Казахи: культура кочевого народа центральной азии

Тайные знаки казахских орнаментов*

В казахских орнаментах, как и в народных мифах и сказках, таятся смыслы и знаки, идущие из глубины веков. Некоторые из них были утрачены, а иные, передаваясь от поколения к поколению, народными мастерами и мастерицами, дошли до нас в своем первозданном виде. Их предназначение не только в дословном переводе – «украшать» утварь, одежды и другие предметы народно-прикладного искусства. Изначально, совсем в недалекие времена, когда и наши предки обладали магическими знаниями, и жили в единении с природой, орнаменты служили им оберегами, были способны притягивать удачу и счастье своему хозяину.

Рассматривая сказочные орнаментальные мотивы, вышитые на тускиизах, вытканные на баскурах и клемах (коврах), вытесненные на коже, вырезанные на предметах домашнего обихода и выгравированные на культовых сооружениях и памятниках, мы чувствуем необычайную мощь и силу народного духа,  тепло мозолистых рук народных творцов мастеров-зергеров и вышивальных мастериц, творящих свой знакотканный мир.

*Орнаменты – (ornamentum – в переводе с латинского украшение, убранство, по-казахски – «oю-өрнек» – от слов “ою”  выкройка и “орнек” – узор)

Казахи: традиции гостеприимства, семейные ценности и свадебные обряды

Казахстан — это уникальная страна, в которой сочетаются традиции кочевого народа и современного общества. Одним из главных аспектов культуры казахов является их гостеприимство. Гости всегда встречаются с радушием, им предлагаются разнообразные блюда, такие как бешбармак, лагман, куырдак и другие.

Семьи в казахской культуре занимают важное место. Семейные ценности передаются из поколения в поколение, и считается, что каждый член семьи должен поддерживать друг друга

Наиболее значимыми в жизни казахов являются свадьбы, на которых собираются все члены семьи и друзья.

Свадебные обряды включают в себя множество традиций, таких как келін ауысы — приём невесты, тәйсене тарту — развлечения для гостей и многие другие.

Традиции гостеприимства — это одно из самых ярких проявлений культуры казахов, благодаря которому каждый человек может почувствовать себя желанным гостем.

Семейные ценности — это краеугольный камень казахской культуры, который позволяет семьям сохранять традиции и передавать их следующим поколениям.

Свадебные обряды — это важное событие в жизни каждого казаха, на котором проявляются все аспекты национальной культуры и традиций. Казахи — это народ с древней культурой, богатой историей и уникальными традициями

Изучая казахскую культуру и обычаи, мы можем глубже понять этот удивительный народ и обогатить свой жизненный опыт

Казахи — это народ с древней культурой, богатой историей и уникальными традициями. Изучая казахскую культуру и обычаи, мы можем глубже понять этот удивительный народ и обогатить свой жизненный опыт.

Что представляет собой калжа той у казахов

Калжа той — это традиционное казахское свадебное торжество, которое проводится в честь заключения брака. В переводе с казахского «калжа» означает «правильно, по порядку», а «той» — «свадьба». Торжество калжа той считается одним из важнейших событий в жизни казахстанских кочевников, сохраняющих свои национальные традиции.

Калжа той является символом счастья, процветания и стабильности. Он включает в себя ряд ритуалов, обрядов и традиций, которые связаны с предварительной подготовкой к свадьбе, церемонией венчания, пожеланиями, играми, песнями и танцами. Торжество проводится в течение нескольких дней и заканчивается обильным пиром, на котором гостям предлагаются традиционные блюда казахской кухни.

Одним из главных обрядов калжа той является «Туйше биру» — встреча молодоженов родственниками и друзьями. Также особое значение имеет церемония «Арнайы алу» — передача жениху обручального кольца и сладкого плова, который символизирует продолжение рода и процветание новой семьи.

Важной частью калжа той являются различные игры и развлечения, которые проводятся во время торжества. Например, одним из самых популярных играло торжестве является «Киз-Куу» — гонки на лошадях, где жених должен догнать невесту и перехватить ее шарф

Также проводятся танцы, песни и поэтические выступления.

Калжа той организуется с учетом древних традиций и обычаев, которые передаются из поколения в поколение. Это позволяет сохранить и укрепить культурные и национальные ценности казахского народа и продемонстрировать их гостям и последующим поколениям.

