Образование vs пропаганда: история запутанных отношений
Когда политика вмешивается в образование в современном мире, мы часто называем это пропагандой
У пропаганды плохая репутация, и потому нам так важно отличать одно от другого. Как это сделать?. Этот вопрос горячо волновал педагогов и исследователей образования в 1920–1940-х годах — именно тогда случился первый бум научных дискуссий про сложные отношения образования и пропаганды
Среди педагогов того времени (в основном в США) очень популярен был бюллетень от американского Института анализа пропаганды, который они выпустили в 1937 году, чтобы противодействовать фашистской и советской идеологиям
Этот вопрос горячо волновал педагогов и исследователей образования в 1920–1940-х годах — именно тогда случился первый бум научных дискуссий про сложные отношения образования и пропаганды. Среди педагогов того времени (в основном в США) очень популярен был бюллетень от американского Института анализа пропаганды, который они выпустили в 1937 году, чтобы противодействовать фашистской и советской идеологиям.
Эти инструменты в то время казались простой и понятной инструкцией, как отличить пропаганду от образования, а сегодня мы скорее назвали бы их логическими ошибками или когнитивными искажениями. В их основе лежит так называемое быстрое мышление, которое происходит на автомате и без долгих логических рассуждений, часто оно руководствуется эмоциями и не обязательно является пропагандой.
Однако некоторые исследователи замечали, что использование этих инструкций привело к тотальному цинизму, недоверию и даже отказу от образования: студентам казалось, что пропаганда везде и никому и ничему нельзя верить. Истины нет, ее придумывают для своих целей.
Развитие навыков руководства
Учебные программы, ориентированные на развитие навыков руководства, включают в себя изучение таких ключевых аспектов, как стратегическое мышление, коммуникационные умения, эффективное принятие решений, умение вести переговоры и мотивировать коллектив.
Стратегическое мышление является основной компетенцией для успешного руководителя. Оно предполагает умение выявлять главные цели и задачи, определять приоритеты и разрабатывать планы действий на основе анализа текущей обстановки и предвидения будущих событий.
Коммуникационные умения играют важную роль в создании эффективных команд и установлении партнерских отношений с остальными участниками деятельности в сфере власти. Хороший лидер должен уметь ясно и наглядно выражать свои мысли, слушать и понимать других, а также вдохновлять и мотивировать своих коллег к достижению общих целей.
Эффективное принятие решений требует от руководителя аналитических и оценочных навыков, способности оценивать риски и прогнозировать последствия принимаемых решений
Важно уметь принимать решения на основе объективных данных и логического мышления, а также быть готовым к корректировке стратегии в случае необходимости
Умение вести переговоры является неотъемлемой частью работы руководителя. Способность находить компромиссы, достигать соглашений и улаживать конфликты играет важную роль в формировании стабильных отношений с другими участниками процесса власти.
Мотивация коллектива является задачей руководителя. Успешный лидер должен уметь вдохновить и мобилизовать своих подчиненных, создавая при этом благоприятную рабочую обстановку, в которой каждый сотрудник может раскрыть свой потенциал и достичь высоких результатов.
Развитие навыков руководства требует времени, усилий и практики. Однако, обучение увлекающимся властью людям является эффективным способом развития лидерских качеств и обеспечения успеха в сфере власти.
Какими знаниями нужно обладать, чтобы с пользой участвовать в политике
Однако не всегда то, как гражданин проявляет своё участие, будет полезно для общества. Например, трудно назвать правильным поступок, когда человек приходит на выборы «для галочки» и голосует за кандидатов наугад
Чтобы участие гражданина было ценным и помогало улучшать жизнь общества, важно быть политически культурным.
Политическая культура — это система специальных знаний, убеждений и ценностей человека с активной гражданской позицией.
Давайте подробнее разберёмся, о каких именно знаниях, убеждениях и ценностях идёт речь в этом определении.
Политически культурный человек должен
знать:
уметь:
осознавать:
как устроено общество и основные политические процессы;
в чём особенность текущего государственного строя;
на чём основана политика правительства;
какие существуют важные политические организации и институты власти;
какие важнейшие события современности могут повлиять или уже повлияли на политику.
корректно излагать свои взгляды;
слушать и понимать другую точку зрения;
защищать свои убеждения;
своими силами ориентироваться в информации и анализировать её.
