Известные примеры социально-философских романов
Роман «1984» Джорджа Оруэлла является одним из самых известных примеров социально-философской литературы. В этом произведении автор исследует тему тоталитаризма и контроля над человеческим мышлением. Он представляет читателям мрачное будущее, где государство следит за каждым шагом своих граждан, подавляет свободную мысль и подчиняет их волю своей системе контроля. Роман вызывает серьезное обсуждение вопросов личной свободы, прав человека и тирании государства.
«О дивный новый мир» — Олдос Хаксли
В романе «О дивный новый мир» Олдос Хаксли исследует тему науки, технологического прогресса и его влияния на общество. Автор представляет читателям утопическое будущее, в котором государство контролирует все аспекты жизни, в том числе и человеческие эмоции и восприятие
Он обращает внимание на потерю личности и идентичности в идеальном обществе, что ведет к запрограммированному и подчиненному поведению людей
«Преступление и наказание» — Федор Достоевский
Роман «Преступление и наказание» Федора Достоевского является примером социально-философской литературы в русской классической культуре. Автор исследует связь между преступлением, наказанием и человеческой совестью. Он поднимает вопросы моральной ответственности, справедливости и ценностей в обществе. Роман также обращается к переживаниям и внутреннему мироощущению главного героя, Родиона Раскольникова, и его внутренней борьбе с собой.
«451 градус по Фаренгейту» — Рэй Брэдбери
В романе «451 градус по Фаренгейту» Рэй Брэдбери исследует тему потери свободы мысли и ценности литературы в технологическом обществе. Он представляет читателям мрачное будущее, где книги запрещены и сжигаются, а люди отвлекаются от реальности телевизорами и развлекательными программами. Роман поднимает важные вопросы о силе слова, значении интеллектуального развития и необходимости самообучения и самообразования.
«Отверженные» — Виктор Гюго
В романе «Отверженные» Виктора Гюго автор исследует проблемы социального неравенства, нищеты и личного морального выбора. Он представляет читателям жизнь разных слоев общества и показывает последствия неравенства и социальных предрассудков. Роман задает вопросы о справедливости, сострадании и условиях, влияющих на формирование личности и выбор каждого человека.
Виды романов (с примерами)
Назовём основные разновидности романа и их примеры в литературе, для того чтобы сориентироваться в огромном объёме русской и зарубежной романной литературы.
По содержанию:
- Плутовской — Г.Филдинг «Похождения Тома Джонса»
- Сатирический – Ф.Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль»
- Роман-путешествие — Н.Гоголь «Мёртвые души»
- Приключенческий – Э.Распэ «Приключения барона Мюнхгаузена»
- Любовный – Э.Бронте «Грозовой перевал»
- Детективный – А.Кристи «Убийство в Восточном экспрессе»
- Исторический – А.Толстой «Пётр I»
- Философский – М.Пруст «В поисках утраченного времени»
- Мистический – М.Булгаков «Мастер и Маргарита»
- Психологический – Ф.Достоевский «Братья Карамазовы»
- Роман религиозного поиска – Л.Леонов «Пирамида»
По форме:
- Роман в стихах – А.Пушкин «Евгений Онегин»
- Роман в письмах – М.Шишкин «Письмовник»
- Роман-кроссворд – М.Павич «Пейзаж, нарисованный чаем»
По литературному направлению:
- Позднеклассический – Петроний «Сатирикон»
- Сентиментальный – Л.Сентиментальное путешествие»
- Реалистический – М.Шолохов «Поднятая целина», М.Горький «Мать»
- Натуралистический – Э.Золя «Жерминаль»
- Научно-фантастический – А.Беляев «Человек-амфибия»
- Модернистский – А.Белый «Петербург»
- Постмодернистский – В.Пелевин «Чапаев и пустота»
Каждый из названных примеров может служить иллюстрацией и других разновидностей жанра.
