Функции морали
Одной из функций является оценивающая. Мораль рассматривает события и поступки, которые имеют место в социуме, с точки зрения их полезности или опасности для дальнейшего развития, а затем выносит свой вердикт. Разного рода действительность оценивается в понятиях добра и зла, формируя среду, в которой каждому ее проявлению может быть дана оценка как положительная, так и отрицательная. С помощью данной функции человек может понять свое место в мире и сформировать свою позицию.
Не менее важное значение имеет и регулирующая функция. Мораль активно влияет на сознание людей, зачастую действуя лучше, чем правовые ограничения
С детства с помощью воспитания у каждого члена общества формируются определенные взгляды на то, что можно делать, а чего нельзя, и это помогает ему корректировать свое поведение таким образом, чтобы это было полезно для него самого и для развития в целом. Нормы морали регулируют как внутренние воззрения человека, а значит, его поведение, так и взаимодействие между группами людей, позволяя сохранять заведенный уклад, стабильность и культуру.
Воспитательная функция морали выражается в том, что под ее воздействием человек начинает ориентироваться не только на свои потребности, но и на потребности окружающих его людей, общества в целом. У индивида формируется сознание ценности нужд и других участников социума, что, в свою очередь, приводит ко взаимоуважению. Человек наслаждается своей свободой до тех пор, пока она не нарушает свободу других людей. Нравственные идеалы, сходные у разных индивидов, помогают им лучше понимать друг друга и гармонично действовать вместе, положительно воздействуя на развитие каждого из них.
Значение морали
Существует мнение о том, что значение морали обществом преувеличено. Дескать, нравственные нормы человека загоняют в рамки. Однако ни один грамотный, образованный и воспитанный человек не считает себя пленником или бытовой техникой, используя жизнь по инструкции. Нравственные нормы — это те же ориентиры, схемы, которые помогают человеку выстроить жизненный путь. Не вступая в многочисленные конфликты с совестью.
Как бы там ни было, но нравственные нормы во многом совпали с правовыми. Но жизнь невозможно вложить в рамки закона. Бывают ситуации, когда право и мораль становятся противниками. Например, одна из божьих заповедей гласит «Не укради». Так почему человек не идет на кражу? Если он не совершает этот поступок из страха перед судом, то этот поступок уже нельзя называть моральным. Но, если личность не ворует, исходя из убеждения о том, что кража – это плохо, поступок его основан на соблюдении моральных ценностей. К сожалению, в жизни случается так, что человек идет на кражу лекарства, нарушая правовой закон, чтобы спасти жизнь другому человеку.
Что называют нравственными ценностями человека
Нравственные ценности — значимые для личности материальные и нематериальные блага, наделенные субъективным смыслом. Ежедневно каждый из нас сталкивается с ситуациями выбора, основанным на внутренних ориентирах и правилах.
Вообще в мире много различных ценностей, часть из которых можно назвать объективными. Человеку следует определиться, какие правила следует принять, а какие отвергнуть
Но важно понимать, что этот выбор будет субъективным. Иерархия ценностей основана на личных потребностях, своем опыте, мотивированности и восприятии мира в целом
Благодаря внутренним ценностям люди сходятся или расходятся. Ценности же определяют характер поведения, который возникает между людьми.
Моральные устои помогают отличить, что хорошо, а что плохо. Где добро, а где зло.
Нравственные ценности человека состоят из:
- добра и зла;
- счастья;
- наслаждения;
- долга и совести;
- свободы и ответственности;
- стыда и вины;
- добродетели и порока;
- смысла жизни;
- удовольствия и пользы;
- честности и справедливости;
- страдания и сострадания;
- милосердия;
- дружбы и любви.
Общество обычно проявляет уважение к соблюдению прав и свободы. Но полный список общественных ценностей состоит из большего числа компонентов. Не всем людям свойственно воспринимать общественные ценности за личные. Многое зависит от окружения человека и той среды, в которой проходили его детские годы, взросление.
