Примечания[править | править код]
- Пименова М. В. Русская сказка – миф // Миф в истории, политике, культуре. № 3, 2019
- ↑ Бараг Л. Г., Новиков Н. В. Примечания // Народные русские сказки А. Н. Афанасьева: В 3 т. — М.: Наука, 1984—1985. — (Литературные памятники). — Т. 1. — 1984. — С. 449.
- Сюжет № 559. «Несмеяна-царевна» // Сравнительный указатель сюжетов. Восточнославянская сказка — С. 158
- Приходько Л. С. Русская сказка как форма отражения ментальности народа // Вопросы культурологии. № 1 (январь), 2008. — С. 59-60.
- ↑ Будур Н. В. Несмеяна-царевна // Сказочная энциклопедия / общ. ред. Н. В. Будур. — М.: Олма-Пресс, 2005. — С. 348. — ISBN 5-224-04818-4.
- Фукс, Александра Андреевна // Русский биографический словарь, т. 21 (1901) — C. 242
- Тиманова О. И. Концепция «Полезной» книги в отечественном women`s writing первой половины XIX века // «Научный диалог», 2012
- Тараховская Е. По щучьему велению. Пьеса по материалам рус. сказок в 2-х д. — М.: Всерос. театр. о-во, 1968 — 34 с.
- Спутницкая Н. Ю. Птушко. Роу: мастер-класс российского кинофэнтези — М.: «Директ-Медиа», 2018 — С. 173
- Голдовский Б., Хорт А. Не только куклы (Все про Образцова) — М.: ЛитРес, 2001
Популярные сочинения
- Сочинение про Рождество Ко дню светлого праздника Рождества Христова, который в нашей семье очень почитаем, мы всегда очень тщательно готовимся. У нас большая семья: мы с братом и две наших сестры, которых папа с мамой взяли в детдоме.
- Сочинение на тему Лебединая верность Существует красивая легенда, что лебеди хранят верность второй половинке до самого конца. Даже если их возлюбленный или возлюбленная умирает, то они не переносят такой утраты и могут сами погибнуть
- Анализ романа «Герой нашего времени» Лермотова 9 класс Михаил Юрьевич Лермонтов принадлежит к числу выдающихся мастеров русского слова. Его стихи, рассказы и романы читаются во многих странах по сей день. Не обошло творчество известного русского поэта
Образ в сказке
Персонаж царевна Несмеяна – нечто среднее между Спящей Красавицей и Василисой Премудрой. Первая ничего не чувствовала, находясь во сне, вторая обладала мудростью и логикой, а потому смеяться над глупостями в ее случае грешно. Характер Несмеяны совпадал с описаниями темпераментов подобных героинь восточных легенд. В них даже простая улыбка принцессы провоцировала цветение благоухающих садов, поэтому ее пытались выдать замуж за того, кто мог бы все время веселить девушку.
Спящая Красавица и Василиса Премудрая
Царь-отец всегда хотел видеть, как его любимая дочь смеется, а не плачет. Грустный лик царевны заставляет его переживать о состоянии девушки. Поэтому правитель использует любой шанс, чтобы заставить Несмеяну забыть о тоске. Смех царевны становится задачей государственного уровня. Рассмешивший царскую дочку возьмет ее в жены, чтобы веселить постоянно.
Любопытно, что даже имя царевны – Несмеяна – выбрано не случайно. Логично предположить, что оно описывает, насколько грустной была девушка. В то же время в скандинавских сказаниях упоминался персонаж по имени Сканди. Это – не смеявшаяся принцесса. Ее имя дало название государству, а также конфликтам – скандалам.
Царевна Несмеяна и Царь
Биография Несмеяны малопривлекательна. Девушка флегматична, постоянно находится во дворце и не может радоваться ничему из того, что ее окружает. Ее жизнь роскошна: отец позаботился, чтобы у дочери было все, чего может пожелать девушка такого статуса. Но ее не радуют ни немыслимые богатства и ресурсы, ни простые утешения смертных в виде солнечного света и других природных явлений. Доставить царевне удовольствие пытались все в государстве. Каких утех только не придумывали, чтобы проблеск улыбки озарил ее лицо. Но все было тщетно.
Удалось осуществить невероятное простому работнику. Угрюмая девушка весело расхохоталась от непринужденного поведения мужика, который не ставил себе цели стать ее женихом. Оказалось, что для радости героини достаточно простой, естественной и искренней глупости – такой, как чих или случайное падение.
