Музыкальные стили и жанры
Какую музыку вы предпочитаете? Кто-то затруднится с ответом на вопрос, другие скажут четко. Например, «рок», «классика» или «поп». И приведут примеры любимых композиций. Если глубоко копнуть, может обнаружиться, что эти творения вовсе не относятся к тому жанру, о котором вы подумали. Или вообще включают в себя элементы сразу нескольких музыкальных стилей.
Простая классификация жанров выглядит таким образом:
- инструментальные (симфония, этюд, соната, концерт, увертюра);
- вокальные (опера, ария, песня).
Чтобы определить, к какому конкретному жанру относится композиция, придется до конца разобраться в средствах музыкальной выразительности. О ритме, ладе и динамике мы как раз говорили выше.
Не каждый эксперт сможет с ходу разложить по полочкам любую мелодию. Однако, полезно представлять, какой бывает музыка в зависимости от особенностей ее исполнения.
Основные музыкальные жанры:
- Русские-народные песни. Сюда относятся частушки, колыбельные, хоровое пение, игровые, традиционные, обрядовые песни. Лирические композиции о любви, семье и разлуке – тоже здесь.
- Классика. Это симфонии, увертюры, ноктюрны, контанты, сюиты и другие творения эпохи европейского классицизма.
- Театральная музыка. Как правило, такие композиции дополняют действие на сцене театра. Например, балет, мюзикл, опера, оперетта.
- Камерная. Отличается исполнением небольшой группой музыкантов (камерный ансамбль). Бывает соло, дуэт, трио, квартет – и так далее, по количеству участников.
- Религиозная. Сюда относится церковное пение, литургия, акафист, месса, псалом и др.
- Современная. Широкое направление мелодий, которые мы чаще всего слышим, независимо от своих предпочтений. Они звучат в общественных местах и из динамиков радио. Основные виды: поп (диско, хаус, фанк, транс), рэп (клауд, кранк, хардкор, дрилл) и рок (панк, треш, фолк, инди, хард и др.). Авангардные произведения тоже здесь.
Подготовка к сведению и процесс сведения
Чем лучше вы подготовитесь, тем быстрее и качественнее получится сведение. Речь не только о техническом обеспечении, удобном рабочем месте и качественном освещении
Важно учесть несколько организационных моментов, а также особенности работы полушарий головного мозга. В общем, примите к сведению…
Как подготовиться к процессу сведения:
| Подпишите все исходные аудиофайлы так, чтобы было ясно, где что находится. Не просто 01, 02, 03 и далее, а «голос», «бас», «ударные», «бэк-вокал» и прочее. |
| Наденьте наушники и удалите щелчки вручную либо с помощью программ очистки звука. Даже если вы пользуетесь программами, проконтролируйте результат на слух. Эту рутинную работу следует сделать до начала творческого процесса, т.к. за творчество и рациональность отвечают разные полушария головного мозга, а постоянное переключение между процессами снизит качество и того, и другого. Подобрать программу можно в обзоре «Топ-7 лучших плагинов и программ для очистки звука от шумов» . |
| Сбалансируйте громкость, для чего сначала послушайте запись в режиме «моно». Это позволит быстрее выявить дисбаланс громкости в звучании разных музыкальных инструментов и голосов. |
| Настройте все эквалайзеры, чтобы улучшить частотный баланс. Помните, что настройка эквалайзера влияет на показатели громкости. Поэтому после настройки еще раз проверьте баланс громкости. |
Сам процесс сведения начинайте с ударных, потому что они занимают значительную часть частотного диапазона от низких (бас-барабан) до высоких частот (тарелки). Только после этого переходите к другим инструментам и вокалу. После сведения основных инструментов добавьте, если планировалось, спецэффекты (эхо, дисторшн, модуляцию, компрессию, прочие).
Далее нужно сформировать стереокартину, т.е. расставить все звуки в стереополе. После этого откорректируйте аранжировку, если в этом появится необходимость, и начинайте работать над глубиной звучания. Для этого добавляйте к звукам задержки и реверберацию, но не слишком много, иначе это будет «давить на уши» слушателей.
