Клод моне

Биография и информация

Оскар Клод Моне (фр. Oscar-Claude Monet ; 14 ноября 1840, Париж – 5 декабря 1926, Живерни) – французский художник, один из основателей импрессионизма, прошедший долгий путь от гонений, насмешек и нищеты до всемирного признания. Название картины Клода Моне «Впечатление. Восход солнца», придуманное буквально накануне открытия Первой выставки импрессионистов, стало поводом для разгромных рецензий, но дало название целому течению в живописи, литературе и музыке конца XIX века.

Особенности творчества художника Клода Моне : главными сюжетами картин Клода Моне были свет и воздух, а главным принципом работы – быстрое изображение увиденного состояния природы на пленэре. Он изобрел и довел до совершенства метод написания серий пейзажей с одним и тем же сюжетом, изменяющимся в зависимости от времени дня, погоды и времени года. Одна серия может состоять из несколько десятков полотен. В последние 25 лет жизни Моне пишет цветы, японский мостик, кувшинки и пруд в своем саду и создает уникальные масштабные панно для музея Оранжери, которые предвосхищают новое, современное искусство.

Моне давно стал брендом. Салоны красоты, атмосферные ресторанчики, изысканные конфеты – в честь Моне называют самые приятные и комфортные места и вещи. Работники знаменитых аукционов признаются, что когда им в руки попадает картина Клода Моне, они только в первые минуты видят в ней потрясающие художественные особенности и пронзительные эмоции. Но очень быстро в их глазах тополя и стога затмевает один настойчивый образ – знак доллара с большим количеством нулей.

Это несправедливое, но вполне объяснимое, отношение современных людей к творчеству Моне происходит от непонимания источников жизненных сил и ярких впечатлений. Чтобы представить себе Моне-человека, а не Моне-бренд, нужно увидеть художника, который в течение всей своей жизни самые сильные переживания получал от природы: от кувшинок и ледокола, от рассветов и закатов на берегу моря, от цветов и туманов, от роста своего любимого сада. Все остальное – друзья, деньги, коллеги, женщины, слава – было второстепенным и не таким цепляющим. Хотя хорошее вино, вкусную еду и нежнейшие рубашки с кружевным жабо он тоже очень любил.

Художник Клод Моне просыпался с первыми лучами солнца и засыпал, когда солнце садилось. Он никогда не задергивал в своей спальне окно занавесками, а пасмурная погода могла погрузить его в настоящую депрессию. Увидев за окном тучи, художник часто ложился в постель и отказывался вставать даже к обеду и ужину – в такие дни лучше было его не трогать. Никогда не применявший в мастерской газовых фонарей, Моне до самой смерти не признавал и электрического света, отказывался работать при лампе. Он говорил: «Если солнце спит, что мне еще делать?» И уходил спать, едва темнело.

Ветёй[править | править код]

В Ветёе Моне с семьёй поселился у дороги Монт, а в декабре 1878 года они переехали в другой дом, где жили вместе с семьёй Ошеде. Работая над панорамными видами Ветёя, Моне плавал в своей лодке-мастерской по Сене. При написании воды он использовал прерывистые мазки, технику, разработанную им ещё в Аржантёе.

Продолжающиеся финансовые трудности, не позволявшие ему выплатить долг Мане и вести достойную жизнь в Ветёе, заставили его в 1879 году съехать с дома Ошеде. 5 сентября тог же года умерла его жена Камилла, что повергло оставшегося с двумя детьми Моне в депрессию. Зима 1879—1880 годов выдалась очень холодной, Сена полностью замёрзла, а затем начался небывалый для этих краёв ледоход. Моне запечатлел это в ряде своих работ. Холод и пустынность этих пейзажей совпала с чувством одиночества художника.

В 1880 году Моне впервые за десять лет решил отправить свои картины в Салон, чтобы они лучше продавались. К тому времени он уже разошёлся с импрессионистами, а этот поступок окончательно разовал его с выставками импрессионистов.

