Как мамай прошел составить предложение

Отношение к исторической личности

Отрицательное отношение: В большинстве случаев выражение «как Мамай прошел» имеет негативный оттенок. Оно указывает на провальный и неудачный результат какого-либо действия или события. Исторически Мамай был одним из вождей Золотой Орды — могущественной тюрко-монгольской империи, которая вела набеги на Русь. Поэтому его имя часто ассоциируется с врагом и победоносным защитником Руси Димитрием Донским.

Позитивное отношение: Тем не менее, есть и другая сторона медали. Некоторые исследователи считают, что выражение «как Мамай прошел» может быть отнесено к положительному контексту. Мамай в исторической литературе изображается как красивый и молодой воин силы и храбрости. Его назвали «поганым героем», именно он восстановил власть Золотой Орды в Русской степи, которая страдала от разделения и работы на набеги Руси. В этом контексте «как Мамай прошел» может обозначать успешное и эффективное выполнение какого-либо дела или плана.

Российская историография: Существует противоположное мнение о Мамае, связанное с его деятельностью как вождя Золотой Орды. В России Мамай изображается в качестве варвара, олицетворяющего разрушение и варварские набеги на русские земли. Это объясняется фактом того, что он был главным противником Димитрия Донского в битве на Куликовом поле — главной победе русского народа над Золотой Ордой.

Заключение: Историческая личность Мамай пока остается загадкой и насчитывает множество различных интерпретаций. Отношение к нему и выражение «как Мамай прошел» зависит от исторического контекста и исторических представлений конкретного человека

Важно помнить, что история всегда многогранна и отражает разные точки зрения и оценки событий и людей прошлого

Культурное и историческое значение мамая

Мамай — легендарный герой из русской народной культуры, который появился в XIV веке. Его имя стало символом доблести, силы и храбрости. Мамай входит в число исторических деятелей, переживших апогей своей славы во времена Московского государства.

Одним из основных источников информации о Мамае является «Слово о полку Игореве» — древнерусская эпическая поэма, написанная в XII веке. В этом литературном произведении Мамай упоминается как один из военачальников, ведущих противостояние князю Игорю Святославичу.

Значение Мамая в истории России также связано с его участием в битве на Ворскле, которая произошла в 1399 году. По легенде, Мамай был великим стратегом и военачальником, который сумел объединить многочисленные народы против Орды. Благодаря его таланту их армия одержала победу над татаро-монголами и защитила Русь.

Культурное значение Мамая выражается в его образе, который проник в русскую поэзию, литературу и музыку. Мамай стал символом национальной гордости и патриотизма, и великого испытания, способного пройти настоящий русский человек.

История Мамая стала основой для создания множества произведений искусства — живописи, скульптуры, театра. Также имя Мамая носит несколько видов растений и животных, что свидетельствует о его значимости в русской культуре.

Некоторые факты о Мамае:
Годы жизни:
неизвестно

Значение имени:
неизвестно

Место деятельности:
Русь

Источники информации:
«Слово о полку Игореве»

Культурное значение:
символ доблести и храбрости, национальная гордость

Куликовская битва

Чтобы знать, кто такой Мамай, нужно понимать, какую роль он сыграл в столкновении на Это сражение шло между войсками Мамая и Дмитрия Донского. Есть несколько причин, которые привели к этой битве.

Отношения Мамаевой Орды с Москвой ухудшились, когда темник отнял у Донского уже данный ему ярлык на Московское княжество. За это князь Дмитрий прекратил выплачивать дань. Темник решил отправить своих послов, но их всех по приказу князя, у которого было много сторонников, убили. После этого были небольшие столкновения враждующих сторон, но сам Мамай еще не наступал. Пока только Арапша (служащий у Мамая хан Синей Орды) разорял некоторые крупные русские княжества.

В 1378-м темник отправил свои войска на сражение с Дмитрием, но ордынцы потерпели поражение. Примерно в это же время Мамай начинал терять часть своей территории, так как Тохтамыш со своими людьми атаковал его с другой стороны. В 1380 году началась подготовка к битве. Московские войска во главе с Дмитрием собирались направиться к Дону через Коломну. Главный полк возглавлял сам Донской, вторым полком командовал Владимир Храбрый, а третьим — Глеб Брянский. Очень многие русские города также оказали большую военную поддержку князю Дмитрию, отправляя свои войска на помощь.

Интересно также отметить численность войск. В разных источниках упоминается количество русских воинов от 40 тыс. до 400 тыс. Но многие историки полагают, что эти числа преувеличены и что количество воинов не превышало 60 тысяч. А вот в войсках Мамая насчитывалось от 100 до 150 тысяч человек.

Куликовская битва произошла 8 сентября 1380 г. на берегу Дона на Куликовом поле. Известно, что русские наступали со знаменами, изображавшими Иисуса Христа. Сначала были небольшие столкновения передовых войск, в которых погиб татаро-монгол Челубей и русский инок Пересвет.

