Дополнительно
Что же дополнительно можно сказать о таком понятии, как «угашенный человек»? В этом разделе мы рассмотрим некоторые полезные сведения и примеры, чтобы получить более полное представление о данной теме.
Синонимы и связанные слова
Гашеный, гашен, приглушенный, тушеный, протушенный — все эти слова являются синонимами к понятию «угашенный». Они имеют похожее значение и часто используются вместо него.
Устаревшее значение
В русском языке слово «угашенный» имеет форму прошедшего времени от глагола «гашеный», который употребляется главным образом в орфографическом словаре для описания формы глагола.
Признаки угашенного человека
Под угашенностью человека понимается то состояние, когда его энтузиазм, интерес и стремления заглушены или потеряли силу. Угашенный человек часто проявляет малоэмоциональность, недостаток энергии и неспособность видеть позитивные моменты в жизни. Он может быть подавленным, пассивным и безразличным к происходящему вокруг.
Дополнительными признаками угашенности могут быть утратившийся интерес к хобби, социальная изоляция, постоянное ощущение усталости и низкая самооценка. Также угашенный человек может проявлять неуверенность в себе и страх совершить ошибку.
Словом «угашенный» по-русски
В русском языке слово «угашенный» часто используется в контексте описания состояния человека, его эмоциональной и психологической сферы. Это понятие указывает на то, что духовное пламя, страсть и энтузиазм в человеке ослаблены или потеряны.
Угашенный человек в святой книге
В Библии, в послании святого апостола Павла к ефесянам, есть следующая фраза: «Не будете угашать духа». Здесь слово «угашать» имеет смысл «огорчать» или «потушать». Поэтому оно относится не только к внутреннему состоянию человека, но и к его отношению к окружающим и Богу.
Гашеный человек в словарях
В различных словарях русского языка можно найти определения и толкования для слов «угашенный» и «гашеный». Они указывают на то, что данное понятие описывает состояние человека или огня, который потерял свою силу или был заглушен.
Угашенное слово — гашенный
Если рассмотреть слово «гашеный» под углом орфографических правил русского языка, то можно заметить, что оно является образовательной формой глагола «гашеный». Суффикс «енн» в данном слове указывает на прошедшее время.
Дополнительный комментарий
Часто словом «угашенный» обозначают не только эмоциональное или психологическое состояние человека, но и его внешний облик. Например, если девушка небрежно одета, имеет неопрятный вид и выглядит безразлично, то ее можно назвать «угашенной».
- Делаем вместе
- Что такое «гашеная» девушка?
- Почему человек становится угашенным?
- Как устранить угашенность духа?
- Лучше быть «гашенным» или «полностью загоревшимся»?
Понимая признаки и значение угашенного человека, мы можем лучше понять себя и окружающих
Важно помнить, что каждый человек может периодически испытывать угашенность, но важно найти способы поддерживать свою жизненную энергию и вдохновение
угашенный
Орфографический словарь русского языка . 2006 .
Смотреть что такое «угашенный» в других словарях:
угашенный — задавленный, смиренный, затушенный, погашенный, заглушенный, потухший, удушенный, подавленный, задутый, притушенный, загашенный, потушенный, залитый Словарь русских синонимов. угашенный прил., кол во синонимов: 13 • загашенный (10) … Словарь синонимов
УГАШЕННЫЙ — УГАШЕННЫЙ, угашенная, угашенное; угашен, угашена, угашено (книжн. ритор. устар.). прич. страд. прош. вр. от угасить. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
угашенный — уг ашенный; кратк. форма ен, ена … Русский орфографический словарь
угашенный — у/гаш/енн/ый … Морфемно-орфографический словарь
загашенный — пригашенный, потушенный, выключенный, залитый, задутый, заглушенный, затушенный, притушенный, погашенный, угашенный Словарь русских синонимов. загашенный прил., кол во синонимов: 10 • выключенный (18) … Словарь синонимов
заглушенный — слабый, тихий; загашенный, усмиренный, притушенный, глушеный, затушенный, выключенный, негромкий, звукозаглушенный, угашенный, чуть слышный, глухой, перебитый, потушенный, погашенный, едва слышный, еле слышный, приглушенный Словарь русских… … Словарь синонимов
задавленный — погашенный, затюканный, удушенный, запуганный, подавленный, задушенный, смиренный, усмиренный, угашенный, удавленный, забитый, затоптанный, загнанный, затушенный, затопченный, затурканный Словарь русских синонимов. задавленный прил. • забитый •… … Словарь синонимов
задутый — потушенный, погашенный, загашенный, угашенный, занесенный, затушенный, притушенный, разожженный Словарь русских синонимов. задутый прил., кол во синонимов: 9 • загашенный (10) • … Словарь синонимов
залитый — потушенный, облитый, погашенный, наполненный, покрытый, заплеснутый, испачканный, заполненный, затопленный, потопленный, переполненный, залитой, притушенный, загашенный, пьяный, заплесканный, угашенный Словарь русских синонимов. залитый прил.,… … Словарь синонимов
затушенный — смиренный, усмиренный, угашенный, заглушенный, подавленный, удушенный, притушенный, погашенный, выключенный, загашенный, потушенный, задутый, задавленный Словарь русских синонимов. затушенный прил., кол во синонимов: 13 • выключенный … Словарь синонимов
Источник
Значение термина «угашенный»
Термин «угашенный» относится к сфере огнетушения и описывает состояние огня, когда он полностью потушен или погашен. Угашенный огонь больше не горит и не выделяет тепла или света.