Моральные устои направляют деятельность каждого отдельно взятого человека на совершение определенных поступков. Они же оказывают влияние на отношение к окружающим и самому себе, помогают сделать правильный выбор жизненного пути. Ценности становятся компасом при движении по дороге жизни. Когда они нарушены, человек начинает испытывать трудности. Появляется депрессия и неопределенность. В таком состоянии многие теряют смысл жизни и подвергают сомнению любые возможности.
Что означает высокая нравственность?
Признаками высокой нравственности являются:
- Интегритет: человек с высокой нравственностью действует согласно своим установкам и ценностям, не нарушая принципов, даже в сложных ситуациях.
- Чувство ответственности: такой человек осознает свою ответственность за свои действия и последствия, и готов принять их на себя.
- Эмпатия: высоконравственный человек способен понять и разделить чувства других людей, проявлять сострадание и поддержку.
- Справедливость: он принимает решения на основе общепринятых норм и ценностей, и стремится к справедливому распределению ресурсов и вознаграждений.
Роль высокой нравственности в обществе состоит в том, что она способствует установлению гармоничных отношений между людьми, созданию доверия и солидарности. Люди с высокой нравственностью являются примером для окружающих, вдохновляют других своей честностью и порядочностью. Они способствуют укреплению нравственных ценностей в обществе и формированию нравственного климата, основанного на уважении к другим и стремлении к справедливости.
История зарождения нравственности
Считается, что первые проявления нравственности появлялись ещё у первобытных людей. Чтобы жить в социуме, они должны были противостоять собственным животным инстинктам. Тогда же формировалась и мораль, поскольку первым людям необходимо было вести себя так, чтобы добиваться одобрения и получать определенный статус в своем племени. Но если нормы морали вырабатывались совместно, и за их соблюдением следили, то нравственность была личным ориентиром каждого отдельно взятого человека.
В современном мире нравственные нормы также остаются личным делом каждого человека. Государство следит за соблюдением закона и наказывает преступников, общество порицает людей, отступающихся от норм морали. Но за нравственностью следить нужно самостоятельно. Единственным внешним институтом, поддерживающим нравственное поведение, является церковь. Но как мы выяснили выше, стремление быть «чистым» с точки зрения своей веры не всегда является достаточно бескорыстным.
Тем не менее, многие люди искренне стремятся придерживаться правил, продиктованных их религией. Так в христианстве присутствует 10 заповедей, предписывающих человеку нравственное поведение. Как и во многих других религиях, в христианстве действует так называемое «Золотое правило нравственности». Наиболее распространённая формулировка звучит так: «Поступай с другими так, как хочешь, чтобы другие поступали с тобой». Этот принцип встречается и в философских трудах и во многих литературных произведениях.
Связанные понятия, ориентиры и позиция
Существует несколько смежных терминов, которые нельзя оставить без внимания. Например, духовно-нравственный ориентир – это цели и табу, формирующие поведение. Личность устанавливает для себя границы и старается не выходить за их пределы. Они контролируют деятельность индивида, способствуют поиску места в социуме, определяют степень порядочности. Ведь некоторые не могут совершить воровство, измену или предать других ввиду собственных установок.
Позиция подразумевает то, что персона оценивает правила общественной жизни, пропуская их будто через «внутренний» фильтр, чтобы потом использовать, как ориентир. Сюда входят:
- самоконтроль поступков и действий;
- совесть;
- ощущение человеческого достоинства;
- поведенческие побуждения.
И, наконец, принципы – основа для выстраивания социальных и межличностных взаимоотношений. Они являются универсальными и регулируются посредством порицания или одобрения деятельности социумом.
Классификация моральных принципов
Моральные принципы осознаются человеком как бесспорная линия поведения, определяющая характер взаимоотношений в обществе.
Моральные принципы можно классифицировать следующим образом:
- Принцип гуманизма – высшая человеческая ценность, выражающаяся в любви к ближнему, защите достоинства, в признании права на счастливое существование и на самореализацию.
- Принцип альтруизма – нравственная норма, призывающая оказывать бескорыстную посильную помощь нуждающимся. Антипод альтруизма – эгоизм.
