контекста |
Эпифора — Я всю жизнь шел к тебе. Я всю жизнь верил в тебя. | Одинаковая концовка нескольких предложений. |
Аллитерация — Полночной порою в болотной глуши/ Чуть слышно, бесшумно шуршат камыши – стечение шипящих согласных помогает передать шелест камышей | Повтор согласных, создающий образ. |
Ассонанс — Люблю березу русскую То светлую, то грустную – передает легкую грусть, нежность. | Повтор гласных, создающий образ. |
Градация — Пришёл, увидел, победил! | Расположение слов, выражений по возрастающей (в |
Виды лексики стихотворения
Лексика стихотворения является одним из основных элементов поэтического текста. Она помогает создать особую атмосферу и передать эмоции автора. В зависимости от тематики и стиля стихотворения, используется различная лексика.
1. Общая лексика: включает в себя слова, которые являются универсальными и широко распространенными в речи людей. Это могут быть слова, обозначающие предметы, человеческие качества, действия и т.д. Общая лексика служит для передачи базового смысла и коммуникации с читателем.
2. Отличительная лексика: включает в себя специфические термины или выражения, которые свойственны определенной тематике или стилю стихотворения. Например, в поэзии о природе могут использоваться слова, связанные с растениями, животными, пейзажами и т.д.
3. Архаизмы: это устаревшие слова, которые в современном языке уже не используются или употребляются очень редко. Архаизмы могут быть использованы в стихотворении для создания атмосферы старины или придания тексту особой выразительности.
4. Слова с переносным или символическим значением: в стихотворении могут использоваться слова, которые несут дополнительный смысл или образное значение. Такие слова могут помогать создать метафоры, эмоциональную окраску текста или использоваться в символическом контексте.
5. Разговорная лексика: в некоторых стихотворениях может использоваться разговорная лексика, которая характерна для разговорной речи людей. Такие слова помогают создать более живую и естественную атмосферу стихотворения.
6. Жаргон: в некоторых стихотворениях автор может использовать жаргонные слова или выражения. Жаргонная лексика помогает передать специфическую атмосферу или оттенок разговорной речи определенной социальной группы.
7. Иностранные слова: в стихотворении могут присутствовать слова или выражения на других языках. Это может использоваться для подчеркивания определенной национальности, стиля или создания определенной атмосферы.
8. Эмоциональная лексика: в стихотворении может использоваться лексика, которая выражает различные эмоции, чувства и настроения. Такие слова помогают автору передать свои эмоции и создать эмоциональную связь с читателем.
Это лишь некоторые виды лексики, которые могут использоваться в стихотворении. Комбинация различных видов лексики помогает создать уникальный стиль и атмосферу произведения.
Особенности поэтической лексики
Поэтическая лексика – это особый словарный запас, который используется поэтами для создания художественной и выразительной поэзии. Она отличается от обычной разговорной или прозаической лексики своими особенностями и функциональными возможностями.
1. Образность
Поэтическая лексика обладает яркой образностью, позволяющей создавать проникновенные и эмоциональные выражения. Она использует метафоры, сравнения и олицетворения, которые помогают передать чувства и настроения автора.
2. Экспрессивность
Поэтическая лексика имеет способность вызывать сильные эмоциональные отклики у читателей. Она содержит слова, которые наполнены эмоциями и чувствами, позволяющими создать необычную и яркую картину в тексте.
3. Оригинальность
Поэтическая лексика использует необычные и редкие слова, архаизмы и оригинальные выражения, которые придают тексту индивидуальность и уникальность. Она помогает поэту выразить свои мысли, образы и идеи в оригинальной и творческой форме.
4. Ритмичность
Поэтическая лексика отличается особым ритмом и звучанием, которые создают приятное и гармоничное восприятие стихотворного текста. Она использует повторение звуков, рифму и такты, чтобы подчеркнуть мелодичность и музыкальность поэтического произведения.
5. Символичность
Поэтическая лексика часто использует символические слова и выражения, которые могут иметь глубокий смысл и отражать определенные идеи или концепции. Они вызывают ассоциации и представления у читателя, позволяя поэту передать свои мысли и чувства не прямым способом, а через символы и образы.