В переносном смысле термин «угашенный» может использоваться для описания состояния человека или эмоций. Так, угашенный человек не испытывает ярких эмоций, может быть равнодушен или безразличен к окружающему миру. Угашенные эмоции не вызывают сильных чувств, не передают радости или горя, они скорее пассивны и неактивны.
Также термин «угашенный» может использоваться для описания состояния идей, талантов или проживания жизни. Угашенные идеи представляют собой неполные или неосуществленные концепции, которые не имеют энергии для реализации или развития. Угашенные таланты уже не вспыхивают и не развиваются, они потеряли свою силу и влияние.
Термин «угашенный» может использоваться в различных ситуациях и контекстах, но всегда указывает на отсутствие активности, энергии или жизненной силы. Угашение как огня, так и эмоций, идей или талантов является процессом приносящим покой, но также сигнализирует о потере энергии или потенциала для развития.
Перифраз и эвфемизм
Перифраз — иносказание, описательная характеристика, замена одного понятия синонимичным в данном контексте.
Этот троп используется в нашей жизни не реже остальных средств художественной выразительности. Например, мы часто говорим «царь зверей», подразумевая льва, знаем, что «сахар» можно назвать «белой смертью». Перифраз помогает нам завуалировано высказать свои мысли, не повторять одинаковые слова.
А вот пример перифраза в литературном произведении:
Люблю тебя, Петра творенье,Люблю твой строгий, стройный вид,Невы державное теченье,Береговой ее гранит…
(отрывок из поэмы «Медный всадник» А.С. Пушкина)
Здесь Пушкин заменил «Петроград» словосочетанием «Петра творенье».
Теперь рассмотрим разновидность перифраза — эвфемизм:
Эвфемизм — это замена грубых, неприличных или неуместных в данном контексте выражений нейтральными словами или словосочетаниями.
Как часто нам хочется высказать свое мнение не самыми приличными словами! Мы, однако, решаем заменить пришедшее в голову сочетание звездочек и решеток на более культурные варианты.
На самом деле, эвфемизм не ограничивается заменой грубых слов. Иногда он просто прячет неприглядные явления. Например, обратимся к отрывку из «Истории одного города» М.Е. Салтыкова-Щедрина:
«Так, например, известно было, что, находясь при действующей армии провиантмейстером, он довольно непринужденно распоряжался казенною собственностью и облегчал себя от нареканий собственной совести только тем, что, взирая на солдат, евших затхлый хлеб, проливал обильные слёзы».
Что же спряталось за выделенной фразой? Казнокрадство и коррупция. Вот так эвфемизм оказывается задействован в сокрытии преступления.
Синекдоха — это пример метонимии в русском языке
Что такое синекдоха и ее примеры
Эта фигура речи является разновидностью метонимии, о который мы поговорим в отдельной статье по приведенной ссылке. Как и многие термины в русском языке, слово «синекдоха» имеет древнегреческие корни. Его можно перевести, как «соотношение, перенимание и подразумевание».
Ну и, наконец, если захотите блеснуть знаниями в компании, это слово нужно произносить с ударением на второй слог, то есть синЕкдоха.
Как уже было сказано, мы часто используем синекдоху в повседневной речи.
