Что такое камера-обскура

Содержание

Камера-обскура не дает резкого изображения. До определенного предела четкость изображения может быть улучшена за счет уменьшения диаметра отверстия, но если он уменьшен слишком сильно, возникают дифракционные эффекты, и изображение становится еще более размытым. Obscura характеризуется бесконечной глубиной резкости. Можно говорить только о фокусном расстоянии обскуры является лишь временным. Эквивалентное фокусное расстояние такой камеры обычно понимается как расстояние от диафрагмы до экрана f. Светосила определяется, как и в случае с объективом, количеством диафрагм. Камера с f = 100 мм и диаметром диафрагмы D = 0,5 мм имеет светосилу 200. Если диафрагму увеличить до 1 мм, то светосила уменьшится до 100. Коэффициент выдержки неизвестного члена таким таким образом, уменьшается до 25.

Первые камеры-обскуры Это темные комнаты (или большие коробки) с отверстием в одной из стен. Отчеты о о камере-обскуре появляются уже в IV веке до нашей эры — последователи китайского философа Мо Ди, моисты, описали появление перевернутого изображения на стене темной комнаты. Ссылки на о камере-обскуре Аристотель.

Принцип действия камеры-обскуры впервые объяснил арабский физик и математик Ибн аль-Хайсам (Альхазен) в X веке, который пришел к выводу, что распространенная в то время теория распространения света (согласно которой лучи света выходят из глаз и как бы «огибают» объект) не соответствует действительности.

Очевидно, он был первым камеру-обскуру Леонардо да Винчи был первым, кто рисовал с натуры. Он также Он подробно описал его в своем «Трактате о живописи». В 1686 году Иоганн Зан сконструировал портативный камеру-обскуру, оснащен зеркалом под углом 45°, проецируемым на матовую горизонтальную пластину, что позволяло художникамкам для переноса пейзажей на бумагу.

В 10 веке арабский ученый Альхазен из Басры использовал специальные камеры, чтобыками для наблюдения за солнечными затмениями. Зная, как вредно смотреть на солнце невооруженным глазом, он просверлил небольшое отверстие в крыше палатки и увидел изображения солнца на противоположной стене. Изучая эти явления, он пришел к выводу, что свет распространяется по прямой линии.

Многие художники (например, Вермеер) использовали камеру-обскуру пейзажи, портреты, жизненные зарисовки. Камерыобскуры в то время представляли собой большие ящики с системой зеркал для перенаправления света. Часто вместо простого отверстия использовалась линза (обычно однолинзовая), что значительно увеличивало яркость и резкость изображения. С развитием оптики линзы становились все сложнее и сложнее, а после изобретения светочувствительных материалов камеры-обскуры они стали камерами.

Но даже сегодня некоторые фотографы все еще используют так Стримеры, которые представляют собой камеры, имеющие вместо объектива маленькую диафрагму. Фотографии, сделанные с помощью таких камер, Снимки, сделанные этой камерой, имеют оригинальный мягкий рисунок, идеальную линейную перспективу и большую глубину резкости.

Как сделать камеру-обскуру своими руками

В этом видео «Камера обскура. Фотографическое чудо в ваших руках.ками» с канала OlO, вы можете увидеть, как сделать его из обувной коробки и как его использовать.

Официально, только в 1826 году французский изобретатель Жозеф Нисефор Ньепс создал первую фотографию с помощью коробки из-под обуви. камеры-обскуры. Для этого он использовал технику, называемую гелиографией. Эта фотография озаглавлена «Вид из окна Ле Гра».

«Вид из окна Ле Гра» Жозефа Нисефора Ньепса

Однако многие считают, что это его вторая картина, а первой картиной был «Убранный стол», который он написал еще в 1822 году. Другие утверждают, что это его вторая картина, написанная еще в 1829 году.

«Устроенный стол» Жозефа Никифора Ньепса.

В 1839 году французский художник Луи Дагер (1787-1851) при содействии Жозефа Ньепса представил новый процесс получения изображений с временем экспозиции 30 минут. Процесс был назван в честь Дагера — дагерротипия.

Изображение бульвара дю Тампль в Париже (дагерротип). Первая фотография людей (внизу слева), сделанная Луи Дагером в 1838 году.

