Основные различия между основной идеей и темой в литературе
- Основной темой текста является тема, мораль или послание литературного произведения. С другой стороны, основная идея — это наиболее значительная или центральная концепция предложения или большей части текста, которая информирует читателя о том, о чем идет речь.
- Нужно прочитать всю предысторию, чтобы понять тему повествования (основной вопрос или мораль). Основная идея, с другой стороны, обычно представляет собой предложение, а также часто является вводным утверждением.
- Тема – это определенный смысл, определяемый зрителем из всего контекста. Самым заметным высказыванием в ситуации является основная идея.
- Основная идея может быть или не быть найдена/выражена в повествовании. Тема почти никогда не упоминается и должна быть выведена из сюжетной линии.
- Тема может быть посланием или наставлением, а может быть истинным воплощением. Основная идея, с другой стороны, представляет собой особый элемент контекстной информации.
Рекомендации
- https://www.proquest.com/openview/0942ce3fa46a9f25cbf3f815565cfedd/1?pq-origsite=gscholar&cbl=18750&diss=y
- https://www.jstor.org/stable/748046
Чем различаются тема и главная мысль текста
На экзаменах иногда встречаются публицистические тексты, где сам автор ярко подчёркивает основную идею и открыто высказывает своё мнение по проблеме. Но если мы проанализируем ВПР 8-го класса или ОГЭ по русскому языку, чаще встретим художественные тексты. Никаких риторических вопросов или очевидных ответов! Только персонажи, намеки и выводы, которые делает сам читатель.
Давайте сначала разберемся с основными понятиями.
Тема текста — это то, о чем говорится в тексте в целом. Бывают тексты о любви, природе, взаимоотношении людей, войне… Но каждый из них будет иметь собственных героев, свою сюжетную линию, задумку, основной посыл, который автор хотел вложить в текст и через него донести до нас. Это и есть главная мысль текста.
Также главную мысль часто называют проблемой текста.
Что такое актуальность темы диссертации
Актуальная тема диссертации должна решать важные научные и практические задачи, быть востребованной для современного общества и вносить весомый вклад в развитие науки. Цель актуальности диссертации — оценить, какое влияние окажет исследование на науку. Главная задача актуальности тематики — обосновать выбор темы работы.
Актуальность темы диссертации показывает:
важность исследования;
актуальность работы в научной среде;
изученность и проработку тематики исследования.
Актуальность темы диссертации прописывают во введении, сразу после целей и задач работы. Объем актуальности будет зависеть от темы и дисциплины исследования, обычно — не больше двух страниц печатного текста.
Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы
Тема и основная мысль: связь и различие
Существуют разные определения понятия «текст».
В общем смысле — это высказывание на определенную тему, результат мыслительно-речевой деятельности человека.
В лингвистике под текстом понимают законченное, правильно оформленное речевое высказывание одного из участников коммуникации.
Основные признаки:
- последовательность;
- завершенность;
- логичность;
- цельность;
- тематическое и стилистическое единство.
Как правило, в структуре текста выделяют следующие части:
- Вступление.
- Основная часть.
- Заключение.
Тексты могут описывать:
- реальные и выдуманные события;
- взаимоотношения между людьми;
- природные и иные явления;
- различные проблемы и пути их решения;
- мир чувств и многое другое.
Все предложения в тексте посвящены общей теме. Иногда встречаются авторские отступления. На первый взгляд, они отходят от общего сюжета, но на самом деле подчинены общей идее — раскрытию главной темы.
Текст делится на отдельные части — абзацы. Как правило, каждый абзац имеет свою микротему. Они раскрывают тему с разных сторон, но не противоречат ей.
Целостность текста обеспечивается за счет единства темы во всех его составных частях.
Основная мысль и тема тесно переплетены между собой, но их необходимо отличать друг от друга.
Тема часто связана с заглавием произведения, главная мысль может быть сформулирована в одном или нескольких предложениях внутри самого текста. Но так бывает не всегда. Чаще всего основную мысль и тему нужно сформулировать самому учащемуся.
Разница между основной мыслью и темой:
- Тема обозначает область исследуемого вопроса, основная мысль — авторское отношение к проблеме.
- Тему обычно легко определить, она конкретна и однозначна. Основная мысль не всегда легко подается выделению. Над ней нужно хорошо подумать.