Царевна Несмеяна (арт)
Настолько простым был работник, сумевший покорить царевну. Зарабатывавший своим трудом, он никогда не видел заслуженных денег, которые, как ни странно, ему предлагал хозяин. Скромный мужик брал свою монету, да и ту терял, подходя напиться воды у колодца. На третий год работы его угораздило сохранить деньги. На радостях работник решил мир посмотреть и себя показать. К тому моменту, как он прибыл ко дворцу Несмеяны, деньги закончились, так как по пути он помогал зверям: сому, жуку да мыши. Увидев красоты царского терема, работник обомлел и упал в грязь. Тут подоспели звери, которым он успел помочь. Они чистили его платье от грязи, и это рассмешило царевну Несмеяну.
Почему же такая мелочь смогла поразить девушку? Она – интересный персонаж для психологов. Специалисты считают, что окружающая девушку действительность чужда героине. Увидеть, насколько легка и проста жизнь, ей помогла случайность. Веселье и приятные стороны существования стали очевидными для царевны. В этом и заключается мораль сказки Афанасьева.
Переход царевны через собственную шутку
Царевна устроила прием, на котором был приглашен царевич. Она приготовила много шуток и ребусов, но ни одна из них не смогла вызвать смех царевича. Гордая и обиженная царевна решила придумать последнюю шутку, которая должна была рассмешить царевича.
Царевна сказала царевичу загадку: «Какие мысли мыслишь, если мыслить о тебе мыслишь?» Царевич попытался разгадать загадку, но не смог. Тогда царевна рассмеялась сама, потому что «мыслишь» в загадке звучит как «мы слишком», и ответ на загадку — «смещаем куст мысли». Царевич присоединился к смеху царевны, и они смеялись вместе.
Эта шутка царевны стала решающим моментом, и царевич влюбился в нее. Он попросил руки царевны, и они стали счастливыми и веселыми супругами.
Радость и счастье царевны несмеяны
Царевна несмеяна была прекрасной и нежной девушкой. Она всегда хранила сердце полным радости и счастья. Никогда не позволяла печали и грусти овладеть своими мыслями и чувствами.
Все ее окружало проникалось этой неподдельной радостью. Цветы на ее окне расцветали особенно красочно, птицы запевали особенно громко, и воздух наполнялся ароматом любви и веселья.
Царевна несмеяна была настоящим солнышком во дворце. Она всегда поднимала настроение своими веселыми шутками и смешными выходками. Ее смех был магическим – он мог рассеять любую печаль и принести радость и улыбку на лица людей.
Но однажды на царство направило свое злое чары, и царевна перестала смеяться. Она стала серьезной и задумчивой, словно ее сердце окаменело от горя. Ее смех и радость исчезли, и теперь дворец стал тихим и грустным местом.
Все пытались вернуть царевне ее непринужденный смех, но никто не смог этого сделать. Своей улыбкой она срывала из замка заклинание, и нашелся тот, кто рассмешил царевну несмеяну.
Он был простым и отзывчивым овощем – луком. Он подбирался к царевне и рассказывал ей смешные истории. Ее сердце потихоньку начало размораживаться, и она снова почувствовала радость.
Смех вернулся во дворец царевны, и он стал радостным и счастливым местом. Каждый день в замке раздавался смех и веселье, а царевна снова стала улыбаться, дарить свою радость другим и заполнять жизнь теплом и счастьем.
Таким образом, лук стал рыцарем, который смог рассмешить царевну несмеяну и вернуть ей радость.
Сюжет
Жила однажды царевна, которая никогда не улыбалась и не смеялась. Её отец обещал, что тот, кто вызовет у неё улыбку, сможет жениться на ней, и многие пытались, но никому не удалось.
На другом конце города честный работник трудился на своего хозяина. В конце года хозяин положил мешок с деньгами перед ним и сказал ему взять столько, сколько он хотел. Чтобы не жадничать, работник взял только одну монету, и, когда он пошел пить из колодца, то уронил монету и потерял её. В следующем году то же самое случилось с ним. На третий год работник взял опять одну монету, но когда он пил из колодца, то не потерял свою монету, и две другие монеты выплыли к нему. Он решил посмотреть мир. Мышь попросила у него милостыни; он дал ей монету. Затем он сделал то же самое для жука и сома.
Он пришел к замку и увидел царевну, которая глядела на него. Это поразило его, и он упал в грязь. Мышка, жук и сом пришли ему на помощь, и глядя на них, царевна рассмеялась. Она указала на него, и когда его привели во дворец, он превратился в красивого мужчину. Честный труженик, теперь красавец, женился на царевне.
Описание №2
В.М.Васнецов — великий русский художник-сказочник. Его работы познакомили с миром сказок не в привычном литературном понимании, а художественном. Из под пера мастера появились на свет «Богатыри», «Три царевны подземного царства», «Ковер-самолет», «Витязь на распутье», «Избушка на курьих ножках», «Аленушка». Удивительному сказочному миру посвящена одна из поздних работ Васнецова «Царевна Несмеяна».