По окончании еще раз проверьте настройки громкости, эквалайзеров, эффектов и откорректируйте, если нужно. Готовый трек протестируйте в студии, а затем на разных устройствах: запустите аудиофайл на смартфоне, планшете, послушайте его у себя в машине. Если везде звук воспринимается нормально, значит, все сделано правильно!
Если вам встретилось очень много незнакомых слов, почитайте книгу «Компьютерная обработка звука» . Пусть вас не смущает, что многое рассматривается на примере старых версий компьютерных программ. Законы физики с тех пор никак не изменились. Тем, кто уже пробовал свои силы в работе с программами сведения звука, можно рекомендовать прочитать про «Ошибки при сведении музыки», где заодно даются рекомендации, как их избежать .
Если вам проще воспринимать живое объяснение, можно посмотреть обучающее видео на эту тему:
Поменять плеер, если видео не воспроизводится
В процессе сведения рекомендуется делать короткие перерывы каждые 45 минут. Это полезно не только для вашего здоровья, но и для восстановления объективности слухового восприятия. Музыкальный слух очень важен для качественного сведения. Развитию музыкального слуха посвящен весь наш следующий урок, а пока предлагаем пройти проверочный тест на усвоение материала этого урока.
Средние темпы
Средние темпы в музыке являются наиболее распространенными и используются в большинстве музыкальных жанров. Они обычно находятся в диапазоне от 80 до 120 ударов в минуту и имеют умеренный ритм.
Интересный факт: средний темп музыки может влиять на нашу психологическую и физическую реакцию. Например, исследования показали, что музыка с темпом 100-120 ударов в минуту может улучшить настроение и повысить физическую активность.
Средние темпы могут быть разделены на несколько категорий:
- Andante — темп, который описывается как «шагающий» и находится в диапазоне от 76 до 108 ударов в минуту. Примеры: «Moon River» (Henry Mancini), «Für Elise» (Ludwig van Beethoven).
- Moderato — темп, который описывается как «умеренный» и находится в диапазоне от 108 до 120 ударов в минуту. Примеры: «Yesterday» (The Beatles), «Canon in D» (Johann Pachelbel).
- Allegretto — темп, который описывается как «немного быстрее, чем Andante» и находится в диапазоне от 112 до 120 ударов в минуту. Примеры: «The Entertainer» (Scott Joplin), «The Four Seasons: Spring» (Antonio Vivaldi).
- Allegro — темп, который описывается как «быстрый» и находится в диапазоне от 120 до 168 ударов в минуту. Примеры: «Flight of the Bumblebee» (Nikolai Rimsky-Korsakov), «Symphony No. 40» (Wolfgang Amadeus Mozart).
Средние темпы являются основой многих музыкальных жанров, таких как поп-музыка, рок, джаз и классическая музыка. Они создают умеренный ритм, который может быть легко запомнен и понятен слушателю.
Термин | Диапазон темпа (ударов в минуту) | Примеры |
---|---|---|
Andante | 76-108 | «Moon River» (Henry Mancini), «Für Elise» (Ludwig van Beethoven) |
Moderato | 108-120 | «Yesterday» (The Beatles), «Canon in D» (Johann Pachelbel) |
Allegretto | 112-120 | «The Entertainer» (Scott Joplin), «The Four Seasons: Spring» (Antonio Vivaldi) |
Allegro | 120-168 | «Flight of the Bumblebee» (Nikolai Rimsky-Korsakov), «Symphony No. 40» (Wolfgang Amadeus Mozart) |
Средние темпы являются наиболее распространенными в музыке и создают умеренный ритм, который может быть легко запомнен и понятен слушателю. Их диапазон находится в пределах от 80 до 120 ударов в минуту, что может влиять на нашу психологическую и физическую реакцию.
C[править | править код]
- calando — «понижаясь»; затихать, иногда одновременно замедляясь и снижая громкость.
- cantabile — певуче, стараясь при игре подражать певчему.