Хорошо написанный роман не только рассказывает о событиях жизни персонажей, но и поднимает социальные проблемы, задаёт философские вопросы, призывает к духовному поиску.
Философский роман Просвещения
Философский роман как таковой возник в Западной Европе в век Просвещения, когда были созданы такие классические образцы жанра, как «Кандид» (1759) Вольтера или «Племянник Рамо» (точная дата написания неизвестна) Дидро. Издание романов французского философа Руссо «Новая Элоиза» (1761) и «Эмиль» (1762) окончательно определило значение этого жанра в литературе. Немецкий философ Якоби вначале решил изложить свои взгляды именно в художественной форме, опубликовав в 1779 философский роман «Вольдемар». К традиции философского романа относятся и произведения Сада, которые, несмотря на свою скандальную репутацию, во многом являются и продолжением этой литературной традиции и очередным этапом её развития, зачастую пародийным.
А. Мердок
Главную антиномию творчества Айриса Мердока определили ее философские пристрастия – следование идеям французского экзистенциализма. В 60-е годы Мердок обращается к философии Платна, что приводит ее к переосмыслению ряда экзистенциальных идей. Писательница обращается также к этическим ценностям христианства. Но фундаментальным является положение о том, что стоическое противопоставление хаосу бытия – единственно достойная для человека позиция.
Роман «Под сетью» — литературный дебют А. Мердок. Сеть – это метафора хаоса бытия. В романе мир отражается как переплетение эмоций, поступков, помыслов героев, в котором отсутствуют четкие нравственные критерии. А отсутствие единой системы принципов разграничения добра и зла приводит к тому, что каждый в этом мире хаоса оказывается затерян.
Самое известное произведение А. Мердок – роман «Черный принц». Главным героем романа является писатель Брэдли Пирсон. Основную часть романа составляют записки, написанные героем в «пограничной ситуации» — в тюрьме в ожидании казни за убийство. Эта ситуация – своего рода отсылка к роману А. Камю «Посторонний».
Литература модернизма[править | править код]
Огромную роль в дальнейшем развитии жанра сыграли новые направления философии этой эпохи, особенно философия жизни и психоанализ, а позже — экзистенциализм.
Литературный модернизм дал такие образцы философского романа, как «Волшебная гора» (1924) Томаса Манна, «Степной волк» (1927) Германа Гессе, «Человек без свойств» (1931—1932) Роберта Музиля, «Ослепление» (1935) Элиаса Канетти, «Тошнота»(1938) Жана-Поля Сартра.
Несколько особняком стоят в этом ряду произведения Густава Майринка, пронизанные атмосферой оккультизма.
В советской литературе того времени жанр философского романа разрабатывал писатель Леонид Леонов. Опираясь на традиции русской литературы XIX века он создает, в частности, роман «Вор» (первая редакция — 1929), пронизанный философской проблематикой. Одним из наиболее значительных достижений отечественной литературы в жанре философского романа является «Мастер и Маргарита» (1929—1940) Михаила Булгакова.
Известно, что философ и писатель Яков Голосовкер создал в 1925—1929 философский роман «Запись неистребимая». Однако рукопись романа, отданная Голосовкером в преддверии ареста на сохранение довереному лицу, погибла. Позже Голосовкер частично восстановил текст под новым названием «Сожженный роман». Эти фрагменты были опубликованы только в 1991.
Философ Алексей Лосев в промежутке 1932—1934 написал несколько прозаических произведений, в их числе — философский роман «Женщина-мыслитель», впервые опубликованный только в 1993 году.
Особое место в литературе того времени составляют как отечественные, так и зарубежные антиутопии, такие, как «Мы» (1920) Евгения Замятина и «О дивный новый мир» (1932) Олдоса Хаксли.