С раннего возраста дети помнят прекрасную царевну из русской народной сказки, которая никогда не смеялась. Красивая, гордая, словно грациозная лань предстает перед зрителями девушка на картине «Царевна Несмеяна». Центральный образ невольно притягивает взгляд. На высоком троне, в царской одежде сидит молодая девушка с грустными, усталыми от всего происходящего глазами. Белая одежда подчеркивает, что царевна невеста. Левая рука придерживает лоб, что наводит на мысль, что девушка страдает головной болью. Бледный цвет кожи лица, цвет платье все бы слилось воедино, но художник подарил царевне длинные темные волосы, раскинутые по плечам, что эффектно подчеркнули ее целостный образ.
Не был бы так интересен центральный персонаж, если бы ее яркими красками не окружала толпа людей. Художник сумел в каждого человека, пришедшего «попытать счастье» в развлечении царевны, вложить индивидуальные черты лица, свой характер
Сразу за троном в красной одежде парень, который привлекает к себе внимание танцем. Ему подыгрывает на балалайке музыкант. Бояре стоят с опущенной головой, понимая, что ни один из присутствующих не сможет развеселить девушку
Бояре стоят с опущенной головой, понимая, что ни один из присутствующих не сможет развеселить девушку
Сами они не способны помочь горю. Люди разных возрастов пришли побороться за счастье. Рядом с музыкантом старик пытается показать свои способности, забрасывая ноги к голове. Взгляд его устремлен на зрителя и понимаешь, что он не приятен. Борода скорее говорит о заморском происхождении. Недалеко от него примостился певец, исполняющий серенаду для прекрасной дамы. Все действия происходит одновременно. Кажется, что сам слышишь раздающийся со всех сторон шум. В таком количестве народа нет возможности разобраться, кто же истинный герой, которому удастся влюбить в себя царевну. Вероятнее всего он еще не появился в покоях девушки
Бояре стоят с опущенной головой, понимая, что ни один из присутствующих не сможет развеселить девушку. Сами они не способны помочь горю. Люди разных возрастов пришли побороться за счастье. Рядом с музыкантом старик пытается показать свои способности, забрасывая ноги к голове. Взгляд его устремлен на зрителя и понимаешь, что он не приятен. Борода скорее говорит о заморском происхождении. Недалеко от него примостился певец, исполняющий серенаду для прекрасной дамы. Все действия происходит одновременно. Кажется, что сам слышишь раздающийся со всех сторон шум. В таком количестве народа нет возможности разобраться, кто же истинный герой, которому удастся влюбить в себя царевну. Вероятнее всего он еще не появился в покоях девушки.
Особое внимание заслуживают росписи на стенах тронного зала. На каждой стене сюжеты сказочных историй, старинные фрески. Удивительно тонко прорисованы художником арки зала, его потолок
Удивительно тонко прорисованы художником арки зала, его потолок
В небольших окнах проглядывает дневной свет, словно лучик той свободы, которой так сейчас не хватает Несмеяне. В окне же у трона просматривается уличная толпа, ожидающая своего часа
Удивительно тонко прорисованы художником арки зала, его потолок. В небольших окнах проглядывает дневной свет, словно лучик той свободы, которой так сейчас не хватает Несмеяне. В окне же у трона просматривается уличная толпа, ожидающая своего часа.
`
Что Царевна-несмеяна обнаружила во время своего путешествия
Царевна-несмеяна отправилась в свое путешествие по океану в поисках чего-то драгоценного и необычного. Ее путь был полон приключений, и она смело исследовала каждый уголок морей и океанов.
Путешествуя по глубинам океана, Царевна-несмеяна обнаружила удивительный подводный мир, полный разнообразных существ и растений. Она увидела ярких и красочных рыбок, которые плавали вокруг нее, словно живые краски на холсте художника.
Вдыхая свежий морской воздух, Царевна-несмеяна объявила, что она нашла самый красивый коралловый риф на свете. Вокруг нее тянулись нежные и манящие кораллы разнообразных форм и цветов. Это было поистине волшебное зрелище, которое нельзя было передать словами.
Но самое впечатляющее, что Царевна-несмеяна обнаружила во время своего путешествия, — это живые морские звезды. Они светились в темноте океана, словно маленькие звезды на небе. Царевна-несмеяна восхитилась их красотой и грациозностью.
По окончании своего путешествия, Царевна-несмеяна поняла, что искать что-то драгоценное и смешное не всегда означает найти материальные сокровища. В ее сердце закрепилось память о красоте и удивительных морских созданиях, которые живут в океане.
Сказка «Несмеяна-царевна»
Русская народная сказка
Как подумаешь, куда велик божий свет! Живут в нем люди богатые и бедные, и всем им просторно, и всех их призирает и рассуждает господь. Живут роскошные — и празднуют; живут горемычные — и трудятся; каждому своя доля!