- capo — глава, начало. См. da capo al Fine.
- capriccioso — капризно, прихотливо, своенравно.
- cesura или caesura — цезура, перерыв в звучании.
- chiuso — «закрыто»; приглушая звук духового инструмента рукой.
- coda — кода, заключительная часть произведения.
- col legno — «древком»; указание играть древком смычка с целью получения слабого и отрывистого звука суховатого тембра с оттенками шума.
- coloratura — колоратура, затейливое украшение вокальной партии.
- col pugno — «кулаком»; ударять по клавишам кулаком.
- come prima — как ранее.
- come sopra — в первоначальном темпе.
- comodo — «удобно»; на средней скорости.
- con — при, вместе, с.
- con abbandono — непринуждённо.
- con anima — с душой, с чувством.
- con amore — с любовью.
- con brio — оживлённо.
- con collera — с гневом.
- con dolore — с печалью, со скорбью.
- con fuoco — с огнём.
- con moto — с движением, подвижно.
- con grazia — грациозно.
- con slancio — с энтузиазмом.
- con sordino — с сурдиной.
- con spirito — воодушевлённо.
- coperti — указание приглушить ударный инструмент тканью.
- crescendo (cresc.) — постепенно увеличивая громкость.
Восприятие и воздействие музыки
Вокальное искусство тесно связано с нашей речью, интонациями и соответствующими движениями. В этом его основа. По сути, пение – разновидность повествования. То есть рассказ или диалог. Причем оно способно рисовать более выразительные образы, вызывать новые эмоции и чувства. Песня делает это быстрее, чем простой разговор. Ритмичные звуки мелодии соотносятся с жестами и движениями человека. Получается, что музыка позволяет связать сразу два типа коммуникации: вербальный и невербальный. Конечно, такой микс будет восприниматься существенно мощнее.
Влиянию саундреков на настроение невозможно противиться. Они неизбежно несут ассоциации и эмоции. Причем одна и та же мелодия может вызвать разные чувства и переживания у разных людей. Восприятие звучания у каждого свое – это то, как мы привыкли слушать и слышать музыку.
Музыка способна вдохновить на творчество. Во-первых, мелодии рисуют определенные образы, и эти образы иногда хочется перенести в свой любимый вид искусства. Во-вторых, процесс прослушивания может создавать то самое настроение, когда хочется творить красоту.
Музыка может помогать не только в творческой, но и в ежедневной рутинной работе. Одним людям проще концентрироваться в тишине. Другие предпочитают индивидуальный белый шум. Этим шумом может быть привычный гул машин за окном, звуки прибоя, дождя, бормотание телевизора. Или песня. Если вам удалось найти для себя правильную мелодию, она может значительно повысить способность к концентрации. С ней гораздо проще игнорировать другие отвлекающие факторы вроде общения соседей или призывно попискивающего телефона.
Почему мы кричим “Браво!”
07.02.2019 Оставьте комментарий Просмотры: 2 334
Слово “браво”, пришедшее в русский язык из итальянского, доказывает, что заимствованию могут подвергаться далеко не только существительные, но и менее очевидные части речи, например междометия.
Они, кстати, заимствуются в русский язык с завидной регулярностью — от уже давно освоенного французского “фи” до современного английского “ауч” или корейского “кек”.
Национальный корпус русского языка впервые фиксирует слово “браво” в 1774 году, а расцвет его приходится на XIX век, что неудивительно.
Театр в те времена был одним из основных публичных развлечений, а слово “браво” первоначально употреблялось именно в театральной сфере — как возглас похвалы артистам; за пределы зрительного зала оно вышло позже.
Итальянское bravo — это прилагательное, оно также связано с одобрением, похвалой способностей: выкрик “Bravo!” можно примерно перевести как «Молодец!».
Происхождение этого слова до конца не ясно: некоторые ученые возводят его к латинским словам pravus («согнутый», «злой») и barbarus («варвар», «иностранец»), другие — к латинскому bravium («награда победителю на состязаниях»), третьи — вообще к кельтским корням, заимствованным от галлов.
