Использование юмористических произведений в образовательном процессе
В первую очередь, учитель воспитывает у детей интерес к юмористическим произведениям искусства и привлекает их внимание. Постепенно он формирует способность распознавать сатиру
Для развития у детей чувства юмора их внимание должно быть направлено не только на содержание изображенного, но и на форму выражения картины, на те средства картины, которые делают ее выразительной.
Обращаясь к дошкольникам, важно в первую очередь обратить их внимание на юмористическую картину. Одним из приемов, позволяющих заинтересовать ребенка содержанием картины, является предложение ему поставить себя в роль ребенка, который является актером в картине. Ребенок становится главным героем интересного события и начинает с энтузиазмом рассказывать истории о себе
Редко дети смотрят на картину в тишине. Учитель должен поощрять детей к разговору, учить их правильно называть предметы и некоторые их свойства, чтобы они лучше понимали юмористическое содержание картинки
Ребенок становится главным героем интересного события и начинает с энтузиазмом рассказывать истории о себе. Редко дети смотрят на картину в тишине. Учитель должен поощрять детей к разговору, учить их правильно называть предметы и некоторые их свойства, чтобы они лучше понимали юмористическое содержание картинки.
Очень важно практиковаться в повторном просмотре юмористических картинок: знакомая работа приносит яркие высказывания, она выделяет те аспекты и детали, которые не были замечены в первый раз. Беседы с детьми направлены на более глубокое понимание того, что изображено: дети говорят не только о том, что изображено, но и о том, как оно изображено
Учитель учит детей этому на примере рассказа.
История учителя должна быть как можно более изобретательной и выразительной, чтобы запечатлеть интерес детей и задать им хорошее настроение. Во всех случаях, когда это возможно, педагог использует художественную литературу (читает строки из стихотворения, отрывки из сказки или рассказа).
Педагог направляет детей к умению сравнивать один юмористический образ с другим. Пожилые дошкольники способны проводить сравнительный анализ. Разговор может начаться с рассказа ребёнка о картине. Затем он вовлекает детей в активное выражение своих юмористических впечатлений, задавая вопросы. В других случаях, когда у детей есть достаточно развитое чувство юмора, разговор начинается непосредственно с вопросов к детям. После того, как учитель рассказал о картине, в заключение он высказывает свое мнение о ней в понятной и интересной для детей форме и резюмирует сказанное. Иллюстрация к книге позволяет детям глубже понять юмористическое содержание текста. Важную роль играют вопросы учителя, которые устанавливают связь между содержанием картинки и услышанным текстом.
В результате таких мероприятий у детей развивается юмористический интерес к просмотру картинок. Они начинают замечать фотографии за пределами детского сада и рассказывать педагогу об их содержании. Этот интерес поддерживается тем, что дети в детском саду имеют возможность самостоятельно просматривать художественные открытки и картинки. Например, можно организовать «магазинную» игру, в которой продаются карты с юмористическими картинками, а дети выбирают их сами.
Весной, после систематического просмотра юмористических картин в старшей группе, хорошо организовать выставку в групповой комнате или в зале. Все репродукции картин, которые видели дети в течение года, вставлялись под стекло или в картонные коврики и красиво размещались на стенах. Они будут дополнены несколькими новыми картинами.
Когда выставка будет готова, учитель приглашает детей посмотреть ее. Дети свободно перемещаются от одной картинки к другой и смотрят на них. Учитель слушает, что говорят дети, проверяет, помнят ли они, что видели картинки раньше, и замечает, что для них нового. Затем она собирает детей вместе и проводит их по всей экспозиции. Дети говорят, какие картины им нравятся больше всего, какие они больше всего помнят, более внимательно смотрят на новые картины, выражают свое юмористическое содержание.
Каким бывает юмор?
Глобально юмор можно разделить на два типа: мягкий и доброжелательный к себе и другим и враждебный. Каждый тип делится ещё на два вида, по отношению к объекту шутки — окружающие или сам шутник.
- Ассоциативный (аффилиативный) юмор. Этот тип связан с позитивным настроением и экстраверсией. Люди, использующие ассоциативный юмор, стремятся сблизиться с окружающими с помощью шуток и снизить напряжение.