В царских палатах, в княжьих чертогах, в высоком терему красовалась Несмеяна-царевна. Какое ей было житье, какое приволье, какое роскошье! Всего много, все есть, чего душа хочет; а никогда она не улыбалась, никогда не смеялась, словно сердце ее ничему не радовалось.
Горько было царю-отцу глядеть на печальную дочь. Открывает он свои царские палаты для всех, кто пожелает быть его гостем. «Пускай, — говорит, — пытаются развеселить Несмеяну-царевну; кому удастся, тому она будет женою». Только это вымолвил, как закипел народ у княжьих ворот! Со всех сторон едут, идут — и царевичи и княжевичи, и бояре и дворяне, полковые и простые; начались пиры, полились меды — царевна все не смеется.
На другом конце в своем уголке жил честной работник; по утрам он двор убирал, вечерами скот пасал1, в беспрестанных был трудах. Хозяин его — человек богатый, правдивый, платою не обижал. Только покончился год, он ему мешок денег на стол: «Бери, — говорит, — сколько хочешь!», а сам в двери и вышел вон. Работник подошел к столу и думает: как бы перед богом не согрешить, за труды лишнего не положить? Выбрал одну только денежку, зажал ее в горсть да вздумал водицы напиться, нагнулся в колодезь — денежка у него выкатилась и потонула на дно.
Остался бедняк ни при чем. Другой бы на его месте заплакал, затужил и с досады б руки сложил, а он нет. «Все, — говорит, — бог посылает; господь знает, кому что давать: кого деньгами наделяет, у кого последние отнимает. Видно, я худо рачил2, мало трудился, теперь стану усердней!» И снова за работу — каждое дело в его руках огнем горит! Кончился срок, минул еще год, хозяин ему мешок денег на стол: «Бери, — говорит, — сколько душа хочет!», а сам в двери и вышел вон. Работник опять думает, чтоб бога не прогневить, за труд лишнего не положить; взял денежку, пошел напиться и выпустил невзначай из рук — денежка в колодезь и потонула. Еще усерднее принялся он за работу: ночь недосыпает, день недоедает. Поглядишь: у кого хлеб сохнет, желтеет, а у его хозяина все бутеет3; чья скотина ноги завивает4, а его по улице брыкает; чьих коней под гору тащат, а его и в поводу не сдержать. Хозяин разумел, кого благодарить, кому спасибо говорить. Кончился срок, миновал третий год, он кучу денег на стол: «Бери, работничек, сколько душа хочет; твой труд, твоя и деньга!», а сам вышел вон.
Берет работник опять одну денежку, идет к колодезю воды испить — глядь: последняя деньга цела, и прежние две наверх выплыли. Подобрал он их, догадался, что бог его за труды наградил; обрадовался и думает: «Пора мне бел свет поглядеть, людей распознать!» Подумал и пошел куда глаза глядят. Идет он полем, бежит мышь: «Ковалек, дорогой куманек! Дай денежку; я тебе сама пригожусь!» Дал ей денежку. Идет лесом, ползет жук: «Ковалек, дорогой куманек! Дай денежку; я тебе сам пригожусь!» Дал и ему денежку. Поплыл рекой, встрелся сом: «Ковалек, дорогой куманек! Дай денежку; я тебе сам пригожусь!» Он и тому не отказал, последнюю отдал.
Сам пришел в город; там людей, там дверей! Загляделся, завертелся работник на все стороны, куда идти — не знает. А перед ним стоят царские палаты, сребром-золотом убраты, у окна Несмеяна-царевна сидит и прямо на него глядит. Куда деваться? Затуманилось у него в глазах, нашел на него сон, и упал он прямо в грязь. Откуда ни взялся сом с большим усом, за ним жучок-старичок, мышка-стрижка; все прибежали. Ухаживают, ублаживают: мышка платьице снимает, жук сапожки очищает, сом мух отгоняет. Глядела-глядела на их услуги Несмеяна-царевна и засмеялась. «Кто, кто развеселил мою дочь?» — спрашивает царь. Тот говорит: «Я»; другой: «Я». — «Нет! — сказала Несмеяна-царевна. — Вон этот человек!» — и указала на работника. Тотчас его во дворец и стал работник перед царским лицом молодец-молодцом! Царь свое царское слово сдержал; что обещал, то и даровал. Я говорю: не во сне ли это работнику снилось? Заверяют, что нет, истинная правда была, — так надо верить.
Ссылки:
1 Пас.
2 Усердно старался (Ред.).
3 Толстеть, наливаться, тучнеть (Ред.).
4 Тащиться, плестись (Ред.).
