Вариант 1
Пословица «лучше молчать, чем неправду говорить» предостерегает нас от излишних слов и ложных обещаний
Она призывает к осторожности в высказываниях и напоминает, что иногда молчание намного лучше, чем неправда или пустые фразы. Эта пословица учит нас быть осмотрительными в том, что мы говорим, и призывает нас к честности в общении с другими
Когда используют эту фразу в речи, они обычно подчеркивают важность честности и честного общения
Она обращает внимание на то, что неправда может причинить больше вреда, чем молчание, и что в некоторых ситуациях лучше оставаться молчаливым, чем говорить ложь. Эта пословица напоминает нам, что слова могут нанести большой вред и что нужно быть ответственными за то, что мы говорим. Для нас эта пословица имеет глубокий смысл
Она призывает нас к размышлению о том, какими словами мы наполняем нашу речь и какие обещания мы даем
Для нас эта пословица имеет глубокий смысл. Она призывает нас к размышлению о том, какими словами мы наполняем нашу речь и какие обещания мы даем
Важно помнить, что наши слова могут сказать о нас больше, чем мы сами предполагаем, и поэтому нужно быть внимательными к тому, что мы произносим. Она учит нас быть искренними и честными в общении с другими людьми, так как только тогда мы сможем построить крепкие отношения на основе доверия. Таким образом, пословица «лучше молчать, чем неправду говорить» призывает нас к осознанности и ответственности за наши слова
Таким образом, пословица «лучше молчать, чем неправду говорить» призывает нас к осознанности и ответственности за наши слова
Она напоминает нам, что молчание иногда может быть золотом, и что важно быть честными и правдивыми в общении с окружающими
Видео:🟢 Семь мудрых советов. О чем никогда не стоит говорить. Зерно истины на все временаСкачать
Голубая мечта
С немецкого: Die blau Blutne. Буквально: Голубой цветок. Первоисточник — роман «Генрих фон Офтердинген» (1802) немецкого писателя и философа Новалиса (псевдоним Фридриха фон Гарден-берга, 1772-1801). Герой романа — известный немецкий мейстерзингер (поэт и исполнитель песен собственного сочинения), живший в XIII в. Писатель описывает его как романтически настроенного юношу-поэта, который выражает философские и творческие взгляды самого Новали-са. А он полагал, что грезы, мечтания и даже сновидения — важны, поскольку они определяют умонастроение человека, его поступки, следовательно, саму реальность. И они помогают не только лучше понять ее, но и предвидеть будущее, судьбу человека. Главный эпизод романа — сон Офтердингена, в котором он увидел удивительной красоты голубой цветок и воспринял его как символ своего будущего счастья. И чем активнее ищет юноша в реальной жизни этот цветок, тем ярче раскрывается его поэтический дар, тем больших успехов он достигает на этом поприще. Сам мотив голубого цветка Новалис взял из немецкого фольклора, где говорится о волшебном голубом цветке: стоит только пастуху прикрепить его к своей одежде, как он получает дар видеть закопанные клады. Позже в немецкой романтической литературе утвердился, питаемый и народными сказочными мотивами, образ голубого цветка как символ несбыточной мечты, прекрасного идеала. В России начала XX в. была очень популярна романтическая проза как своих, так и зарубежных писателей, в том числе немецких. И постепенно из этих двух выражений — «голубой цветок» и «мечта всей жизни» — родилось, новое, третье — «голубая мечта». |
Грёзофарс
Слово, изобретенное поэтом Игорем Северяниным (псевдоним Игоря Васильевича Лотарева, 1887-1941). Позже это выражение, к которому поэт относился вполне серьезно (называл некоторые свои произведения именно так — «грёзофарсами», а также «поэзами»), было переосмыслено иронически и стало употребляться по отношению ко всякого рода грезам, мечтаниям, которые самому мечтателю кажутся важными, обоснованными проектами, а сторонним людям — фарсом, пустыми фантазиями. Популярности этого неологизма в совет- ское время способствовал В. И. Ленин, который активно его использовал, например, в «Письмах издалека» (письмо первое от 20 марта 1917 г.), подвергая критике позицию своих оппонентов. |
Какое значение имеет пословица в повседневной жизни?