- Принцип коллективизма – возможность совместного сосуществования для достижения общей цели. Складывается из сотрудничества, взаимопомощи, демократизма. Невозможно реализовать без соблюдения дисциплины.
- Принцип справедливости – равные права и свобода для всех членов общества. Социальные и экономические блага доступны всем без исключения и распределяются в зависимости от количества прилагаемых усилий со стороны каждого индивида.
- Принцип милосердия – готовность сострадать и помогать каждому нуждающемуся вне зависимости от его социального статуса и внешнего вида.
- Принцип миролюбия – основан на признании человеческой жизни высшей ценностью. Предполагает уважение к национальным и региональным особенностям, государственному суверенитету. Провозглашает право на мирную жизнь.
- Принцип патриотизма – любовь к Родине, забота о ней, готовность защищать ее от врагов, гордость за государственные достижения, уважение к истории и бережное отношение к национальному достоянию.
- Принцип толерантности – принятие многообразия культур без желания их подавить или исправить.
Протянуть руку помощи нуждающемуся
Высокие моральные принципы
Главное для человека – не только знать моральные нормы, но и опираться на них на практике. Осознанное применение нравственных норм и правил позволяет назвать человека высокоморальным.
Высоким моральным принципам можно присвоить следующую характеристику:
- «Разрешено» – внутренние убеждения человека, не способные нанести вред кому-либо.
- «Необходимо» или «надо» – выполнение действий, способных помочь другому человеку иногда в ущерб своим интересам.
- «Запрещено» – действия, осуждаемые обществом и влекущие за собой административное или уголовное преследование.
Важно! Моральные принципы формируются на протяжении всей жизни человека и могут изменяться по мере накопления опыта и знаний. Высокие моральные идеалы
Высокие моральные идеалы
Моральные принципы общения
Этика общения предлагает такие нравственные нормы и принципы:
- приоритетность чужих или общественных интересов перед личными;
- осознанное уклонение от применения жизненных благ ради достижения поставленной цели;
- развязывание сложных общественных проблем и работа в экстремальных условиях ради высших целей или идеалов;
- ответственность и безвозмездная забота о нуждающихся;
- выстраивание отношений с членами общества на основе доброты и благожелательности;
- вежливость и уважение к собеседнику, использование общепринятых этических норм;
- общение – процесс двухсторонний, а не монологический, каждый участник вносит в него некий вклад;
- равенство сторон, участвующих в общении, вне зависимости от пола, возраста, социального положения;
- искренность в выражении чувств, правдивость передаваемой информации;
- понятность и доступность для всех участников общения;
- последовательность и правильная очередность элементов общения (вопрос – ответ, побуждение к ответной реплике).
Таким образом, морально нравственные принципы общения основаны на взаимопомощи и взаимодоверии.
Нравственные эталоны общения
Нормы морали в современном обществе
Нравственные нормы не устанавливаются на законодательном уровне, потому что для человека, рассуждающего здраво их соблюдение является естественным. В обществе принято осуждать нарушение нравственных норм. В любой социальной группе есть исторически сложившиеся представления о плохом и хорошем, которые обусловлены личными принципами. Так что же такое норма морали и в чём заключается её роль в жизни человека?
Норма морали (нравственные нормы) – правила поведения людей, вытекающие из этических и нравственных принципов. Их соблюдение – это моральная обязанность, а их нарушение – источник моральной повинности. Это важнейшее понятие в философии нравственности.
️Основные ценности и нормы морали сформировались впоследствии различных обстоятельств.
Например, весёлый нрав – это нормально, злобные насмешки – это плохо. Навредить кому-то – это дурно, но защита вашей семьи, даже если придётся причинить кому-то вред, это приемлемо. Опять же, приготовление пищи дома, это естественно, а кормить бездомных людей – высоконравственное деяние. Моральные устои образовались задолго до правовых норм. Первобытный социум возник под их воздействием. Нормы морали содействовали формированию, сбору знаний и последующему прогрессу этого сообщества. Первые законы были основаны на установленных нормах и правилах поведения, в более суровой и конкретной логической форме.