Современное использование казахских оберегов и амулетов

Казахские обереги и амулеты имеют древнюю и богатую историю, и они до сих пор широко используются в современной культуре Казахстана. Эти предметы считаются священными и воплощают в себе духовные и энергетические силы, которые могут защитить своего обладателя от негативных воздействий.

Один из наиболее популярных оберегов в казахской культуре — это «саукесек». Саукесек представляет собой деревянную или металлическую фигурку коня, вырезанную или отлитую вручную. Он считается символом свободы, силы и защиты. Саукесек несет в себе энергию коня и считается импульсом для достижения успеха и преодоления преград в жизни.

Однако, современное использование казахских оберегов и амулетов не ограничивается только традиционными представлениями. В современной культуре они часто декоративны и носятся как украшения, такие как кулоны, браслеты или кольца. Это позволяет людям выражать свою привязанность к своей национальной культуре и одновременно получать защитные и энергетические свойства этих предметов.

Казахские обереги и амулеты также пользуются популярностью в сфере туризма и сувенирной продукции. Многие туристы приезжают в Казахстан и приобретают эти предметы в качестве памятных подарков или сувениров. В таких случаях, оберег или амулет могут иметь не только защитные свойства, но и символизировать культуру и историю страны.

Современное использование казахских оберегов и амулетов позволяет сохранить традиционные ценности и духовное наследие этой культуры, а также придать им современный и универсальный смысл. Они становятся не только символом защиты и удачи, но и выражением национального самосознания, который может быть привлекательным для людей из разных культур и национальностей.

Похоронные ритуалы

В Казахстане умирающего человека не принято оплакивать до момента его кончины, так как считается, что это может продлить его агонию. Вдова умершего начинает плакать и выражать горе, рвя на себе волосы, только после официального объявления о смерти; до этого времени женщине не разрешается проливать слезы.

После смерти родственника женщины занимаются оплакиванием, в то время как мужчины читают молитвы из Корана. Умершего обычно хоронят через 2-3 дня. Перед похоронами тело обмывают и облачают в специальные погребальные одежды. Женщинам запрещено присутствовать на кладбище во время прощальной церемонии, туда отправляются только мужчины.

Значение в современном обществе

В современном обществе слово «Алаша» приобретает все большую значимость и становится символом национальной гордости и единства. Оно отражает историческое наследие и культурные ценности Казахстана, а также понятие патриотизма и любви к родной стране.

Сегодня многие люди в Казахстане и за его пределами используют это слово, чтобы выразить свою приверженность своим корням и национальным традициям

«Алаша» становится символом справедливости, свободы и независимости, а также напоминает о важности сохранения и продолжения национального культурного наследия

Кроме того, «Алаша» также используется в политическом контексте. Например, партия «Алаш» была создана в 1991 году и продолжает быть одной из влиятельных сил в политической жизни Казахстана.

Также стоит отметить, что термин «Алаша» активно используется в культурных и медийных проектах, чтобы привлечь внимание к казахстанской культуре и наследию. Например, название фильма «Алаша» и одноименное музыкальное произведение стали знаковыми для казахстанской культуры и получили признание как внутри страны, так и за ее пределами. Таким образом, слово «Алаша» имеет глубокое значение в современном обществе

Таким образом, слово «Алаша» имеет глубокое значение в современном обществе

Оно символизирует национальную идентичность, патриотизм и гордость, а также напоминает о важности сохранения и уважения к своей истории и культуре. Поэтому использование этого слова вызывает у многих казахстанцев и других людей, интересующихся казахстанской культурой, чувство принадлежности и уважения

Интересные факты о казахских оберегах и амулетах

Казахстан — страна с богатой историей и культурой, и одним из важных аспектов этой культуры являются обереги и амулеты. Эти предметы имеют значительное значение в повседневной жизни казахского народа, и их использование прослеживается на протяжении многих веков.

1. Значение оберегов и амулетов

Обереги и амулеты в казахской культуре используются для защиты от злых духов и привлечения удачи и благополучия. Они считаются священными предметами, которые могут приносить счастье и защищать своего владельца от негативной энергии.