- Тема часто отражена в заголовке, подзаголовках, ключевых словах. Выражение главной идеи зависит от того, какие языковые средства были использованы автором.
Как правильно обосновать актуальность диссертационной работы: полезные рекомендации
Ниже рассмотрим полезные рекомендации о том, как правильно обосновать актуальность диссертационного исследоваания:
1. Проанализируйте текущее состояние той тематики, которая Вас заинтересовала
Необходимо выявить с какими проблемами сталкивается выбранная область исследования и насколько важно их решить в настоящий период времени;
2. Составьте для себя план, в котором следует перечислить все ключевые проблемы. Данные проблемы можно рассмотреть в рамках данной темы, а также постарайтесь представить возможные варианты их решения;
3. Предварительно сформулируйте цель Вашего исследования
Актуальность должна аргументировать важность ее достижения в процессе научного исследования;
4. Определите в чем состоит прикладная значимость Вашего диссертационного исследования. Тема будет актуальной только в том случае, если результаты ее анализа смогут принести практическую пользу, позволят внести определенный вклад в конкретную сферу деятельности;
5. В актуальности диссертационного исследования следует обозначить какие именно научные задачи могут быть решены благодаря проведению научно-исследовательской работы в указанном направлении;
6. Актуальность должна быть тесно связана с научной значимостью. Необходимо четко аргументировать каким образом проводимое Вами исследование сможет расширить познания в конкретной сфере науки. Возможно, Вы рассматриваете инновационный метод, или концептуальный подход. Понятия актуальность и значимость очень тесно связаны друг с другом;
7. Обязательно рассмотрите актуальность в разрезе существующих научно-исследовательских работ в данной области. Ваше исследование должно согласовываться с теми знаниями, которые уже были получены ранее другими авторами
При этом особое внимание уделите тем моментам, которые были раскрыты в литературе недостаточно, а в Вашей диссертации их удалось рассмотреть более детально;
8. Текст должен быть убедительным. Необходимо чтобы он отражал Вашу собственную уверенность в том, что Ваша научно-исследовательская работа имеет высокую значимость и является актуальной;
9
Уделите особое внимание значимости полученных результатов
Это важно для решения современных проблем, с которыми сталкивается исследуемая Вами область научных знаний;
10. Старайтесь в процессе обоснования актуальности избегать много «воды» в тексте. Ваши тезисы должны быть достаточно лаконичными и обоснованными;
11. Не применяйте слишком общие фразы, из разряда «Данная диссертация значима для общества». В процессе описания актуальности важна конкретика, постарайтесь обозначить какие именно проблемы может решить Ваше диссертационное исследование и как применить на практике полученные результаты;
12. Старайтесь писать научным, но достаточно простым и доступным языком. Текст должен быть понятен даже тем читателям, которые не связаны напрямую с той областью научных знаний, которая представлена в диссертационной работе;
13. Не допускайте грамматических ошибок в процессе обоснования актуальности. Не забывайте о том, что она описывается во введении, а это значит, что именно с нее читатель начнет знакомство с Вашим исследованием. Постарайтесь сформулировать свои мысли максимально грамотно и последовательно, чтобы не испортить первое впечатление о Вашей диссертационной работе.
Равнение на автора
Кроме приведенного примера по определению главной идеи в произведении, существует несколько способов общего характера, без привязки к конкретному автору и его работе. Самый обычный – внимательное прочтение текста и выделение нескольких главных ассоциаций, возникших в процессе чтения. Если с первого раза удалось понять автора и то, о чем он пишет, спешить с утверждением, что основная мысль текста найдена, не стоит. Лучше одним-двумя предложениями передать свое понимание темы, а затем перечитать произведение еще раз. Если убежденность, что с первого раза все было понято правильно, утвердится, значит, основная мысль текста изложена доходчиво и с идеальной подачей. Но если при каждом последующем прочтении будут возникать все новые и новые ассоциации, следует попытаться более глубоко проникнуть в изложенное и попутно ознакомиться с рецензиями на это произведение автора. Вполне вероятно, что кроме него самого, никто больше ничего и не понял. А в этом случае выбрать метод, как найти основную мысль текста, бывает невозможно.
К счастью, произведений для широкой публики, не поддающихся анализу и разумному восприятию, крайне мало, и подобные трудности могут возникнуть при ознакомлении с темами узкого специфического характера, но они, как правило, вызывают интерес у определенного круга читателей, образ мыслей и жизни которых близки главной теме этих произведений.