В июне 1880 года открылась первая персональная выставка Моне. Она прошла в галерее журнала La Vie Moderne и принесла ему доход от продажи картин, позволивший расплатиться с долгами. В августе Моне участвовал в «Выставке 1880» в Гавре, но его марины там не имели успеха. После смерти Камиллы в воспитании детей в Ветеё Моне помогала Алиса Ошеде, чей муж из-за дел постоянно пребывал в Париже.

В декабре 1881 года Моне с Алисой и детьми переехали в Пуасси, также расположенный у реки. Помог им в этом Дюран-Рюэль, с 1880-х годов ставший основным покупателем работ Моне. Это сотрудничество позволило художнику быть независимым как от выставок импрессионистов, так и от Салона. В то же время, когда из-за краха банка уже Дюран-Рюэль столкнулся с финансовыми трудностями, Моне принял участие в седьмой выставке импрессионистов, чтобы помочь ему. Пуасси, по собственным признаниям Моне, действовал на него угнетающе. Благодаря денежной помощи Дюран-Рюэля Моне переехал в Живерни.

Ранняя жизнь и карьера

Один из самых известных художников в истории искусства и ведущая фигура в движении импрессионистов, чьи работы можно увидеть в музеях по всему миру, Оскар Клод Моне (некоторые источники говорят, Клод Оскар) родился 14 ноября 1840 года в Париже, Франция. Отец Моне, Адольф, занимался семейным морским бизнесом, в то время как его мать, Луиза, была домохозяйкой. Талантливая певица Луиза также любила поэзию и была идеальной хозяйкой.

В 1845 году, в возрасте 5 лет, Моне вместе с семьей переехал в Гавр, портовый город в Нормандии. Он вырос со своим старшим братом, Леоном. Хотя он, был порядочным студентом, Моне не нравилось сидеть в классе. Он рвался на волю. В раннем возрасте у Моне развилась любовь к рисованию. Он обрисовал свои учебники эскизами людей, в том числе карикатурами на своих учителей. В то время как его мать поддержала его творческие усилия, отец Моне хотел, чтобы он ушел в бизнес. Моне сильно пострадал после смерти его матери в 1857 году.

В обществе, Моне стал хорошо известен своими карикатурами и рисунками многих жителей города

После встречи с Юджином Будином, местным художником-пейзажистом, Моне начал в своей работе уделять внимание природному миру. Будин приучил его к живописи на открытом воздухе, или пленэрной живописи, которая позже станет краеугольным камнем работы Моне. В 1859 году Моне решил переехать в Париж, чтобы продолжить свое искусство

Там он находился под сильным влиянием картин Барбизонской школы и поступил в качестве студента в Академию Свисс. В это время Моне встретил товарища художника Камиля Писсарро, который станет близким другом на протяжении многих лет

В 1859 году Моне решил переехать в Париж, чтобы продолжить свое искусство. Там он находился под сильным влиянием картин Барбизонской школы и поступил в качестве студента в Академию Свисс. В это время Моне встретил товарища художника Камиля Писсарро, который станет близким другом на протяжении многих лет.

С 1861 по 1862 года, Моне служил в армии в Алжире, но вскоре был освобожден по состоянию здоровья. Вернувшись в Париж, Моне учился у Шарля Глейра. Через Глейра Моне познакомился с несколькими другими художниками, такими как Огюст Ренуар, Альфред Сислей и Фредерик Базиль, они стали друзьями

Он также получает советы и поддержку от Иоганна Бартольда Джонкинда, пейзажиста, который оказал важное влияние на молодого художника

Моне нравилось работать на открытом воздухе и иногда эти живописные приключения сопровождались Ренуаром, Сислеем и Базилем. Моне получил признание в Салоне 1865 года, ежегодном художественном шоу в Париже, на шоу были выбраны две его картины морских пейзажей. Хотя работы Моне получили некоторую критическую оценку, он все таки заработал кое-какие финансы.