что политика — это важнейшая сфера общественной жизни;
что для гражданина важно положительное отношение к политике как к явлению;
что политическое участие граждан — ценный элемент жизни политики, который способен влиять на общество.
Причины, по которым образование важно для страны
В наши дни образование высоко ценится лидерами наций. Усилия прилагаются
правительство наций, чтобы гарантировать, что каждый гражданин учится. Качественное образование внесено в список 17 целей в области устойчивого развития (ЦУР). Это потому, что образование очень необходимо для роста любой нации.
11. Снижает количество неграмотных.
Образование просвещает и информирует. Рассеивание тьмы неграмотности и привитие знаний гражданам помогает нации расти быстрее. Имея грамотных членов в обществе, каждый может наслаждаться общественной жизнью, внося свой вклад в успех общества. Это предотвращает чрезмерную зависимость граждан от государства.
12. Правильное управление богатством
Получив надлежащее образование, граждане страны лучше осознают свои доходы и свои расходы. Правильное управление капиталом приносит пользу не только отдельному человеку на личном уровне, но и стране на национальном уровне.
Это может быть только тогда, когда граждане имеют образование.
13. Возможность обмена культурными ценностями
Образование позволяет распространяться в культуре. Различные культуры вступают в контакт без культурных столкновений, и в таких ситуациях возникают новые культурные ценности. Эта сплоченность вызывает чувство единства между людьми разных рас и этнических групп по всему миру и может стать возможным благодаря образованию.
14. Повышает ВВП нации.
Валовой внутренний продукт (ВВП) любой страны улучшается с увеличением числа грамотных. Этот фактор национального развития во многом зависит от элиты и образованного общества и их влияния на рост нации через их вклад в повседневную трудовую жизнь.
15. Снижает уровень преступности
Когда граждане страны достаточно образованы, уровень преступности в стране резко снижается. Люди осведомлены о законах и последствиях их нарушения. Соблюдение законов более возможно с образованием.
16. Предоставляет рабочую силу для нации.
Образование производит профессионалов в рабочую силу любой страны. Благодаря тому, что профессионалы в разных областях работают вместе, страна приобретает престиж и зависит от граждан в плане менее затратной рабочей силы, чем привлечение экспатриантов. Также безопасность нации не ставится под угрозу при найме людей из других стран.
Что такое политическое участие
rticles-content-factoid _nghost-skysmartapp-c338884341 ng-version=»16.2.12″>
ÐолиÑиÑеÑкое ÑÑаÑÑие гÑаждан â ÑÑо иÑ дейÑÑÐ²Ð¸Ñ Ñ ÑелÑÑ Ð¿Ð¾Ð²Ð»Ð¸ÑÑÑ Ð½Ð°Â Ð³Ð¾ÑÑдаÑÑÑвеннÑе ÑеÑениÑ, а Ñакже вÑÐ±Ð¾Ñ Ð¿ÑедÑÑавиÑелей в оÑÐ³Ð°Ð½Ñ Ð²Ð»Ð°ÑÑи.
У вÑÐµÑ Ð»Ñдей в пÑавовом гоÑÑдаÑÑÑве еÑÑÑ Ñакое пÑаво. Ðднако полиÑиÑеÑкое ÑÑаÑÑие пÑоÑвлÑÑÑ Ð½ÐµÂ Ð²Ñе гÑаждане. ÐÑеменами ÑÂ Ð½Ð¸Ñ Ð¿ÑоÑÑо Ð½ÐµÑ Ð¶ÐµÐ»Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð´ÐµÐ»Ð°ÑÑ ÑÑо, а иногда оно еÑÑÑ, Ð½Ð¾Â Ð½ÐµÑ Ð²Ð¾Ð·Ð¼Ð¾Ð¶Ð½Ð¾ÑÑей. Ðа Ñо, можеÑ ли ÑоÑÑоÑÑÑÑÑ Ð¿Ð¾Ð»Ð¸ÑиÑеÑкое ÑÑаÑÑие конкÑеÑного гÑажданина, влиÑÑÑ ÑÑÐ°Ð·Ñ Ð½ÐµÑколÑко ÑакÑоÑов:
-
опÑеделÑннÑе лиÑноÑÑнÑе ÑеÑÑÑ Ð³Ñажданина;
-
полиÑиÑеÑкий Ñежим â не вÑе Ð²Ð¸Ð´Ñ Ñежимов даÑÑ Ð»ÑдÑм пÑава и возможноÑÑи Ð´Ð»Ñ Ð¿Ð¾Ð»Ð¸ÑиÑеÑкого ÑÑаÑÑиÑ;
-
ÑаÑакÑÐµÑ Ð¿Ð¾Ð»Ð¸ÑиÑеÑÐºÐ¸Ñ ÑÑадиÑий â иногда пÑоÑвлÑÑÑ Ð°ÐºÑивнÑÑ Ð³ÑажданÑкÑÑ Ð¿Ð¾Ð·Ð¸ÑÐ¸Ñ Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ Ð±ÑÑÑ Ð½ÐµÂ Ð¿ÑинÑÑо в конкÑеÑном обÑеÑÑве;
-
ÑÑÐ¾Ð²ÐµÐ½Ñ ÑоÑиалÑно-ÑкономиÑеÑкого ÑазвиÑиÑ;
-
конкÑеÑÐ½Ð°Ñ Ð¿Ð¾Ð»Ð¸ÑиÑеÑÐºÐ°Ñ ÑиÑÑаÑиÑ.