Значение этой пословицы состоит в том, что человеку, который умеет молчать и не говорить неправду, удается избежать многих проблем и неприятностей. Говоря неправду, мы создаем обман и нарушаем доверие окружающих. В результате, мы теряем свою репутацию и наносим вред отношениям с другими людьми. Но когда мы молчим, мы демонстрируем свою честность и уважение к окружающим.
Эта пословица может применяться в различных сферах нашей жизни. Например, в семье она помогает сохранить мир и спокойствие. Если ты обижен или злой, лучше молчать и дать себе и своим родным время для спокойного размышления. Молчание помогает избежать резких и неприятных слов, которые могут оскорбить и разрушить доверие в семейных отношениях. Вместо этого, лучше подумать и найти способ конструктивно решить проблемы.
Также, пословица «Чем неправду говорить, лучше молчать» имеет большое значение в сфере работы и общения с коллегами. В работе часто возникают ситуации, когда мы можем быть соблазнены сказать что-то неправдивое или искаженное, чтобы добиться личных выгод или избежать наказания. Однако, такое поведение может иметь долгосрочные негативные последствия, как для нашей репутации, так и для отношений с коллегами и руководством. Лучше молчать и избежать таких ошибок, а если мы допустим ошибку, то лучше прямо говорить о ней и предлагать решения. Таким образом, мы исправляем свои ошибки и уважаем других людей, которым мы даем возможность быть в курсе ситуации.
Кроме того, пословица «Чем неправду говорить, лучше молчать» имеет значение и в общении с друзьями и знакомыми
Поддерживать отношения на основе искренности и доверия особенно важно в дружбе. Если мы говорим неправду или скрываем информацию, мы можем нарушить взаимное доверие и усложнить наши отношения. Молчание же дает нам время для обдумывания и позволяет найти наиболее уместный и честный способ помочь другу
Даже если мы не знаем, как реагировать или что сказать, иногда просто поддержка и присутствие могут быть самым ценным
Молчание же дает нам время для обдумывания и позволяет найти наиболее уместный и честный способ помочь другу. Даже если мы не знаем, как реагировать или что сказать, иногда просто поддержка и присутствие могут быть самым ценным.
Примеры использования пословицы:
1. Уроки ученика: Когда ученик с первой же попытки решить сложную задачу не получил желаемого результата, учитель сказал ему: «Чем неправду говорить, лучше молчать». Эта фраза вызвала у ученика желание сосредоточиться и упорно работать над решением. Конечно, результат не пришел сразу, но ученик узнал, что терпение и упорство дают свои плоды. В результате, он смог справиться с задачей, чему его окружающие выразили похвалу.
2. Японская притча: В Японской культуре есть история о царевне, которая была покорена красотой одного из своих пленных. Владелец царевны велел ему казнить пленного, но та попросила отсрочку. Когда она пришла к преступнику, она спросила «Какой способ смерти, ты предпочтешь?» Пленный ответил, что он желает, чтобы его казнили нитками собраными из смолы. После они ее собрали на нескольких вилках и приготовили к казни поймавшего птицу. Отпустили птицу и так же она кинулась в вилы и загнула шею. Царевна поклонилась и сказала преступнику «Твоя красота действительно потрясающая, но красота внутренняя гораздо важнее. Человек не должен спешить молотить в воде для пафоса, гордиться своей внешностью, главное это красота души и благородные поступки.»
Заключение
В итоге, пословица «Чем неправду говорить, лучше молчать» имеет глубокое значение в повседневной жизни
Она напоминает нам о важности искренности, честности и уважения к другим людям. Молчание может быть лучшим решением в многих ситуациях, когда мы сталкиваемся с трудностями или не знаем, как правильно поступить. Опытные и мудрые люди всегда чувствуют силу этой пословицы и умеют применять ее в своей жизни, чтобы достичь успеха и счастья
Опытные и мудрые люди всегда чувствуют силу этой пословицы и умеют применять ее в своей жизни, чтобы достичь успеха и счастья.