- Самоирония. Способность шутить над собой помогает справляться с негативными эмоциями и стрессом, но при этом сохранять реалистичный взгляд на ситуацию. Задача таких шуток — не рассмешить окружающих, а скорее поддержать самого себя.
- Агрессивный юмор. Сарказм, насмешки и обидные шутки произносятся без учёта их возможного влияния на адресата. Часто любители такого юмора просто не могут сдержаться и не вставить оскорбительную шутку. Конечно, использование агрессивного юмора может быть связано с внутренними проблемами автора: неудовлетворённостью своей жизнью, внутренней агрессией и гневом.
- Саморазрушительный юмор. Слишком пренебрежительные и унизительные шутки делают человека объектом насмешек и подрывают его самооценку. Человек стремится приобщиться к юмористическому поведению ценой своей репутации. Возможно, автор саморазрушающих шуток старается избежать проблем и скрыть свои чувства.
Ретроспективный юмор: тайм-машина для улыбок
Вспоминая о прошлом с юмором, мы можем по-новому взглянуть на прошедшие события и увидеть их смешные стороны. Ретроспективный юмор помогает нам принять прошлое и наши ошибки, осознавая, что все это делали мы в своей юности или наивности. Это позволяет нам отнестись к себе и своим ошибкам с добротой и смехом.
Ретроспективный юмор дает нам возможность позабыть о текущих проблемах и ненужных переживаниях. Он перемещает нас во времена, когда были более простые и беззаботные дни. Вспоминая смешные и забавные эпизоды из нашего прошлого, мы можем чувствовать себя более легкими и счастливыми.
Этот вид юмора может быть как индивидуальным, когда мы вспоминаем прошлые события сами, так и коллективным – когда мы делимся воспоминаниями с друзьями или семьей. Вместе с другими людьми мы можем смеяться над схожими ситуациями и весело проводить время вместе.
Ретроспективный юмор не только развлекает нас, но и помогает сохранить связь с прошлым. При вспоминании историй о прошлом, мы можем лучше понять, как мы изменились со временем, и научиться оценивать прошлые достижения и пережитые испытания. Это помогает нам развиваться и расти как личности.
Также, ретроспективный юмор может быть прекрасным способом поднять настроение и создать позитивную атмосферу в обществе. Шутки и истории о прошлых временах могут вызвать улыбку и смех у всех присутствующих, а это выводит нас из повседневных забот и проблем.
В целом, ретроспективный юмор – это настоящая тайм-машина, которая помогает нам улыбаться и наслаждаться воспоминаниями о прошлом. Он поднимает настроение и дарит радость не только нам, но и окружающим. Попробуйте вспомнить какую-то смешную историю из вашего прошлого и поделитесь ею с людьми, чтобы вместе насладиться ретроспективным юмором!
Всегда ли подшучивание над собой – это забавно и безобидно?
Иногда бывает непросто распознать тонкую грань между самоиронией и уничижительным юмором. Если вы шутите на свой счет и вместе с тем ощущаете подавленность, гнев или ухудшение своей самооценки, можно с уверенностью сказать, что вы перешли черту исключительно доброй самоиронии.Вот примеры таких шуток, найденные на просторах Интернета:»Оказывается, сегодня — день мусора! Кто бы мог подумать, что кто-то посвящает этот день именно мне.»Моё тело напоминает святилище, подобное одному из храмов в Таиланде, где местным обезьянам безудержно позволено справлять свои нужды везде и всюду.Эти резкие высказывания являются негативными и оскорбительными. Не стоит подшучивать над собой таким образом. Сейчас мы расскажем о нескольких других признаках неполезной самоиронии, от которых лучше отказаться во благо собственного благополучия.
Злые шутки над собой стали рефлексом
С людьми, которые имеют склонность к самоуничижению, происходит нечто любопытное — они часто начинают шутить над самими собой. Возможно, это происходит по ряду причин, однако наиболее распространенной является защитный механизм самоуничижения. Вместо того чтобы признать свою неуверенность и беспокойство и начать их преодолевать, люди предпочитают маскировать эти чувства под видом шутки.Использование самоунижительного юмора с рефлексивным подходом — это эффективный способ снизить собственные ожидания из-за страха провала и позволить окружающим разделить свидетельство такого момента.