Таких профессиональных писателей, как уже упомянутый Сартр, а также Альбер Камю и Габриэль Марсель, зачастую называют представителями философии экзистенциализма. Хотя сами они часто находились в сложных отношениях с этим интеллектуальным течением, тем не менее, философия экзистенциализма оказала на них существенное влияние и нашла отражение в их творчестве. Эти писатели внесли свой вклад в развитие жанра философского романа, во многом порвав с модернизмом и создав собственные способы художественного выражения.
Ответ эксперта
Одним из центральных произведений М.Е.Салтыкова-Щедрина лет является роман “Господа _”, который стоит в ряду лучших произведений русских писателей (Н.В.Гоголя, И.А.Гончарова, И.С.Тургенева, Л.Н.Толстого), изображающих жизнь русского дворянства
(*ответ*) Головлевы
Одновременно с “_ ”(1879-1881 гг.) Толстой создает серию публицистических статей, в которых подвергает острой критике основные догматы православной веры, официальную церковь, искажавшую первоначальный смысл христианского учения
(*ответ*) Исповедью
Органический сплав “жития” и романа, философских “поэм” и “поучений”, исповедей, идеологических диспутов и судебных речей определил неповторимое жанровое своеобразие романа
(*ответ*) «Братья Карамазовы»
«Бесы»
«Идиот»
«Униженные и оскорбленные»
Основные положения эстетики демократов сформулировал в своей диссертации 1853 г.
(*ответ*) Чернышевский
Белинский
Добролюбов
Панаев
Основные романы И.А.Гончарова
(*ответ*) «Обломов»
(*ответ*) «Обрыв»
(*ответ*) «Обыкновенная история»
«Дворянское гнездо»
«Губернские очерки
Основой _ как художественного метода является социально-исторический и психологический детерминизм
(*ответ*) реализма
Основой этого романа Тургенева стал конфликт между старым миром и демократической молодежью, представляющей новый мир, который только еще складывался в процессе отрицания всей прежней жизни.
(*ответ*) «Отцы и дети»
«Рудин»
«Дворянское гнездо»
«Новь»
Основоположником критического реализма часто называют Н.В._, однако в его творчестве общественная жизнь, история человеческой души часто соотносится с такими категориями, как вечность, высшая справедливость, провиденциальная миссия России, царство Божие на земле
(*ответ*) Гоголя
Особое место среди персонажей «Вишневого сада» занимает нетрадиционный для русской литературы образ купца. Делец, и очень удачливый, при этом — человек “с душой артиста” — это
(*ответ*) Лопахин
Гаев
Петя Трофимов
Тузенбах
Открытие диалектики души дало возможность небывалого проникновения в сокровенную глубину чувств, сознательных, полусознательных и бессознательных переживаний человека
(*ответ*) Л.Н.Толстому
Ф.М.Достоевскому
А.П.Чехову
И.А.Гончарову
Отличительная черта культуры первой четверти ХХ века — небывалый с пушкинских времен расцвет
(*ответ*) лирической поэзии
реалистической прозы
романтической прозы
автобиографической повести
Первая повесть Достоевского “_”, опубликованная в 1846 г. в “Петербургском сборнике”, стала событием в русской литературе
(*ответ*) Бедные люди
Первый социально-философский роман Достоевского, где поставлены вопросы, от решения которых, по мнению писателя, зависели судьбы России, — это
(*ответ*) «Преступление и наказание»
«Униженные и оскорбленные»
«Идиот»
«Игрок»
Проблема изучения романа
В изучении романа существует две основные проблемы, связанные с относительностью его жанрового единства:
- Генетическая. Между историческими разновидностями романа можно установить лишь пунктирную, с трудом различимую преемственность. С учетом этого обстоятельства, а также на основании нормативно понятого жанрового содержания не раз делались попытки исключить из понятия романа «традиционный» тип романа (античный, рыцарский и вообще авантюрный). Таковы концепции Лукача («буржуазный эпос») и Бахтина («диалогизм»).