Уникальные характеристики зыблей
Зыбли являются уникальными явлениями в природе. Они обладают несколькими характеристиками, которые делают их особенными:
- Невесомость: зыбли лишены массы и не оказывают давления на поверхности, на которых они находятся.
- Неуловимость: зыбли существуют в реальности, но их невозможно поймать или изучить непосредственно.
- Изменчивость: форма и размеры зыблей могут меняться постоянно в зависимости от внешних условий и воздействия силы тяжести.
- Неопределенность: зыбли не следуют определенным законам физики и могут принимать любую форму и движение.
- Агрегатное состояние: зыбли могут существовать в разных агрегатных состояниях, таких как газообразное, жидкое или твердое.
Все эти уникальные характеристики делают зыбли удивительными и интересными объектами для изучения. Они применяются в различных научных исследованиях и технологиях, а также часто вдохновляют художников, писателей и философов.
Детей должно быть видно, но не слышно
Принцип воспитания родом из 15-го века
Немногие знают, что первоначальный вариант известной староанглийской поговорки призывал быть «тише воды» не детей, а молодых девушек. Именно им предписывалось хранить молчание в средневековом обществе.
Впервые эта фраза появляется в собрании проповедей Джона Мирка, священника-августинца 15-го века, и предваряется словом “sawe”, средневековым обозначением крылатого выражения.
Чтобы лучше понять, почему сегодня мы говорим «дети» вместо «девица», стоит повнимательнее взглянуть на слово “mayde”, прозвучавшее в оригинальном варианте пословицы. Сегодня, произнося «девица», мы говорим о молодой незамужней женщине, но в 15-м веке это слово использовали для женщин любого возраста и статуса, а также для детей и мужчин, принявших обет безбрачия.
Гог и Магог
Из Библии. В Ветхом Завете (Книга Иезекииля, гл. 38 и 39) и Новом Завете (Апокалипсисе, гл. 20, ст. 7) рассказывается о легендарном свирепом царе Гоге и его царстве (земле) Магог, которые угрожали существованию народа Израилева. Из Библии эти имена перекочевали в народный фольклор, в частности русский, где они превратились в неких царей Гога и Магога, правителей «нечестивых народов». Так, о них говорится в популярных в Древней Руси сказаниях о царе Александре Македонском, откуда они перешли в сказки и народные лубочные картинки. Иносказательно: страшная, непонятная, враждебная сила, внушающая ужас. |
Отношение автора к фразе «изреченное есть ложь»
Давайте поговорим о фразе «изреченное есть ложь». Кто-то из великих классиков мировой литературы сказал такие слова. Но насколько они точны? Каково отношение автора к этой фразе?
Во-первых, стоит отметить, что существуют разные точки зрения на этот вопрос. Некоторые люди считают, что каждое слово, произнесенное вслух, обязательно правдиво и верное. Другие же утверждают, что любое утверждение, произнесенное вслух, может быть ложью, потому что оно может не соответствовать действительности.
А каково мое мнение? Я склонен согласиться с теми, кто говорит, что «изреченное есть ложь». Я не считаю, что каждое слово, произнесенное вслух, является истиной. В конце концов, мы все создаем свои собственные истории и переживания вокруг того, что мы говорим. Иногда мы можем сказать что-то не совсем правдивое, чтобы сохранить гармонию или избежать конфликта. Иногда мы можем поторопиться или преувеличить.
Вот почему для меня фраза «изреченное есть ложь» имеет смысл
Это напоминает нам о важности осознанности и осторожности в наших словах. Мы должны быть осторожными с тем, что мы говорим, потому что слова могут иметь большую силу и влиять на других людей
Так что следующий раз, когда вы собираетесь сказать что-то, задумайтесь: правда ли это или ложь? И помните, что ваши слова могут оказать огромное влияние на мир вокруг вас.
В словаре Даля
пск.; зыбать новг. ниж. (зыбаю); зыбить или зыблить вологодск.
(зыблю, -лешь); зыбнуть что; колебать, качать, покачивать, колыхать. Что
ревет детко, аль никто не зыблет его? Хоть бы разок другой зыбнули! |
Зыбить, безличн.; в 3 лице: зыбит. На море зыбит, ходит или стоит зыбь,
море раскачалось. -ся, страдат. возвр. колебаться, качаться, колыхаться.