Вечные темы в современной литературе
В начале третьего тысячелетия процесс развития искусства и культуры отличается утратой литературоцентризма. Произошла трансформация литературы, ее духовных и интеллектуальных традиций
В то же время вечные темы в их содержательном и художественном, национально-историческом и общечеловеческом, универсальном аспектах по-прежнему привлекают внимание писателей
Тема семьи по-прежнему остается одной из наиболее актуальных в новейшей русской литературе. К ней неоднократно обращаются Т. Толстая, Л. Улицкая, З. Прилепин и другие.
Одним из важнейших аспектов проблематики современной русской литературы является проблема поиска человеком смысла бытия, счастья в своих семейных и социальных взаимоотношениях, проблема выбора, отношений с окружающим миром.
Все чаще в центре внимания современных писателей оказывается мотив все понимающей, все прощающей любви, осознание того, что человеческая жизнь основывается на необходимости раньше или позже уйти из родительского дома, а затем – вернуться.
Таким образом, на основании проведенного анализа можно делать вывод, что вечные темы на протяжении всей истории существования литературы неизменно привлекают внимание писателей. В прошлом столетии в условиях кризиса гуманизма отмечается рост интереса к темам жизни и смерти, семьи и материнства, которые в произведениях писателей получили новое наполнение
Обращаются к вечным темам и современные писатели, которые вновь подвергают их переосмыслению, отражая изменения мировосприятия личности, онтологические трансформации самого общества.
Цели и этапы
Наука изучает смысл языка, формальной логики, программирования. Она используется для анализа текста и связана отношением с фразами, знаками, языковыми символами. Лингвистика интерпретирует знаки, которые используются в сообществах при разных обстоятельствах и контекстах. В таком случае мимика, звуки, язык тела имеют значимый контент.
Чтобы раскрыть значение единиц речи, используется понятие семантизация. Процесс формирования науки прошёл через следующие этапы:
- Эволюционный либо психологический. Использование синонима «семасиология» (раздел языкознания, который описывает значения слов). Этот вариант обозначения отрасли лингвистики ввёл Карл Рейзиг. Учёный смог собрать информацию и рассказать о своих домыслах студентам на лекциях латинского языка.
- Относительно исторический. Учёные выделили семасиологию в отдельный раздел. В систему историки ввели следующие понятия: методы оппозиции, смысловой анализ, сравнения, семантические признаки. Предложения и фразы рассматривались в контексте с учётом прагматики, культуры.
Историки поставили перед собой следующие цели: описание языковых средств, их значение в тексте, условия употребления, список проверочных слов, разбор отдельных элементов с целью исследования процесса формирования выражений высшего уровня. Цели достигаются с помощью нескольких методов:
- семантический анализ;
- проверка полученного результата;
- описание компонентов речи;
- сравнение либо сопоставление слов.
Что необходимо учитывать диссертанту в процессе обоснования актуальности
Ниже рассмотрим, что необходимо учитывать диссертанту в процессе обоснования актуальности:
1. Актуальность обуславливает целесообразность дальнейшего исследования указанной проблематики. Она объясняет почему необходимо рассмотреть данную проблему именно сейчас, в текущих реалиях;
2. Давая характеристику актуальности, диссертанту необходимо указать на степень разработанности темы в настоящее время, а также обозначить существующие препятствия для ее решения. Мысли автора при этом должны быть сформулированы лаконично и аргументированно;
3
В процессе обоснования актуальности необходимо акцентировать внимание на прикладной и научной значимости исследования указанной темы и определить ее взаимосвязь с данными понятиями
Определение основной мысли текста
Задачи определения основной мысли текста: | Значимость определения основной мысли текста: |
---|---|
1. Выделить ключевые идеи и концепции, выражаемые автором. | 1. Помогает читателю лучше понять и усвоить информацию, содержащуюся в тексте. |
2. Установить связь между различными частями текста и выявить их взаимосвязь. | 2. Позволяет читателю составить общую картину содержания текста и логику его аргументации. |
3. Сформулировать основную идею текста в ясной и точной форме. | 3. Помогает ориентироваться в тексте и избежать недоразумений или искажений его смысла. |
Определение основной мысли текста — это важный шаг в чтении и анализе текстов, который помогает определить цель и значение текста, понять точку зрения автора и сформировать свое собственное понимание темы.