Обереги и амулеты могут иметь различные формы, такие как животные, растения, предметы и символы. Каждая форма имеет свое значение и считается имеющей определенную силу и защитные свойства. Например, оберег в форме оленя может символизировать быстроту и ловкость, а оберег в форме клинка меча может олицетворять силу и мужество.

2. Традиционные материалы

Традиционные материалы, используемые для создания оберегов и амулетов, включают металл, кость, камень, дерево и натуральные ткани. Металлические обереги часто изготавливаются из серебра или меди, так как эти материалы считаются особенно защитными и священными.

Казахский народ также уважает и использует при создании оберегов и амулетов натуральные материалы, такие как кость и камень. Они верят, что эти материалы обладают особыми энергетическими свойствами и могут усилить защитную силу оберега.

3. Разнообразие символов

Казахские обереги и амулеты содержат разнообразные символы, которые имеют свое значение и символизируют определенные качества или понятия. Например, символ «тамга» — это гербовый знак, который используется для идентификации рода или племени. Также популярными символами являются солнце, луна, звезда, крест и различные геометрические узоры.

4. Разнообразие использования

Обереги и амулеты используются в различных сферах жизни казахского народа. Они могут быть ношены как украшения, например, в виде кулона на ожерелье или браслета. Также они могут быть размещены в доме или машине для защиты от злых сил. Еще один способ использования оберегов — прикрепление их к одежде или сумке.

Варианты использования фразы «ага по казахски» в повседневной речи

Фраза «ага по казахски» является сленговым выражением, которое можно встретить в повседневной речи молодежи на просторах интернета и в некоторых кругах общения. Её значение и использование могут варьироваться в зависимости от контекста.

Вот некоторые варианты использования фразы «ага по казахски»:

  1. Подтверждение/согласие: Фраза «ага по казахски» может использоваться для выражения согласия или подтверждения сказанного. Например:
  • Друг: «Завтра идем на концерт?»
  • Ты: «Ага по казахски, пойдем!»

Утверждение/подчеркивание: Фраза также может использоваться для утверждения или подчеркивания своей точки зрения или сказанного факта. Например:

  • Друг: «Этот фильм очень интересный!»
  • Ты: «Ага по казахски, я смотрел его несколько раз уже!»

Ирония/сарказм: Фразу «ага по казахски» также можно использовать с иронией или сарказмом, чтобы выразить недоверие, сомнение или неодобрение. Например:

  • Друг: «Я собираюсь победить в этом конкурсе.»
  • Ты: «Ага по казахски, у тебя шансов вообще нет.»

В общем, фраза «ага по казахски» используется в разговорной речи для передачи различных оттенков смысла и является неформальным выражением, которое может быть непонятно или неожиданно для неговорящих на этом жаргоне.

Основные принципы казахской магии

Казахская магия — это древнее искусство, которое основывается на верованиях и обрядах казахского народа. Она представляет собой систему верований и практик, которые помогают людям обрести защиту, счастье, успех и здоровье.

1. Вера в высшие силы и духовный мир

В основе казахской магии лежит вера в существование духовного мира, в котором обитают боги, духи предков и другие высшие силы. Казахи верят, что эти силы могут влиять на жизнь людей и помогать им в различных сферах жизни.

2. Связь с природой

Казахская магия тесно связана с природой и ее элементами. Один из основных принципов казахской магии — это умение общаться с природой и использовать ее силы. Казахи считают, что природа является источником энергии и мудрости, и умение взаимодействовать с ней позволяет получить поддержку и защиту.

3. Роль оберегов и амулетов

В казахской магии большое значение придается оберегам и амулетам. Они считаются защитниками от злых сил и негативной энергии. Обереги и амулеты могут иметь различные формы — это могут быть узелки, камни, монеты и другие предметы, которым придаются магические свойства. Казахи верят, что обереги и амулеты способны отражать негатив и привлекать положительную энергию.

4. Ритуалы и обряды

В казахской магии большое значение придается проведению ритуалов и обрядов. Они выполняются с целью обретения защиты, удачи, здоровья или для решения определенных проблем. Ритуалы могут включать в себя использование магических символов, чтение специальных заклинаний, приготовление особых отваров или приемы, связанные с дыханием и медитацией.