Зыбался (на качелях), инно голову вскружило. | Твер. кланяться. Я ему
зыбаться не стану. Зыбанье, ср. длит. действ. и состояние по глаг. на ть
и на ся. Не люблю я этого зыбанья, качанья на качелях. Зыбнуть,
зыбаться, зыблиться, колебаться. Трясина зыбнет под ступнею, Зыбкий,
зыбучий, упругий, уступчивый под тяжестью; качкий, валкий; что склонно
колыхаться, качаться. Зыбкий прут, очеп. Зыбучее болото, волна. Качели
не зыбки, надо поправить. Лодчонка эта зыбка, не опрокинься. Зыбковатый,
зыбкий, в меньшей степени. Зыбкость, зыбучесть, зыбковатость ж. свойство
зыбкого, зыбучого, зыбковатого. Зыблемость, почти то же; но зыбкость
выражает склонность, зыблемость только возможность быть зыбким. Зыбок м.
доска или шест, положенный или приделанный где для упругой качки; род
качелей, для сиденья или прыганья на доске; очеп для люльки и пр.
Зыбковый, к зыбку относящийся. Зыбка, зыбушка, зыбалка ж. сев. и вост.
колыбель, люлька, качалка. | Пск. качели. Пойдем гулять под зыбки.
Зыбочный, к зыбке относящийся. Зыбочник м. ниж. кто лежит еще в зыбке,
малый ребенок, младенец. Все зыбочники, мал-мала меньше. | Арх. олон.
водяной и леший; нечистый. Зыбочница твер. женщина, выходящая в страдную
пору на работу с младенцем в зыбке (Шейн). Зыбунок, зыбунчик, зыбунишка
м. зыбочник, в знач. младенца в люльке. Зыбель ж. арх. качель, качели,
гугака. | Зыбель и -лица, твер. пск. зыбун, трясина. Зыбельный,
качельный. Зыбельщик м. -щица ж. качальщик, кто потешается на качелях.
Зыбень, зыбун м. зыбкая, зыбучая почва, трясина; болото, которое
зыблется, качается под ногами, опасное для ходьбы. Зыбуном не ходи,
окошки есть, засосет! Зыбунный, к зыбуну относящийся, на нем растущий.
Зыбник м. растение Noma. Зыбель, зыбь ж. состояние волнистой,
колеблющейся поверхности. Зыбь колосистой ржи. По голубой зыби занавеса
блестят искорки. | Зыбень, зыбун, волна на воде без ветра, или
несоразмерная с ним; гладкая волна, беэ гребня; огромное, круглое
волнение, остающееся после бури, когда море расходилось, или пригонное,
как вестник бури, или же образовавшееся от полосной бури, не достигшей
места, куда дошла зыбь. Зыбный, к зыби относящийся. Зыбистый, зыбливый,
о местности, склонный к зыби; о воде, пажити: волнистый, колеблющийся.
Зыбеть, начинаться зыби. Море зыбеет, будет буря с востока. Зыбала об.
твер. дылда, долгай, жердяй, оглобля, долговязый.
Что такое фраза «слово изреченное есть ложь»?
«Слово изреченное есть ложь» — эта строчка говорит нам о том, что слова, которые мы произносим, не всегда соответствуют действительности. Она напоминает нам о том, что слова могут быть обманчивыми и не всегда отражают наши истинные чувства и намерения. Иногда мы вынуждены лгать, скрывать чувства, или преувеличивать правду из-за разных обстоятельств.
Однако, важно помнить, что это только часть истории. Мы также можем использовать слова, чтобы выразить истину, способствовать миру и вдохновлять других
Наши слова могут иметь большую силу и оказывать влияние на окружающих.
Так что, хотя «слово изреченное есть ложь» может быть верным в некоторых ситуациях, мы также можем использовать свои слова, чтобы создать положительные изменения и привнести чувства радости и вдохновения в нашу жизнь и жизни других людей. Посему, имейте в виду, что верность истории заключена не только в этих словах, но и в разнообразности и красоте человеческого языка.