Ну, например, всем знакомы выражения «Мы люди не гордые» или «Начальство пришло». Мы говорим во множественном числе, но на самом деле подразумеваем единственное.
Так, «мы люди не гордые» относится к конкретному человеку, как правило, к нам самим. А под словами «начальство пришло» подразумеваем также конкретного начальника, а не нескольких человек.
Также примерами синекдохи являются выражения «золотая голова» и «уносить ноги». Тут имеет место замена общего на частное. Другими словами, под «золотой головой» подразумевается не отдельная часть тела, а весь человек.
Так говорят про того, кто обладает большим умом и может предложить интересные идеи. То же самое касается и фразы «уносить ноги». Естественно, она употребляется в переносном смысле и означает, что человек убегает – опять же целиком, а не только его конечности.
А вспомните, какие выражения часто используются в спортивных трансляциях.
Например, комментаторы говорят «Россия пришла первая к финишу», «Франция победила Хорватию в финале» или «Китай завоевал 5 золотых медалей». Под названиями стран здесь подразумеваются конкретные спортсмены и конкретные виды спорта.
Но подобное обобщение, что также является синекдохой, звучит более впечатляюще. А в этом и заключается художественная миссия данного оборота речи.
Как и многие приемы в русском языке, синекдоха используется для создания более выразительного образа, чтобы у слушателя или читателя отложилась в голове конкретная картинка.
Это также отличный способ избежать тавтологий и разнообразить свою речь. Конечно, использование одной только синекдохи не сделает из вас оратора, но ее роль нельзя недооценивать.
Виды синекдохи
Синекдоха описывает количественное изменение от частного к общему, от части к целому. Но работает и обратный принцип. В зависимости, какая «подмена» используется, этот речевой оборот можно разделить на несколько категорий:
- Единственное число употребляется вместо множественного.Например, у Лермонтова в «Бородино» есть такие слова: «И слышно было до рассвета, как ликовал француз».Здесь под «французом» подразумевается не какой-то конкретный человек, а целая армия.
- Множественное число употребляется вместо единственного.Можно вспомнить уже упомянутую фразу «Мы люди не гордые» или «Наш номер шестнадцатый».Эти выражения человек часто использует, имея в виду себя самого, а не всех вокруг.
- Вместо целого используется только какая-то часть.Опять же вспомним Лермонтова и его знаменитое стихотворение: «Белеет парус одинокий».Под парусом подразумевается целая лодка, но выделяя какую-то конкретную часть, автор усиливает образ – в данном случае лучше передает состояние одиночества.
- Вместо видового названия используется родовое.Например, «Это животное ведет преимущественно ночной образ жизни».Тут словом «животное» заменяется его конкретное название. Чаще всего подобный прием используется, чтобы избежать тавтологии.
- Вместо родового значения используется видовое.Например, распространенное выражение «Это нам обойдется в копеечку».Под «копеечкой» подразумеваются деньги в целом, но в таком варианте фраза звучит более поэтично.
Примеры синекдохи
Чаще всего эту фигуру речи можно встретить, конечно, в литературе. Особенно любят ей пользоваться поэты. С помощью синекдохи они более точно и более красиво передают нужные образы.
«Ну что ж, садись, светило» (В.В.Маяковский)«Всё спит — и человек, и зверь, и птица» (Н.В.Гоголь)
«Все флаги в гости будут к нам» (А.С.Пушкин)
Даже название популярной сказки «Красная Шапочка» может считаться синекдохой, так как девочка названа по небольшой детали в ее одежде.
Также синекдохи употребляются и в других сферах:
- В песнях — «Эти глаза напротив», «Под крышей дома моего»,
- В спортивных комментариях – «Россия победила Испанию и вышла в четвертьфинал»,
- В рекламе – «Победа над микробом гарантирована»,
- В политических лозунгах – «Власть не уважает рабочего человека»,
- В пословицах – «Дурная голова ногам покоя не дает»,
- В устоявшихся выражениях – «Там, где не ступала нога человека», «Ни одного знакомого лица».
Вот и все, что нужно знать синекдохе.
Роль устаревших слов в современном языке
Устаревшие слова присутствуют в пассивном словарном запасе любого языка, неважно, русского или любого другого. Архаизмы часто используются в художественных произведениях, поэзии и прозе. Такие слова наполняют текст определённым колоритом, передают характерные черты эпохи, служат средством усиления художественности, придают торжественность
Такие слова наполняют текст определённым колоритом, передают характерные черты эпохи, служат средством усиления художественности, придают торжественность.