Шутки не встречают отклика
Нет ничего хуже, чем одновременно ожидать бурного смеха аудитории и слышать только чириканье сверчков в тишине. Эта ситуация особенно неприятна, когда мы шутим о себе, используя самоиронию – такой вид юмора проникает в нашу личность. Однако, если самоуничижение становится утомительным и вызывает дискомфорт окружающих, то и безответная тишина становится определенным сигналом, что перешли грань в шутках над собой.
Человек начинает верить в правдивость самоуничижительных шуток
Если слишком часто шутить о себе, используя унизительный тон, такие комментарии могут с течением времени превратиться в убеждения и стать неотъемлемой частью нашего восприятия себя. Подобная нездоровая самоирония может привести к постепенному разрушению нашего самосознания и ощущения собственной ценности.Недавнее исследование, проведенное в 2013 году Гэри Лупьяном, экспертом в области когнитивистики, и Эмили Уорд, кандидатом психологических наук, подтверждает важную роль слов в нашем восприятии мира и самих себя. Мы знаем, что мозг интерпретирует множество внешних воздействий, чтобы создать нашу реальность. Поэтому, если мы постоянно держим в уме и произносим отрицательные шутки о самих себе, мы можем начать верить в их правдивость и начать относиться к себе неуважительно .Необходимо постоянно иметь в виду, что суть самоиронии заключается в способности выявить свои слабости и примириться с неполнотой человеческой природы, а не в насмешках над собой, которые могут вызвать комплекс неполноценности.
Теория превосходства и унижения
Огромным количеством теоретиков юмора одной из важнейших особенностей юмора как такового считается агрессия; юмор сам по себе является формой агрессии. К примеру, в Ветхом Завете есть 29 ссылок на смех, и большая их часть связана с позором, высмеиванием, насмешками, и лишь два случая указывают на происхождение смеха из веселого и радостного сердца (заметка Артура Костлера из монографии «Акт создания» (1964 г.)).
Агрессивный аспект юмора заметен и в жестокости, когда, например, дети дразнят друг дружку. Помимо прочего, и массовый юмор нередко основывается на унижении другого человека или самоунижении. В настоящее время такую форму юмора можно наблюдать в различных розыгрышах, стендапах, фарсах, насмешках над недостатками окружающих, поддразнивании, высмеивании и т.п.
Если рассмотреть теорию Чарьза Грунера, где юмор рассматривается как «игровая агрессия» и демонстрация превосходства, можно увидеть что юмор есть некая форма игры. Смех в этом случае отвечает за быстрое восстановление гомеостаза (выполняет физиологическую функцию), а также служит сообщением о победе над врагом (выполняет психологическую функцию).
Несмотря на актуальность теорий юмора на основе агрессии, их нельзя применить к некоторым формам юмора, таким как игра слов, каламбур или загадка, где агрессии нет. Упомянутый выше Род Мартин считает, что подходы к юмору Фрейда (юмор – защитный механизм) и Грунера (юмор предполагает агрессию и превосходство) могут стать основой для современных представлений о юморе как о методе борьбы со стрессами повседневности. В первом случае юмор ограждает от разрушительных эмоций в сложных ситуациях, а во втором – дает силу противостоять угрожающим благополучию ситуациям и людям.
Почему меняется наше чувство юмора?
Несколько месяцев назад я писал о том, как и когда формируется наш музыкальный вкус. Согласно анализам данных Spotify, пик музыкальных открытий приходится на 24 года, а к 30 годам они в основном затихают. Музыка, которая была частью нашего детства, часто становится нашей любимой на всю жизнь.
В ходе изучения процесса формирования чувства юмора, меня заинтересовало, соответствуют ли эти результаты. Исследования показывают, что наше чувство юмора не следует аналогичной траектории, достигая пика в ранней взрослой жизни и снижаясь с возрастом. Большинство исследований указывают, что способность ценить и понимать юмор начинает ослабевать позже, в возрасте около 60 лет. Однако способность понимать и обрабатывать комедию может снижаться с возрастом.
В одном из широко цитируемых исследований ученые из Рурского университета и Университетского колледжа Лондона оценивали понимание юмора у пожилых людей, используя тестирование на способность завершать шутки в сочетании с исполнительной функцией. Пожилые участники выбирали меньше правильных шуток по сравнению с другими возрастными группами, и их выборы оказывались менее успешными с точки зрения вызова смеха.