Почти одновременно с французами успеха добился английский изобретатель Уильям Генри Фокс Тальбот в 1839 г. Он разработал свой собственный негативный процесс, первоначально названный калотипией, а затем переименованный в тальботипию. Он изобрел новый метод обработки тонкой бумаги.

В 1850 году Луи Дезире Бланкар-Эврар изобрел фотобумагу с альбумином. Он также начал производить готовую к использованию фотобумагу в промышленных объемах. Он использовался до конца века.

В 1851 году французский фотограф Гюстав Ле Грей запатентовал негативы из вощеной бумаги. Он внес значительные улучшения в негативную версию Talbot.

Дагерротип был популярен до 1840-х и 50-х годов. Позже его заменили более дешевые модели: амбротипия (изобретенная фотографом Фредериком Скоттом Арчером) и ферротипия (изобретенная фотографом Адольфом Мартином).

В 1861 году британский физик Джеймс Клерк Максвелл сделал первую цветную фотографию. Это были три фотографии тартановой ленты с фильтрами разных цветов.

«Тартановая лента» — фотография была сделана в 1861 году Джеймсом Клерком Максвеллом с Томасом Саттоном в качестве фотографа.

В 1880 году предприниматель и изобретатель Джордж Истман основал в Америке компанию, которая в 1888 году стала KODAK. В том же году они создали свою первую камеру.

Камера

Камера Камера (физ.) — обозначает собственно комнату (camere), обычно закрытое помещение, а затем ящик. К. обскура (obscura — темный). C. clara (клара — светлый), C. lucida (люцида — блестящий) — три физических прибора. обскура.Если в ставне, которая герметично закрывает окно в комнате и делает его

Например, электрический стул и смертельная инъекция, газ. камера — Это небольшая герметичная комната со смотровым окном, в котором стоит стул, а внизу находится ванна,

Обскур в искусстве и его значение

В искусстве обскур может проявляться различными способами. Например, художники могут использовать необычные формы, цвета и композиции, чтобы вызвать чувство дезориентации и непонятности. Также они могут использовать абстрактные символы и знаки, которые не всегда имеют ясное значение.

Значение обскура в искусстве заключается в том, что оно стимулирует мышление зрителя и вызывает его воображение. Оно заставляет зрителя вникнуть в детали произведения и искать скрытый смысл и идеи. Это может быть вызывающим и провокационным опытом.

Примером обскура в искусстве может служить работа художника Сальвадора Дали «Сон, вызванный полетом осины вокруг головы на мгновение, когда ее голова была достаточно нежной для этого». В этой картине объединены различные элементы, которые создают ощущение странности и сюрреализма.

Еще одним примером может быть фильм Дэвида Линча «Мулхолланд Драйв». Этот фильм полон загадок и непонятностей, и каждый зритель может интерпретировать его события по-своему. Таким образом, Линч использует обскур, чтобы вызвать у зрителя смутные ощущения и создать атмосферу тайны.

История

Каналетто : Базилика Святых Иоанна и Павла в Венеции . Вид, полученный совмещением четырех листов, нарисованных с помощью камеры-обскуры.

Термин camera obscura впервые используется в первом трактате по оптике Джованни Кеплера Ad Vitellionem paralipomena quibus astronomiae pars optica traditur 1604 г.

Уже в четвертом веке до нашей эры Аристотель намекал на возможность «сохранения конфигурации солнца и луны, рассматриваемых через отверстие любой формы». В одиннадцатом веке , задолго до последующих исследований, этим занимался араб Альхазен . Его исследования световых лучей и теории зрения были переведены монахом Вителлионе в труд Opticae thesaurus Alhazeni arabis . В 1292 году Вильгельм Сен-Клу для своих астрономических наблюдений использовал проекцию изображения Солнца на экран с помощью камеры-обскуры, действие которой поясняется в прологе его труда « Альманах планетарум » . 24 января 1544 года Джемма Райнер, известная как Фризиус , голландский физик, наблюдала солнечное затмение через камеру-обскуру.