Есть, кстати, и еще одно значение слова bravo — «наемный убийца» (встречается и по-русски); возможно, оно было промежуточной ступенью для развития современного значения.
Кстати, итальянское bravo — это форма мужского рода единственного числа, а это значит, что такой выкрик, вообще-то, уместен только в том случае, когда чествуют исполнителя-мужчину.
Если требуется похвалить женщину, по-итальянски произнесут форму женского рода — brava. Если же адресатов больше одного, то используют формы множественного числа — brave для группы женщин и bravi для мужчин и смешанных групп.
Ценители оперы и балета соблюдают это разделение и по-русски, но за пределами театров, как правило, используется только “браво” — да еще форма итальянской превосходной степени “брависсимо”.
Заимствований из итальянского языка в русском достаточно много; как правило, они обозначают элементы высокой итальянской культуры (фреска, серенада, примадонна), прославленной местной кухни (макароны, паста, капучино) и др.
Источник
Фактура
Фактура – это склад, вид изложения музыкального произведения (лат. fakturo — обработка). Основные элементы фактуры: мелодия, аккомпанемент (сопровождение), бас (нижний голос), средние голоса. Фактура бывает прозрачной (двух-, трехголосной), вызывая ощущение легкости, прозрачности. Плотная (многоголосная, аккордовая) фактура создает впечатление силы, мощи.
Одноголосная фактура: любая одноголосная мелодия (сольная или унисонная), напр., народная песня.
Многоголосная фактура: гомофония, полифония
Многоголосный склад музыки, в котором один голос является главным (мелодия), а остальные (аккомпанемент) его сопровождают. Разновидностью гомофонной фактуры является аккордовый склад музыки, в котором мелодия ритмически объединяется с сопровождением. Полифония (греч. poly-много, phone-звук) — одновременное сочетание нескольких самостоятельных голосов (мелодий).
Основные виды полифонии
- Имитационная п. — (лат. Imitatio — подражание) повторение в другом голосе или у другого инструмента только что прозвучавшей мелодии (темы). Напр., канон, фуга или инвенция
- Контрастная п. — одновременное звучание разного типа мелодий. Напр., в средние века объединяли три различных мелодий с разным текстом. Основные виды фактуры: Формы имитационной полифонии :
- Канон — музыкальная форма, в которой все голоса исполняют одну и ту же мелодию, вступая поочередно.
- Инвенция – двух- или трехголосное инструментальное произведение небольшого объема, написанное в имитационной технике.
- Фуга — многоголосное полифоническое произведение , в основе которого лежит имитационное повторение темы во всех голосах. Высшая, самая сложная форма имитационной полифонии. Величайшим мастером фуги был И.С.Бах.
- Фугетта ( ит. fughetta — маленькая фуга) – простая, меньшего объема фуга для органа или фортепиано.
Значимость понимания музыкальных терминов
Понимание музыкальных терминов имеет большую значимость как для музыкантов, так и для их аудитории. В музыке существует множество специальных терминов и понятий, которые используются для описания и объяснения различных элементов и принципов музыкальной композиции. Правильное и глубокое понимание этих терминов позволяет музыкантам создавать выразительную и качественную музыку, а слушателям более полно воспринимать и наслаждаться ею.
Музыкальные термины являются универсальным языком, который позволяет музыкантам из разных стран и культур между собой общаться и понимать друг друга. Они служат важным инструментом коммуникации в музыкальном сообществе. Например, музыканты могут использовать термины, такие как «аллегро», «адажио» или «форте», чтобы указать на темп, динамику или настроение произведения. Правильное понимание этих терминов позволяет исполнителям точно передать замысел композитора и достичь нужного эмоционального эффекта.
Понимание музыкальных терминов также полезно для аудитории. Когда слушатель имеет представление о таких терминах, как «арпеджио», «конкретная музыка» или «лирическая песня», он может более осознанно и глубже воспринимать музыку. Знание музыкальных понятий помогает слушателю распознавать и анализировать различные элементы произведения, такие как мелодия, ритм, гармония и динамика. Это позволяет слушателю вдохновляться и наслаждаться музыкой на более глубоком уровне, а также делиться своими впечатлениями и мыслями с другими людьми.