Несмеяна-царевна // Народные русские сказки А. Н. Афанасьева: В 3 т. — М.: Наука, 1984—1985. — (Лит. памятники).
Т. 2. — 1985. — С. 332—333.
Альтернативный текст:
Несмеяна-царевна — Русская народная сказка
Сказка «Несмеяна-царевна», читать текст онлайн на нашем сайте бесплатно.
НеумойкаРусская народная сказка
Отслужил солдат три войны, не выслужил и выеденного яйца, …
Никита КожемякаРусская народная сказка
Около Киева проявился змей, брал он с народа поборы немалы…
Комментарий к сказке «Несмеяна-царевна».
Сюжет сказки «Несмеяна-царевна» встречается в фольклоре разных стран Европы и Америки, подобные мотивы есть и в скандинавском эпосе, в «Младшей Эдде». Первоначальный смысл этого сказочного сюжета, связанного с ритуальной ролью смеха в древних обрядах, доносит старейшая его литературная версия в итальянском сборнике новелл Дж. Серкамби. В XVI в. сказка о Несмеяне была обработана в «Пентамероне» – сборнике Дж. Базиле. Сюжет о несмеющейся или молчащей царевне обрабатывался писателями на основе народных сказок.
Рассмотрим некоторые из них.
В датской народной сказке «Санный поезд» главная героиня – принцесса, так же, как и Несмеяна, никогда не улыбалась, поэтому ее прозвали Куксой. Множество женихов пытались ее рассмешить, но безуспешно. И тогда трое братьев Педер, Палле и Еспер решили попытаться рассмешить принцессу Куксу У старшего и среднего братьев ничего не получилось. А младший, Еспер, по дороге во дворец получил от старушки за свою доброту волшебные санки, к которым прилипал каждый, кто дотрагивался до них. Так, пока Еспер добрался до дворца, образовался целый «санный поезд» из трех служанок, пастора, пономаря и стада гусей. И принцесса, увидев такую странную процессию, рассмеялась. И, как и в русском варианте, в конце сказки герой женится на принцессе.
В немецком фольклоре также существует сказка с похожим сюжетом – «Золотой гусь», записанная братьями Гримм. Как и в датской сказке, в ней младший из трех братьев Дурень, получает от старика, с которым он поделился едой, волшебный подарок – золотого гуся, к которому прилипали все, кто к нему прикасался. Дурень приходит к королевскому дворцу, и ему удается рассмешить королевскую дочку. Однако на этом немецкая сказка не заканчивается: герою приходится выполнять другие задания короля, чтобы добиться руки его дочери.
Как мы видим, сказка у разных народов обрастает своими, уникальными для каждого народа подробностями и деталями. В русском варианте герой один, а в европейских фигурируют три брата. Во всех вариантах сюжета герои смешат принцессу разными способами – кто-то с помощью волшебных санок, кто-то – золотого гуся, а в русской сказке – благодаря усилиям волшебных животных: мышки, жука и сома. Все сказки объединяет общий элемент – главный герой получает возможность добиться принцессы благодаря своей доброте и состраданию.
В сказке «Несмеяна-царевна» есть зачин и присказка, характерные для русского фольклора:
Как подумаешь, куда велик божий свет! Живут в нем люди богатые и бедные, и всем им просторно, и всех их призирает и рассуждает господь. Живут роскошные – и празднуют; живут горемычные – и трудятся; каждому своя доля!
В царских палатах, в княжьих чертогах, в высоком терему красовалась Несмеяна-царевна. Какое ей было житье, какое приволье, какое роскошье! Всего много, все есть, чего душа хочет; а никогда она не улыбалась, никогда не смеялась, словно сердце ее ничему не радовалось.
Присказка как бы подготавливает слушателя к восприятию сказки, настраивает на соответствующий лад. Зачин (второй абзац) прокладывает четкую грань между обыденной речью и сказочным повествованием. Вместе с тем в зачине определяются герои сказки, место и время действия.
Вообще, мотив сказки о несмеющейся царевне довольно своеобразен. Хотя он и перекликается с часто встречаемым в фольклоре сюжетом со сватовством и выполнением задач женихами, эта сказка стоит особняком из-за особой роли, отведенной смеху. История этого мотива уходит корнями в далекое мифологическое прошлое. Смех в эпосе многих народов издревле имел особое ритуальное, религиозное значение. Проявление этой эмоции – один из признаков, присущих только живому человеку. Соответственно, царевна (или принцесса), которая никогда не смеется, принадлежит царству мертвых, из которого ее и должен вызволить герой сказки – то есть просто рассмешить.