ЗЫБАТЬ
Толковый словарь Ушакова . Д.Н. Ушаков. 1935-1940 .
Смотреть что такое «ЗЫБАТЬ» в других словарях:
ЗЫБАТЬ — пск.; зыбать новг., ниж. (зыбаю); зыбить или зыблить вологод. (зыблю, лешь); зыбнуть что; колебать, качать, покачивать, колыхать. Что ревет детко, аль никто не зыблет его? Хоть бы разок другой зыбнули! | Зыбить, безл.; 3 е лицо: зыбит. На море… … Толковый словарь Даля
зыбать — шевелить; двигать; качать … Cловарь архаизмов русского языка
Зыбать люльку — Пск. Нянчить грудного ребенка. ПОС 13, 125 … Большой словарь русских поговорок
ЛЮЛЬКА — Зыбать люльку. Пск. Нянчить грудного ребенка. ПОС 13, 125 … Большой словарь русских поговорок
ЗЫБИТЬ — ЗЫБИТЬ, зыбиться. см. зыбать, зыбаться. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
ЗЫБЛЕМЫЙ — ЗЫБЛЕМЫЙ, зыблемая, зыблемое; зыблем, зыблема, зыблемо (книжн. устар.). прич. страд. наст. вр. от зыбать. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
зыблю — ЗЫБЛЮ, зыблюсь, зыблешь, зыблешься. см. зыбать, зыбаться. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
ВЫБАТЬ — ВЫБАТЬ, выбнуть? что, архан. тронуть с места, колебать, зыбать, качать; выба? жен. свая, свороченная морозом. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля
ГЫБКА — пск. зыбка, люлька, колыбель, качалка, колыска. Гыбать ребенка, зыбать, качать в зыбке (гибать?). Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля
ЗОБ — муж. горб, выпучившееся место, провес настилки, перекладины; у зерноядных птиц: нижняя часть пищевого горла, род мешечка, где пища разбухает, до поступления в желудок; валье; передняя часть груди у всех птиц; | у человека, иногда и у животных:… … Толковый словарь Даля
Источник
Вопрос на размышление. Поэзия Г. Р. Державина.
«Властителям и судиям» является стихотворным переложением 81-го псалма – так в древности назывались библейские песнопения, обращенные к Богу. Их автор – ветхозаветный царь Давид, сочинения которого составляют одну из самых поэтичных книг Ветхого Завета – «Псалтырь» . В державинской оде лексика и многие образы напоминают нам библейскую поэзию:
Восстал всевышний Бог, да судит
Земных богов во сонме их…
Но, безусловно, содержание оды Державина, основанной на этом библейском тексте, связано с современной поэту жизнью Российского государства. Именно здесь он видит попрание справедливости, нарушение законов, угнетение слабых, торжество неправды и зла, аналогию которым он и находит в ветхозаветной истории:
Доколе, рек, доколь вам будет
Щадить неправедных и злых?
Необходимость подчинения всех единому закону высшей правды и справедливости утверждается Державиным в этом стихотворении, как и во многих других:
Ваш долг есть: охранять законы,
На лица сильных не взирать,
Без помощи, без обороны
Сирот и вдов не оставлять.
Ваш долг: спасать от бед невинных,
Несчастливым подать покров;
От сильных защищать бессильных,
Исторгнуть бедных из оков.
Но в реальной жизни он видит уклонение от этого высшего закона тех, кто стоит у власти, кто как раз и должен прежде всего следить за соблюдением законов:
Не внемлют! Видят – и не знают!
Злодействы землю потрясают,
Неправда зыблет небеса.
Вот почему так гневно звучит голос поэта-обличителя «неправедных и злых» . Он утверждает неизбежность кары для тех «лукавых» властителей, которые не подчиняются высшему закону правды и справедливости – вот главная мысль державинской оды:
И вы подобно так падете,
Как с древ увядший лист падет!
И вы подобно так умрете,
Как ваш последний раб умрет!
Не удивительно, что ода «Властителям и судиям» была воспринята не только придворным окружением, но и самой императрицей, как революционная прокламация. Ведь речь в ней идет о том, что неправедная власть не может быть признана божественной, а значит, ее неминуемо ждет гнев Божий и падение.