Виды моральных норм
Нравственные нормы создают структуру, которая отличается от других систем регулирования (закон, обычай, этикет). Многие авторы считают, что моральные стандарты превосходят другие нормы, и иногда добавляют им такие качества, как категоризация, резкость, универсальность и единственность. Другие отмечают, что абсолютизация моральных норм и их признание в качестве универсальных и необходимых является началом отклонений, таких как фанатизм.
Со временем устоялась общепринятая классификация норм морали:
• затрагивающие биологическое существование, к примеру, запрет на убийство либо защиту животного мира;
• понимание слова достоинства, в первую очередь осознание понятия чести;
• имеющие отношение к независимости, в том числе личностной свободы;
• касающиеся хранения секретной и личной информации;
• осознание понятий: доверие, правдивость, справедливость, верность;
• миролюбивое разрешение межличностных споров;
• уважение национальных и религиозных традиций.
Таким образом, каждый рождённый современный человек с помощью воспитателей – родителей, учителей, коллег и партнёров в дружбе и личной жизни постепенно усваивает что морально и что аморально. Ритуалы и традиции, обычаи, передаваемые поколениями, повлияли на развитие нравственности.
Кратко о теории развития нравственности
Как формируется мораль у детей? Этим вопросом задавались многие ученые. Но в современном мире широкого признания достигла лишь теория Лоуренса Кольберга.
Кольберг использовал метод дилемм. Он проецировал на детей ситуации, в которых юным участникам эксперимента приходилось делать сложный моральный выбор.
В результате идея о том, что у детей формируется стихийная нравственность, не привязанная к каким-либо цифрам и показателям, была отклонена.
Кольберг выявил три уровня развития морального сознания:
- Возраст от 4 до 10 лет. Этот уровень был назван «,доморальным»,. В период от четырех до десяти лет ребенок во главу угла ставит собственную выгоду и безопасность. На первой стадии развития он стремится получить одобрения для того, чтобы уйти от наказания. А правильную тактику поведения легко выстроить с помощью подсказок (общественных норм). На второй стадии ребенок уже ориентирован на потенциальное вознаграждение за хорошее поведение. Малыш думает не о наказании, а о выгоде.
- Возраст от 10 до 13 лет. Уровень назван конвенциональным. В этот период ребенок уже начинает осознавать принятые обществом правила и ценности. На первой стадии мерилом нравственного успеха выступают люди из близкого окружения. Стыд и нежелание разочаровать авторитетных людей подталкивает к соблюдению правил. На второй стадии ребенок уже понимает причины, по которым были введены ограничения. Он также видит в них способ отстоять и защитить собственные права.
- Возраст после 13-ти лет. Подросток создает свою систему нравственных ценностей, корректируя принятый обществом шаблон. На первой стадии большое количество внимания уделяется тем нормам, которые помогают выживать и сохранять спокойствие в социуме. На второй стадии человек уже имеет устойчивые нравственные принципы, которых придерживается вопреки внешнему влиянию и обстоятельствам. При необходимости личность сможет дать отпор и вынести неодобрение толпы, если поведение толпы кажется несправедливым.
Основные виды нравственности
Нравственность – это совокупность норм и ценностей, которые регулируют поведение человека в обществе. Существуют различные виды нравственности, которые выражаются в отношении к самому себе, к другим людям и к обществу в целом.
Основные виды нравственности:
-
Этика личности: этот вид нравственности связан с воспитанием и развитием человека как индивидуума. Основные ценности в этой области включают честность, ответственность, самоуважение, доброжелательность и справедливость.
-
Социальная этика: это нравственность, которая регулирует отношения между людьми в обществе. Основные ценности в этой сфере включают толерантность, взаимопонимание, уважение к другим и сотрудничество.
-
Профессиональная этика: данный вид нравственности относится к поведению людей в профессиональной сфере. Основные ценности в этой области включают честность, непредвзятость, уважение к коллегам и клиентам, а также ответственность за свои действия.