Леонардо да Винчи описал в году в Атлантическом кодексе процедуру рисования зданий и пейзажей с натуры, которая заключалась в создании темной комнаты, в которой в стене делалось одно единственное отверстие, на которое помещалась регулируемая линза (как проверено Джероламо Кардано ). На противоположную стену проецировалось точное и перевернутое изображение внешнего пейзажа, которое можно было копировать на специально повешенный лист бумаги («вуаль»), получая предельно точный результат. С помощью камеры-обскуры Леонардо намеревался продемонстрировать, что изображения имеют точечный характер, они распространяются прямолинейно и переворачиваются пинхолом , придя к гипотезе, что даже внутри человеческого глаза происходило подобное переворачивание изображения. Выражение « камера-обскура » впервые было использовано Джованни Кеплером в 1604 году в его первом трактате по оптике Ad Vitellionem paralipomena .

В своей работе года «Практика перспективы » Даниэле Барбаро описал камеру-обскуру с линзой, которая позволяла изучать перспективу. С тех пор камера-обскура широко используется живописцами при постановке картин с перспективными задачами : многие картины Каналетто написаны с его помощью. Антонио Валлиснери также имел в своей коллекции оптическую камеру. Камера-обскура все еще использовалась в восемнадцатом веке такими художниками, как Беллотто и Каналетто (чья оригинальная камера-обскура находится в Музее Коррера в Венеции ), которые благодаря этому инструменту приобрели ту «фотографическую» точность в фиксации пейзажей, которую до сих пор делает их знаменитыми. Эти исследования легли в основу разработки волшебного фонаря , проекционного шоу, предка кино , фактически с самого начала ожидалось, что в конечном итоге можно будет использовать фотолабораторию также в качестве волшебного фонаря , то есть как своего рода слайд- проектор .

Пример темной комнаты восемнадцатого века, очень хорошо сохранившейся, все еще функционирующей и открытой для публики, можно найти в лицее в городе Эгер в Венгрии .

К

Каракули

Каракули – это свободный, забавный рисунок, который часто не учитывает пропорции. Обычно рисуется, когда художник о чем-то размышляет.

Картина

Картина – это законченное произведение искусства, выполненное с помощью одной из техник изобразительного искусства.

Коллаж

Коллаж – это техника в изобразительном искусстве, которая подразумевает крепление материалов к одной поверхности с помощью клея или другого вещества. Термин пошел от французского глагола coller, означающего «клеить». Также, коллаж – это произведение искусства, полученное с помощью данной техники.

Композиционный центр

Композиционный центр – это область произведения искусства, которая предназначена для привлечения внимания зрителя.

Композиция

Композиция – это расположение визуальных элементов в произведении искусства. Термин композиция может использоваться в изобразительном искусстве, а также в музыке, письме и фотографии.

Компоновка

Компоновка – это процесс, в ходе которого художник расставляет объекты будущей картины на холсте или листе бумаги, чтобы добиться максимально точной передачи перспективы, размеров и пропорций.

Контраст

Контраст – это художественный прием, который подразумевает противопоставление цветов, фактур, размеров и так далее для того, чтобы сделать картину более выразительной

Контрастная игра света и тени

Контрастная игра света и тени – это прием, который используется для обозначения сильного контраста между светлыми и темными участками на картине. Часто используется, чтобы сделать рисунок более объемным. Источник термина – Chiaroscuro – с итальянского переводится как «светло-темный».

Колорит

Колорит – это организованное и гармоничное взаимоотношение оттенков в картине, повышающее ее выразительность и определяющее эстетическое воздействе произведения искусства на зрителя.

Контур

Контур – это техника, в которой художник рисует обозначающую форму или край предмета линию. Как предполагает происхождение слова – от французского «схема» – контур создает схему предмета.

Принцип

Принцип построения изображения в камере-обскуре

Камера-обскура не может обеспечить высокой резкости изображения. При уменьшении диаметра отверстия резкость повышается только до определённого предела, при слишком сильном уменьшении отверстия начинают сказываться эффекты дифракции, света на отверстии и изображение становится менее резким.

Процесс размытия изображения математически является свёрткой. Изображение на экране является двумерной свёрткой фотографируемого объекта с пятном рассеяния точечного источника света (англ. point spread function), форма изображения точечного источника света в случае геометрической оптики совпадает с увеличенной формой отверстия (если пренебречь дифракцией и другими искажениями). Например, если отверстие имеет форму щели, то изображение точечного источника будет представлять собой прямую полосу и изображение сцены окажется линейно размытым; если сделать несколько отверстий, то изображение будет «размноженным» (см. также Кодирующая апертура).