На смену таким «властителям и судиям» , как утверждает автор в заключительном четверостишии оды, неизбежно придут те, кто будет руководствоваться идеалами добра и справедливости:
Воскресни, Боже! Боже правых!
И их молению внемли:
Приди, суди, карай лукавых
И будь един царем земли!
Интересно, что во время Французской революции в Париже именно этот 81 псалом, положенный в основу державинской оды, был перефразирован якобинцами-революционерами, и народ распевал его на улицах города, выражая возмущение королем Людовиком ХVI, впоследствии казненным.
Так связалось воедино в творчестве Державина древняя библейская мудрость, европейская история и российская современность. А для нас остался замечательный образец поэзии высокого гражданского звучания, которое поистине «вечно» и всегда ново.
Источник
Анализ книги/пьесы/стихотворения
Перед нами великолепный шедевр мировой литературы, написанный ни кем иным, как великим классиком. Это произведение оставляет глубокий след в сердце каждого, кто его читает, смотрит или слушает. Оно переносит нас в другой мир, открывает перед нами новые идеи и эмоции.
С самого начала мы погружаемся в захватывающий мир героев, живущих во времени и пространстве. Мы сопереживаем им, мы знакомимся с их внутренними мироми и размышлениями. И это прекрасно! Ведь то, что мы чувствуем и переживаем вместе с героями, дарит нам новые идеи и понимание.
Автор с умением выбирает каждое слово, каждое предложение, чтобы донести свой главный посыл. И он добивается этого, словно магия. Мы не можем оторваться от прочитанного или услышанного, мы хотим узнать, что будет дальше, мы хотим погрузиться в мир героев еще глубже.
Книга/пьеса/стихотворение учит нас чему-то, она расширяет наши горизонты и раскрывает перед нами новые истины. Она заставляет нас задуматься над смыслом жизни, над нашей собственной путаницей мыслей и чувств. И она помогает нам найти ответы и раскрыть свои таланты.
И в конце пусть каждый сам найдет свою истину, пусть каждое слово, каждая цитата станет источником вдохновения и понимания.
Применение выражения «Неправда зыблет небеса» в современном мире
В современном мире, где начало и основу большинства общения составляют электронные и социальные медиа, применение этой пословицы становится еще более актуальным. Зачастую, в интернете распространяются информация и новости, которые не соответствуют действительности или содержат преувеличения и искажения фактов.
Такая дезинформация может привести к ослаблению доверия к источникам информации, а также к негативным социальным, политическим и экономическим последствиям. Ложные новости могут закреплять стереотипы, способствовать конфликтам и даже влиять на выборы.
Поэтому, важно быть критическим и осмотрительным в отношении информации, которую мы воспринимаем. Необходимо проверять источники, анализировать контекст, искать дополнительные и независимые источники информации
Использование выражения «Неправда зыблет небеса» в современном мире напоминает нам о необходимости быть бдительными и осторожными во время получения и распространения информации. Только таким образом мы сможем отличить правду от лжи и сохранить доверие в общении и обществе в целом.
История создания
Для более глубокого анализа данной оды напомним, что Гавриил Державин был монархистом и не призывал в строках к свержению короны, но и его терпению пришел конец, когда продажность судей и моральное падение представителей власти перешло все допустимые границы.
На написание строк автора подтолкнуло не только существующее положение дел в России, но и прочтение одного из библейских псалмов, где говорится о несправедливости судей к людям. По сути «Властителям и судиям» есть вольный перевод 81-го псалма Давида, дополненный собственными мыслями Державина, так сказать, адаптированный к современным реалиям XVIII века.
Деньги — корень всех зол
Не деньги зло, а отношение к ним
На самом деле: Любовь к деньгам — корень всех зол.
В соответствии с пословицей «деньги — корень всех зол», деньги являются причиной безнравственности в нашем мире. Однако, эта фраза — всего лишь неверная цитата из библейских текстов, где сказано «Любовь к деньгам есть корень всех зол». Это означает, что безнравственность обусловлена человеческим пристрастием к деньгам; одержимость деньгами создаёт зло в этом мире, а не деньги сами по себе.