В следующем году Моне был снова отобран для участия в Салоне. На этот раз чиновники выбрали пейзаж и портрет Камиллы (другое название Женщина в зеленом), в котором фигурировала его возлюбленная и будущая жена, Камиль Донсье. Донсье была из бедной семьи и существенно моложе Моне. Она служила музой для него, изображенная на многочисленных картинах в течение всей ее жизни. Пара с трудом родила своего первенца, Жана, в 1867 году. Моне был в тяжелом финансовом положении, и его отец не желал ему помогать. Моне был в отчаянии вплоть до того, что в 1868 году он предпринял попытку самоубийства, пытался утопиться в реке Сена.

К счастью, Моне и Камилле вскоре повезло: Луи-Иоахим Гуадиберт стал покровителем работ Моне, и это позволило художнику продолжить свою работу и заботиться о семье. Моне и Камилла поженились в июне 1870 года, а после начала Франко-прусской войны, парочка сбежала с сыном в Лондон, Англия. Там Моне встретил Дюран-Рюэля, который стал его первым арт-дилером.

Вернувшись во Францию после войны, в 1872 году, Моне в конце концов поселился в Аржантее, промышленном городе к западу от Парижа, и стал развивать свою собственную технику. Во время его пребывания в Аржантее, Моне встречался со многими своими друзьями-художниками, в том числе Ренуаром, Писсарро и Эдуардом Мане, который, в более позднем интервью по словам Моне, сначала ненавидел его, потому что люди путали их имена. Вместе с несколькими другими художниками, Моне помог сформировать несколько сообществ: Société Anonyme des Artistes, Peintres, Sculpteurs, Graveurs, где они в качестве альтернативы Салону выставляли свои работы.

Моне иногда был расстроен своими работами. Он уничтожил ряд картин, по различным оценкам это могло быть более 500 работ. Моне просто сжигал, резал или выбрасывал свои работы. В дополнение к этим вспышкам гнева, он страдал от приступов депрессии и неуверенности в себе.

По пути импрессионизма

Смелая выставка не оправдала надежд, люди не поняли нового направления в искусстве, и общество было распущено уже к концу 1874 года. Отличительной особенностью картин, написанных в духе импрессионизма, является то, что на полотно следует смотреть с некоего отдаления, а не подходя к нему вплотную.

Городские обыватели не понимали этого, а поэтому и не постигли всей сути нового направления, картины казались им размазанными и нечеткими. Картину Моне «Бульвар Капуцинок» на той выставке даже продырявили тростью прямо на глазах у автора. Казалось бы, трость должна быть атрибутом джентльмена, и предназначена она вовсе не для порчи картин. Возможно, дело в том, что на выставку пришли не только джентльмены.

Клод Моне «Бульвар Капуцинок», 1873 годМестонахождение: Художественный музей Нельсона-Аткинса, Канзас-Сити, США

Стоит напомнить читателям, что название «импрессионизм» происходит от английского слова «impression», что означает «впечатление». Кстати, французский репортер Луи Леруа, который написал разгромную статью о прошедшей выставке импрессионистов, а в особенности об одной из моих любимых картин Моне «Впечатление. Восходящее солнце» высказался так :

Возможно, ему стоило писать статьи на другие темы, а не браться за роль искусствоведа, если он не мог увидеть очевидного. На мой взгляд простого любителя красоты, на картине Моне можно увидеть не только нежный рассвет, но, если приглядеться, ещё много интересного. Тем не менее, именно благодаря Луи Леруа импрессионизм стал называться импрессионизмом и уже без негативного окраса.

Клод Моне «Впечатление. Восходящее солнце», 1872 годМестонахождение: Музей Мармоттан-Моне, Париж, Франция

Моне сочетал цвета на своих полотнах не просто по наитию, он изучил вдоль и поперек оптическую теорию немецкого физика-оптика Германа Гельмгольца. Эта теория заключается в том, что чисто белого и черного цвета нет в природе, но существуют 7 главных цветов и тысячи их оттенков.

Этим и пользовался Моне при написании своих полотен. Он ловил определенный свет в определенный сезон года, поэтому мог создавать одну картину в течение нескольких лет, работая, например, по полчаса в день летом, так как осенью свет падает на холст уже не так.