Обскура характеризуется бесконечно большой глубиной резко изображаемого пространства. Говорить о фокусном расстоянии обскуры можно только условно. Под эквивалентным фокусным расстоянием такой камеры обычно понимают расстояние от отверстия до экрана f. Соотношение f/D называется, как и в объективе, Диафрагменным числом. Камера с f = 100 мм и диаметром отверстия D = 0,5 мм имеет диафрагменное число равное f/200. Увеличение отверстия (апертуры) до 1 мм (на две ступени) уменьшает число до f/100. Длительность выдержки, таким образом, уменьшается до 25 суток.

П

Пастель

Пастель – это группа художественных материалов, применяемых в графике и живописи. Твердый художественный материал в форме палочки. Состоит из чистых порошкообразных пигментов и связующего. Существуют более мягкие и твердые вариации данного материала. Художники используют либо масляные, либо водорастворимые пастели.

Пейзаж

Пейзаж – это произведение искусства, концепцией которого является природа. Например, горы, леса, побережья и реки.

Передний план

Передний план – это визуальные элементы на чертеже или картине, которые расположены ближе к зрителю с точки зрения глубины. Эти элементы появляются сверху среднего уровня и фона.

Перспектива

Перспектива – это техника создания иллюзии трех измерений на двухмерной поверхности. Важнейший метод создания реалистичных рисунков.

Пигмент

Пигмент – это красящий компонент художественных материалов, таких как краски и пастели. Используются в комбинации со связующим.

Плоскость

Плоскость – это плоская поверхность внутри картины, изображения или скульптуры. Термин также используется для обозначения плоской поверхности, на которой создается изображение.

Портрет

Портрет – это произведение искусства, где в центре внимания находятся черты лица субъекта. Также существует термин «Портретная ориентация» для обозначения вертикального расположения холста или бумаги для рисования. С помощью этих простых советов вы научитесь рисовать лицо.

Значение обскура в современном мире

Обскур – это понятие, которое сложно описать одним словом. Оно может охватывать различные сферы, начиная от культуры и искусства, и заканчивая научными технологиями и религиозной сферой.

В современном мире, обскурная тематика становится все более популярной. В ней увлекаются люди, которые хотят отличиться от общества и найти свой уникальный путь. Тем самым, они создают свои сообщества, которые объединяются вокруг интересов.

Одна из сфер, где можно увидеть обскурное развитие, это искусство. В нем появляются новые течения, которые намеренно ограничивают свою аудиторию, чтобы не попасть в массовую культуру. Это может быть выражено в музыке, кино, литературе и других видах искусства.

Также, в научной сфере можно наблюдать обскурное развитие. Это связано с разработкой технологических решений, которые не всегда доступны широкой публике. Большинство из них используются в специальных областях науки, но также могут использоваться и в других сферах человеческой деятельности.

Тем самым, можно сказать, что обскур – это не просто слово, а понятие, которое описывает определенный стиль жизни и развития. В современном мире, оно становится все более популярным и является инструментом, который может помочь создать свою уникальную идентичность и отличиться от остальных.

Классицизм

Художественный стиль в западноевропейском искусстве XVII — нач. XIX века и в русском XVIII — нач. XIX, обращавшийся к античному наследию как к идеалу для подражания. Классицизм — стиль живописи, который стал развиваться в эпоху Возрождения. В
переводе с латинского «classicus» означает — «образцовый». Простыми словами, классицизм на самой заре своего становления считался идеальным с точки зрения живописи. Он проявился в архитектуре, скульптуре, живописи, декоративно-прикладном искусстве.
Художники-классицисты считали античность высшим достижением и сделали ее своим эталоном в искусстве, которому стремились подражать. Классицизм, который был построен на основах античного изображения мужчин и женщин идеализированно атлетического
или преувеличенно женственного телосложения, требовал от художников Эпохи Возрождения и художников последующих периодов изображать людей и животных на своих картинах именно в такой форме.

История создания

Первыми камерами-обскурами считаются большие ящики и темные комнаты с крошечными просветами на одной из 4-х стен. Точная дата создания камеры-обскуры неизвестна. Принцип ее создания сначала приписывался Роджеру Бэкону, жившему в 1214-1294 гг. Однако это опровергает книга «История фотографии», написанная четой Гернсгейм.