Царевна-несмеяна
Дата создания: 1916-1926 г. Композиционный центр картины – фигура царевны в белоснежном платье с вышивкой золотой нитью по подолу – специально смещен вверх и вправо, чтобы разместить как можно больше фигур. Несмеяна сидит на возвышении, как и положено царской дочке, на белом троне со скамеечкой для ног. Она безмерно устала от этого всеобщего веселья и внимания, ее взгляд обращен вглубь себя, волосы распущены, левой рукой царевна подпирает голову, украшенную роскошным драгоценным венцом. Возможно, причиной грусти Несмеяны является ее заточение во дворце отца и полное подчинение его воли – на это намекают мрачные темные лица, изображенные на капителях колонн на заднем плане картины.
Описание картины Виктора Васнецова «Царевна-несмеяна»
Данная картина писалась по, конечно же, всем известной русской народной сказке, которая имеет большую популярность среди российских и советских детей. В этой сказке рассказывалось об одном очень опечаленном царе, который всё никак не могу рассмешить свою единственную и прекрасную дочь. И она всегда находилась в грустном и опечаленном настроении. Конечно же, как и любой отец, который очень любит свою дочь, он просто не мог смотреть на свою дочь, которая гасла на глазах. И именно в это время ему пришла идея, созвать всех людей своего царства, для того, чтобы развеселить свою ненаглядную дочурку. И у кого это получится, тот получит и половину царства и еще женится на прекрасной царевне.
На самой же картине изображена в центре сама главное героиня, из-за которой все и собрались. Она очень грустна и опечалена чем-то, а вот люди вокруг нее, напротив, очень веселые и задорные, так как пытаются хоть как-то развеселить красавицу. Царица восседает на очень высоком троне, значительно возвышаясь над остальными людьми. Ее взгляд полон печали и грусти, а также ее поза говорит о том, что она очень сильно устала от всех этих людей, которые окружили ее.
Но все эти женихи, которые приехали из совершенно других стран, совершенно ей не нравятся и не интересуют ее, она их просто не замечает. Все, конечно же, очень стараются ее развеселить, но у них это очень плохо получается. Васнецову очень четко удалось показать границу между этой девушкой и всеми остальными людьми, окружившими ее.
Это художник смог сделать, с помощью фигуры самой царевны. В первую очередь, она восседает на очень высоком троне, который, конечно же, возвышает ее над всеми остальными присутствующими. Ее поза очень статна, что также говорит о том, что эта девушка из высшего общества и все остальные ей не ровня.
Публикация «Конспект НОД „В гостях у царевны Несмеяны“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
— обогащать и активизировать словарь детей;
— способствовать развитию мыслительной деятельности.
Воспитательные
— учить детей различать отрицательные и положительные черты героев
— воспитывать умение взаимодействовать со сверстниками в процессе совместной деятельности.
— сохранять психическое и физическое здоровье детей во время совместной деятельность
Методы и приемы:
Наглядные – показ слайдов, выкладывание сказки на фланелеграфе.
Словесные – беседа, отгадывание загадок, вопросы к детям, словесные инструкции.
Практические – дидактические игры.
Предварительна работа: чтение русских народных сказок,рассматривание иллюстраций, картинок, книжек, показ кукольного театра, проведение театрализованных игр.
Материалы:
Фланелеграф, картинки к сказке «Репка»; «волшебный ларец», «мешок сказок», игрушки: заяц, лиса, медведь; разрезные картинки, проектор, компьютер.
Участники: дети второй младшей группы
История создания имени царевны несмеяны
Имя «царевна несмеяна» было придумано русским писателем Александром Сергеевичем Пушкиным для его сказки «Сказка о царе Салтане». Термин «несмеяна» происходит от глагола «смеяться», что означает «Волшебное говорить», «Волшебное слово, произнесенное за спиной царевны Афанасия». Таким образом, имя олицетворяет волшебную силу и доброту царевны, а также ее способность оказывать влияние на события при помощи слова.
Имя «царевна несмеяна» стало одним из самых узнаваемых и популярных персонажей русской литературы. Оно приобрело культурное значение и используется для обозначения доброго и мудрого героя, обладающего внушительной волшебной силой.
Сказка «Сказка о царе Салтане» была написана Пушкиным в 1831 году и впервые опубликована в 1833 году. В ней рассказывается о царе Салтане, который решает своей жене – царевне неправедно осудить своего сына, царевича Гвидона, и его двух братьев, которые были обвинены в измене. Однако царевна несмеяна приказывает поместить их в бочку и выкинуть их на море. Волшебное слово царевны спасает братьев, и они возвращаются к отцу, разоблачают измену его жены.
Имя царевны несмеяны стало настолько известным, что оно часто используется в русской культуре и искусстве. Название сказки стало названием фильма и спектаклей, а также вошло в обиход как фраза, означающая доброту и мудрость.
Ход занятия:
Воспитатель:
Хоть и взрослая я,
Но сказки люблю.