Клод Моне «Вид на равнину Аржантёя», 1872 годМестонахождение: Частная коллекция

Драматургия жизни и творчества

Следующее значимое полотно было создано Моне на пленэре, им стала картина высотой в два метра «Женщина в саду». Создание этой картины потребовало от автора некоторых физических усилий. Клод выкопал что-то вроде окопа, в котором можно было поднимать и опускать полотно, это нужно было художнику, чтобы поймать на холсте определенное освещение. Вопреки стараниям живописца, эту картину салонная комиссия по оценке не приняла.

На многих своих картинах Моне изображал женщин, а для этого нужны были натурщицы. С одной из них – той самой женщиной в зеленом Камиллой Донасье художник очень сблизился, она покорила сердце живописца и его кисть. Родственники Моне были против связи Клода с натурщицей.

Ему даже пришлось инсценировать разрыв отношений с любимой, которая осталась в Париже, вынашивая ребенка от Клода. Сам он для достоверности уехал летом 1867 года к родне в Сент-Андресс. Пребывание в курортном городке не прошло даром для художника, там он написал картину «Регата в Сент-Андресс».

Клод Моне «Регата в Сент-Адрессе», 1867 годМестонахождение: Художественный музей Метрополитен, Нью-Йорк, США

В том же году у Моне родился сын, которого они с Камиллой назвали Жаном. Художник спешно отправляется в Париж навестить свою неофициальную семью. Тогда же он напишет картину, посвященную любимой женщине и сыну «Колыбель. Камилла с сыном художника Жаном».

Художественный салон отказывался принимать картины Моне, семья начала испытывать финансовые трудности. Клоду пришлось брать деньги взаймы у друзей и знакомых. Очень помог в данной ситуации Годибер – владелец судов, который заказал художнику несколько картин.

Вопреки всему Клод женился на Камилле в 1870 году, он горячо любил эту красивую женщину. Медовый месяц семья провела в Трувиле – курортном городе в Нормандии. В этот город стекалось много ценителей искусств, особенно он был любим художниками, так как местные пейзажи всего более привлекали их.

Пребывание в Трувиле окажется очень плодотворным для Моне, там он напишет пять картин. Художник стал уходить всё более в свой стиль написания, сильно отдаляясь он классической академической манеры живописи. Салоны отвергали его картины, так как они были новы и непривычны для того времени, а следовательно, коммерчески не выгодны для салонных выставок.

Камилла Донасьё, натурщица, а впоследствии любимая жена Моне

ТВОРЧЕСТВО КЛОДА МОНЕ

В 1866 году Клод Моне создает портрет Камиллы Донсьё. Позже Камилла стала женой художника, у них родился сын Жан.

Первой значительной работой стала для Клода Моне «Завтрак на траве» (1865-1866), написанный им после одноименного полотна Эдуарда Мане. Сама работа до нас не дошла: художник расплатился ей в счет долга за проживание в деревне Шайи, в окрестностях которой он работал. Сюжет картины прост: на опушке зеленого леса расположились несколько мужчин и нарядно одетых женщин. Ощущение движения воздуха усиливается фактурой полотна: она уже не гладкая, а состоит из отдельных пятен-мазков. Закончив «Завтрак на траве», Клод совершенствует открытый им метод в разнообразных этюдах, которые он творит в «Лягушатнике» — излюбленном месте отдыха парижан того периода. В годы франко-прусской войны (1870-1871) Моне проживает в Лондоне, где познакомился с Дюран-Рюэлем. В Англии он знакомится с произведениями Джона Констебла и Уильяма Тёрнера.

Возвращение из Англии ознаменовает один из самых плодотворных периодов творчества Клода Моне. Он пишет свои лучшие картины — «Поле маков у Аржантея»,»Бульвар Капуцинок», «Сирень на солнце»,»Впечатление. Восход солнца». В 1874 году эти картины показаны на выставке при «Анонимном обществе живописцев, художников и граверов», организатором и руководителем данного являлся Клод Моне. После этой выставки, кстати, названной по имени картины Моне «Впечатление. Восход солнца», к художникам «пристало» прозвище «импрессионисты» (от франц. impression — впечатление). Это были золотые годы расцвета импрессионизма. Моне участвовал во множестве выставок. Однако произведения Клода Моне практически не продаются. Гонимый нуждой, перебиваясь изредка проданными картинами, Клод Моне проживает там, где позволяет кошелек: в Аржантее, в Ветее, в Пуасси и оставшуюся жизнь — в Живерни.