Историзмы также используются в произведениях художественной литературы. Они используются с целью реалистично воссоздать эпоху, в которой разворачиваются действия произведения, вводятся как в описание окружающих явлений, так и в диалоги героев.
Допустимо и более широкое толкование самого слова «историзм». Оно может обозначать принцип точного отображения действительности определённой исторической эпохи без субъективизма потомков и современников с целью объективной передачи реальности. Также существует такое понятие, как «историзм слова».
Историзмы
Само название говорит о том, что эти слова связаны с историей. Другими словами, историзмом называют слово или словосочетание, которое обозначает явление из прошлого. Однако это явление уже ушло из жизни общества, потеряло для него всякую актуальность. Развитие науки и общества привело к тому, что многие вещи уже не используются и не производятся. Общественные явления исчезают. Следовательно, и слова перестают использоваться в речи.
К историзмам относятся именно понятия, а не слова. Так, локоть как часть руки является обычным современным словом, а локоть как мера длины – историзмом. Также историзмами являются понятия: «приказ» в смысле государственного учреждения, которое управляло определенной отраслью, «выбросить» в смысле выставить в продажу дефицитный товар.
В художественном произведении историзмы используются для правдивого воссоздания атмосферы определенной эпохи. И не только в описании предметов, обстановки и явлений, но и в речи героев произведения.
Возможно и более широкое использование термина «историзм» как принципа наиболее объективного воспроизведения определенной эпохи, без налета оценок и суждений, как современников, так и потомков.
Что такое устаревшие слова?
Узнаем, что такое устаревшие слова в русском языке, если примем во внимание, что лексика складывается из слов активного употребления и слов пассивного запаса. Это значит, что в словарном составе русского языка различают активную и пассивную лексику
Одни слова востребованы в речи говорящими каждый день:
город, народ, море, учёба, тетрадь.
Значение этих слов понятно всем владеющим русским языком. Они не отличаются оттенком архаичности или новизны и составляют активный словарный запас. А другими словами мы не пользуемся ежедневно. Они существуют в русском языке, зафиксированы в словарях, но не востребованы в повседневной живой речи и поэтому принадлежат к пассивной лексике. Это устаревшие слова, которые можно разграничить на две группы:
- историзмы
- архаизмы
Рассмотрим более детально каждый тип устаревших слов.
Историзмы
Лексика русского языка все время изменяется: с одной стороны, она пополняется новыми словами, а с другой стороны, некоторые слова устаревают. Слова могут стареть по-разному. К примеру, с течением времени исчезает предмет, явление или понятие, которое обозначало слово:
- девичья (комната дворовых девушек);
- кушак
- ямщик
Само слово сохраняется в лексике, но не используется ежедневно в речи. Оно принадлежит уже истории и поэтому называется соответствующим термином.
Определение
Историзм — это устаревшее слово, обозначающее исчезнувшее понятие в языке.
Такие слова связаны с историей. Если взглянуть на некоторые слова с точки зрения времени, то установим, что они были востребованы когда-то в прошлом:
- кольчуга
- камзол
- воевода
Предметы и явления, которые обозначают историзмы, не сохранились до нашего времени, а устаревшие слова остались и пополнили пассивный запас лексики. Историзмы не имеют синонимов в русском языке. Это единственные названия исчезнувших из обихода предметов и понятий. Их значение не всегда ясно современному человеку. Чтобы понять, что значит тот или иной историзм, следует обратиться к историческому прошлому, например:
- корчма — постоялый двор;
- камеристка — комнатная служанка;
- дровни — крестьянские сани.
Примеры историзмов
По значению историзмы можно разграничить на несколько семантических групп:
- названия, связанные с административным устройством (приказ, уезд, повет, волость, присутствие, околоток);
- слова, отображающие социальный уклад общества (царь, боярин, граф, дворянин, барин, крепостной, холоп, смерд);
- названия должностей и лиц по роду занятий (сокольничий, постельничий, бурлак, рабфаковец);
- названия старинных единиц измерения (верста, сажень, аршин, золотник, пуд, фунт, десятина, гарнец, доля);
- названия денежных единиц (алтын, полушка, гривенник, де́ньга);
- названия предметов вооружения (забрало, палица, кольчуга, булава);
- названия одежды (кафтан, сермяга, зипун, сюртук, картуз, лапти).