И, наконец, понимание музыкальных терминов полезно для людей, желающих изучать музыку или самостоятельно играть на инструменте. Знание основных терминов и понятий позволяет начинающим музыкантам быстрее осваивать новую информацию и развиваться в своих музыкальных навыках. Оно также помогает им улучшить технику игры, развить музыкальное слух и стать более самостоятельными в изучении и исполнении музыки.
Популярные музыкальные словари на рынке
В мире музыки существует множество сложных понятий и терминов, которые могут быть непонятны для начинающих музыкантов. Именно поэтому музыкальные словари становятся незаменимыми инструментами для изучающих музыку. На рынке сегодня можно найти множество популярных музыкальных словарей, которые помогут разобраться во всех непонятных терминах.
Одним из самых популярных словарей является «Словарь терминов музыкального искусства» под редакцией М. Ю. Краевского. В этом словаре собраны определения и объяснения наиболее часто встречающихся терминов в музыке. Словарь включает более 5000 статей, а также предлагает сведения о жизни и творчестве великих композиторов. Он поможет расширить словарный запас и станет незаменимым подспорьем для всех музыкантов.
Еще одним из известных словарей является «Музыкальный словарь» под редакцией А. И. Юдина. Этот словарь содержит около 2500 терминов, охватывающих различные аспекты музыкальной науки и практики. Книга содержит устаревшие термины, которые используются в классической музыке, а также современные термины, связанные с современной музыкой и новыми технологиями.
Для тех, кто изучает музыку в школах или музыкальных учебных заведениях, полезен будет «Словарь терминов и понятий по сольфеджио» под редакцией Н. М. Дружинина. Этот словарь содержит определения и объяснения основных понятий и терминов сольфеджио, таких как ноты, интервалы, ритмы и др.
Если вы интересуетесь джазом, то «Словарь джазовых терминов» под редакцией И. А. Габлера будет полезным для вас. В этом словаре собраны определения и объяснения джазовых терминов, а также биографии и дискографии известных джазовых музыкантов.
Также на рынке можно найти словари по конкретным инструментам или жанрам музыки. Например, «Словарь гитарного мастера» под редакцией С. П. Танеева или «Словарь оперных терминов» под редакцией М. М. Исаковича. В таких словарях можно найти определения и объяснения специфических терминов, которые связаны с определенными инструментами или жанрами музыки.
Безусловно, выбор музыкального словаря зависит от ваших потребностей и предпочтений
Важно выбрать словарь, который наиболее полно и понятно объясняет нужные вам понятия и термины. Независимо от выбора, музыкальные словари помогут вам разобраться в мире музыки и станут верными помощниками на вашем музыкальном пути
L[править | править код]
- lacrimoso (букв. — «слёзно») — жалостно, плачевно, печально, скорбно.
- lamentando — жалуясь.
- lamentoso — жалобный, горестный.
- largamente — широко, протяжно.
- larghetto — довольно широко; немного скорее, чем largo.
- largo — очень медленно; широко.
- legato — «гладко»; связно; соединяя один звук с другим.
- leggiero — легко, нежно, подвижно.
- lento — медленно, протяжно.
- libero — вольно, независимо, непринуждённо, распущенно, свободно, смело.
- l’istesso tempo — в прежнем темпе.
- loco — играть как написано (обычно используется при снятии указания 8va), не перенося октаву.
- lontano — издалека, с расстояния, отдалённо.
- lugubre — жалобно, заунывно, зловеще, мрачно, печально, скорбно, траурно.
- luminoso — светло.
- lusingando — вкрадчиво, игриво, ласково, льстиво.