Изменение живописной манеры художника сопровождается переменами в его жизни. Тяжело заболевает его супруга Камилла. С рождением второго ребенка усиливается нищета, в которой живет семья.

В 1879 году его первая жена Камилла умирает от туберкулёза. В 1892 году Клод Моне женится во второй раз, на Алисе Ошеде. Ранее, до этого Алиса вела хозяйство и воспитывать детей от первого брака Клода. В 1883 году Клод Моне с супругой переезжает в Живерни, расположенном недалеко от Парижа. Алиса умерла в 1911 году, но Клоду Моне предстояло пережить так же и смерть старшего сына Жана в 1914 году.

В конце 80-х годов его искусство все более и более привлекает публику и критиков. Признание приносит материальный успех. Вскоре финансовые дела Клода Моне настолько поправилось, что он смог купить дом в Живерни, где он прожил до конца своих дней. В этот период художник всецело устремлен в работу над сериями пейзажей, в коих тончайшие световые эффекты он ставит «во краю угла». Он иначе начинает относиться к цвету, меняются и сюжеты его картин

Все внимание Моне сосредоточено на выразительности удивительной цветовой гаммы мазка в отрыве от предметной соотнесенности. Усиливается стремление к декоративности, которое вылилось в конечном счете в создание картин-панно

На место простых сюжетых картин 1860-1870 годов приходят более сложные, богатые всевозможными ассоциативными связями («Скалы в Бель-Иль»,»Тополя»).

Известный, но небогатый

Самобытность сделала Моне узнаваемым и интересным художником, только вот эта известность не приносила никакой прибыли. Семья бедствовала, чтобы купить необходимые материалы для живописи, приходилось урезать бюджет на питание, а ведь у Клода рос маленький сын.

К тому же, в 1870 году началась немецко-французская война, и Моне, чтобы не попасть в действующую армию, уехал из страны. Он перебрался в столицу Великобритании, где очень удачно познакомился с Полем Дюран-Рюэлем, который владел художественным магазином.

Поль Дюран-Рюэль, меценат, оказавший поддержку тогда ещё не признанному импрессионисту Клоду Моне

Немного улучшило финансовое положение семьи получение наследства от отца Клода, который умер в 1871 году. Жизнь в Париже стоила дорого, Моне решили переехать в столичный пригород – маленький городок Аржантёй. Место было выбрано не случайно, Клода очаровали и вдохновили местные пейзажи. Художника тянуло к речным и морским пейзажам, в Аржантее их было с избытком. Там Моне создал целую серию картин, посвященных судам, а также пейзажи с водоемами.

К тому же, Поль Дюран-Рюэль, с которым Моне познакомился в Лондоне, купил несколько картин художника. Этот человек в целом стал поддерживать зарождающееся направление в живописи – импрессионизм. Он первый открыто поддержал деятелей этого направления, среди которых помимо Моне, были ещё и Мане, Дега, Ренуар, Сислей и Писсаро, с которыми также был знаком и Клод, а с некоторыми из них вместе учился живописи.

В 1872 и 1873 годах живописец пишет две значимые для него и дорогие картины. На одной он изобразил своего пятилетнего сына Жана – «Жан Моне на своей лошади – трехколесном велосипеде». Эту картину Клод не будет нигде выставлять, так как она очень дорога его сердцу.

Второе полотно, где запечатлена его любимая натурщица и жена в одном лице – «Камилла Моне на скамейке в саду». Через пару лет свет увидит «Женщина с зонтиком. Мадам Моне с сыном», именно эту картину считают самой известной из раннего творчества художника.

Из знакомства с Гюставом Кайботом – коллекционером, охотно поддерживающим импрессионистов, впоследствии родилось общество, в которое вступили многие представители этого направления в живописи. Через год после знакомства Моне с Кайботом, в 1874 году, на бульваре Капуцинок была организована первая выставка нового сообщества.