ÐÑовеÑÑÑе ÑебÑ
ÐÑедположиÑе, как именно каждÑй конкÑеÑнÑй ÑакÑÐ¾Ñ Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ Ð²Ð»Ð¸ÑÑÑ Ð½Ð°Â Ð¿Ð¾Ð»Ð¸ÑиÑеÑкое ÑÑаÑÑие. ÐÑиведиÑе гипоÑеÑиÑеÑкие пÑимеÑÑ Ð¸Ð»Ð¸ ÑиÑÑаÑии из иÑÑоÑии, когда ÑоÑÑÂ Ð±Ñ Ð¾Ð´Ð¸Ð½ Ð¸Ð·Â Ð½Ð¸Ñ Ð¼ÐµÑал лÑдÑм полÑзоваÑÑÑÑ Ð¿Ñавом на полиÑиÑеÑкое мнение.
Достойное
- неделя
- месяц
- год
- век
Злокачественная опухоль на теле цивилизации |
За кого воюют российские чеченцы? |
Злокачественная опухоль на теле цивилизации |
И уверен, что это взаимно… Вдох и вывих Русской цивилизации |
20 лет спустя-2 |
Душа – не частная штуковина! |
Пустоцветная ильинизация |
Горячий привет от Глобального предиктора |
Отошёл я ото сна, посмотрел на улицу… |
Дачная поездка сержанта Цыбули |
Белогвардейщина, фашизм и карачун |
Мультфильм «Каиновы слёзы» (1981) Тадеуша Павленко: забытый мультфильм о каинах и иудах |
Цивилизация так и не смогла вырваться из дремучего Средневековья |
Попить чайку на Лубянке, или Военная тайна Русской цивилизации |
Чисто чтобы не забыть, первыми в космос вышли русские |
Центральный банк России работает на её уничтожение |
Ну, за самодержание!… |
7 советов от гениального врача Николая Амосова . |
Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына: отчёт «победителям»? |
Другой взгляд на пенсионный вопрос или какое государство нам нужно |
Самые яркие примеры смекалки у советских солдат |
Смотрите ж: всё стоит она! |
Причины, по которым образование важно для развития
Развитие — это улучшение благосостояния людей. Это все связано с образованием. Гугл поиск «Развитие», могу поспорить, вы увидите «образование» как похожее слово. Они оба идут рука об руку. Как это?
17. Создает пространство для инноваций
Во-первых, образование создает пространство для инноваций, и, как мы все знаем, инновации повышают эффективность и результативность. Благодаря образованию рождается и поддерживается здоровая конкуренция, пока она не начнет приносить дивиденды.
18. Позволяет опровергнуть неустановленные данные.
Развитие зависит от фактов, а не от домыслов или мифов. Следовательно, любые аргументы, которые не выдерживают критики, будут отброшены, когда их опровергнет более лучший аргумент. Благодаря этому образование обеспечивает сдерживание и противовес ложным данным.
19. Создает пространство для отказа от архаичных мыслей и культур.