Основы сведения музыки
Понятие «полифония» напрямую связано со сведением музыки и получением готового аудиотрека. Ранее мы узнали, что под полифонией подразумевается принцип сложения звуков (голосов и мелодий) на основе функционального равноправия. Это так называемое многоголосие, т.е. одновременное звучание двух и более мелодий и/или голосов. Полифония подразумевает гармоническое слияние нескольких самостоятельных голосов и/или мелодий в единое музыкальное произведение.
Собственно говоря, сведение музыки – это та же полифония, только на компьютере, а не на нотном стане. Сведение тоже предполагает взаимодействие минимум двух музыкальных линий – вокала и «минусовки» либо сопровождения музыкального инструмента. Если инструментов много, сведение превращается в организацию взаимодействия множества мелодических линий, каждая из которых может быть либо непрерывной на протяжении всего произведения, либо же появляться и периодически исчезать.
Если вы вернетесь чуть назад и посмотрите еще раз схематическое изображение полифонических приемов, то увидите много общего с интерфейсом большинства компьютерных программ, предназначенных для работы со звуком. Точно так, как большинство полифонических приемов изображено по схеме «один голос – одна дорожка», в программах обработки звука для каждой мелодической линии предназначена отдельная дорожка. Вот как может выглядеть простейший вариант сведения двух дорожек в программе Sound Forge:
Соответственно, если нужно будет свести, к примеру, голос, электрогитару, бас-гитару, синтезатор и ударные, дорожек будет 5. А если нужно будет сделать студийную оркестровую запись, там уже будет несколько десятков дорожек из расчета по одной под каждый инструмент.
Процесс сведения музыки – это не просто следование нотной записи и точное расположение начала и окончания музыкальных линий относительно друг друга. Хотя и это непросто, если в записи много шестнадцатых, тридцать вторых и шестьдесят четвертых нот, в которые «попасть» сложнее, чем в целые.
Само собой, саунд-продюсер должен услышать и нейтрализовать вкрапления посторонних звуков, которые могут появиться даже при записи в хорошей студии, не говоря уже о записях, сделанных в домашних условиях или, наоборот, во время концертов. Хотя, концертная запись тоже может быть очень качественной.
В качестве примера можно привести концертный альбом HAARP британской рок-группы Muse. Запись была сделана на стадионе Wembley. Тогда с разницей в 1 день прошли 2 концерта группы: 16 и 17 июня. Интересно, что для аудиоверсии на CD взяли запись от 16 июня, а для видеоверсии на DVD использовали запись концерта, прошедшего 17 июня 2007 года:
Поменять плеер, если видео не воспроизводится
В любом случае звукорежиссеру или саунд-продюсеру придется немало поработать, чтобы даже хорошо записанное сложное многоголосие превратилось в полноценное законченное произведение. Это воистину творческий процесс, в котором приходится учитывать массу нюансов. Но, как мы уже многократно убеждались, музыка описывается вполне конкретными исчисляемыми категориями – герцами, децибелами и т.д. И критерии качественного сведения трека тоже есть, причем там используются и объективные технические, и субъективные художественные понятия.
Полифонические приемы
В любом учебном курсе полифонии можно встретить такой термин как контрапункт. Он происходит от латинского словосочетания punctum contra punctum, что означает «точка против точки». Или, применительно к музыке, «нота против ноты», «мелодия против мелодии».
Это никак не отменяет тот факт, что у термина «контрапункт» есть несколько разных значений. И теперь давайте рассмотрим несколько основных приемов полифонии.
Имитация
Имитация – это когда к начальному одноголосному звучанию через какое-то время присоединяется второй (имитирующий) голос, который повторяет ранее прозвучавший отрывок на той же самой или другой ноте. Схематически это выглядит следующим образом:
Уточним, что используемый на схеме термин «противосложение» – это голос, сопутствующий другому голосу в полифонической мелодии. Гармоническое созвучие достигается при помощи различных техник: дополнительный ритм, смена мелодического рисунка и т.д.