Она открылась в фотоателье Надара и носила название «Выставка Анонимного общества живописцев, скульпторов и граверов». Эту смелую экспозицию  называли ещё и «Выставка мятежников», так как в других местах импрессионистов пока не выставляли.

Клод Моне «Женщина с зонтиком. Мадам Моне с сыном Жаном», 1875 годМестонахождение: Национальная галерея искусств, Вашингтон, США

Альфред Сислей

Продолжительность жизни: 30 октября 1839 г. — 29 января 1899 г.

Национальность: Британец

Альфред Сислей

Альфред Сислей родился в Париже у британских родителей. Несмотря на то, что он работал в основном во Франции на протяжении всей своей жизни, он сохранил свое британское гражданство. Таким образом, многие во Франции его воспринимали как постороннего, и, возможно, по этой причине его вклад во французский импрессионизм преуменьшился. В отличие от его сверстников, которые изучали городскую жизнь, индустриализацию и людей, Сислей придерживался жанра пейзажа и редко уходил от него. Его пейзажное искусство известно способностью точно захватить чувство атмосферы и света для описания тонкостей природных ландшафтов, этот метод был пропущен многими другими импрессионистами. На самом деле, шедевр Сисли «Снег в Лувесьене» считается ярким примером стремления импрессионизма регистрировать мимолетные эффекты погоды и света. Альфред Сислей был также самым последовательным из импрессионистов в его преданности живописи на пленэре.

Шедевр » Мост в Вильнёв-ла-Гарен» (1872)

«Мост в Вильнёв-ла-Гарен «

Другие известные работы:

  • Снег в Лувесьене (1878)
  • Мост в Морете (1893)

Тяжелым бременем на плечи легли финансы и печаль

Несмотря на то, что картины Моне искрились яркими красками и светом, передавали всеобъемлющее ощущение счастья, их не спешили покупать. 1877 год художник посвятил серии работ на Сен-Лазарском вокзале. Он надеялся, что современный вид транспорта, изображенный на холсте, будет популярен среди обеспеченных граждан, часто пользующихся услугами железной дороги. Но почему-то они предпочитали старомодные картины с каретами и лошадьми.

Главный меценат импрессионистов Дюран-Рюэль, пострадавший финансово в экономический кризис, перестал покупать картины Моне. Для всех настали трудные времена, Клоду порой нечем было кормить семью. Спасал лишь Эрнест Гошеде – финансист, который ценил искусство и заказал живописцу серию панно для своего замка. Не только трудное финансовое положение тяготило семью Моне, в это время ещё тяжело заболела жена художника Камилла.

В семье Моне родился второй ребенок, это серьезно ослабило организм болевшей чахоткой Камиллы. Помимо этого, не было денег на хорошее питание и лекарства. Вскоре после родов Камилла умерла, это произошло в 1879 году. Заботиться о сыновьях Клода стала соседка по дому в Ветее, который снимала семья Моне вместе с супругами Гошеде. Через некоторое время у художника и Алисы Гошеде возникли чувства друг к другу. Муж Гошеде, узнав об этом, покидает возлюбленных, оставив с ними восьмерых своих с Алисой детей.

Клод Моне и Алиса Гошеде (крайние слева) с детьми, 1886 год

ТАЛАНТ К РИСОВАНИЮ

В школе Моне весьма посредственно успевал по всем предметам, за исключением одного — рисования, где Клод проявлял врожденный талант художника, и в первую очередь как карикатурист. В 15 лет он уже продавал свои карикатуры и даже приобрел некоторую известность в местном масштабе. Отец Клода не одобрял это увлечение сына, надеясь увидеть его продолжателем и наследником своего дела, хорошо зная о том, насколько ненадежна карьера художника. Однако Моне нашел союзника в лице своей тетки, Мари Жанны Лекадр, художницы-дилетантки, которая взяла на себя большую часть забот о будущем Клода после смерти его матери в 1857 году.