5. Знание и искусство

Казахская магия требует от практикующего знания и искусства. Она основывается на древних знаниях и передается из поколения в поколение. Только тот, кто обладает нужными знаниями и навыками, может успешно практиковать казахскую магию и достичь желаемых результатов.

Таким образом, основные принципы казахской магии включают веру в высшие силы и духовный мир, связь с природой, роль оберегов и амулетов, проведение ритуалов и обрядов, а также знание и искусство владения этими знаниями.

Праздник Наурыз

Еще одна замечательная традиция, восходящая к древним, доисламским временам истории казахского народа, – праздник Наурыз. Это праздник весны, обновления природы, начала новой жизни. По тенгрианским верованиям, Наурыз считается началом нового года и отмечается 22 марта в день весеннего равноденствия. 

Как и остальные большие праздники, Наурыз состоит из множества небольших ритуалов и обычаев. Праздник начинается с рассветом, когда все жители аула или поселка выходят вместе, под руководством аксакалов сажать деревья. 

После посадки деревьев, все собираются на праздник. Люди веселятся, поздравляют друг друга с наступлением нового года, желают друг другу мира, благополучия, достатка и счастья. Исполняются песни, сложенные специально для этого праздника, – Наурыз Жыр. Устраиваются спортивные состязания: борьба курес, скачки байга. Часто посреди села ставят большие качели для детей и молодежи. Обязательно устраиваются интеллектуальные конкурсы на разгадывание поэтических загадок, состязания в скороговорках. 

После праздника в каждой семье, в каждом доме накрывается праздничный стол – дастархан. Трапеза обычно проводилась в полдень. До и после трапезы приглашенный мулла читает молитвы в честь предков. По завершении старший по возрасту из присутствующих давал благословение (бата), чтобы из года в год благополучие не покидало семьи. В этом ритуале мы видим слияние языческих и мусульманских традиций.

Во время праздника Наурыз обязательным являлось присутствие числа 7, которое олицетворяет семь дней недели – единицы времени вселенской вечности. Перед аксакалами ставились семь чаш с особым праздничным напитком Наурыз-коже, который готовился из семи видов злаков, на дастархан ставилось семь разных угощений.

Праздничный день обычно заканчивался айтысом – большим представлением, на котором все окрестные акыны состязались в импровизаторском мастерстве. Айтыс заканчивался с заходом солнца: считалось, что именно в этот момент добро побеждает зло. Затем разжигали костер, и люди с зажженными от него факелами, с песнями и плясками обходили все окрестности селения, завершая праздник весеннего обновления и равноденствия.

О воспитании дружеских отношений в студенческой среде

В целом, на новогоднем празднике было всё традиционно и для современного Казахстана: Дед Мороз и Снегурочка, подарки и стихи за сладкое угощение, а в завершение — украшение ёлки праздничными шарами и большой многонациональный студенческий хоровод вокруг зимней красавицы.

«На сегодняшний день в институте гуманитарных наук учатся студенты, представляющие около 30 стран мира, поэтому наша педагогическая работа основана, прежде всего, на воспитании дружеских отношений в студенческой среде. С этой целью мы организуем для приезжающей к нам из-за рубежа молодёжи всевозможные фестивали, конкурсы, экскурсионные и культурно-развлекательные мероприятия, которые помогают им лучше адаптироваться в незнакомой для них среде. Интернациональный Новый год — это один из таких примеров», — подчёркивает директор ИГН АлтГУ, доктор искусствоведения, профессор Лариса Нехвядович.

Остаётся добавить, что сохранившиеся в Российской Федерации от Советского Союза традиции уважительного отношения к культуре населяющих её народов и дружеских стран — это добрый знак для подрастающего поколения, и приятное упоминание в преддверии Новогодних праздников.

Обычаи, связанные с детьми

Тусау кесу (разрезание пут)

Очень много казахских обычаев связаны с детьми. Для казахской семьи дети – самое главное сокровище, поэтому с их ростом и воспитанием связано огромное количество обрядов и традиций. Это и укладывание в колыбель, и наречение, и, конечно же, один из самых важных для ребенка обычаев – Тусау Кесу, или разрезание пут. Эта церемония проводится, когда ребенок начинает делать свои первые шаги.