В аналогичном исследовании польские ученые собрали данные о восприятии юмора, состоянии здоровья, образовании, занятости и возрасте 109 пожилых людей, чтобы определить когнитивные детерминанты понимания юмора. Анализ показал, что когнитивные функции и среднее образование играют наиболее значимую роль в предсказании уровня понимания юмора в позднем возрасте.
В ответ на эти выводы ученые попытались выяснить биологические основы, влияющие на наши комедийные способности. Многочисленные исследования свидетельствуют о том, что психологические процессы, связанные с восприятием юмора, локализованы в правой лобной доле мозга. Одно из исследований показало, что у людей с повреждением этой области мозга снижается физическая и эмоциональная реакция на комедию (смех, улыбка и т. д.), а также возникают трудности с завершением шуток.
В случае «нормального» старения, когда нет травматического повреждения мозга, постепенные изменения в правой лобной доле вероятно влияют на ухудшение комедийных способностей, что может привести к трудностям в восприятии и получении удовольствия от юмора.
Эти выводы могут показаться депрессивными: старость лишает нас многих жизненных удовольствий, и смех не исключение. Кажется, что мы постоянно скатываемся вниз с юмористического обрыва, под влиянием физиологических изменений, которые мы не можем контролировать. Тем не менее, есть и хорошие новости. Несколько исследований показали, что при специальном обучении пожилые люди могут улучшить и сохранить свое чувство юмора. Большинство людей не будут проходить курсы по развитию чувства юмора, и это в порядке вещей, поскольку возможно, им это не требуется. Есть вероятность, что регулярное общение и социальное взаимодействие могут привести к аналогичным результатам. Мы не обречены на судьбу, лишенную юмора, только потому что правая лобная доля не работает как прежде.
Как юмористы помогли Гитлеру
Расскажем о ещё одном историческом событии, которое можно рассматривать с позиции использования юмора для достижения вполне определённых целей управления. В 1940 году на киноэкраны Европы вышел фильм «Великий диктатор».
Самый известный комик того времени — Чарли Чаплин сыграл главную роль в этом фильме.
А сыграл он ни много, ни мало, Адольфа Гитлера.
Сюжет фильма построен из набора комичных ситуаций, в которых Гитлер предстаёт объектом для юмора. Надо сказать, что Чаплин — талантливый актёр, и над Гитлером хохотала вся Европа. И что дальше? А дальше публика перестала воспринимать Гитлера и его режим как угрозу, что позволило ему завоевать всю Европу с гораздо меньшими усилиями, чем это могло бы быть. Кстати, возможно именно за это Чаплину поставили памятник. Знаете, где? В Швейцарии! А теперь задайтесь вопросом: почему Гитлер завоевал всю Европу, а в Швейцарию не пошёл, хотя там находились банки, доверху набитые золотом? Не потому ли, что именно в Швейцарии находились люди, которые и управляли всеми процессами, в том числе, и самим Гитлером?
Памятник Чарли Чаплину в городе Веве, Швейцария
Вообще, актёров, певцов и людей других публичных профессий часто используют для продвижения каких-то идей в общество. Об этом читайте нашу статью: «Зачем зажигают «звёзды».
Положительные эффекты на физическое здоровье
Ретроспективный юмор, основанный на возвращении к прошлым событиям и ситуациям с юмористической ноткой, может положительно влиять на физическое здоровье. Вот несколько способов, как ретроспективный юмор может оказать полезное воздействие:
-
Снятие стресса и напряжения. Просмотр и вспоминание прошлых смешных ситуаций помогает снизить уровень стресса и напряжения в теле, так как смех стимулирует выработку эндорфинов — гормонов счастья. Это может вызывать благоприятные физиологические реакции, такие как расслабление мышц, снижение пульса и кровяного давления.
-
Улучшение иммунитета. Смех способствует укреплению иммунной системы организма, повышая уровень защитных антител и активизируя работу иммунных клеток. Регулярное испытание положительных эмоций от ретроспективного юмора может содействовать улучшению общего физического состояния и защите от различных вирусных и бактериальных инфекций.
-
Улучшение кардиоваскулярной системы. Смех вызывает увеличение сердечного ритма и улучшает кровообращение, что положительно сказывается на кардиоваскулярной системе. Улучшение кровотока и циркуляции кислорода может привести к более высокому уровню энергии и улучшению общего состояния здоровья.