Так как по численности войска Мамая превосходили войска Донского, то и шансов на победу у русских изначально было мало. Но у них была определенная тактика. Они припрятали засадные отряды князей Владимира Серпуховского и Дмитрия Боброка-Волынского, которые под конец сражения очень помогли. Таким образом, сторона Мамая начала проигрывать. Почти всех ордынских воинов перебили. Сражение закончилось бегством татаро-монгол.

Эта битва имела большое значение. Хоть Русь еще продолжала находиться под гнетом Золотой Орды, но стала более независимой, Московское княжество сильно укрепилось. Спустя сто лет Русь окончательно освободилось от влияния Орды.

Смерть

После проигрыша русским войскам и хану Тохтамышу, Мамай бежал на территорию нынешней Феодосии в но его туда не пустили. Мамай попытался укрыться в городе Солхате (сейчас это Старый Крым), но не успел туда добраться. По дороге его на него напали люди Тохтамыша. К этому времени все сторонники Мамая перешли на сторону законного правителя, поэтому у темника не было надежной защиты. В сражении с людьми Тохтамыша он был убит. Хан похоронил тело своего противника с почестями. Его могила (курган) находится в поселке Айвазовское недалеко от Феодосии (бывший город Шейх-Мамай). Нашел могилу наш славный живописец Айвазовский.

Понятие «мамай прошел»

Мамай прошел — это образное устойчивое выражение, которое имеет отношение к историческим событиям. В переносном смысле оно используется для обозначения изменившейся ситуации или резкого поворота событий.

Это выражение имеет свои истоки в исторически сложившемся образе казака Мамая. Мамай — легендарный запорожский козак-гетман, который жил в XVI веке. Он прославился своей храбростью и ратными подвигами. Благодаря своим военным успехам Мамай получил звание атамана, став одним из главных предводителей запорожских казаков.

Выражение «мамай прошел» происходит от легендарного рассказа о том, как казак Мамай прорвался через обломки вражеских баррикад и одержал победу. Это событие стало символом силы и настойчивости в борьбе.

В переносном смысле выражение «мамай прошел» используется, чтобы обозначить, что что-то неожиданное или необычное произошло, изменив ситуацию к лучшему или худшему. Такое выражение может использоваться в разных областях жизни, например, в политике, спорте или повседневных ситуациях.

Например, в политике можно сказать, что «мамай прошел», когда происходит неожиданное политическое событие или когда происходит перемена в правительстве.

Таким образом, выражение «мамай прошел» является устойчивой фразой, которая имеет свое происхождение в исторических событиях и используется для обозначения резкого поворота или изменения положения вещей.

Мифологический и символический смысл мамая

Мамай — древнерусский герой, знаменитый своей непокорностью и храбростью. Его имя встречается в множестве славянских легенд и мифов, где он действует как символ силы, борьбы и защиты. Мифологический смысл мамая пронизывает различные аспекты славянской культуры и имеет глубокие символические значения.

Прежде всего, мамай является символом воина. В славянской мифологии он представляет собой неуязвимого воителя, который борется с врагами и защищает своих соотечественников. Его фигура символизирует мужество, силу и решительность.

Однако мамай также имеет глубокий символический смысл, касающийся преодоления преград и победы над собственными страхами. В славянской мифологии мамай изображается как герой, способный преодолеть любые трудности и преграды, даже если они кажутся непреодолимыми. Таким образом, он становится символом настойчивости, смелости и веры в свои силы.

Мамай также имеет символическое значение в контексте памяти и наследия. Он является героем, чье имя сохраняется и передается из поколения в поколение

Это напоминает нам о важности сохранения и передачи нашей культурной и исторической памяти, а также о значимости уважения к предкам и их подвигам

В славянской мифологии мамай также ассоциируется с землей и природой. Он считается покровителем и хранителем земли, поэтому его образ связан с природой, растениями и животными

Мамай становится символом баланса между человеком и природой, а также напоминанием о важности заботы о нашей планете и ее ресурсах

Все эти символические значения мамая делают его значимой фигурой в славянской мифологии и культуре. Он является символом борьбы, мужества, настойчивости и заботы о природе и наследии

Его фигура напоминает о важности вести борьбу и преодолевать трудности, сохранять и передавать память о нашей истории и заботиться о нашей планете

История событий до Куликовской битвы и политика Мамая

Когда Бербидека, отца Тулунбек, убил хан Кульпа, Мамай объявил ему войну и, как уже говорилось, начался период «Великой замятни». Целых 11 лет с 1359 г. Мамай воевал аж с девятью ханами, которые противились тому, что он поставил во главу хана Абдуллаха. В 1366 году Мамай отвоевал некоторые земли на западе владений Золотой Орды (близ Крыма) и начал там управлять. Это ослабило центральную власть. Временно он даже управлял столицей — Новым Сараем (когда удавалось ее отвоевывать).