Что такое синекдоха. Чем она отличается от метонимии? Значение и примеры
Синекдоха это замена слова, обозначающего целое, словом, которое обозначает часть. Например, к бородатому человеку обращаются: «Эй, борода, иди сюда!» Множество обозначается через единичное, группа через ее участника, целый предмет через его часть. Вместо «пистолет» говорят «ствол», вместо «жилище» «угол» или «кров», а вместо «лучший теннисист в мире» «первая ракетка мира».
Иногда наоборот общим словом обозначается частное: «В хорошую погоду вся Москва вышла гулять» (имеются в виду жители города). Зачастую названием страны обозначается спортивная команда: «Россия отправила домой Испанию и вышла в 1/4 финала ЧМ».
Использование имен собственных вместо нарицательных (антономазию) также можно считать частным случаем синекдохи. Например, пушкинское «мы все глядим в Наполеоны».
Пример синекдохи в поэме М.Ю. Лермонтова «Бородино»:
«И слышно было до рассвета, как ликовал француз».
Единичный «француз» в этом случае обозначает всю вражескую армию.
Термин «синекдоха» происходит от греческого συνεκδοχή «сопонимание», «соотнесение», «подразумевание». Ударение ставится на второй слог сине́кдоха.
Чем синекдоха отличается от метафоры?
Синекдоха отличается от метафоры тем, что слова подменяют друг друга на основании постоянного и реального соотношения предметов, а не из-за кажущегося сходства.
Метафора дает автору больше свободы: он может сравнить море и с зеркалом, и с лужей, и с небом. А вот обозначение моря словом «волна» это уже синекдоха, поскольку волна является частью моря.
Синекдоха и метонимия в чем разница?
Синекдоха близка к метонимии. Метонимия это замена одного слова другим словом, связанным с ним по смыслу и использованным в переносном значении. Например, «съел три тарелки» это метонимия. Тарелка не является составной частью более общего понятия.
Некоторые теоретики называют синекдоху одним из видов метонимии, основанной на смежности. Другие считают, что это разные явления.
Метонимия это скорее сжатое описание предмета. Синекдоха упоминание части, при котором целое лишь подразумевает. От этого в синекдохе более выражен переносный смысл, чем в метонимии, объясняет М.Петровский в «Литературной энциклопедии» 1925 года.
«Три тысячи голов скота» это синекдоха, соглашаются специалисты. Здесь голова подменяет целое животное. А вот когда о солдатах говорят «три тысячи штыков», это уже считают метонимией здесь орудие подменяет человека.
Однако сходство двух тропов настолько велико, что иногда одно и то же выражение можно трактовать и как синекдоху, и как метонимию.
Например, у А.С. Пушкина в «Медном всаднике»: «Все флаги в гости будут к нам».
Если считать, что «флаг» означает корабль, то это синекдоха часть корабля означает корабль в целом.
Если же «флаг» понимать как нацию, народ это скорее метонимия, замена реального понятия другим словом в переносном значении.
Подобные трудности с трактовкой неизбежны: оба тропа построены на обозначении предмета по его наиболее ярким признакам. А лингвист зачастую может лишь предполагать, что именно скрывается за иносказанием, особенно если его использует поэт.
Синекдоха. Примеры из литературы
У М.Ю. Лермонтова в стихотворении «Прощай, немытая Россия…»:
Прощай, немытая Россия,Страна рабов, страна господ,И вы, мундиры голубые,И ты, им преданный народ.
Быть может, за стеной КавказаСокроюсь от твоих пашей,От их всевидящего глаза,От их всеслышащих ушей.
«Мундиры голубые» здесь обозначают жандармов по цвету формы. Один «всевидящий глаз» обозначает множество глаз, полицейский надзор.
У Н.В. Гоголя в «Вечерах на хуторе близ Диканьки»:
«Чуден Днепр и при теплой летней ночи, когда всё засыпает, и человек, и зверь, и птица».
Человек, зверь и птица упоминаются в единственном числе, обозначая всё живое.
У А.Т. Твардовского в поэме «Василий Теркин»:
На восток, сквозь дым и копоть,Из одной тюрьмы глухойПо домам идет Европа.Пух перин над ней пургой.
Европа в данном случае обозначает европейские народы, людей, спасенных Красной армией от фашизма.
Как появились архаизмы?