Основные характеристики основной мысли текста
Основная мысль текста представляет собой главную и наиболее значимую идею, которую автор хочет донести до читателя. Это центральная мысль, которая определяет содержание всего текста.
Основные характеристики основной мысли текста:
Цель: Определение цели текста и основной мысли является важной задачей при его анализе. Цель может быть информирование, убеждение, развлечение, постановка задачи или решение проблемы
Релевантность: Основная мысль должна быть связана с темой или проблемой, которая рассматривается в тексте. Она должна быть актуальной и иметь отношение к контексту.
Уникальность: Основная мысль должна быть уникальной и отличаться от других идей и точек зрения. Она должна представлять авторскую позицию или новаторский подход к проблеме.
Ясность и четкость: Основная мысль должна быть ясно сформулирована и легко понятна читателю. Она должна быть выражена четко и кратко, чтобы читатель сразу понял ее смысл.
Основная мысль является ключевым элементом текста и она определяет его структуру и содержание. Она помогает читателю лучше понять авторский замысел и цель текста, а также формирует основу для анализа и дальнейшего обсуждения.
Важно уметь определить и понять основную мысль текста, чтобы быть в курсе его основной идеи и осмысленно комментировать и обсуждать его содержание
Роль основной мысли в структуре текста
Основная мысль является своего рода опорой, которая помогает читателю понять суть текста. Она выделяется как особо значимая и интересная информация, которую автор хочет подчеркнуть. Читатель может уяснить, о чем будет речь в тексте, и сосредоточиться на основной мысли, чтобы более эффективно усвоить информацию.
Роль основной мысли состоит в том, чтобы связать все элементы текста воедино. Она является основным лингвистическим и композиционным фактором, который позволяет автору поддерживать целостность и логичность текста
Основная мысль должна быть ясно сформулирована и прослеживаться через всю структуру текста, чтобы удерживать внимание читателя и помочь ему понять цель и смысл статьи
Чтобы выделить основную мысль, автор может использовать различные стилистические и композиционные приемы. Часто основная мысль приводится в начале или в конце введения, она может быть выделена жирным шрифтом или подчеркнута. Автор также может использовать эмоциональный язык и приводить примеры и доказательства, чтобы подтвердить свою основную мысль и сделать ее более убедительной.
Важно не путать основную мысль с темой текста. Тема — это общая идея или тематика, которая обсуждается в тексте, в то время как основная мысль делает утверждение или выражает точку зрения на эту тему
Она является более конкретной и выделяется как ключевой информация, которую автор хочет передать читателю.
Как выделить основную мысль
При работе с любой литературой очень важно уметь самостоятельно выделять одну или несколько основных идей, это помогает составить сжатое изложение текста и способствует лучшему усвоению информации. Существует несколько инструментов и приемов, помогающих это сделать:
Существует несколько инструментов и приемов, помогающих это сделать:
- Следование логической нити. Вдумчивое чтение материала позволит выстроить тема-рематическую цепь, вместе с автором проследить за развитием логики повествования. Поясним термины: тема — это то, что уже известно, а рема — это новая информация. Часто такое изучение логического развития текста — чередования тем и рем — подсказывает его основной смысл.
- Ключевые (опорные) слова и их синонимы. Как и в случае с определением темы, здесь могут помочь ключевые слова и словосочетания, несущие важную смысловую нагрузку.
- Подзаголовки и абзацы. Чтение подзаголовков часто само по себе позволяет выстроить логическую цепочку, расшифровать авторскую задумку. Наряду с подзаголовками в текстовом материале встречается деление на абзацы, помогающее разграничить смысловые части, выделить то, что автор считает нужным особо подчеркнуть.
- Связь с темой. Определение темы всегда предшествует выделению основной идеи текста, являясь первым этапом его понимания. Уловив общую тематику и то, как именно раскрывает ее автор, можно установить основную мысль — своеобразный сплав темы с идеей. Только в таком неразрывном сочетании этих двух составляющих и возможна реализация авторского замысла, формирование авторской оценки.
- Анализ и синтез. Любой материал становится понятнее, если при его исследовании суметь соединить изучение отдельных деталей с оценкой общего плана, охватывающей объект целиком. Сочетание анализа и синтеза — необходимый этап, подводящий к итогам исследования материала.