Практически аналогично опровержению неустановленных данных является отказ от архаичных мыслей и культур. Культуры, противоречащие человеческим законам, отбрасываются и выбрасываются на свалку истории через образование.
20. Приводит к изобретениям
Наконец, почти аналогично созданию пространства для инноваций тот факт, что образование ведет к изобретению новых продуктов и открытию материалов. Все изобретатели были так или иначе образованными людьми. Они применяли знания, полученные в результате образования, для продвижения своих проектов до тех пор, пока это не стало возможным.
Виды и формы участия граждан в политической жизни
article>
ÐÑинимаÑÑ ÑÑаÑÑие в полиÑиÑеÑкой жизни ÑÑÑÐ°Ð½Ñ Ð³Ñаждане могÑÑ Ð½ÐµÑколÑкими ÑазнÑми ÑпоÑобами, коÑоÑÑе делÑÑÑÑ Ð½Ð°Â Ð²Ð¸Ð´Ñ Ð¿Ð¾Â ÑазнÑм кÑиÑеÑиÑм. ÐапÑимеÑ, одним из кÑиÑеÑиев Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ Ð±ÑÑÑ Ñо, ÑвлÑеÑÑÑ ли Ñакое ÑÑаÑÑие Ð´Ð»Ñ Ð½Ð¸Ñ Ð¾ÑновнÑм Ñодом деÑÑелÑноÑÑи. ÐÐ»Ñ ÑдобÑÑва давайÑе ÑаÑÑмоÑÑим иÑ вÑе в ÑаблиÑе.
ÐÐ¸Ð´Ñ Ð¸ ÑоÑÐ¼Ñ Ð¿Ð¾Ð»Ð¸ÑиÑеÑкого ÑÑаÑÑÐ¸Ñ Ð³Ñаждан |
|||
---|---|---|---|
ÐÑиÑеÑий ÑÐ°Ð·Ð´ÐµÐ»ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð½Ð°Â Ð²Ð¸Ð´Ñ |
Ðазвание вида |
СÑÑноÑÑÑ |
ÐÑимеÑÑ |
СпоÑоб ÑÑаÑÑÐ¸Ñ | ÐпоÑÑедованное (пÑедÑÑавиÑелÑно) | УÑаÑÑие гÑажданина в полиÑиÑеÑкой жизни пÑоиÑÑÐ¾Ð´Ð¸Ñ ÑеÑез вÑбоÑнÑÑ Ð¿ÑедÑÑавиÑелей, к пÑимеÑÑ, депÑÑаÑов | ÐÑаждане вÑбиÑаÑÑ Ð¿ÑедÑÑавиÑелей пÑÑÑм голоÑованиÑ, вÑбÑаннÑе пÑедÑÑавиÑели поÑле вÑдвигаÑÑ Ð¸Ð½Ð¸ÑиаÑÐ¸Ð²Ñ Ð¾Ñ имени наÑода |
ÐепоÑÑедÑÑвенное (пÑÑмое) | ÐÑажданин лиÑно ÑÑаÑÑвÑÐµÑ Ð²Â Ð¿Ð¾Ð»Ð¸ÑиÑеÑкой жизни обÑеÑÑва |
|
|
УÑÐ¾Ð²ÐµÐ½Ñ ÑÑаÑÑÐ¸Ñ | ÐÑоÑеÑÑионалÑное | ÐÑажданин ÑÑановиÑÑÑ Ð°ÐºÑивнÑм дейÑÑвÑÑÑим лиÑом в полиÑике, пÑевÑаÑÐ°ÐµÑ ÑÑÑ Ð´ÐµÑÑелÑноÑÑÑ Ð²Â ÑÐ²Ð¾Ñ Ð¿ÑоÑеÑÑÐ¸Ñ | УÑаÑÑие депÑÑаÑов, гÑбеÑнаÑоÑов и Ñ. д. |
СовмеÑÑиÑелÑÑкое | ÐÑажданин акÑивно пÑоÑвлÑÐµÑ Ð¿Ð¾Ð»Ð¸ÑиÑеÑкое ÑÑаÑÑие, но оно не ÑвлÑеÑÑÑ ÐµÐ³Ð¾ оÑновной деÑÑелÑноÑÑÑÑ | ÐобÑоволÑное ÑÑаÑÑие в деÑÑелÑноÑÑи паÑÑий, движений и Ñ. д. | |