- Типологическая. Есть тенденция рассматривать роман не исторически, а как стадиальное явление, закономерно возникающее в ходе литературной эволюции, и причислять к нему некоторые крупные повествовательные формы в «средневековых» (до-современных) Китае, Японии, Персии, Грузии и т. д
Несмотря на исключительную распространенность этого жанра, его границы до сих пор недостаточно ясны и определенны.
Наряду с произведениями, носящими это имя, мы встречаем в литературе последних столетий крупные повествовательные произведения, которые называются повестями. Некоторые писатели дают своим большим эпическим сочинениям название поэмы (достаточно напомнить Гоголя, его «Мертвые души»).
Проблема заключается следовательно в том, чтобы подойти к самим произведениям, к их отличительным особенностям и на основании их изучения определить, что же такое роман, чем он отличается от других крупных повествовательных жанров, в чем его сущность.
Другого рода ошибки встречаются у тех историков литературы, которые исходили из совершенно правильной методологической предпосылки: разрешение проблемы романа, как и всех прочих поэтических форм, возможно только в исторической перспективе.
В особом положении оказались те исследователи, которые совмещали историчность изучения с высотой теоретических предпосылок. Среди специалистов-литературоведов, представителей старого буржуазного литературоведения, таких, к сожалению, почти не оказалось.
Гораздо больше сделали для теории романа крупнейшие буржуазные философы-диалектики и прежде всего Гегель. Но основные выводы гегелевской эстетики, помимо того, что они должны быть переставлены с «головы» на «ноги», еще недостаточны для построения теории романа.
Для разрешения проблемы романа нужно прежде всего поставить вопрос о том, как и когда, в каких социально-исторических условиях этот жанр возник, какие и чьи художественно-идеологические запросы он собой удовлетворял, каким и чьим иным поэтическим жанрам пришел он на смену.
Историческая типология романа
Исторически сложно определить происхождение романа как отдельного литературного жанра. Строго говоря, первым европейским романом является «Дон Кихот», однако историю жанра начинают отсчитывать со Средних веков. На протяжении его эволюции выделялись следующие формы:
- Рыцарский роман – это эпический жанр поэзии с использованием элементов фантастики. Основным фокусом повествования являются поступки. Современники называли эту форму куртуазным романом.
- Аллегорический роман – это форма жанра, использующая конкретные образы и поступки с целью объяснить абстрактные, сложные понятия. Идеальным примером аллегории в литературе являются басни, а вершиной аллегорического романа стала «Божественная комедия» Данте Алигьери.
- Роман нравов, или сатирический роман, отличается скорее по содержанию, чем по строгому соответствию какому-либо историческому периоду. «Сатирикон» Петрония можно назвать романом нравов, так же как и произведение Сервантеса «Дон Кихот».
- Философский роман – это направление в литературе XVIII века, фокусирующееся на поиске ответов на вечные вопросы. Вершиной философского романа стал «Кандид» Вольтера. Философия всегда играла важную роль в литературе, поэтому философский роман нельзя ограничивать рамками одного века. Произведения Гессе, Манна и Ницше были написаны гораздо позже, но являются яркими представителями этого направления.
- Психологический роман – это разновидность жанра, нацеленная на изучение внутреннего мира героев. Ни одна историческая форма романа не оказала такого кардинального и глубокого влияния на развитие жанра, как психологический роман. Фактически он перевернул само определение литературного жанра и сегодня является доминирующим типом романа.
О популярности жанра романа говорит разнообразие его видов, появившихся за всю историю его существования: плутовской, сентиментальный, бульварный, авантюрный, приключенческий, исповедь, семейно-психологический, мемуарный, эпистолярный, философский, исторический, фантастический, детективный.
Основные черты и особенности жанра
Социально-философская драма – это особый жанр драматургии, в котором освещаются социальные проблемы и философские вопросы, возникающие в обществе. Жанр такой драмы характеризуется определенными чертами и особенностями, отличающими его от других жанров.