Пошаговая инструкция
При определении темы и основной мысли следуйте таким правилам:
Внимательно прочитайте весь текст, обращая внимание на его заголовок, подзаголовки и абзацы, отмечая ключевые слова.
Постарайтесь ответить на вопрос: что интересует автора рассматриваемого текста? Что для него наиболее важно? Предмет изучения часто выносится в заголовок, но следует помнить, что заголовки не всегда прямо указывают на предмет, а бывают и метафорическими, и ассоциативными, и даже парадоксальными. Поэтому не стоит опираться исключительно на смысл заголовка, выделяя основную мысль.
Определите задачу, которую поставил себе автор при написании текста
Попробуйте понять, что стремится донести автор до читателя
Вот несколько вариантов:
автор хочет заострить внимание аудитории на актуальной проблеме;
автор выражает своё субъективное отношение к вопросу;
автор даёт описание какому-то событию, представляя вниманию читателя конкретную информацию.
Подумайте, каковы отличительные черты авторского восприятия? С какой стороны освещаются проблемы? Какая позиция отличает авторскую точку зрения? Какую оценку дает автор событиям, явлениям, предметам? Ответы на эти вопросы помогут сформировать общую идею текста, а также цель повествования.
Определившись с авторской позицией, предположите, почему она именно такова? Какие приводятся аргументы, факты, доказательства, подкрепляющие ее? На чем основана такая оценка?
Отметьте языковые средства, призванные удержать внимание, заинтересовать читателя, убедить его в правильности суждений автора. В зависимости от стиля, в котором подается материал, в тексте возможно наличие экспрессивных выражений и различных тропов, способствующих выражению отношения автора к предмету или явлению.
Проанализируйте авторские выводы. Они могут быть сформулированы в конкретной фразе или фразах, обычно в самом конце, реже — в начале повествования. Главная мысль может и не быть четко сформулирована, но цель всего текста — подвести к этой мысли читателя, поэтому попробуйте сделать самостоятельный вывод, достроив последнее звено логической цепи. При этом желательно держаться в рамках общего стиля и использовать те же речевые приёмы, которые применял автор в своей работе.
В последнем пункте могут быть варианты в зависимости от того, какова цель выявления основной мысли. Если требуется анализ текста в рамках учебной программы, то выводы нужно стараться формулировать так, как это сделал бы сам автор. Если же вам необходимо составить конспект для собственных целей, лучше записать суть материала своими словами, которые впоследствии помогут быстро восстановить в памяти прочитанное.
День сегодняшний
Стоит задуматься о том, что такое основная мысль произведения. Как она сопоставима с личным мнением человека? Можно ли считать ее и личное мнение читателя одним и тем же? Безусловно, нет. Но вполне возможно взглянуть на произведение совсем с другой стороны, порой меняются времена, появляются другие суждения, которые различимы от предложенных раннее. Утвердительным тому примером может послужить взгляд на басню Крылова «Стрекоза и муравей» школьника, сочинение которого можно увидеть в Сети Всемирной паутины. Здесь традиционно основная мысль басни сведена к следующему: если не хочешь зимой голодать, то позаботься об этом заранее – летом. Мальчик посмотрел на мораль этой басни совершенно с другой стороны, и проявив смелость, нашел свое совершенно новое и свежее мнение. Его юную душу покорила красота стрекозы, ради созерцания которой он готов поступиться общими правилами жизни. Эти выводы не могут являться основной мыслью басни, так как мы помним, что хотел сказать автор. Но мнение молодого человека является личным, интересным, имеющим смысл, а значит, заслуживающим право быть. Возможно, его мнение изменится, когда уже во взрослой жизни он встретит «стрекозу», а сам окажется в роли «муравья». Но хотелось бы верить, что муравей и стрекоза, причем оба, пересмотрели бы свои жизненные позиции.
Шаблон написания актуальности темы диссертации
Посмотрите стандартный шаблон, который можно использовать при формулировке актуальности темы диссертации:
Тема данного исследования актуальна по нескольким причинам. Во-первых, является важным вкладом в развитие конкретной области знаний. Ключевые вопросы, которые рассматриваются в данной диссертации, позволят углубить наше понимание и получить новые знания, которые могут быть полезны для дальнейших исследований.