Таблица — Особенности поэтической лексики
№
Особенности
1
Образность
2
Экспрессивность
3
Оригинальность
4
Ритмичность
5
Символичность
Общая характеристика признаковых слов
В синтаксисе логическая категория признака, атрибута соотносится с определением как членом предложения. Как указывает В.И.Кодухов, «определительные отношения, наблюдаемые в синтаксических конструкциях, по своей семантической природе являются атрибутивными» . Это положение развивает мысль А.А.Шахматова, который писал, что «определением выражаются атрибутивные отношения, существующие между субстанцией или явлением и их признаками ,. .
В исследованиях в области семантики понятие признака вводится в связи с исследованием семантики качественных прилагательных, где признак рассматривается как «классификатор», основание для выделения определенных групп качественных прилагательных (см. , например, работы.А.Н.Шрамма , Е.М.Вольф , В.Г.Гака . Так , Е.М.Вольф отмечает, что «в семантике слов, обозначающих признаки, в первую очередь прилагательных, содержится во многих случаях указание на некоторый аспект (основание), по которому признак характеризует лицо, предмет или событие. Ср., например, прилагательные быстрый , подвижный, стремительный , основанием для которых служит, очевидно, «движение», громкий , пронзительный. — звук, терпкий,, горький- вкус …» [26, с.ЗЗЗ . Эти «аспекты», «основания» -есть признаки предмета, хотя и обобщенные, которые конкретизируются в семантике признакового слова дифференцирующими семами.
Таким образом, понимание признака («различительной черты», «аспекта», «классификатора» ) связывается с семантикой слова.
Принадлежность слова к признаковым в данной работе определяется на основании его семантики; грамматические характеристики слова в данном случае являются менее актуальными. А.А.По-тебня по этому поводу писал: «Глагол «белеет», существительное «белизна», наречие «белым-бело» с таким же правом могут быть названы названиями качества, как и прилагательное «бел» . Возможность отождествить слова разных частей речи в данном случае мотивирована наличием общих элементов в их семантике — обозначение белого цвета.
Таким образом, признаковыми могут быть слова разных частей речи. Отнесение слова к признаковым производится на основании его значения, в семантическую структуру которого входят семы, отражающие какой-либо признак, свойство, а потому обладающие способностью характеризовать, конкретизировать изображаемый предмет или явление природы. Например, слова сиять, озарять, брезжить, меркнуть являются признаковыми, так как их семантическая структура включает сему «света», что отражено в словарных толкованиях значений этих слов: сиять — излучать ровный, яркий свет , светить []СУ, т.4, стб.І9б] ; озарять — ярко светить, заливать светом ; брежить — рассветать, чуть светиться, едва виднеться (разрядка моя. — И.В.). На этом же основании признаковым является само слово свет , а также существительные сияние, сумрак» вспышка» мрак.
Принадлежность слова определенной части речи и его синтаксическая позиция в предложении вносят некоторые дополнительные смысловые нюансы и в семантику словами в семантику предложения в целом. Приведем примеры признаковых слов, принадлежащих разным частям речи, определяя характерные синтаксические позиции, в которых они реализуются, а также алысловые оттенки, связанные с их морфологическими и синтаксическими характеристиками.
Метафоры и переносные значения
В стихотворных строках особое место занимают метафоры и переносные значения, которые с помощью образов и символов передают глубинные эмоции и идеи.
Метафора – это выразительное средство, при помощи которого одно явление или понятие описывается с помощью другого, родственного по своим характеристикам. Она позволяет вносить в текст множество новых значений и образов, обогащая его и делая более ярким и выразительным.
Переносные значения в стихах – это использование слов в их переносном, фигуральном значении. Благодаря такому использованию слова, текст становится богаче и интереснее, а смысл становится более глубоким и запоминающимся.
Примеры метафор и переносных значений в стихах:
- Сердце замирает – описание испуга или удивления
- Море слез – обозначение грусти и печали
- Метель гонит – описание быстрого движения
- Крылья ветра – значит легкость и свободу
- Звезды падают – обозначает потерю и смерть
Таким образом, метафоры и переносные значения в стихотворных строках помогают создавать глубокий и эмоциональный текст, который запоминается и остается в сердцах читателей надолго.
Исследование лексики стихотворных строк
Лексика в стихотворных строках играет важную роль, помогая создать особую атмосферу и передать эмоциональную окраску произведения. Исследование лексического состава стихотворных строк позволяет погрузиться в мир поэзии и раскрыть глубину авторского посыла.
Одной из особенностей стихотворных строк является использование метафор, которые помогают перенести значение слов или понятий в новый контекст и создать яркие образы. Авторы стараются подобрать такие метафоры, которые бы наиболее точно отражали их чувства и настроение.