Это устаревшие названия объектов и понятий, которые были заменены на другие слова, привычные современному обществу. Мир меняется, вместе с ним меняются люди, и язык расширяется новыми понятиями, а старым придумываются другие слова.
Архаизмы приняли новый облик, потому их можно причислить к синонимам современных слов, но все же их употребление в русском языке будет скорее странным, чем привычным явлением. Для понимания старинных предметов, для углубленного изучения культуры древних людей архаизмы и их значение могут сыграть свою роль.
Архаизмы делятся на группы. Иногда устаревает не все слово, а только его часть. Возьмем такие значения, которые вовсе устарели: вирши (стихи). У некоторых слов устаревшие морфемы — предрассуждение.Процесс образования архаизмов проходит неравномерно. Тематические группы архаизмов различные:
- характер человека: словосеятель (болтун, пустомеля), словолюбец (ученый, знаток), словоласкатель (льстец), суесловец (пустослов);
- профессия: скакальник (гимнаст), скотопитатель (скотовод), складотворец (сочинитель), скоропосольникъ (гонец, посыльный);
- социальные отношения: соглагольник (собеседник), содружебница (подруга, спутница), сувражник (противник);
- родственные отношения: сестриница (сестра), сродичь, сродец (родственник);
- объекты окружающей действительности: селина (a. жилище, постройка; б. расселина), сенница (шатер, палатка);
- явления природы: стрелка (молния), студенствие (холод, стужа);
- вещи: седелочка (стульчик, креслице), сервета (салфетка), скоролупля (кожура, кожица), скринка (сундучок, ларец), стоян (подставка);
- абстрактные понятия: словесность (красноречие), смышляние (умозаключение), смехание (глумление), содружие (знакомство, приятельство).
Архаизмы используются в литературе. Если писатель достаточно грамотен и владеет не только современным, но и древним языком, то такие слова придадут речи особой «изюминки». Читатель будет обдумывать и углубляться в чтение, пытаясь понять и разгадать, что же имел в виду автор. Это будет всегда интересно и познавательно. В такой функции архаизмы выступают в риторическом искусстве, судебных прениях, в художественной литературе.
Правильное использование: примеры
Важно отметить, что называть любую комнату или торжественную обстановку антуражем неверно. В оттенках смысла четко прослеживается наигранность, театральность, искусственность. Атмосфера создана специально для какого-то события, срежиссирована
Атмосфера создана специально для какого-то события, срежиссирована.
Поэтому слово «антураж» уместно использовать:
- На художественной выставке, в инсталляции, перфомансе;
- В театре, по отношению к кинофильму, телешоу;
- При просмотре постановочных фотографий;
- Для описания дизайнерских буклетов, например, рекламных проспектов с мебелью.
Помимо прочего, антуражем можно назвать любую неестественную среду. В разговорной речи это может означать как восхищение, например, «такой роскошный антураж в этом ресторане», так и пренебрежение, например, «антураж обшарпанный».
У зарубежных писателей Нового времени
У авторов Нового времени (Ф. Кеведо, М, Сервантес) ирония была исходной позицией повествования, что на рубеже XVIII — XIX веков привело к формированию романтической иронии. Это направление противопоставляет реальному миру гибкий идеал — поэтический вымысел, в котором проигнорированы реальные события и связи. Оно является основой для творчества романтиков, которые воплощали свои литературные фантазии без ограничений.
Например, в пьесе Л. Тика «Кот в сапогах» сказочный сюжет изложен в необычной форме. Вначале открывается занавес, и публика видит таких же, как она сама, зрителей, ожидающих начала спектакля. В ожидании идут разговоры о будущем представлении, затем выходит директор театра. После всего открывается второй занавес, и начинается действо.
Романтическую иронию неоднократно подвергали критике. Например, датский философ С. Кьеркегор трактовал ее с точки зрения отношения к личности и миру. Его критический взгляд поддержали экзистенциалисты (О.Ф. Больнов, К. Ясперс), которые отрицали любые истины, кроме субъективных знаний о жизни.
Историческое значениe угашенных объектов
Когда объект угасает, он перестает функционировать и заполнять свою прежнюю роль. Однако, его историческое значение остается неизменным. Угашенный объект может быть местом, связанным с важными историческими событиями или со светлыми моментами в жизни культуры. Он может быть архитектурным памятником, который отображает определенный период в развитии архитектуры, или даже просто артефактом, который является уникальным свидетельством эпохи.