-
Улучшение дыхательной системы. Во время смеха мы намного чаще и глубже дышим, что способствует более эффективной циркуляции кислорода в организме. Это может помочь улучшить емкость легких, снизить риск заболеваний дыхательной системы и повысить общую физическую выносливость.
-
Стимуляция мозговой активности. Разрыв монотонии рутины и вспоминание различных смешных ситуаций стимулирует мозг и помогает улучшить когнитивные функции. Это может положительно влиять на память, концентрацию, освобождение от негативных мыслей и повышение мотивации к достижению поставленных целей.
Поэтому, любите смех и не упускайте возможность наслаждаться ретроспективным юмором! Это может стать одним из инструментов для поддержания и улучшения вашего физического здоровья.
Brainstorm (разработка плана)
Проводим голосование группы за карточки с фактами. Каждый участник ставит не более 3-х точек за карточки, которые для него наиболее важные. Один человек может поставить только одну точку на одну карточку
Подсчитываем голоса и сортируем их по убыванию в нашей таблице.
Договариваемся с группой, сколько проблем мы хотим разобрать на сегодняшней ретроспективе с учетом оставшегося времени
По каждой проблеме, в тех же группа за 3 минуты придумываем, обсуждаем и записываем на стикеры решения, которые помогут решить соответствующую проблему. Фасилитатор помнит, что участники пишут одно решение на одном стикере и открывают стикеры в блок или вниз, чтобы не топорщились прикленными. Количество предлагаемых решений — ограничено здравым смыслом
Представитель каждой группы выходит и выклеивает все найденные решения, группа может задавать уточняющие вопросы
После того, как все выступят, фасилитатор задает вопрос группе: «Хочет ли кто-то взять на себя ответственность за какое-либо решение?»
Если доброволец найден, спрашиваем какое решение он/а готов на себя взять, рядом с этим решением записываем его Имя и Фамилию и срок, когда он это сделает
Если не найден, то спросить группу почему они не хотят брать на себя ответственность, возможно это, либо низкая зрелость группы и тут нужна помощь Лидера группы (это может быть скрам-мастер, владелец продукта, мастер потока и т. д.), либо решение лежит вне зоны контроля или влияния команды и ее нужно эскалировать наверх (договориться, кто это сделает)
Решение может быть коллективным и бессрочным. Какая-то хорошая практика (всегда читать полностью задачу, заносить все в Jira и т. д.). В этом случае применяем упражнение Римское голосование. Спрашиваем группу: все ли готовы выполнять новую практику. Палец вверх — я согласен, Палец горизонтально — я соглашусь с большинством, Палец вниз — я не согласен
Если несогласных нет — то решение принимается, а иначе нет и переходим к следующему пункту.
Смотрим на время, если до конца ретро осталось меньше 15 минут, то переходим к следующем этапу, если больше, то берем следующий по важности вопрос и прорабатываем уже его.
Связь с предполагаемой памятью
Ранние исследования проспективной памяти и ретроспективной памяти показали, что ретроспективная память играет роль в будущей памяти. Было необходимо создать более точные термины, чтобы полностью объяснить отношения. Проспективная память более точно описывает экспериментальную парадигму, поэтому впоследствии был использован термин перспективное запоминание. В обзоре Берджесса и Шаллиса описаны исследования, в которых у пациентов было нарушение проспективной памяти, но сохраненная ретроспективная память, а также исследования, в которых нарушение ретроспективной памяти оказывало влияние на перспективную память. Двойной диссоциации для этих двоих не обнаружено, поэтому можно сделать вывод, что они не являются независимыми сущностями. Предполагается, что роль ретроспективной памяти в предполагаемой памяти минимальна, и она принимает форму информации, необходимой для составления планов. Согласно Эйнштейну и МакДэниелу (1990), компонент ретроспективной памяти в задаче предполагаемого запоминания относится к способности сохранять основную информацию о действии и контексте. Пример, использованный в обзорах, объясняет это в следующем сценарии:
- Вы собираетесь отправить письмо завтра вечером по дороге домой в почтовый ящик, который вы использовали раньше «
Основная информация контекста поиска включает время, местоположение и объекты, которые в совокупности образуют требуемый контекст поиска. Каждое отдельное требуемое представление — это форма ретроспективной памяти. Несмотря на все исследования, этот вопрос все еще остается дискуссионным в научном сообществе.