СлÑÑайное | ÐÑÐµÐ¼Ñ Ð¾Ñ вÑемени гÑажданин дейÑÑвÑÐµÑ Ñ ÑелÑÑ Ð¿Ð¾Ð²Ð»Ð¸ÑÑÑ Ð½Ð°Â Ð¿Ð¾Ð»Ð¸ÑиÑеÑкÑÑ Ð¶Ð¸Ð·Ð½Ñ | УÑаÑÑие в вÑбоÑаÑ, вÑÑÑеÑÐ°Ñ Ñ пÑедÑÑавиÑелÑми влаÑÑи и Ñ. д. |
СейÑÐ°Ñ Ð±ÑÐ´ÐµÑ ÑмеÑÑно задаÑÑÑÑ Ð²Ð¾Ð¿ÑоÑом: «Ð обÑзан ли Ñеловек вÑегда пÑоÑвлÑÑÑ Ð¿Ð¾Ð»Ð¸ÑиÑеÑкое ÑÑаÑÑие?». ÐÑвеÑ â неÑ, не обÑзан. Ðногда бÑÐ²Ð°ÐµÑ Ñак, ÑÑо Ñеловек оÑÑаÑÑÑÑ Ð¿Ð¾Ð»Ð¸ÑиÑеÑки паÑÑивнÑм, и ÑÑо â его лиÑнÑй вÑбоÑ. ÐÂ Ð´Ð»Ñ Ñакого ÑÐ²Ð»ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð²Â Ð¾Ð±ÑеÑÑвознании даже еÑÑÑ Ð¾ÑделÑнÑй ÑеÑмин â абÑенÑеизм.
ÐбÑенÑеизм â ÑÑо ÑоÑма полиÑиÑеÑкого поведениÑ, пÑи коÑоÑой гÑажданин оÑказÑваеÑÑÑ Ð¾Ñ Ð¿Ð¾Ð»Ð¸ÑиÑеÑкого ÑÑаÑÑиÑ.
ÐÑÐ¸Ð¼ÐµÑ â 1.
СвеÑлана ÑÑиÑаеÑ, ÑÑо полиÑика â Ñдел пÑоÑеÑÑионалов, и ÑÑдовÑе гÑаждане мало Ñем могÑÑ Ð¿Ð¾Ð²Ð»Ð¸ÑÑÑ Ð½Ð°Â Ð¿Ð¾Ð»Ð¸ÑиÑеÑкÑÑ Ð¶Ð¸Ð·Ð½Ñ Ð¾Ð±ÑеÑÑва. РпоÑÐ¾Ð¼Ñ Ð¾Ð½Ð° Ñже неÑколÑко Ð»ÐµÑ Ð¿Ð¾Ð´ÑÑд игноÑиÑÑÐµÑ Ð´Ð°Ð¶Ðµ пÑезиденÑÑкие вÑбоÑÑ.
ÐÑовеÑÑÑе ÑебÑ
Ðак вÑ дÑмаеÑе, какими еÑÑ Ð¼Ð¾Ð³ÑÑ Ð±ÑÑÑ Ð¿ÑиÑÐ¸Ð½Ñ Ð°Ð±ÑенÑеизма? ÐÑиведиÑе неÑколÑко пÑимеÑов и обÑÑÑниÑе, поÑÐµÐ¼Ñ Ð²ÑбÑали иÑ.
Возможности учебного процесса в мире власти
Учебный процесс в мире власти предоставляет уникальные возможности для обучения и развития студентов, позволяя им получить необходимые навыки и знания для успешной карьеры в государственной и политической сфере. Вот некоторые из преимуществ учебного процесса в этой области:
Понимание политической системы и процессов: в рамках обучения власти студенты изучают основы политических систем, историю политических институтов и ключевые процессы, происходящие в них. Это позволяет им разобраться в том, как работает политическая система, какие факторы влияют на принятие политических решений и какие компетенции необходимы для работы в данной сфере.
Овладение навыками лидерства: в мире власти лидерство играет ключевую роль. Обучение в этой сфере предоставляет возможности практической тренировки в области лидерства, помогая студентам развить навыки принятия решений, командной работы и управления людьми
Эти навыки являются не только важными в политике, но и в любой другой области профессиональной деятельности.