В ней указывается, что данный принцип был известен в середине XI столетия арабскому ученому Хасан-ибн-Хасану. В то время известный ученый, физик и математик раньше задумывался о линейном принципе распространения света. Его выводы были основаны на эффекте работы камеры-обскуры.

Однако некоторые данные позволяют утверждать, что оптическим оборудованием пользовались уже в V—IV в. до н. э. Великий китайский философ Мо Цзы (Мо Ди) сделал описание появления изображения на стене темного помещения. Упоминание об оптическом приборе есть и у Аристотеля. В свое время его очень интересовал принцип появления круглого изображения солнца при его свечении сквозь маленькое отверстие квадратной формы.

Первое оптическое оборудование для создания художественных полотен создал великий мастер Леонардо да Винчи, живший в 1452-1519 годах. Его описание можно прочитать в «Трактате о живописи», где автор рассказывал о принципе действия оптического прибора. Леонардо да Винчи писал, что отображаемые на бумажном листе объекты переданы не только в их настоящих формах, но и тех же цветах.

Камеры-обскуры стали активно применять для написания пейзажей и портретов. Тогда они еще были большими и оснащались зеркалами, отклоняющими свет. Нередко в отверстие вставляли линзы, чем достигалось увеличение яркости и резкости. В эпоху Средневековья камерам-обскурам нашлось применение в астрономии (к примеру, измеряли угловой диаметр солнца).

Кроме того, о них писали разные исследователи. Например, с помощью камеры-обскуры в 1544 году Гемм Фризиус смог наблюдать затмение солнца. Подробные описания таких камер давали Даниеле Барбаро (в 1568г) и Бенедетти (в 1585г). Они были не только велики, но и тяжелы, в них использовались плоско-выпуклые, плоские и вогнутые линзы.

В 1611 году камеру-обскуру смог усовершенствовать Кеплер, ее угол зрения стал увеличенным. Позже, в 1686 году, Йоганес Цан смог сделать портативную версию, оснастив ее зеркалом. Оно располагалось под углом 45 градусов и проектировало объект на матовую пластинку, расположенную горизонтально. Отображаемое изображение было перевернуто вверх ногами.

В дальнейшем это делало возможным перенос объектов на бумагу. Благодаря уменьшению размеров появилась возможность менять направление камеры, а также делать эскизы с натуры.

В XVIII столетии в России такие камеры называли «махинами для снимания перспектив». Внешне они напоминали походные палатки. Их использовали для запечатления вида различных русских городов. Переносить изображения на бумагу можно было с помощью карандашей, кистей. Однако в это время шел активный поиск более простого переноса и запечатления отображаемых объектов.

Первые фотографии появились с развитием химии. К тому моменту камеры-обскуры уже представляли собой небольшие ящики с двояковыпуклой линзой на передней стенке, а также со слабопрозрачной бумагой на противоположной стороне. По сути, это были устройства для механической зарисовки объектов.

Эффект таких камер стал использоваться в переносных устройствах, которые напоминают современные павильонные фотоаппараты. Стремление упростить труд рисовальщиков позволило сделать процесс рисования полностью механизированным. Отображаемые объекты стали проявляться и закрепляться на плоскости химическим способом.

Отпала необходимость в утомительном стоянии за камерой и переводе изображения путем зарисовки. Сегодня камеры-обскуры используют лишь изредка. Принцип их работы до сих пор используют при производстве фотооборудования.

обскура

Толковый словарь Ушакова . Д.Н. Ушаков. 1935-1940 .

Смотреть что такое «обскура» в других словарях:

обскура́нт — обскурант … Русское словесное ударение

обскура́нт — а, м. книжн. Сторонник обскурантизма; реакционер, мракобес … Малый академический словарь

обскура — іменник жіночого роду … Орфографічний словник української мови

обскура́нтский — ая, ое. книжн. прил. к обскурант … Малый академический словарь

Камера-обскура — У этого термина существуют и другие значения, см. Камера обскура (значения). Камера обскура, схема … Википедия

Камера-обскура (Эдинбург) — У этого термина существуют и другие значения, см. Камера обскура (значения). Координаты: 55°57′01″ с. ш. 3°11′25″ з. д. / 55.950278° с. ш … Википедия