Тенденции и будущее ретроспективного юмора
Ретроспективный юмор является важной составляющей нашей культуры и имеет огромную популярность на протяжении многих лет. Однако со временем он претерпевает изменения и адаптируется под новые тенденции. Давайте рассмотрим несколько ключевых тенденций ретроспективного юмора и размышлим о его будущем
Давайте рассмотрим несколько ключевых тенденций ретроспективного юмора и размышлим о его будущем.
- Возвращение в прошлое
Одной из главных тенденций ретроспективного юмора является возвращение к оригинальным истокам. В последнее время мы видим большой интерес к ретро-шуткам, которые основаны на ностальгии и воспоминаниях о прошлых временах. Это может быть связано как с возвращением популярных модных трендов и стилей, так и с обращением к культовым фильмам, музыке и телевизионным шоу.
Сатира и ирония
В современном ретроспективном юморе часто можно встретить сатирические и иронические элементы. Юмористы активно используют ретро-образы и атрибуты, чтобы насмешиться над определенными стереотипами и трендами, которые использовались в прошлом. Такой подход позволяет смешно и критично высмеивать те аспекты прошлого, которые уже утратили свою актуальность или вызывают негативные ассоциации.
Смешение стилей и эпох
Современный ретроспективный юмор отличается гибкостью и абсолютной свободой в выборе элементов из различных эпох и стилей. Юмористы создают остроумные комбинации, сочетая ретро-элементы с современными шутками. Такие шутки обычно строятся на насмешке над многообразием трендов, с которыми мы сталкиваемся сегодня, и показывают, что даже что-то из прошлого может быть смешным в современном контексте.
Как будет развиваться ретроспективный юмор в будущем? Это трудно предсказать, но возможно, его популярность будет продолжать расти, поскольку люди всегда будут получать удовольствие от воспоминаний о прошлом и насмешек над ним. Благодаря развитию технологий и социальных сетей, ретроспективный юмор может стать еще более доступным и широко распространенным, ведь люди могут легко делиться ретро-картинками, видео и мемами.
Однако, несмотря на все изменения и тенденции, ретроспективный юмор всегда будет играть важную роль в нашей жизни. Он позволяет нам смеяться над собой и нашими ошибками, а также сохранять и передавать культурные ценности из прошлого. В конечном итоге, будущее ретроспективного юмора зависит от нас — от того, как мы будем воспринимать и развивать это искусство юмора в нашей современной реальности.
Показания к правильному применению иронии в психотерапии
Следует иметь в виду, что юмор и ирония должны использоваться в качестве дополнения, чтобы сделать процессы восстановления более легкими и плавными, а не как нечто, что используется просто потому, что «это весело», так как это может прервать динамика психотерапии. Он используется как способ более адаптивного истолкования фактов, вызывающих дискомфорт .
Кроме того, мы должны помнить, что ирония и юмор должны использоваться после того, как терапевтическая связь была установлена и закреплена как таковая, в то время, когда пациент также может использовать ее в своих комментариях к психологу или психолог. В противном случае комментарии такого рода могут быть восприняты как неуважение или серьезность профессиональной деятельности, которые могут нанести значительный ущерб прогрессу терапии.
Ирония и сарказм
Ирония и сарказм – это два из самых распространенных способов создания комического эффекта в литературе. В основе обеих лежит использование противоречия между говоримым и его истинным значением.
Ирония – это прием, при котором слова имеют смысл, противоположный их обычному или буквальному значению. Часто ирония используется для выражения негативных эмоций или критики. Например:
- «О, конечно, великолепная погода для пикника!» – ирония в таком высказывании может указывать на то, что на самом деле погода плохая.
- «О, какая интересная фраза!» – ирония здесь может указывать на то, что фраза на самом деле скучная или неинтересная.
Сарказм – это более резкий и острый вид иронии. Он может иметь оттенок насмешки, язвительности или оскорбления. Часто сарказм используется для оппонентов, циников и скептиков. Например:
- «О, какой ты умный!» – сарказм может указывать на то, что говорящий на самом деле считает собеседника глупым.
- «О, какой ты талантливый художник!» – сарказм в таком высказывании может указывать на то, что на самом деле художник некомпетентен или неумел.