Понимание важности коммуникации: в политике коммуникация играет важную роль. Обучение власти помогает студентам развить навыки эффективной коммуникации, в том числе навыки публичных выступлений и убеждения. Они учатся анализировать аудиторию, выбирать правильные аргументы и выражать свои идеи понятным и убедительным образом.
Изучение права и этики: обучение власти также включает изучение основ права и этики
Это позволяет студентам разобраться в принципах и стандартах, которые должны соблюдаться при принятии решений в государственной и политической сфере. Знание правового и этического фреймворка является основой для принятия ответственных решений и обеспечения справедливости и порядка в обществе.
Они учатся анализировать аудиторию, выбирать правильные аргументы и выражать свои идеи понятным и убедительным образом.
Изучение права и этики: обучение власти также включает изучение основ права и этики. Это позволяет студентам разобраться в принципах и стандартах, которые должны соблюдаться при принятии решений в государственной и политической сфере. Знание правового и этического фреймворка является основой для принятия ответственных решений и обеспечения справедливости и порядка в обществе.
Учебный процесс в мире власти полон возможностей для студентов, которые стремятся понять и использовать силу власти для улучшения общества. Получение образования в этой области открывает двери к богатой и значимой карьере в политике и государственном управлении.
Космополитизм
Просвещение отличалось в разных европейских странах — они имели свои традиции и проблемы. Гоббс и Локк писали под впечатлением от Английской революции XVII в. и ожесточённых религиозных конфликтов, французов волновали вопросы законности и границ власти, ограничения монархии и проведения реформ, в которых нуждалось государство. В германских землях просвещение началось позже, оно во многом развивалось в общем русле, как видно из творчества Иммануила Канта (1724—1804). Его особенностью стало то, что немецкие просветители возлагали немало надежд на государство, которое должно было проводить необходимые обществу реформы.
Иммануил Кант (1724-1804)
Итальянские просветители были озабочены необходимостью преодолеть отсталость общественных отношений в стране, они активно разрабатывали различные идеи переустройства общества. Большую известность приобрёл труд Чезаре Беккариа (1738—1794) «О преступлениях и наказаниях», в котором он одним из первых выступил за отмену смертной казни, призывал к отмене пыток, более человечному отношению к осуждённым. Эта книга была переведена па десятки языков, а высказанные в пей идеи применялись в законодательстве многих стран, включая США и Россию.
При всех различиях национальных путей Просвещения наиболее яркие просветители были признаны по всей Европе. Вольтер переписывался с Фридрихом II Прусским и некоторое время прожил при его дворе, Дидро полгода жил в Петербурге по приглашению Екатерины II, которая купила его библиотеку, назначила библиотекарем его самого и выплатила ему жалованье за пол века вперёд, а также предлагала перенести в Россию издание «Энциклопедии». После смерти Вольтера, с которым она долгое время состояла в переписке, императрица купила несколько тысяч книг из его личного собрания и повелела перевезти в Россию, она же приглашала в Петербург Беккариа, в её знаменитом «Наказе» было множество цитат из Монтескье.
Дени Дидро (1713-1784)
В век Просвещения процветает космополитизм (от греч. «мир» и «гражданство ») — идеология, рассматривающая людей как граждан мира, подчёркивающая, что все — части единого человечества и общечеловеческие интересы важнее национальных. Для просветителей было характерно представление о том, что выявленные ими законы действуют повсеместно, отсюда и распространённый в XVIII в. жанр рассказа о жизни других, неевропейских пародов. В таких рассказах, фактически, критиковалось современное авторам европейское общество. Таким был популярный роман Монтескьё «Персидские письма», в котором он от имени персидского вельможи высмеивал Францию и её нравы.
Став реакцией па возведение в XVII в. новых национальных, языковых и религиозных преград между государствами, космополитизм утверждал братство, основанное па едином для всех пародов естественном праве, создавал интеллектуальное пространство без границ. Переписка, путешествия, дружеские контакты, музыка и опора, научные и религиозные сообщества, развитие международной торговли — всё это покрывало Европу густой сетью культурных и экономических связей. В то же время ещё больше закреплялось культурное влияние Франции, проявлявшееся уже в XVII в.: ориентиром становятся французские литература и искусство, мода, правила поведения.