КАМЕРА-ОБСКУРА — (лат.). Оптический инструмент, в котором лучи, проходя чрез выпуклое стекло, отражаются на противоположной стороне и дают уменьшенное изображение предмета. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. КАМЕРА… … Словарь иностранных слов русского языка

Камера-обскура (значения) — Камера обскура (лат. Camera obscura дословно «Тёмная камера»): Камера обскура оптический прибор. Простейшее устройство, позволяющее получать оптическое изображение объектов. «Камера Обскура и Мир Иллюзий» музей в Эдинбурге (Шотландия) … Википедия

Источник

Для профессионалов

Камера-обскура — это простое, но достаточно интересное приспособление, которое занимает современные умы. Конечно, можно сделать примитивное устройство из спичечного коробка, обувного ящика или банки из-под чая, но если вы всерьез увлекаетесь фотографией, то можно сделать камеру, приближенную к оригинальной. Таким образом, совмещая современную технику и вековые знания, вы сможете создавать довольно оригинальные снимки.

Вам понадобятся:

  • крышка от корпуса камеры;
  • квадратный кусок алюминия (можно вырезать из банки от пива или газированных напитков);
  • иголка;
  • изолента черного цвета;
  • наждачная бумага;
  • ножницы;
  • дрель.

В крышке корпуса камеры нужно просверлить отверстие диаметром 5 мм. Тщательно зашлифуйте все неровности мелкой наждачной бумагой, чтобы фрагменты пластика не попали в камеру.

Далее отверстие нужно проделать в кусочке алюминия. Сделать это можно при помощи иголки, проколов материал 7 раз. Этот фрагмент также нужно тщательно отполировать, после чего присоединить его к крышке при помощи изоленты

Важно, чтобы центр обоих отверстий совпадал

Теперь остается лишь прикрепить крышку к объективу и приступить к съемке. Учитывая, что диафрагма будет небольшой, специалисты рекомендуют использовать штатив. Чтобы снимки получились более четкими, для дополнительного освещения используют вспышку.

С

Светлота

Светлота – это относительная светлость или темнота цвета. Светотеневые градации (от пика яркости до наибольшей тени) зависят от атмосферных состояний, фактуры и особенностей формы изображаемого предмета, его объема, силы освещения.

Связующее вещество

Связующее вещество – это связующее для краски, которое удерживает пигмент и обеспечивает его прилипание к поверхностям. Оно также придает краске однородную консистенцию.

Сглаженные края

Сглаженные края – это когда границы объекта в картине растворяются на заднем плане. Противоположность жестких краев.

Стилизованный рисунок

Стилизованный рисунок – это представление субъекта, которое соответствует правилам определенного стиля, в отличие от реалистичного изображения.

Сфумато

Сфумато – это техника рисования, которая смягчает переход между двумя цветами и тонами таким образом, что они, кажется, сливаются друг с другом.

Схождение в одной точке

Схождение в одной точке – это явление, при котором все параллельные линии сходятся вместе, когда проходят вдоль точки на уровне глаз человека. Относится к линейной перспективе на чертеже или картине.

Практика

Сделайте обскуру и увидите сами, как это просто. Берете любую коробку сантиметров 15 — 30 в длину (годится жестянка от кофе или плотный пакет от молока). В донышке делаете дырочку тонким шилом или толстой иглой (недаром американцы называют этот прибор не только «camera obscura», но и «pinhole camera»), a верхнее отверстие затягиваете промасленной бумагой. Идеально для этой цели подойдет круглая и длинная коробка от чипсов с белой матовой крышечкой — вам нужно только съесть чипсы и легким ударом шила проделать дырочку в донышке.

Теперь, внимание: для наблюдений требуется яркий свет снаружи и темнота со стороны экрана. Поэтому лучше проводить опыт в солнечный день, находясь в помещении и тщательно изолировав экран от постороннего света. Для этого можно использовать трубу из плотной бумаги длиной 30 — 40 см, приставив ее одним концом к экрану, а другим — к лицу

Однако, если ваша камера круглая, лучше использовать пальто, накинув его на голову и вставив камеру в рукав. Для сравнения «объективов» сделайте в передней стенке несколько отверстий разных диаметров; каждый раз можно наблюдать с одним, закрывая остальные старой жевательной резинкой.