Ножки ребенка обвязывают тонким пестрым шнурком, разрезать который доверяют энергичному многодетному человеку, уважаемому аксакалу, дорогому важному гостю. Шнурок, которым обвязывают ножки малыша, традиционно состоит из черных и белых нитей. Он обозначает, что в жизни бывают не только белые, но и черные полосы

Будущий джигит должен уметь преодолевать трудности

Он обозначает, что в жизни бывают не только белые, но и черные полосы. Будущий джигит должен уметь преодолевать трудности.

Обряд сопровождается песнями и пожеланиями (бата), чтобы ребенок твердо стоял на ногах, уверенно шел по жизни. После разрезания пут, обычно проводится той: праздник с застольем, состязаниями, песенными и музыкальными конкурсами. После Тусау кесер ребенку раньше дарили коня и седло, сегодня ограничиваются дорогими подарками или деньгами. 

Сундет-той (обрезание)

Еще один обычай, который сохранился и часто соблюдается в казахских семьях – сундет, или обряд обрезания. Этот обычай появился у казахов с приходом в Великую степь ислама и до сих пор считается одной из важнейших семейных традиций. 

Сундет проводят, когда ребенку исполняется нечетное количество лет: 3, 5 или 7. В день праздника мальчика наряжают в красивую национальную одежду, сажают на коня. Родственники вплетают в гриву коня яркие разноцветные ленты, а к седлу привязывают сумку с угощениями. Мальчик должен подъехать поочередно к каждому родственнику и угостить яствами из сумки. Когда все подарки и угощения розданы, мальчик удаляется в отдельную юрту (или комнату) вместе с муллой (а в наши дни – с врачом-хирургом), где ему делается обрезание без анестезии. После этого родители устраивают пышный праздник – сундет той, где ребенку все присутствующие дарят деньги или ценные подарки.

   •    Шильдехана – той-дастархан, праздник в честь рождения ребенка.
   •    Бесикке салу, бесік той – той-дастархан в честь укладки новорожденного в люльку. Как правило, организуется на 3-5 день после отпадения пуповины у малыша. До этого ребенок спит с матерью.
   •    Есим кою или ат қою. Обряд, во время которого ребенку дают имя. Часто совмещается с Шильдехана или с Бесикке салу. Имя ребенку обычно дает уважаемый человек.
   •    Кыркынан шыгару. Обряд, исполняемый на сороковой день после рождения ребенка. Ребенка купают в 40 ложках воды, в первый раз стригут волосы и ногти.
   •    Аузына тукирту. Название этого ритуала переводится как «поплевать в рот». У казахов есть поверье, согласно которому с капелькой слюны, переданной ребенку уважаемым человеком, к малышу перейдет частичка одаренности этого человека.
   •    Ашамайга мингизу. Традиция дарить 6-7-летнему мальчику коня и камчу (плеть). Во время этого ритуала ребенок провозглашался джигитом. В этот день старики благословляли ребенка, а родители устраивали в честь сына небольшой той.

Загадочные истории и легенды о действиях агашек

Согласно местным преданиям, агашки — это духи, обитающие в отдаленных и недоступных местах Казахстана. Они известны своими сильными магическими способностями, способными влиять на жизнь людей и природу. В легендах описываются случаи, когда агашки помогали людям в беде, лечили их от болезней или предупреждали о надвигающихся опасностях.

Среди самых известных историй о действиях агашек есть истории о том, как они помогали путникам заблудившимся в горах или пустынях. Люди, оказавшиеся в тяжелой ситуации, могли надеяться на помощь агашки, которая позволяла им найти дорогу и вернуться к людям.

Также существуют рассказы о том, как агашки защищали животных от хищников. Легенды рассказывают о случаях, когда агашка появлялась на пастбище и отпугивала тигров или волков, спасая скот от нападения.

Некоторые рассказы говорят о том, что агашки способны влиять на погоду и природные явления. Они могут вызывать дождь, если земля испытывает засуху, или останавливать ветер, если он становится слишком сильным. Люди обращались к агашкам с просьбами о помощи, когда сталкивались с экологическими проблемами.

Все эти истории и легенды создают загадочную атмосферу вокруг агашек. Они как бы существуют в параллельном мире, имея возможность вмешиваться в жизнь людей, оставаясь при этом незримыми и недосягаемыми. Казахстанские агашки продолжают неестественное притяжение и вызывают вопросы: кто они на самом деле и как они связаны с миром людей?