Приблизительно в тоже время (точная дата не известна) Моне познакомился с художником Эженом Буденом, который убедил Клода потренироваться на ландшафтах, и юный Моне, которому тогда было около шестнадцати, обнаружил, что именно в этом и состоит его призвание. Буден (что не было типично для того времени) любил писать на природе, поскольку считал, что только таким способом можно запечатлеть увиденное художником во всей чистоте и свежести. Моне увлекся этой идеей, и впоследствии она стала одним из краеугольных камней как для творчества самого художника, так и для всего импрессионизма в целом. Много лет спустя он писал Будену:»Я не забыл о том, что именно вы первым научили меня видеть и понимать».

1859-1860 годы Моне — отцу все-таки пришлось отпустить сына — проводить в Париж, где тот изучает искусство. Его студенческая жизнь, как и первые годы карьеры художника, часто омрачалась финансовыми затруднениями, поскольку Клод оставался полностью зависимым от отца. Однако в 1861 — 1862 годах в жизни художника произошли значительные перемены. Он отправляется на военную службу в Алжир. Как художник Моне был очарован пейзажами Северной Африки, но вскоре заболел анемией и был демобилизован. Вернувшись на поправку в Гавр, Моне познакомился там с голландским художником-пейзажистом Йоханом Бартольдом Йонкиндом. Как и Буден, Йонкинд сумел вдохновить Моне и оказал ему неоценимую помощь, давая уроки мастерства.

Примечания[править | править код]

  1. Claude Monet // Gran Enciclopèdia Catalana (кат.)
  2. Museum of Modern Art online collection (англ.)
  3. Claude Monet (1840-1926) (англ.) // (unknown type)
  4. , с. 14.
  5. ↑ , с. 4.
  6. ↑ , с. 15.
  7. , с. 16.
  8. , с. 35.
  9. , с. 7.
  10. , с. 17.
  11. , с. 9.
  12. , с. 18—19.
  13. , с. 11.
  14. , с. 19.
  15. , с. 20.
  16. , с. 12—13.
  17. , с. 23.
  18. ↑ , с. 13.
  19. , с. 24—25.
  20. , с. 29.
  21. , с. 30.
  22. , с. 18.
  23. , с. 21.
  24. ↑ , с. 19.
  25. , с. 32.
  26. , с. 33.
  27. , с. 36.
  28. , с. 36—37.
  29. , с. 39.
  30. , с. 23—24.
  31. , с. 41—42.
  32. , с. 42—43.
  33. ↑ , с. 48.
  34. , с. 24.
  35. , с. 49.
  36. ↑ , с. 50.
  37. , с. 51.
  38. , с. 54.
  39. , с. 54—55.
  40. , с. 56.
  41. , с. 60—61.
  42. ↑ , с. 58.
  43. , с. 57.
  44. , с. 57—58.
  45. , с. 68.
  46. , с. 69.
  47. , с. 69—70.
  48. , с. 70—71.
  49. , с. 71—72.
  50. , с. 73.
  51. , с. 25.
  52. , с. 73—74.
  53. , с. 74.
  54. , с. 75.
  55. , с. 76.
  56. ↑ , с. 77.
  57. , с. 81.
  58. , с. 84.
  59. , с. 86—87.
  60. , с. 86.
  61. , с. 89.
  62. , с. 90.
  63. ↑ , с. 28.
  64. , с. 91.
  65. , с. 92.
  66. , с. 94—95.
  67. , с. 96.
  68. , с. 97.
  69. , с. 98.
  70. , с. 99.
  71. ↑ , с. 102—103.
  72. , с. 30.
  73. , с. 103.
  74. , с. 109.
  75. , с. 31.
  76. , с. 110.
  77. , с. 110—111.
  78. ↑ , с. 112.
  79. , с. 32.
  80. , с. 114.
  81. , с. 114—116.
  82. , с. 116—117.
  83. , с. 34—35.
  84. , с. 117—118.
  85. , с. 40.
  86. , с. 123—124.
  87. , с. 124—125.
  88. ↑ , с. 126.
  89. , с. 38.
  90. , с. 321.
  91. , с. 127.
  92. , с. 41.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.