И всем добрым детям —
Всегда их дарю.
Сегодня я приглашаю вас в сказочную страну. Чтобы там оказаться, надо произнести волшебные слова:
«Ножкой топнем, в ладоши хлопнем,
Вокруг себя повернемся,
Дружно за руки возьмемся,
Глаза закроем, скажем: «Ах!»
И мы окажемся в гостях.
Дети вместе с воспитателем произносят волшебные слова.
Воспитатель:
Ребята, мы с вами попали в сказочную страну.
Дети садятся на стульчики.
В некотором царстве, в некотором государстве жил – был Царь. А звали его Горох. И была у него дочь любимая, ненаглядная – царевна Несмеяна.
На экране появляется царь и Несмеяна
Как вы думаете, почему ее так звали?
Дети отвечают.
День и ночь рыдала она. Наплакала целое море.
Все сказки от ее слез разбежались да перепутались, вот теперь никто не может понять, кто из какой сказки. Поможете им?
Вот ларец у меня волшебный, давайте — ка я загляну в него….
Заглядывает в ларец. В ларце записка.
— Ох, что это (Читает вслух)
Загадка:
Ждали маму с молоком.
А пустили волка в дом.
Кто же были эти,
Маленькие дети?
На доске появляется изображение козлят.
Ой, какие вы молодцы!
— Ребята, правильно поступили козлята?
Можно чужих в дом пускать?
А кого же ждали козлята? Мама у козлят как называется?
На доске появляется изображение Козы с козлятами.
Вы ребята молодцы! Быстро справились с заданьем. Может, и следующее задание выполнить сможете?
Загадка:
В этой сказке кошка, внучка, мышь и есть собачка Жучка,
Дружно деду с бабой помогали, еле-еле из земли ее достали.
Ребята что это за сказка?
Правильно, ребята! Какие вы все молодцы! Все сказки знаете!
Сказку то вы назвали, но вот беда, я не помню, кто же посадил репку, да вытянул ее… Поможете мне ее вспомнить?
Давайте я начну, а вы возьмите картинки и выложите на фланелеграфепо порядку, сказку.
Посадил дед репку,
Выросла репка большая пребольшая.
Пошел дед тянуть репку. Тянет – потянет, а вытянуть не может.
Позвал дед бабку. Не вытянули.
Позвали внучку,а внучка позвала собаку Жучку.
Жучка позвала кошкуМашку, кошка позвала мышку.
Мышка за кошку, кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку — вытянули репку!
Молодцы, правильно вспомнили сказку, а теперь давайте в нее поиграем
Физкультминутка «Репка»
В огороде дедка
Репку посадил. (присели)
И водой из лейки
Репку он полил.
Расти, расти, репка (тихонько поднимаемся)
И сладка, и крепка.
Выросла репка (тянемся вверх на носочках)
Всем на удивленье (подняли плечики)
Большая – пребольшая (руки в стороны)
Всем хватит угощенья.
Дети садятся на стулья.
Воспитатель:
Ребята, у меня в ларце есть еще мешочек. Интересно, что в нем. Ой, ребята, это мешочек сказок. В нем спрятались герои разных сказок. (достает по одной)
Зайчик – в каких сказках живет зайчик, он добрый или злой? (Теремок, Колобок, Заюшкина избушка)
Лиса – в каких она живет сказках. Она добрая или злая (Колобок, Снегурушка и лиса, Заюшкина избушка)
Медведь – в каких сказках живет? Добрый или злой? (Заюшкина избушка, Маша и медведь).
Молодцы, опять с заданием справились, но в моем сундучке еще что-то осталось. Сейчас посмотрим. Что это за конверт? Подходите, посмотрим. Это сказки рассыпались, помогите мне их собрать (картинки из сказки Колобок и Маша и медведь).
Воспитатель:
Ребята, царь Горох и его дочка Несмеяна очень рады, что вы им помогли все сказки собрать. Царевна развеселилась и больше не плачет. И за это они прислали вам подарок (книжки со сказками).
А сейчас нам пора возвращаться из сказочной страны в наш детский сад.
Хлопну, топну, повернусь –
И в детском саду я окажусь.
Новое в блогах
В. Васнецов. Спящая царевна, 1900-1926. Фрагмент | Фото: artchive.ru
Наверное, ни один из русских художников рубежа XIX-ХХ вв. не вызывал таких противоречивых отзывов о своем творчестве, как Виктор Васнецов: им то восхищались и называли истинно народным художником, то обвиняли в «ретроградстве и мракобесии». В 1905 г. он отказался от звания профессора Академии художеств в знак протеста против увлечения студентов в большей степени политикой, чем живописью. В революционные годы Васнецов создал свою самую волшебную серию картин «Поэма семи сказок». В ней он постарался запечатлеть ту утраченную старую Русь, человеком которой себя считал.