-
Политическая этика: этот вид нравственности связан с поведением людей в политической сфере. Основные ценности включают искренность, честность, справедливость и уважение к правам и свободам других граждан.
-
Религиозная этика: данный вид нравственности основан на принципах и убеждениях, которые вытекают из религиозных верований. Основные ценности включают милосердие, сострадание, честность и верность Богу.
Все эти виды нравственности взаимосвязаны и влияют на поведение и мировоззрение человека. Соблюдение нравственных норм и ценностей позволяет установить гармоничные отношения в обществе и обеспечить благополучие каждого индивидуума.
Антропология
Племенная и территориальная
Селия Грин (Celia Green) различает племенную и территориальную мораль. Последняя определяется как преимущественно негативная и запретительная: она отделяет территорию человека, включая его собственность и тех, кто от него зависит, с установкой, что эта территория не должна нарушаться или отторгаться. В то же время территориальная мораль разрешительна, поскольку позволяет человеку делать все на своей территории, если он не нарушает территорию других. По контрасту, племенная мораль инструктивна, поскольку накладывает коллективные нормы на отдельного человека. Эти нормы в значительной мере произвольны, зависят от культуры и ‘гибки’, в то время как территориальная мораль нацелена на правила, считающиеся универсальными и абсолютными, такие как кантовский ‘Категорический императив’ и ранжированный абсолютизм Нормана Гейслера. Грин связывает развитие территориальной морали с появлением понятия частной собственности и оформлением разницы в общественном статусе.
Внутри группы и вне её
Некоторые исследователи отмечают, что иногда применяются различные правила морали к людям в зависимости от их принадлежности к «своей» или «чужой» группе (человек определяет группу как «свою», если он психологически себя к ней относит в культурном, этническом или каком-то другом смысле). Некоторые биологи, антропологи и эволюционные психологи считают, что эта дискриминация по признаку «свой-чужой» появилась из-за того, что она повышает шансы группы на выживание. Эта точка зрения получила подтверждение в некоторых простых компьютерных моделях эволюции. В этих моделях такая дискриминация имеет иногда следствием неожиданно тесное сотрудничество с представителями своей группы, а также иррациональную враждебность по отношению к представителям чужой группы. Г. Р. Джонсон (Gary R. Johnson) и В. С. Фалгер (V. S. Falger) утверждают, что национализм и патриотизм являются формами этого разграничения на своих и чужих. Джонатан Хайдт заметил, что экспериментальное наблюдение над внутригрупповым критерием укрепляет моральные оценки консерваторов, и в гораздо меньшей степени либералов.
В светских обществах выбор жизненного пути, представляющий понимание человека о правильной жизни, часто является предметом обсуждения в терминах морали. Случается, что определённый выбор стиля жизни и принятые правила поведения в определённом узком сообществе кажутся человеку более справедливыми, чем моральные нормы общества в целом.
Сравнение культур
Кристофер Петерсон (Christopher Peterson) и Мартин Селигман (Martin Seligman) применяют антропологический взгляд на культуры в зависимости от территории и времени. Они приходят к выводу, что некоторые ценности превалируют во всех культурах, среди тех, которые они изучали. Главными такими ценностями они называют мудрость/знание; храбрость; человечность; справедливость; сдержанность и широту взглядов. Каждая из них в свою очередь делится на другие части, например человечность включает любовь, доброту и ум.
Фонс Тромпенаарс (Fons Trompenaars), автор книги Пешеход умер?, ставил социальные эксперименты над представителями различных культур с различными моральными дилеммами. Одна из них — должен ли пассажир машины лгать, чтобы выгородить друга-водителя в случае, если тот сбил пешехода. Тромпенаарс обнаружил, что различные культуры дают совершенно различные ответы (от «нет» до «почти разумеется»), а в некоторых культурах ответ зависит от того, умер ли пешеход —>.[источник не указан 2617 дней]
Джон Ньютон (John Newton), автор книги Complete Conduct Principles for the 21st Century, сравнивает восточную и западную культуры с точки зрения морали. Цель своей книги он определяет так: «…гармонично смешать лучшее в культурах Востока и Запада, чтобы получить новые и лучшие принципы для человеческого общества в новом веке, популяризировать этические теории Китая в Западном мире. Автор надеется, что это поможет решить проблемы человеческого общества в XXI веке, включая те, что каждая культура по отдельности решить не в состоянии».