В процессе исследования лексики стихотворных строк особое внимание уделяется также выбору синонимов, антонимов и омонимов. Эти языковые приемы используются для создания контрастов и подчеркивания различных сторон темы или образа
Благодаря этому, в стихотворении создается динамика и глубина содержания.
Также важно обратить внимание на использование эпитетов и эмоционально окрашенных слов в стихотворных строках. Эпитеты помогают создать яркие и запоминающиеся образы, а эмоциональные слова передают настроение и эмоции автора. Исследование этих языковых средств позволяет проникнуть во внутренний мир поэта и понять его взгляд на окружающую действительность
Исследование этих языковых средств позволяет проникнуть во внутренний мир поэта и понять его взгляд на окружающую действительность.
В таблице ниже представлены примеры лексических особенностей стихотворных строк:
Языковой прием | Пример |
---|---|
Метафора | «Сердце замирает, как снежок на ладони» |
Синонимы | «Луна» и «светило ночное» |
Антонимы | «свет/темнота» |
Омонимы | «нос» (часть лица) и «нос» (способность чего-либо) |
Эпитет | «пылающий закат» |
Эмоционально окрашенные слова | «горючий» или «божественный» |
Исследование лексики стихотворных строк позволяет проникнуть в глубину поэтического выражения, понять многообразие языковых средств, использованных автором, и раскрыть смысловое значение произведения. Это важная составляющая анализа и интерпретации стихотворных текстов.
Приемы лексико-семантического анализа стихотворения на уроках русского языка и литературы
Рассмотрим различные приемы лексико-семантического анализа поэтического текста в зависимости от его жанровой формы.
При изучении текста басен ученики нередко сталкиваются с трудностями в понимании смысловой стороны произведения из-за особенностей языка и стиля басен, которые сочетают особенности разговорной речи и архаичные формы. В связи с этим эффективны те приемы анализа, которые направлены на разъяснения значения и функциональной окраски слов:
- Прием «Кроссворд по басням»: учитель предлагает учащимся решить кроссворд, отгадав по описанию их значения используемые автором лексические единицы.
- Прием «Знакомы незнакомец»: учитель предлагает детям нейтральный синоним к словам из текста басни, а учащиеся подбирают экспрессивные или стилистически-окрашенные эквиваленты.
- Прием «Переводчик»: учитель предлагает «пересказать» басню, используя средства другого стиля (например, официально-делового или научного).
- Прием «Карта слов»: учитель совместно с учениками составляет тезаурус стихотворения, распределяя лексику по группам (устаревшая, стилистически-окрашенная, экспрессивная).
При обращении к более сложным жанрам (например, элегия, сонет, послание и др.) в старших классах работа усложняется, учитель вводит приемы, отражающие комплексную работу над языком произведения:
- Прием «Заполнение таблицы», который позволяет группировать лексику в зависимости от условий анализа (например, выделять средства высокого стиля и нейтрального стиля; архаические и современные языковые средства; распределять лексику по семантическим тематическим группам: общественно-политическая, дружеская, любовная).
- Прием «Лингвистический эксперимент», который заключается в предъявлении деформированного поэтического текста и предложении восстановить лакуны с последующим сравнением с оригиналом.
- Прием «Сравнение», предполагающий сопоставление поэтических текстов одного автора или разных авторов на сходные темы. Иногда этот прием усложняется: учитель не называет автором текстов, а учащиеся в ходе работы над их лексической организацией должны самостоятельно определить авторство.
- Прием «Количественный анализ», основанный на подсчете слов определенных частей речи или частотности употребления форм одного м того же слова, несущего важную семантическую нагрузку.
- Прием «Составление поэтического словаря», суть которого заключается в том, что учащиеся составляют словарь наиболее часто встречающихся поэтических образов и средств их языкового выражения.
- Прием «Миксер»: учитель предлагает школьникам список слов из поэтического текста с их толкованием (при этом некоторые из толкований перепутаны), задача учащихся — восстановить правильное соответствие между лексическими единицами и их значением.
- Прием «Историко-культурный комментарий, который заключается в том, что учащиеся не просто раскрывают семантику слов, но и дают пояснение, касающееся их исторического и (или) культурологического значения в эпоху написания произведения.
Использование разнообразных прием лексико-семантического анализа текста поэтического произведения позволяет реализовать принцип комплексного подхода к изучению формы произведения и расширить пределы лингвистической компетенции учащихся.