Основные черты социально-философской драмы:
Социальная актуальность. Социально-философская драма затрагивает важные и актуальные проблемы общества, такие как социальные неравенства, политические конфликты, моральные дилеммы и т.д
Актуальность темы делает данную драму интересной и позволяет привлечь внимание зрителя. Философская глубина
Жанр социально-философской драмы часто посвящен вопросам философии, морали и смысла жизни
Философская глубина. Жанр социально-философской драмы часто посвящен вопросам философии, морали и смысла жизни
В таких пьесах авторы стараются показать различные философские концепции и достичь глубокого понимания человеческой природы и общества.
Интеллектуальная загадка. Социально-философская драма часто ставит перед зрителем сложные философские и этические вопросы, вызывая у него раздумья и поиск ответов. Пьесы данного жанра не всегда дают четкие ответы, они скорее ставят задачу перед зрителем, оставляя ему пространство для размышлений и собственных выводов.
Критика и ирония. Жанр социально-философской драмы часто содержит элементы критики и иронии по отношению к обществу и его ценностям. Авторы стараются показать недостатки и проблемы общества, а также порицать консервативные устои и глупость некоторых общественных мнений и предрассудков.
Особенности социально-философской драмы:
- Комплексность и глубина сюжета.
- Частое использование диалогов между персонажами для выявления и обсуждения проблем и идей.
- Акцент на развитие и эволюцию персонажей, их внутренний мир и переживания.
- Возможность для зрителя сопереживать героям и понимать их мотивы и действия.
- Частое использование символики и метафор для передачи философских идей и концепций.
- Эмоциональное и психологическое напряжение, вызывающее у зрителя настоящие чувства и размышления.
- Отсутствие однозначного и прямого решения проблемы, оставляющее пространство для толерантного разнообразия мнений.
- Жанровая свобода, позволяющая сочетать в себе элементы психологической драмы, политической сатиры, философских парадоксов и других жанров и поджанров.
В целом, социально-философская драма – это форма искусства, которая помогает зрителю задуматься над важными вопросами жизни, общества и собственного бытия, а также проанализировать сложные проблемы и найти пути к их решению.
Литературный романтизм
Развитие жанра связано с литературным движением «Бури и натиска» и романтизма, когда были созданы такие произведения в жанре философского романа, как «Годы учения Вильгельма Мейстера» (1795—1796) Гёте, роман «Генрих фон Офтердинген» Новалиса, «Гиперион» Гёльдерлина, «Ночные Бдения», изданные в 1805 под псевдонимом Бонавентура. Авторство последнего романа часто приписывается философу Шеллингу.
Огромная роль в развитии жанра в это время принадлежит немецкому писателю Жан Полю.
Образцы философского романа можно найти у представителей позднего романтизма, таких, как Гофман или Мэри Шелли у которых жанр приобретает черты фантасмагорического, а часто мрачного и таинственного действа, иногда с большой долей сатирического элемента.
Представитель русского позднего романтизма Владимир Одоевский издал в 1844 философский роман «Русские ночи».
Свежие записи
- Особенности психологии как науки и ее задачи
- Общее понятие об интеллекте
- Общая характеристика мотивационной сферы человека
- Диагностика избирательности внимания
- Конфликты как борьба животных за жизненные ресурсы
- Предмет и метод педагогической конфликтологии
- Социальная экология – наука и учебный предмет в профессиональной подготовке специалистов социальной работы
- Анализ конкретных случаев терапии
- Развитие отечественной психологии в 19 в
- Основные принципы и методы управленческой психологии 2
- Совладание с трудными жизненными ситуациями
- Методические указания для проведения практических занятий по разделам 1–3 дисциплины «Психология»
- по курсу «Психология» 2
- Психиатрия — Билеты с ответами
- Психология профессионализма. 2011/12
Литература
- Агеносов В. В. Советский философский роман. М.: Прометей,1989 (1990).- 300 с.