Разновидности значения слова «агашка»

Слово «агашка» в казахском языке имеет несколько значений и вариантов употребления.

  • Агашка как прозвище: в казахской культуре прозвище «агашка» может использоваться для обозначения человека молодого возраста или с юношеским поведением. Например, «Айбар — агашка, бегает как дитя».
  • Агашка как название растения: в казахском языке «агашка» также является названием растения семейства вьюнковых. Это многолетнее травянистое растение с крупными желтые цветками. Например, «Весной на лугу расцветают агашки».
  • Агашка как населенный пункт: агашка также может быть названием населенного пункта в Казахстане. Например, село Агашка в Карагандинской области.

Таким образом, слово «агашка» имеет различные значения в зависимости от контекста, в котором оно используется.

Слайд 37Бес жаксы Пять ценных вещей. Как звучит и в названии данной традиции,

«бес жаксы» дарили самым уважаемым баям и мырзам, батырам, биям, почитаемым людям в знак почета, уважения, дружбы. Между сватами «бес жаксы» дарили вместо калыма, киита. «Бес жаксы» — знак самого высокого почитания, уважения. К «бес жаксы» относятся: I. Верблюд — «кара нар». 2. Быстроногий скакун — «жуйрик ат». 3. Дорогой ковер (персидский) — «калы килем». 4. Алмазная сабля — «алмас кылыш». 5. Соболья шуба — «булгын ишик». Между сватами одна из вещей заменяется «саукеле», вышитым драгоценными камнями и украшениями (головной убор невесты). Эта традиция определяет такие качества, как богатство, а также и возвышает честь двух сторон. Одна вещь «бес жаксы» оценивается в 4-5 лошадей. 

Роль апчу в традиционной культуре

Апчу, или вымогательство, является одним из ключевых элементов традиционной казахской культуры. Данный обычай имеет древние корни и до сих пор широко практикуется в регионах, где проживает казахская община.

Роль апчу в традиционной культуре казахов трудно переоценить. Он несет в себе не только развлекательную функцию, но и имеет глубокие и символические значения. Апчу может являться средством общения и установления отношений между людьми, а также способом передачи традиционных знаний и умений.

Суть апчу состоит в том, что одна группа людей (обычно молодежь) вымогает подарки у другой группы (обычно молодоженов или гостей). Подарки, как правило, не имеют большой ценности, но играют важную роль в самом процессе вымогательства.

Апчу является одним из способов проверки гостеприимства и щедрости хозяев. Причем, несмотря на то, что молодые люди формально «вымогают» подарки, весь процесс сопровождается улыбками и шутками. Он служит своеобразной «игрой» между двумя сторонами, которая укрепляет взаимоотношения и создает атмосферу доброжелательности.

Особенностью апчу является то, что каждый подарок сопровождается особым ритуальным действием или песней. Это создает особую атмосферу и позволяет сохранить связь с историей и традициями предков.

Важно отметить, что апчу несет в себе также значимость для развития социальных навыков и самовыражения участников. Он учит молодых людей быть уверенными в себе, находить выход из непредвиденных ситуаций и предлагать оригинальные идеи

Таким образом, апчу играет важную роль в традиционной культуре казахов. Он объединяет людей, сохраняет национальные традиции и стимулирует развитие социальных навыков участников. Апчу является отражением национального характера и культуры казахов, которые открыты и доброжелательны в отношении других людей.

Слайд 23Ашамайга мингизу Этот торжественный обряд с огромным воспитательным значением сильно влияет на

развитие детей. Ребенку в возрасте 6-7 лет дарят коня, торжественно вкладывают в руки камчу и, оседлав укрощенного коня, сажают ребенка (мальчика), объясняя ему, что он стал джигитом. Это возвышает ребенка, и вместе с тем появляется чувство ответственности, ребенок взрослеет. Затем идет приобщение к труду, воспитание человечности. «Ашамайга мингизу» — один из верных методов воспитания и национальная особенность нашего народа. В такой торжественный момент дедушка ребенка благословляет своего внука, а бабушка с радостью осыпает шашу. Дети по-своему устраивают байгу, затем взрослые организуют небольшой той. 

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.