Ирония и сарказм могут быть использованы для создания комического эффекта, подчеркивания нелепости или глупости чего-то, а также для выражения критики или саркастического отношения к какому-либо явлению или событию.
Ирония в литературе
Ирония — это искажение смысла слов или высказываний, направленное на создание комического эффекта. В литературе ирония часто используется для выражения насмешки, сарказма или осмысленного противоречия.
Одним из способов создания иронии в литературе является использование саркастической речи или саркастических отношений персонажей. Это может проявляться через остроумные замечания, ироническое отношение к событиям или персонажам, различие между высказываемыми и подразумеваемыми мыслями.
Ирония в литературе может также проявляться через противоположность между сказанным и действительным, создавая комическую ситуацию или непредсказуемые повороты сюжета. Этот прием позволяет автору играть со зрительными ожиданиями и вызывать у читателя смех, удивление или разочарование.
Важным аспектом использования иронии в литературе является контекстуальность. Смысл иронии может быть понятным только в рамках определенного контекста, когда читатель знаком с предысторией, персонажами или обстоятельствами. Это позволяет создать уникальный юмористический эффект и подчеркнуть драматическую или сатирическую направленность произведения.
В целом, ирония в литературе является мощным инструментом, позволяющим автору передавать свои мысли, выражать критику и использовать юмор в своих произведениях. Она может быть использована в разных формах и стилях, от легкой шутки до глубокой философской осмысленности, делая литературу более эмоциональной и интересной для читателей.
Сарказм в произведениях
Сарказм – это речевая фигура, которая используется для перевода идей, событий и характеров с юмором, иронией и сарказмом. Часто сарказм используется в литературе для выразительности и создания комического эффекта. Он может быть использован для критики и сатиры, а также для передачи авторской иронии и сарказма.
Сарказм в произведениях может быть выражен путем использования противоположных слов, преувеличений, двусмысленностей и игр слов. Он может быть использован для подчеркивания нелепости и абсурдности ситуации, а также для разоблачения глупости и оплеухи человеческого поведения.
Сарказм может быть использован как средство переворачивания стандартных представлений и общепринятых истин. Он может служить для постановки насмешек и ироничного отношения к окружающему миру и его ценностям. Саркастический юмор может быть особенно эффективен, когда он применяется к табуированным темам или действительно важным вопросам, позволяя читателю или слушателю посмотреть на них с другой стороны.
Психоаналитическая теория
Автором психоаналитического подхода к изучению теории юмора, как и следует полагать, был Зигмунд Фрейд. Его теория (как и теория психоанализа вообще) была одной из самых влиятельных в области психологических исследований юмора в первой половине 20 века. Согласно ей, юмор можно рассматривать в качестве сильнейшего защитного механизма, позволяющего справляться с трудностями и отрицательными эмоциями.
Исходя из идей Фрейда, неосознанные агрессивные (порожденные либидо) и сексуальные побуждения из детства и незрелости стремятся найти мгновенное удовлетворение и выразиться через удовольствие. «Супер-Эго», включающее в себя требования и предписания социума, противодействует «Ид». «Эго» же функционирует по принципу реальности – оно стремится прийти к удобному компромиссу требований «Ид», «Супер-Эго» и реального мира, представляющего собой, по мнению ученого, юмор.
Зигмунд Фрейд говорил о том, что юмор является высшим защитным механизмом, т.к. позволяет избегать негативных эмоций и смотреть на жизненные ситуации объективно, не прибегая к патологическим защитным формам. Проведенные им эксперименты показали, что:
| Людям, в обычной жизни вытесняющим агрессивные или сексуальные побуждения, доставляют больше удовольствия шутки, где присутствуют соответствующие темы. |
| Если стимулировать агрессивные и сексуальные побуждения, шутки, связанные с этими побуждениями, будут доставлять больше удовольствия. |
| Представление агрессивных и сексуальных шуток уменьшает силу соответствующих побуждений. |
Кроме того, определенные подтверждения теории Фрейда были найдены в изысканиях, демонстрирующих усиление сексуальной и агрессивной тематики в ответах респондентов, выполнявших задания на генерацию юмора.
Впоследствии же многие исследователи пришли к выводу, что теория Фрейда не согласуется с функционированием нервной системы в современном понимании, и стали постепенно от нее отказываться.