- Забабурова Н. В. Французский философский роман XVIII века: самосознание жанра // (XVIII век: литература в контексте культуры. — М.,
1999. — С. 94-104.
- Peter Jones , Philosophy and the Novel (Oxford, 1975).
- Stephen D. Ross , Literature and Philosophy (New York, 1969).
- Murdoch, Iris (1992) Metaphysics as a Guide to Morals: Writings on Philosophy and Literature. Penguin ISBN 100140264922
- Murdoch, Iris (1997) Existentialists and Mystics: Writings on Philosophy and Literature. Penguin ISBN 100140264922
Read more: novel, the philosophical — roman-à-clef, Tom Jones, Bildungsroman, A la recherche du temps perdu, Middlemarch — Philosophical, Novel, Philosophy, Fiction, Sometimes, and Particular http://science.jrank.org/pages/22613/novel-philosophical.html#ixzz0vetIhGth
Это заготовка статьи по философии. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её. |
Это заготовка статьи по искусству. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её. |
Тема
Тема рассказа – отношение к жизни и смерти, нищете и роскоши на примере героя, зря прожившего свою жизнь. Взгляд автора и его героя на эти основополагающие понятия отображает мировосприятие всего общества, разделённого на классы. Высшее общество, владеющее всеми материальными ценностями, имеющее возможность купить всё, что продаётся, не имеют самого главного – духовных ценностей.
Чувства танцующей на корабле пары, изображающей искреннюю любовь, тоже фальшивка. Это актёры, которых купили, чтобы они сыграли влюблённую пару. Нет ничего настоящего, всё искусственное, лицемерное, неестественное. И сами люди, фальшивые и двуличные, изображены безликими, в чём и заключается смысл этого рассказа.
Господин обезличен: автор не называет даже его имени. Жизнь его бесцельна и пуста, он всю жизнь усердно наращивал капитал, эксплуатируя рабочих, и пользовался благами, созданными представителями низшего класса. Теперь, “уйдя на покой” он мечтает купить всё, что только возможно, но не успевает: судьба распорядилась по-своему, отняв у него жизнь. Когда он умер, никто о нём и не вспомнил, мёртвый он доставляет лишь неудобства окружающим, в том числе и своей семье.
Суть в том, что герой рассказа умер – и ему не нужны богатство, роскошь, власть и почёт. Ему всё равно где лежать – в роскошном инкрустированном гробу или в простом ящике из-под содовой. Жизнь прошла зря: поклоняясь золотому тельцу,
он не испытал настоящих, искренних человеческих чувств, не знал любви и счастья.
Анализ произведения «Господин из Сан-Франциско» позволяет выделить основную мысль рассказа, которая заключается в философских размышлениях автора о смысле жизни, о сущности бытия.
Философский роман в середине XIX века
В первой половине XIX века дань этому жанру отдали и представители реалистического направления в литературе. Особенно надо отметить Бальзака, включившего в свой opus magnum «Человеческая комедия» специальный раздел «Философские этюды», содержащий более двух десятков произведений. В частности, к «философским этюдам» он отнёс, «Шагреневую кожу» (1831), «Неизвестный шедевр» (1831) и роман «Серафита» (1835). В то же время форму философского романа в сатирическом и публицистическом духе использовал и британский философ Томас Карлейль, опубликовавший в 1833—1834 своё произведение «Sartor Resartus».
Особую роль в становлении жанра в XIX веке сыграл философ Кьеркегор. Тяга к романной форме побудила Кьеркегора издавать не только трактаты, но и художественно написанные произведения, проникнутые духом философского анализа.
Иногда к жанру философского романа относят программные произведения русской литературы XIX века — особенно сочинения Фёдора Достоевского и Льва Толстого.
К жанру философского романа иногда относят социально ориентированные произведения эпохи «Великих реформ», такие, как «Отцы и дети» Ивана Тургенева и «Что делать?» Николая Чернышевского.