Каноническая имитация
Каноническая, она же непрерывная имитация – более сложный прием, при котором повторяется не только ранее прозвучавший отрывок, но и противосложение. Вот как это выглядит схематически:
Термином «звенья», который вы видите на схеме, как раз и обозначают повторяющиеся части канонической имитации. На вышеприведенной иллюстрации мы видим 3 элемента начального голоса, которые повторяет имитирующий голос. Значит, тут 3 звена.
Конечный и бесконечный канон
Конечный канон и бесконечный канон – это разновидности канонической имитации. Бесконечный канон предполагает возвращение первоначального материала в какой-то момент времени. Конечный канон таких возвратов не предполагает. На вышеприведенном рисунке представлен вариант конечного канона. А теперь посмотрим, как выглядит бесконечный канон, и поймем разницу:
Поясним, что под бесконечным каноном 1-го разряда подразумевается имитация с 2-мя звеньями, а под бесконечным каноном 2-го разряда – имитация с количеством звеньев от 3-х и более.
Простая секвенция
Простая секвенция – это перемещение полифонического элемента на другую высоту звука, при этом соотношение (интервал) между составными частями элемента не изменяется:
Так, на схеме буква «А» условно обозначает начальный голос, буква «В» обозначает имитирующий голос, а цифры 1 и 2 – первое и второе перемещение полифонического элемента.
Сложный контрапункт
Сложный контрапункт – это полифоническая техника, объединяющая множество полифонических приемов, которые позволяют генерировать из первоначальной полифонии новые мелодии путем либо изменения соотношения голосов, либо внесения изменений в мелодии, составляющие первоначальную полифонию.
Разновидности сложного контрапункта:
- Подвижной контрапункт – образование новых мелодий путем перестановки неизменяемых мелодических голосов относительно друг друга.
- Обратимый контрапункт – образование новых мелодий путем изменения собственно мелодий, составляющих полифонию.
В зависимости от направления перестановки мелодических голосов различают вертикальные, горизонтальные и двойные (одновременно вертикальные и горизонтальные) подвижные контрапункты.
На самом деле, сложный контрапункт только называется «сложным». Если вы хорошо проработаете материал следующего урока по развитию музыкального слуха, вы без труда распознаете эту полифоническую технику на слух.
Главный признак – наличие хотя бы двух способов соединения мелодических линий, когда есть некая первоначальная полифония и затем следует видоизмененное соединение мелодических линий. Если послушать музыку более внимательно, вы сможете распознать и подвижной, и обратимый контрапункт.
Это лишь некоторые наиболее простые для понимания начинающего музыканта полифонические приемы. Узнать больше об этих и других полифонических приемах вы можете из учебного пособия музыковеда, члена Союза композиторов России, член-корреспондента Петровской академии наук и искусств Валентины Осиповой «Полифония. Полифонические приемы» .
После того как мы изучили некоторые приемы полифонии, нам будет проще разобраться в классификации видов полифонии.
Музыкальная фармакология
Свойства музыкальных творений нашли свое применение и в медицине. Многие хирурги предпочитают проводить сложные операции под треки любимых композиторов. А еще музыку включают в родильных домах, и она может использоваться в рамках психотерапии.
Одним из направлений терапевтических композиций является музыка Рейки. В ней сочетаются звуки живой природы, музыкальных инструментов и человеческих голосов. Известны своим лечебным воздействием и произведения искусства классических композиторов.
Музыкотерапия имеет доказанную эффективность. Она влияет даже на животных. Под классические мелодии буренки дают рекордные удои, а пчелы становятся менее агрессивными. На психику человека музыка воздействует еще сильнее – помогает выйти из депрессии, исцеляет боль, душевную и физическую, снижает уровень тревожности
Она помогает сосредоточиться на важном процессе, взглянуть на мир оптимистичнее или пристрастнее. Встать и пойти танцевать, в конце концов
В этом плане действует не только общепризнанная классика в исполнении симфонического оркестра. Это не принципиально. Вашим личным терапевтом может оказаться голос любимого исполнителя или просто подборка треков, которые по душе.
Композитор vs исполнитель
Здесь вроде бы все просто. Композитор пишет музыку, исполнитель ее исполняет. Без участия обоих звуковое творение никогда не прозвучит.