Во-вторых, отражает современные вызовы и проблемы, с которыми сталкиваются ученые и практики в данной области. Результаты диссертационного исследования позволят предложить новые подходы и решения для эффективного решения данных проблем. Это актуально не только для научного сообщества, но и для сферы практического применения, так как может способствовать развитию отрасли и повышению уровня жизни общества.
Наконец, актуальна и для широкой аудитории, так как она затрагивает важные социальные и экономические аспекты. Результаты исследования могут быть использованы для разработки политик и стратегий, способствующих социальному и экономическому развитию общества.
Учитывая все вышеперечисленное, тема данной диссертации является крайне актуальной и имеет большую научную и практическую значимость, что делает ее исследование необходимым в рамках современной науки и общества.
Вечные темы в литературе прошлого столетия
В прошлом веке, в условиях кризиса гуманистических принципов русская литература пыталась противостоять деструктивным явлениям литературного процесса, обратившись к вечным темам как напоминанию о главном.
Свидетельством обращения к вечным темам стало творчество писателей и поэтов Серебряного века, впоследствии — А. Солженицына, В. Распутина, В. Астафьева и др. Писатели обращаются к ситуациям, типам героев, сюжетным ходам, которые знакомы отечественному читателю из классически произведений Толстого, Бунина и др.
В то же время в процессе переосмысления вечных тем последние наполняются новым содержанием. В частности, в произведениях Солженицына восприятие жизни наполняется неким драматизмом, обусловленным восприятием противоречивости усложняющегося общественного бытия, формируется пафос резкого неприятия искажений нравственных категорий, утраты исторической памяти целой нации.
В Распутин проговаривает волнующие его проблемы старости, смерти, отвержения обществом пожилых людей. Равнодушие окружающих олицетворяет в его произведениях некое зло, которое подтачивает здоровые основы жизни.
Одной из традиционных тем мировой классики выступает тема семьи, которая развивается писателями в нравственно-психологическом и идейно-философском аспектах.
В русской литературе прошлого столетия эта тема обрела новые социально-исторические аспекты (поэты и писатели Серебряного века, М. Горький, А. Толстой, А Платонов). Она же была раскрыта в «деревенской прозе».
Представители Серебряного века видели в любви первооснову всего сущего, сущность человеческого бытия, которая позволит преодолеть глубинный кризис общества, разрушения связей, прежней системы духовных ценностей. Они видели в любви, в отношениях между мужчиной и женщиной то, что может объединить два мира:
- мир идеальный;
- мир реальный.
В то же время восприятие любви как первоосновы обусловливает ее конфликт с бытием, с сущим, миром повседневным, сама любовь в своем понимании и отображении сближается со смертью, становится моментом перерождения личности.
В данном аспекте понимания любви, семейный мотив в творчестве русских писателей и поэтов существенно отличался от западноевропейской традиции, в которой любовь ассоциировалась преимущественно с игрой страстей, эмоциями, чувствами, переживаниями личности.
В советской литературе более позднего периода, как правило, в процессе освещения этой темы писатели прошлого столетия рассматривали мотивы сохранения и/ или разрушения семейных отношений, шире – иерархии внутрисемейных отношений, родовых устоев.
В целом тема любви и семейных отношений раскрывается не как тема любовных переживаний, счастья или страдания, игры страстей, но преимущественно через мотив материнства. Писатели были нацелены, прежде всего, на создание образа матери, прожившей тяжелую, трудную жизнь, не мыслящей себя без труда, выполняющей свой жизненный долг и сохранившей нравственные ценности. Как правило, женские образы изображены сдержанными в проявлении эмоций, в рассказе о собственных чувствах.
Прошлое столетие в России – это период войн, катаклизмов и бедствий, обрекающих женщин на каторжный труд. Достаточно вспомнить женские образы Ф. Абрамова, в центре внимания которого — рабочие женщины, изнуренные трудом и не знающие иного способа существования, кроме тяжелого труда. Эта тяжелая изнурительная работа совершено не оставляет времени на семью, на заботу о детях, приводит к разрыву той особенной духовной взаимосвязи между матерью и ребенком, без которой существование семьи представляется невозможным.
Героиня В. Распутина нечеловеческими усилиями переносит избу на новое место, мимоходом интересуясь судьбой своей непутевой дочери, «сгинувшей» в городе, но совершенно не вспоминая о собственной внучке, оставшейся сиротой. Строительство избы заменяет женщине строительство семьи, семейные связи рушатся.