Что такое Нравственность и кто такой нравственный Человек
Что такое Нравственность и кто такой нравственный Человек
Нравственность – это следование определённым Духовным (нравственным) Принципам: принципам Чести, Совести, Долга, Справедливости, Любви и Доброты. Нравственность – это суть истинного Достоинства Человека. Истинно Достойный Человек – это человек, которого нельзя не уважать, всеми своими проявлениями он вызывает уважение, почтение, одобрение, любовь.
Нравственный человек – это тот, кто данные духовные принципы реализует в своей жизни и они воплощены в нём самом в веде соответствующих убеждений и личных качеств, таких как ответственность, честь, честность, достоинство, уважение к другим, доброжелательность, преданность и др.
Нравственность
Именно Нравственность является показателем степени духовности Человека и Общества. Что такое Духовность – читайте здесь.
Нравственность и рождаемая ею мораль (правила поведения, др.) ранее формировалась Религией, заповедями (Духовными Законами в религиозной трактовке), сейчас во многом разрушена. Конечно её необходимо возрождать и формировать целенаправленно.
Что является основой Нравственности? Что рождает Нравственность и что её разрушает
Основа нравственности – это различение Добра и Зла, и выбор пути Добра. О том, существует ли Добро и Зло – читайте здесь. Именно понимание, что такое Хорошо, что считать Достойным, а что такое Плохо, что является недостойным, позорным, недопустимым для Человека и определяет нравственные нормы.
Именно из-за отсутствия в современно обществе адекватных представлений о Добре и Зле, нравственность пребывает в упадке, люди поражены пороками и невежеством, а общество в целом быстро разлагается.
Также существует заблуждение, что Нравственность – это набор ограничений, которые посягают на свободу человека, сдерживают и блокируют проявление его индивидуальности. Это огромная глупость! Нравственность даёт вектор, путь и условия движения вверх, при которых Душа человека может расти, развиваться с наибольшей скоростью, быть защищённой от пороков, возможного нравственного разложения и деградации, быть неуязвимой для зла. Именно в наивысшие периоды расцвета духовности, когда в обществе в максимальной степени был реализован нравственный стандарт, в воспитании кадров, граждан, в культуре, образовании, в традициях общества, великие империи и государства достигали своего наивысшего уровня развития, цивилизации, культуры, до которых даже многим современных государствам ещё идти и идти.
Потому знания о добре и зле, о том, что делает человека Достойным, Сильным, Успешным, а что его делает ничтожным, падшим, глупым и беспомощным, являются самыми востребованными в обществе!
В идеале, воспитанием Нравственного и Достойного Человека должно заниматься государство. И делать это нужно начинать с детских лет. С детства нужно формировать достойную личность, нравственного человека, гражданина и патриота, как это делалось во все времена в великих Империях и Духовно-рыцарских орденах.
Чего я искренне желаю вам и вашим детям!
Так же рекомендую к прочтению:
Классификация моральных принципов
Моральные принципы осознаются человеком как бесспорная линия поведения, определяющая характер взаимоотношений в обществе.
Моральные принципы можно классифицировать следующим образом:
- Принцип гуманизма – высшая человеческая ценность, выражающаяся в любви к ближнему, защите достоинства, в признании права на счастливое существование и на самореализацию.
- Принцип альтруизма – нравственная норма, призывающая оказывать бескорыстную посильную помощь нуждающимся. Антипод альтруизма – эгоизм.
- Принцип коллективизма – возможность совместного сосуществования для достижения общей цели. Складывается из сотрудничества, взаимопомощи, демократизма. Невозможно реализовать без соблюдения дисциплины.