С XVIII в. неотъемлемой частью европейской политической мысли становятся представления о том, что если все люди одинаковы, если все общества живут по одним законам, то развитие истории неминуемо приведёт к созданию всемирной республики. Именно в этом столетии появляется проект, которым нередко датируют зарождение идеи современного Европейского союза — в 1713 г. аббат Шарль де Сен-Пьер (1658—1743) публикует свой «Проект вечного мира».
Уже тогда планы единой Европы включали в себя признание естественного равенства всех европейских пародов, их права на свой выбор (т. е. фактически па самоопределение), принципа невмешательства во внутренние дела соседних государств. В трактате можно найти даже предложение об унификации политических систем. И главная цель этих преобразований — достижение всеобщего мира.
Космополитизм и интернационализм неминуемо вступали в противоречие с укреплением национальных идей. Вольтер писал: «Печально, если для того, чтобы стать настоящим патриотом, приходится быть врагом остального человечества». Однако к концу XVIII в. споры об универсальных ценностях и войны между европейскими странами привели к укреплению национальных и патриотических настроений.
«Республика философов»
В XVIII в. впервые за последнее тысячелетие образованные люди были столь единодушно согласны в том, что все беды от невежества, а знание — это благо. Это убеждение высказывалось постоянно, независимо от национальности и языка авторов, и подкреплялось одним и том же сравнением: поток солнечного света торжествующе пробивается через чёрные тучи и рассеивает их. Свет символизировал добро, знание, разум, тьма — зло и невежество.
Отсюда и возникло понятие Просвещение, обозначавшее особую культурную эпоху, проходившую под знаком свободы и всевластия разума. Появляется искренняя убеждённость в том, что человеческий разум может познать любые секреты вселенной, что это ключ, который отопрёт замок природы, стоит только правильно его применить. Веком Просвещения обычно считается период конца XVII — конца XVIII в. (до Французской революции).
В годы научной революции учёные стали выяснять, по каким законам живёт природа. И уже тогда возникла мысль о том, что если человек — это часть природы, а общество — творение человека, то и они подчиняются чётким законам, которые остаётся только выявить. Причём если природа живёт по своим законам, того не осознавая, то человек обладает свободой воли и, не зная этих законов, нарушает их. Этим и объясняли то, что в природе царит гармония, которой нет в обществе, где свирепствуют голод и войны, где приходится сталкиваться со злом, невежеством, нищетой.
Одной из главных задач деятелей века Просвещения становится именно изучение общества, а целью — попять, какие законы им управляют. Только поняв эти законы, можно будет просветить людей, как они должны жить, чтобы в мире царили гармония и счастье. Просветить государей, показать им, как они должны управлять своими подданными. Просветить, образовать народ, поскольку чем более народ просвещён, тем более он независим от чужих суждений, тем лучше он понимает и собственное благо, и то, как устроено общество.
Просвещение — это не только созидание, по и борьба — с невежеством, с предрассудками, с тиранами, забывшими истинные истоки своей власти. Необходимо всё подвергнуть критике разума: общество, государство, мораль, церковь, религию. Произведения, содержавшие такую критику, вне зависимости от их жанра в то время называли философскими, а их авторов — философами, сегодня мы чаще называем их просветителями.
В XVIII в. философские произведения выходят повсеместно, от Испании до Швеции, от Англии до России. Их авторы осознают свою общность; большинство из них вне зависимости от религии и национальности ощущают себя гражданами единой литературной республики. Общепризнанным языком этой республики был французский, заменивший средневековую латынь. Просветители переписывались и встречались друг с другом, вели совместную издательскую работу. Одним из её результатов стала знаменитая «Энциклопедия, или Толковый словарь наук, искусств и ремёсел» (1751 —1772), выходившая под редакцией французского философа Дени Дидро и математика Жана Д’Аламбера. В ней десятки авторов попытались обобщить имеющиеся знания и одновременно многое подвергнуть критике с позиций разума.
Томас Гоббс (1588-1679)
XVIII век был ознаменован и крупнейшими событиями в области экономической пауки. Известный шотландский учёный Адам Смит (1723—1790) в своей книге «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776) изложил систему экономических взглядов. В её основе лежала идея о том, что богатство общества создаётся трудом в процессе производства. Разделение труда при этом является важ- повышения производительности и увеличс- богатства. Социально-экономические взгляды А. Смита стали одной из вершин экономической мысли XVIII в.