Финансовое благополучие — понятие морально нейтральное, и, согласно Библии, в деньгах нет ничего плохого, пока они не начинают контролировать человека.
Полный текст
Восстал всевышний бог, да судитЗемных богов во сонме их;Доколе, рек, доколь вам будетЩадить неправедных и злых?
Развернуть
Ваш долг есть: сохранять законы,На лица сильных не взирать,Без помощи, без обороныСирот и вдов не оставлять.
Ваш долг: спасать от бед невинных,Несчастливым подать покров;От сильных защищать бессильных,Исторгнуть бедных из оков.
Не внемлют! видят — и не знают!Покрыты мздою очеса*:Злодействы землю потрясают,Неправда зыблет небеса.Цари!
Я мнил, вы боги властны,Никто над вами не судья,Но вы, как я подобно, страстны,И так же смертны, как и я.
И вы подобно так падете,Как с древ увядший лист падет!И вы подобно так умрете,Как ваш последний раб умрет!
Воскресни, боже! боже правых!И их молению внемли:Приди, суди, карай лукавых,И будь един царем земли!
1780 год.
*очи, глаза
В стихотворении «Властителям и судиям» Державин обращается к тем, на чьи плечи легло бремя власти, призывая их унять свои амбиции и жить по законам справедливости. Автор взывает власть имущих вспомнить о добродетели и использовать законы для защиты общества от зла.
Стих представляет собой гневную оду, где есть суровые призывы, близкие к революционным, недаром публикация произведения в «Санкт-Петербургском Вестнике» далась автору большими потугами.
Государство в государстве
С латинского: Status in statu (статус ин стату). Выражение возникло во Франции в эпоху религиозных войн XVII в. Первым его сформулировал французский писатель Теодор Агриппа д’Обинье( 1552-1630), который принадлежал к лагерю гугенотов и боролся против Римско-католической церкви. В его сочинении «Об обязанностях короля и подданных», написанном между 1610 и 1620 гг., приводятся обвинения, предъявляемые католиками кальвинистам. Требования кальвинистов-реформаторов, по мнению католиков, так обширны, что если удовлетворить их, это все равно что «создать государство в государстве». Данное выражение д’Обинье повторяет1 и в других своих сочинениях. Впоследствии эта формула была подхвачена другими авторами. Например, философ Б. Спиноза в своем сочинении «Этика» (1677) пишет (кн. 3): «По-видимому, большинство рассматривает людей в природе, как государство в государстве». Иносказательно: объединение людей, живущих по своим, особым законам, которые отличаются от общепринятых (обычно неодобр.). |
Тема и композиция
Основная тема стиха – это обличение власти и судей в неправедности их деяний, когда злые и неправедные получают прощение, а вдовы и сироты остаются без защиты.
Поэт не просто обличает власть в творении несправедливости, но и призывает их одуматься, хотя и понимает, что истинно справедливым может быть только Бог, лишенный человеческих слабостей.
Композиция стихотворения не имеет частотного деления и развивается последовательно, начинаясь с риторического вопроса (Доколе?) в первом катрене и продолжаясь призывом к исполнению долга во втором четверостишии.
Далее поэт убеждается, что его слова далеки от ушей тех, кому предназначены, поэтому он пугает их смертностью человека и скорым небесным судом.
В финале оды Державин взывает к Богу с просьбой покарать лукавых и стать во главе земного трона, так как иные на нём недостойный сей части.
Ответил ли Бог, Державин умалчивает, но вряд ли, ведь давно сказано «по грехам своим и живите» и «кто жаждет плети, тот её получит».