Для этого можно использовать трубу из плотной бумаги длиной 30 — 40 см, приставив ее одним концом к экрану, а другим — к лицу. Однако, если ваша камера круглая, лучше использовать пальто, накинув его на голову и вставив камеру в рукав. Для сравнения «объективов» сделайте в передней стенке несколько отверстий разных диаметров; каждый раз можно наблюдать с одним, закрывая остальные старой жевательной резинкой.

Итак, поэкспериментировав с обскурой, можно убедиться, что дырочка — неплохой объектив: все предметы, независимо от расстояния, получаются одинаково резкими, причем чем меньше отверстие, тем резче изображение. Правда, с совсем маленькой дырочкой трудно наблюдать: яркости не хватает. Но фотопленки сейчас очень чувствительные, уж они-то с этим справятся.

И появляется закономерная мысль — почему бы не делать у фотоаппарата вместо дорогого объектива маленькую дырочку? Тем более, что с некоторыми приборами до сих пор так и поступают: например, астрономы устраивают рентгеновские телескопы в виде свинцовой камеры-обскуры, поскольку для жестких рентгеновских лучей фокусирующих объективов не существует. Однако в оп- ! тическом диапазоне возможности обскуры весьма ограничены. И вот почему.

Примеры обскура в искусстве

2. Живопись: В искусстве живописи примером обскура может служить творчество русского художника Михаила Врубеля. Его картины, например «Демон сидит», полны символики, таинственности и забытого смысла. Врубель использовал необычные композиции, яркие и контрастные цвета, а также проработку деталей до мельчайших нюансов.

3. Кино: В кинематографе пример обскура можно найти в фильме Давида Линча «Малхолланд Драйв». Этот фильм представляет собой комплексную и запутанную историю о голливудской мечте, в которой реальность и вымысел смешиваются воедино. Линч использовал нестандартные приемы монтажа, странные персонажи и символические сцены, чтобы создать атмосферу загадочности и неопределенности.

4. Музыка: Пример обскура в музыке можно обнаружить в творчестве экспериментальной рок-группы «The Velvet Underground»

Их альбом «The Velvet Underground & Nico», выпущенный в 1967 году, привлек внимание необычной звуковой палитрой, нестандартными текстами и уникальным подходом к композиции. Музыка группы была неоднозначной и вызывала множество интерпретаций и разных эмоций

История


Рис. 1. Старинная камера-обскура с проекцией изображения на полупрозрачный экран

На латинском языке «камера-обскура» означает просто «темная комната». Эта забава известна с античных времен: закрывшись в солнечный день в темной комнате и проделав в шторе окна маленькую дырочку, вы можете увидеть на противоположной, желательно белой, стене изображение улицы и прохожих… вверх ногами (рис. 1). Принцип действия камеры- обскуры, по-видимому, был известен еще древним грекам, ею пользовались арабские ученые, а в Европе ее впервые подробно описал Леонардо да Винчи (конец XV века). Однако широкого применения классическая камера-обскура не находила: если отверстие для света сделать большим, то изображение получается размазанным, а крохотное отверстие дает резкое, но очень тусклое изображение; кроме того, для наблюдений необходимы абсолютно темное помещение и адаптированные к мраку глаза.


Рис. 2. Камера-обскура с зеркалом (АВ) и линзовым объективом (Е), которую не изобрел, но подробно описал в своих книгах неаполитанский естествоиспытатель Дж Порта

Но уже к середине XVI века камеру-обскуру оснастили линзовым объективом и зеркалом, в результате чего изображение в ней стало ярким и прямым, и она приобрела большую популярность, в особенности среди не очень умелых художников, использовавших ее для точной зарисовки пейзажей. Существовали крупные обскуры — в человеческий рост, а были и портативные. Сегодня мы называем этот нехитрый оптический прибор прототипом фотоаппарата (рис. 2 и 3).