Творение одного композитора может быть исполнено разными музыкантами. Каждый из них внесет свою лепту в данную музыку. Получается, что исполнитель – это тоже творец, а не просто тот, кто озвучивает уже созданный шедевр.
Есть музыканты, которые сами пишут и исполняют песни. Более того, в некоторых жанрах (например, рок или джаз) – так принято. В их репертуаре в основном композиции собственного сочинения. И наоборот, есть сложившиеся тандемы, где музыкальные коллективы исполняют песни, которые пишет для них композитор. Иногда это один и тот же человек на протяжении долгого пути сотрудничества.
А еще есть авторы стихов для песен, аранжировщики, звукорежиссеры и множество других людей, которые участвуют в создании привычных нам мелодий. И конечно, слушатели. Без них этот процесс теряет смысл.
I[править | править код]
- imperioso — властно, настоятельно, повелительно.
- impetuoso — бурно, горячо, порывисто, страстно, стремительно, с натиском.
- imponente — решительно, выразительно.
- impotente — бессильно, изнурённо.
- improvisando — импровизируя.
- in altissimo — на октаву выше.
- incalzando — ускоряя и увеличивая громкость.
- incrociando — указание исполнять пассаж через руку (скрестив) на арфе или фортепиано.
- indeciso — нерешительно, неопределённо.
- in disparte — отдельно, независимо от остальных (при совместном исполнении).
- in distanza — на расстоянии.
- infurianto — гневно.
- in lontananza — в отдалении.
- in modo di — в стиле.
- innocente — невинно, просто.
- insensibile — незаметно, неощутимо, нечувствительно, указание изменять громкость или темп еле заметно.
- intimo — близкий, внутренний, глубинный, задушевный, интимный.
- iocoso — шутливо.
- irato — гневно, разгневано, раздражённо, рассерженно.
R[править | править код]
- rallentando (rall.) — расширяя.
- rapido — быстро.
- recitando — декламируя, рассказывая.
- recitativo — речитатив.
- religioso — благоговейно, набожно, религиозно.
- repente — внезапно.
- resto — остаток, остальная часть (оркестр, ансамбль).
- ridendo — весело, радостно.
- rigoroso — точно, строго.
- rinforzando — усиленно.
- risoluto — мужественно, определённо, решительно, твёрдо.
- ritardando (ritard.) — замедляя, расширяя.
- ritenuto (rit.) — замедляясь (обычно быстрее, чем при ritardando; может относиться только к одному звуку).
- ritmico — ритмично.
- rubato — ритмически свободно, указание вольно обращаться с темпом для выразительности.
- rustico — деревенски; alla rustico означает «в сельском духе».
Академическая музыка: жанры исторических эпох
Академическое направление родилось из предыдущего — церковного. В истоках будет европейская музыка церковного пения. Данный вектор творчества характеризует автономность ото всех остальных музыкальных жанров и письменный способ существования. Академическая (классическая) музыка всегда записывается нотами.
Самая распространенная градация жанров классической музыки — по отдельным историческим эпохам. Здесь различают:
- Средневековье: арс антиква, григорианское пение, ранняя полифония, школа Нотр-Дам, музыка труверов, трубадуров, мейстерзингеров, миннезингеров.
- Возрождение: арс нова, мотет.
- Барокко: раннее и позднее.
- Классицизм: ранний и поздний.
- Романтизм: ранний, поздний, неоготика.
- Салонная музыка.
- Модернизм: импрессионизм, экспрессионизм, футуризм, серийная, постсерийная, меблировочная, минимальная музыка.
- Минимализм и постминимализм.
- Постмодернизм.
- Неоклассицизм.
Помимо названного, к академическому ключу всегда относят оркестровую, камерную, духовую музыку, симфонии, арии, мюзиклы. Входят в академизм и марши — свадебные и похоронные. Классической музыкой вправе называться и такие хоровые, вокальные произведения, как оратория, кантата, оперетта, опера, месса, хорал.