Громоздить Оссу на Пелион
В оригинале: Оссу на древний Олимп взгромоздить, …Пелион взбросить на Оссу. Из поэмы «Одиссея» (песнь 11, ст. 105-120) легендарного поэта Древней Греции Гомера (IX в. до н.э.), где рассказывается о том, как внуки Посейдона (бога морской стихии) братья-титаны Отос и Эфи- альт, взбунтовавшиеся против богов-небожителей, стали угрожать им взять приступом небо. Чтобы забраться туда, они были готовы поставить гору на гору — «Оссу на древний Олимп взгромоздить», а «Пелион взбросить на Оссу» (Олимп, Осса и Пелион — название горных вершин в Греции). Но Аполлон убил дерзких титанов, не позволив им, таким образом, осуществить задуманное. Иносказательно: тратить много усилий и энергии для реализации сложного, но малозначительного дела (неодобр., ирон.). Чаще встречается в форме отрицания, например, «давайте, не будем громоздить Оссу на Пелион, поступим проще, а именно…», то есть не стоит затевать долгое и малореальное дело, многоходовые комбинации, когда есть простое, доступное решение задачи. |
История происхождения фразы «изреченное есть ложь»
Вы наверняка слышали фразу «изреченное есть ложь», но знаете ли вы, откуда она взялась? Эта известная фраза приписывается классику мировой литературы Федору Достоевскому, но на самом деле она не принадлежит ему. Интересно, правда?
Издревле люди задумывались над вопросами истины и лжи. Мы выражаем свои мысли словами, и порой они могут быть вполне искренними. Но означает ли это, что они истинны? Что интересно, в реальной жизни это также имеет место быть. В нашем общении мы часто слышим разные точки зрения и утверждения, но мы должны быть осторожными и осознавать, что это может быть не всегда обязательно правда.
Так что следует помнить, что слова могут быть ложью
И хотя это иногда может быть разочаровывающе, это также напоминает нам о важности поиска истины. Насколько мы можем понять и проанализировать окружающий нас мир?
Гони природу в дверь, она влетит в окно
Из двустишия русского писателя и историка Николая Михайловича Карамзина (1766-1826), которое было помещено в его очерке «Чувствительный и холодный. Два характера»: Мы вечно то, чем нам быть в свете суждено. Гони природу в дверь, она влетит в окно. Это двустишие — вольный перевод последних строк басни «Кошка, превращенная в женщину» французского баснописца Жана Лафонтена (1621-1695): Tant le naturel a de force Qu’on lui fermc la portc au ncz, II reviendra par les fenetres. Перевод: «У природы столько силы, что, если и захлопнешь дверь у нее под носом, она вернется через окно». Эти популярные строки во Франции не только цитировали, но и часто перефразировали, как это сделал, например, французский драматург Филипп Нерико Детуш (1680-1754) в своей комедии (1732) «Тщеславный» (действ. 3, явл. 5): «Chassez le naturel, il revient au galop» — «Гоните природу, она вернется галопом». Но сам Лафонтен заимствовал этот образ из первого послания римского поэта Горация (Квинт Гораций Флакк, 65-8 до н. э.): «Naturam expellas furka, tamen usque recurret» (натурам экспэллас фурка, тамэн уск-вэ рэкуррэт) — «Гони природу вилами, она вернется все равно». В России были известны разные варианты этой фразы, в том числе и версия Козьмы Пруткова (1860): «Гони любовь хоть в дверь, она влетит в окно». Смысл выражения: бесполезно бороться с природой, с естественными побуждениями, врожденными свойствами характера и т. д., рано или поздно они себя так или иначе проявят. |
Толкование и смысл фразы в разных контекстах
Однако, фраза может также использоваться в переносном смысле, чтобы указать на то, что ложь или дезинформация способны создавать много путаницы и смущения в обществе
В этом случае, она обращает внимание на то, что ложь может быть широко распространена и приниматься за истину, что может приводить к непредсказуемым последствиям и нарушению общественной гармонии
Фраза «Неправда зыблет небеса» может быть также использована для воспевания храбрости и верности своим убеждениям в ситуациях, когда истина не признается окружающими. В этом случае, она показывает, что несмотря на то, что ложь может быть принята за правду, человек должен оставаться верным своей правде и не считаться с мнением массы.
В общем, фраза «Неправда зыблет небеса» имеет богатый и глубокий смысл и может интерпретироваться по-разному в различных контекстах
Она напоминает нам о важности правды и ответственности за свои слова, а также о том, что ложь может иметь негативные последствия как для отдельного человека, так и для общества в целом