Рис. 3. Старинная линзовая портативная обскура

К сожалению, после введения линзового объектива камера-обскура не изменила своего названия. Поэтому некоторые исторические сообщения вызывают недоумение. Так, можно прочитать, что для первых опытов по фотографии в 20 — 30 годах XIX века использовались камеры-обскуры. Ну, тут уж совершенно очевидно, что речь идет о линзовых камерах. Однако встречаются и более туманные сообщения. Известно, например, что независимо от Галилея пятна на Солнце открыл в 1611 году немецкий астроном Й.Фабрициус, используя для наблюдений телескоп и камеру-обскуру. Если с телескопом все более или менее ясно, то как Фабрициус мог заметить солнечные пятна с помощью простой обскуры — непонятно. Впрочем, еще в 1609 году Кеплер опубликовал сообщение о наблюдении 18 мая 1607 года на изображении солнечного диска в камере-обскуре маленького темного пятна, принятого им по ошибке за Меркурий. Такая ошибка простительна: диаметр центральной темной части (так называемой тени) типичного солнечного пятна составляет около 15 тыс. км, т.е. немногим больше диаметра такой планеты, как Земля или Венера. Меркурий вдвое меньше Земли, но и располагается к нам (проходя перед Солнцем) почти вдвое ближе солнечной поверхности, так что угловой размер Меркурия в этот момент близок к размеру солнечного пятна, и оба они составляют около 0,3′. Вопрос в том, можно ли вообще заметить объект столь малого углового размера при помощи обыкновенной обскуры?


Рис. 4. Первое опубликованное изображение классической камеры-обскуры из книги голландского врача и математика Р.Фрициуса: наблюдение солнечного затмения в Европе в январе 1544 года

Конечно, простую обскуру можно использовать для наблюдения частных фаз солнечного затмения (рис.4). Тут и труда большого не нужно: даже щелки между листьями дерева успешно работают как настоящая обскура. Как-то раз одному из авторов этой статьи пришлось в утренние часы наблюдать затмение Солнца с помощью дырочки, проделанной кончиком карандаша в тетрадной обложке, — изображение было отличное. Но темные пятна — это довольно мелкая деталь на диске Солнца. Скорее всего, Фабрициус использовал линзовую обскуру. Иначе почему пятна на Солнце не были открыты задолго до появления телескопа? Линзовая обскура — это почти телескоп, это результат высоких технологий эпохи Возрождения. Ее необходимо отличать от простой, или классической, камеры-обскуры с объективом-дырочкой, изготовление которой было доступно людям во все века. Попробуем выяснить, на что способен именно такой, простейший прибор.

Маленькая деталь

Простую камеру можно сделать из коробочки от спичек. Объективом, проецирующим изображение, у данной конструкции будет служить специально проделанная прорезь в корпусе коробка. Из дна внутренней части вырезаем окно, равное кадру фотопленки. Внутри емкость закрашиваем черным цветом или оклеиваем бумагой того же оттенка. В центре внешней детали необходимо вырезать отверстие, соответствующее центру окошка для кадра. Сверху с помощью изоленты прикрепите фольгу и в центре сделайте небольшой прокол. Конструкции понадобится счетчик кадра, который можно смастерить из бутылочного кольца и прикрепить к баллончику с пленкой.

При прокрутке механизм, попадая в ячейки, будет отщелкивать кадр, равный десяти ударам. Далее, протяните пленку через спичечный коробок и расположите ее во втором баллончике. Оба контейнера присоедините изолентой к импровизированной камере. У конструкции не должно быть лишних отверстий, пропускающих в устройство свет. Поэтому постарайтесь как можно плотнее перекрыть все прорези коробочки. Данная модель не имеет затвора, поэтому, направив устройство на предмет, откройте объектив пальцем.

Интересные факты

Камера-обскура представляет собой интересное изобретение, которое связано с множеством любопытных фактов:

  1. Зная принцип действия устройства, явление можно применять для конструирования простых фотоаппаратов. Также с помощью прибора можно создавать домашние кинотеатры.
  2. Издавна люди делали в стенах небольшие отверстия и наблюдали на противоположной стене за происходящим за окном. Тогда не было телевизоров, потому этот способ был вполне занятным развлечением.
  3. Прием устройства часто используют начинающие художники. Для расписывания стен и создания на них красивого пейзажа можно сделать камеру. Для этого требуется закрыть шторы и сделать небольшое отверстие в плотной ткани. При помощи крупной линзы рисунок рекомендуется перевернуть и выполнить эскиз. После чего картину стоит доработать.
  4. Для создания необычных работ фотографы часто применяют стеноп. По сути, это современный вариант обскуры.

Камера-обскура – интересное изобретение, которое легло в основу создания фотоаппарата. Принцип работы прибора был описан еще в глубокой древности. За время существования устройство претерпело много изменений.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.