Изучение и сохранение угашенных объектов позволяет нам расширить наши знания о прошлом и лучше понять историю и наследие нашего культурного наследия. Они помогают нам узнать о событиях и людях, которые вносили вклад в развитие общества. Это позволяет нам лучше оценить значение культурных и научных достижений прошлого и их влияние на наше сегодняшнее время.
Если угашенный объект правильно восстановить и сохранить, он может стать местом, привлекающим исследователей, туристов и людей, интересующихся культурой и историей. Он может стать памятником, который напоминает нам о нашей прошлой и переменых в процессе развития.
Без усилий по сохранению и изучению угашенных объектов, мы рискуем потерять важные части нашей истории и культуры. Поэтому, сохранение и восстановление угашенных объектов являются важными задачами, которые требуют нашего внимания и усилий.
Виды архаизмов
Архаизмы в литературе и общественной деятельности людей принято делить на виды для более глубокого понимания языка, его исторического развития. Ни один роман, основанный на исторических событиях, не может обойтись без упоминания устаревших слов.
По способу устаревания и замене архаизма новым словом выделяются следующие группы:
- Лексические архаизмы – слова, полностью вышедшие из употребления и получившие замену. В живой речи не используются: уповать – надеяться, ветрило — парус, шуйца – левая рука, дабы – чтобы, хлябь – бездна;
- Семантические архаизмы – слова, полностью утратившие прежнее значение и получившие новое. Используются в современном языке, но обозначают уже не то, что раньше: урод (красота) – урод (человек с физическим недостатком), живот (жизнь) – живот (часть тела человека);
- Фонетические архаизмы – слова, которые имеют в своем фонетическом составе звуки, непривычные для восприятия современным человеком. Их звучание со временем менялось. Отличаются от современных одним или несколькими звуками: нумер – номер, зерцало – зеркало, нощь – ночь, пиит – поэт, нужа – нужда. Выделяются акцентологические архаизмы, у которых изменилось место ударения в слове: музы́ка – му́зыка, филосо́ф – фило́соф;
- Словообразовательные архаизмы – устаревшие слова, из которых появились новые путём прибавления к корню устаревшего слова новых словообразующих морфем. Чаще всего это суффикс. В прежнем виде слово уже не употребляется, но его значение интуитивно узнается: дружество – дружба, фантазм – фантазия, рыбарь – рыбак, счастие – счастье, знакомец – знакомый, нервический – нервный;
- Грамматические архаизмы — формы слов, которые сегодня перестали существовать. Такие слова остались в современной речи, но вот род у них поменялся. Например, звательного падежа в современном русском языке нет, а некоторые грамматические формы образуются иначе, чем раньше.Например: «человече!» — звательный падеж, на бале — на балу, равною — равной, «лебедь» раньше ж. р., сейчас м. р.
- Фразеологические архаизмы – разновидность устаревших фразеологизмов, вытесненных из обихода и замененных новыми фразеологизмами при сохранении общности значения. Когда говорим про эту разновидность архаизмов, то понимаем целые поговорки, летучие выражения, особое древнее сочетание слов, которое ранее было в обиходе: денно и нощно — беспрервыно, ничтоже сумняшеся – несомненно, несолоно хлебавши – напрасно, тянуть лямку – заниматься тяжелым делом, бить баклуши – бездельничать, живота не пожалеть – пожертвовать жизнью;
Нередко архаизмы используются в художественной литературе и поэзии умышленно, для передачи определенного колорита эпохи или усиления художественной выразительности, например, насмешки, особого величия или иронии. Чаще в русской поэзии такие слова фигурируют именно для придания стилю торжественности. Так, у А.С. Пушкина можно встретить: «горний ангелов полет», «дольней лозы прозябанье». У В. Маяковского есть такие строки: «Днесь небывалой сбывается былью социалистов великая ересь».
Процесс возникновения архаизмов называется архаизацией.
Выводы
- Архаизмом называют устаревшее слово, а историзмом – исчезнувшее явление.
- В случае с архаизмом понятие, которое он описывал, сохраняется и продолжает существовать, в то время как само слово уходит в пассивный словарь. Слово, обозначающее одно из значений историзма, может остаться в активном словаре. Однако исчезает одно из понятий, которое это слово называло.
- В литературе архаизм используется с целью подражания старинному стилю и для придания произведению торжественности. Историзм в литературе является приемом, который помогает правдиво отразить обстановку определенной эпохи.