В. Васнецов. Царевна-лягушка, 1901-1918 | Фото: artchive.ru
Виктор Васнецов родился в семье сельского священника в Вятской губернии, он вырос в крестьянской среде и с детства был погружен в атмосферу исконно русской народной культуры. Его первыми рисунками стали иллюстрации к пословицам. Фольклор для него был воплощением истинной сущности и духовного облика всего народа. «Я всегда был убежден, что сказках, песне, былине сказывается весь цельный облик народа, внутренний и внешний, с прошлым и настоящим, а может быть, и будущим», – говорил художник.
В. Васнецов. Царевна-Несмеяна, 1916-1926 | Фото: artchive.ru
В. Васнецов. Ковер-самолет, 1919-1926 | Фото: artchive.ru
Еще в 1860-х гг. наблюдался всплеск интереса к фольклору и в науке, и в искусстве: именно в этот период появляются фундаментальные исторические исследования, издаются сборники произведений устного народного творчества. На исторические темы писали Репин, Максимов, Суриков, однако первым среди художников Васнецов обратился к былинно-сказочной тематике. Он создал целую серию работ о «старой Руси», которую он в революционные годы противопоставлял современной России, называемой им «нерусью», с маленькой буквы.
В. Васнецов. Сивка-бурка, 1919-1926 | Фото: artchive.ru
К народному эпосу живописец обратился еще в 1880-е гг., а начиная с 1900 г. и до конца своих дней (особенно интенсивно – в 1917-1918 гг.) Васнецов работал над циклом картин «Поэма семи сказок». В него вошли 7 полотен: «Спящая царевна», «Баба Яга», «Царевна-лягушка», «Кащей Бессмертный», «Царевна-Несмеяна», «Сивка-бурка» и «Ковер-самолет». В этих сказочных сюжетах художник искал воплощение основных черт национального характера своего народа, среди которых выделял душевную чистоту, мужество и патриотизм.
В. Васнецов. Баба Яга, 1917 | Фото: artchive.ru
Сказочные произведения Васнецова были для него не иллюстрацией к устному народному творчеству, а «актом поэтического прозревания сердцевины жизни, закрытой от людей пеленой действительности». Художник не принял революции и страдал, наблюдая за тем, как «старая Русь» безвозвратно исчезает. Сказки были для него своеобразной внутренней эмиграцией. Он поэтизировал старину, видел в ней идеал, о существовании которого современники, по его мнению, забыли. Тем временем художественные журналы называли Васнецова «обветшалым ретроградом и мракобесом».
В. Васнецов. Кащей Бессмертный, 1917-1926 | Фото: artchive.ru
Современные критики находят в «Поэме семи сказок» нотки тревоги за Россию и ее будущее. Так, например, сказочный сюжет «Спящей царевны» художник истолковал по-новому, намекая на события современной ему реальности. Девочка спит на «Голубиной книге», известной своими вещими предсказаниями. И в этом контексте образ «спящей царевны» выглядит метафорой российского государства. Многие критики сходятся во мнении, что главной героиней «Поэмы семи сказок» стала Русь – одурманенная и заколдованная. И все ее жители уснули и не ведают, что происходит вокруг.
Дом-музей В. Васнецова в Москве | Фото: muzeyka.ru
«Поэму семи сказок» он писал не на заказ, а для себя, это было его отдушиной и способом отгородиться от внешнего мира. Все картины так и остались в мастерской художника, в его московском доме, похожем на древнерусский терем (в народе его так и называли – «теремок»). Этот дом был построен по его эскизам, Ф. Шаляпин говорил, что это «нечто среднее между крестьянской избой и древним княжеским теремом». В 1953 г. тут открыли Дом-музей Васнецова. Кроме картин и рисунков, здесь представлена коллекция древних предметов и икон, которую художник собирал всю жизнь.
В доме-музее В. Васнецова в Москве | Фото: profi-news.ru
В доме-музее В. Васнецова в Москве | Фото: travel.rambler.ru
Пересказы
В Викитеке есть полный текст Царевны Несмеяны
Царевна Несмеяна — один из героев фильма-сказки «По щучьему веленью», поставленного Александром Роу в 1938 году.
В 16-м выпуске киножурнала «Ералаш» (1978 год) никто не может рассмешить Несмеяну, кроме школьника, который не умеет вести себя за столом.
В одну из книг Книжного клуба улицы Сезам под названием «Алфавитный сборник рассказов» включён пересказ «Царевны Несмеяны», в котором два человека с помощью ксилофона и йо-йо безрезультатно пытаются насмешить принцессу. История заканчивается тем, что Бисквитный монстр, который прятался за ними, съедает оба инструмента и смешит принцессу.