- Принцип справедливости – равные права и свобода для всех членов общества. Социальные и экономические блага доступны всем без исключения и распределяются в зависимости от количества прилагаемых усилий со стороны каждого индивида.
- Принцип милосердия – готовность сострадать и помогать каждому нуждающемуся вне зависимости от его социального статуса и внешнего вида.
- Принцип миролюбия – основан на признании человеческой жизни высшей ценностью. Предполагает уважение к национальным и региональным особенностям, государственному суверенитету. Провозглашает право на мирную жизнь.
- Принцип патриотизма – любовь к Родине, забота о ней, готовность защищать ее от врагов, гордость за государственные достижения, уважение к истории и бережное отношение к национальному достоянию.
- Принцип толерантности – принятие многообразия культур без желания их подавить или исправить.
Протянуть руку помощи нуждающемуся
Высокие моральные принципы
Главное для человека – не только знать моральные нормы, но и опираться на них на практике. Осознанное применение нравственных норм и правил позволяет назвать человека высокоморальным.
Высоким моральным принципам можно присвоить следующую характеристику:
- «Разрешено» – внутренние убеждения человека, не способные нанести вред кому-либо.
- «Необходимо» или «надо» – выполнение действий, способных помочь другому человеку иногда в ущерб своим интересам.
- «Запрещено» – действия, осуждаемые обществом и влекущие за собой административное или уголовное преследование.
Важно! Моральные принципы формируются на протяжении всей жизни человека и могут изменяться по мере накопления опыта и знаний
Высокие моральные идеалы
Моральные принципы общения
Этика общения предлагает такие нравственные нормы и принципы:
- приоритетность чужих или общественных интересов перед личными;
- осознанное уклонение от применения жизненных благ ради достижения поставленной цели;
- развязывание сложных общественных проблем и работа в экстремальных условиях ради высших целей или идеалов;
- ответственность и безвозмездная забота о нуждающихся;
- выстраивание отношений с членами общества на основе доброты и благожелательности;
- вежливость и уважение к собеседнику, использование общепринятых этических норм;
- общение – процесс двухсторонний, а не монологический, каждый участник вносит в него некий вклад;
- равенство сторон, участвующих в общении, вне зависимости от пола, возраста, социального положения;
- искренность в выражении чувств, правдивость передаваемой информации;
- понятность и доступность для всех участников общения;
- последовательность и правильная очередность элементов общения (вопрос – ответ, побуждение к ответной реплике).
Таким образом, морально нравственные принципы общения основаны на взаимопомощи и взаимодоверии.
Нравственные эталоны общения
Уровни сознания
Моральное сознание действует на нескольких уровнях контроля над отношениями между людьми. Речь идет об эмоционально-чувственной и рационально-теоретической ступени. На эмоциональном уровне осуществляется психическая реакция человека на определенные события, явления. Это проявляется с помощью эмоций, чувств, настроения. За счет эмоционально-чувственного сознания определяется отношение человека:
- К другим личностям.
- К себе.
- К обществу.
Рациональный уровень подразумевает под собой способности людей к некоторому анализу и самоанализу. Эта ступень выступает с позиции результата целенаправленного создания морального осмысления в ходе обучения и воспитания. Человек осознает себя как личность. Он находит свое место в обществе. Самосознание является достаточно важным элементом, которым обладают функции и структура морали. Оно основывается на нравственном начале.
Философия
Основная статья: Этика
Основная статья: Нормы морали
Мораль и этика
Этика (также известная как философия морали) — ветвь философии, изучающая вопросы морали. Слово «этика» «обычно используется как синоним слову ‘мораль’ и иногда в более узком смысле — для обозначения моральных принципов и традиций определённых групп или отдельных людей». Похожим образом, некоторые этические теории, особенно деонтология, различают ‘этику’ и ‘мораль’: «хотя человеческие мораль и этика сводятся в конечном счёте к одному и тому же, существует традиция, в которой ‘мораль’ используется для систем типа кантовской, основанных на понятии долга, обязательств и принципов поведения, в то время как для слова ‘этика’ приберегается подход, подобный аристотелевским практическим рассуждениям , основанным на понятии добродетели, в принципе избегающим отделения «моральных» соображений от прочих практических соображений[нет в источнике]». Мораль и этика часто используются как синонимы, однако мораль в большей степени обозначает взгляды, основанные на практике или обучении тому, как человеку вести себя в личных отношениях или в обществе, в то время как этика в большей мере относится к системе принципов, или к философии и их теоретическому обоснованию.
Дескриптивная и нормативная мораль
- В дескриптивном смысле «мораль» обозначает личные или общественные ценности, кодекс поведения или общественные нравы. Она не даёт объективных суждений о хорошем и плохом, но только описывает то, что считается хорошим или плохим. Дескриптивная этика — ветвь философии, которая изучает мораль с этой точки зрения.
- В нормативном смысле «мораль» претендует на описание того, что действительно хорошо или плохо (если такое существует), что может быть ценным независимо от ценностей или нравов каких-то конкретных людей или культур. Ветвь философии, относящаяся к морали с этих позиций, называется нормативной этикой.
Реализм и анти-реализм
- См. также: Моральный универсализм, Моральный абсолютизм, Моральный релятивизм, Моральный нигилизм
Философские теории о природе и происхождении морали (называемые теориями метаэтики) в целом делятся на два класса:
- Моральный реализм — класс теорий, считающих, что существуют конкретные утверждения, описывающие объективные факты, касающиеся морали. Например, хотя в этих теориях признается, что силы социального конформизма существенно влияют на принимаемые человеком «моральные» решения, в них тем не менее отрицается, что эти культурные нормы и обычаи определяют морально оправданное поведение. Это считается точкой зрения этического натурализма, хотя не все моральные реалисты её разделяют.
- Моральный анти-реализм, с другой стороны, считает, что утверждения относительно морали либо ложны (теория ошибок), либо не пытаются отражать реальные факты, ограничиваясь субъективными оценками (этический субъективизм) и описанием чувств и пожеланий (некогнитивизм).
Некоторые формы этического субъективизма, формально представляющие собой течения анти-реализма, тем не менее считаются реализмом с точки зрения морального универсализма. Например, универсальный прескриптивизм есть универсалистская форма некогнитивизма, которая считает, что мораль выводится из диктуемых обстоятельствами требований поведения, а теория божественного вмешательства и теория идеального наблюдателя — универсалистские формы этического субъективизма, утверждающие, что мораль выводится из божественных законов и гипотетических законов идеального рационального поведения соответственно.
Определение и сущность
Нравственность – это совокупность ценностей, норм и правил, которые регулируют поведение человека и его отношения с окружающим миром. Основой нравственности является система моральных принципов, которые определяют, что является хорошим и правильным, а что – плохим и неправильным.
Нравственный человек – это человек, который осознает и действует в соответствии с этими принципами. Он стремится к добру, справедливости и честности во всех своих поступках и отношениях с другими людьми. Нравственный человек отличается отсутствием эгоизма и готовностью помочь другим.
Нравственность и нравственный человек являются одними из основных понятий этики, науки, изучающей моральные принципы и правила. Нравственность влияет на все сферы нашей жизни – от семейных отношений до политики и экономики.
Нравственность включает в себя не только личные моральные ценности, но и общепринятые нормы и правила, которые формируются в обществе. Нравственный человек находит баланс между собственными ценностями и общественной моралью, умеет адаптироваться к различным ситуациям и решать этические дилеммы.
Нравственность играет важную роль в формировании индивидуальности и характера, она помогает людям жить в гармонии с собой и окружающими, создавая основу для счастливой и здоровой жизни.
Нравственность и нравственные ценности различаются в разных культурах и обществах, их восприятие может изменяться со временем. Однако, основные принципы нравственности – добро, справедливость, честность, милосердие – являются универсальными и являются основой этических норм, которые стоит придерживаться для достижения гармоничного развития и взаимодействия с другими людьми.