Восточные государства не поддерживали Мамая, поэтому он в основном обращался за поддержкой к европейским государствам (чаще всего к Литовскому, к Генуе и к Венеции). Правление Мамая было очень неоднозначным. Историкам известно, что он первое время поддерживал Московское княжество, даже заключил договор с митрополитом Алексием, который, можно сказать, управлял Москвой, пока был маленьким князь Дмитрий. Для России выгода от такого союза заключалась в том, что Мамай уменьшил налоги, взимаемые с русских.

Спустя некоторое время Михайло Аланский с сам попросил темника (напомним, так на Руси называли Мамая) дать ярлык на княжество Дмитрию Донскому. Аланский сделал темнику множество подарков, и тот согласился. Донской стал зависимым именно от Мамаевой Орды (самопровозглашенное государство в Золотой Орде), а не от тех правителей, которые правили в Сарае. Спустя семь лет Мамай отнял ярлык на княжество у князя, и дал его Михаилу Тверскому. Но уже повзрослевшему на тот момент князю Дмитрию удалось через год вернуть себе этот ярлык. Его вручил ему хан Мухаммед Булак, посаженный на трон Мамаем.

В это же время шла борьба с Тохтамышем (законный хан Орды). Он был чингизидом и с 1377 года пытался стать полноправным правителем. Его главная цель состояла в том, чтобы убрать Мамая. Год спустя он и его войска вторглись во владения темника. К 1380 году Тохтамыш вернул свои земли, а Мамаю остался только Север Причерноморья и Крым. Тохтамыш победил и установил законную власть, а «Великая Замятня» закончилась. Это было почти в одно и то же время, что и Куликовская битва, о которой мы поговорим ниже.

Когда в народе появилось выражение «Как Мамай прошёл», что оно обозначает.

Значение — полный беспорядок.

Выражение связано с именем татарского хана Мамая (1335 — 1381), правившего Золотой ордой с 60-х гг. XIV века и совершавшего опустошительные набеги на Русь. В 1380 его войска были разгромлены Дмитрием Донским в Куликовской битве. http://qhhq.ru/raznoe/9-krylatye_vyrajeniya/1124-kakmamaiproshel.html

Куликовская битва еще называется МАмаевым побоищем.

Значение — полный беспорядок.

Выражение связано с именем татарского хана Мамая (1335 — 1381), правившего Золотой ордой с 60-х гг. XIV века и совершавшего опустошительные набеги на Русь. В 1380 его войска были разгромлены Дмитрием Донским в Куликовской битве. http://qhhq.ru/raznoe/9-krylatye_vyrajeniya/1124-kakmamaiproshel.html

Куликовская битва еще называется МАмаевым побоищем.

После убийства Бердибека ханом Кульпой в 1359 году Мамай объявил тому войну. В Орде началась так называемая «Великая замятня». Поскольку беклярбек не был чингизидом и не мог быть официально ханом, в августе 1361 года Мамай провозгласил ханом Белой Орды своего ставленника Абдуллаха из рода Батуидов. Однако другие претенденты на власть в Золотой Орде воспротивились этому. В период с 1359 по 1370 год Мамаю пришлось с переменным успехом воевать с девятью ханами. К 1366 году ему удалось поставить под свой контроль западную часть государства (от Крыма до правого берега Волги), ослабив тем самым центральную власть.

Временами, в период «Великой замятни» (1363, 1367—1368, 1372—1373), Мамаю удавалось овладевать столицей Сараем на левом берегу Волги. Ставка беклярбека находилась в становище особо преданного ему тумена в городе Замык в низовьях Днепра (в устье реки Конки на месте современного Каховского водохранилища) . Не находя поддержки среди восточных ханств, во внешней политике Мамай ориентировался на сближение с европейскими государствами — Генуей, Великим княжеством Литовским, Венецией и рядом других.

В июне 1370 году умер хан Абдуллах. Современники предполагали, что его убил Мамай. Впрочем, убедительных доказательств этому не обнаружено. Новым ханом был провозглашён восьмилетний Мухаммед Булак (Бюлек, по русским летописям также Магомет-Султан) из рода Батуидов, который оставался ханом самопровозглашённой Мамаевой Орды вплоть до 1380 года и погиб в Куликовской битве.

После убийства Бердибека ханом Кульпой в 1359 году Мамай объявил тому войну. В Орде началась так называемая «Великая замятня». Поскольку беклярбек не был чингизидом и не мог быть официально ханом, в августе 1361 года Мамай провозгласил ханом Белой Орды своего ставленника Абдуллаха из рода Батуидов. Однако другие претенденты на власть в Золотой Орде воспротивились этому. В период с 1359 по 1370 год Мамаю пришлось с переменным успехом воевать с девятью ханами. К 1366 году ему удалось поставить под свой контроль западную часть государства (от Крыма до правого берега Волги), ослабив тем самым центральную власть.

Временами, в период «Великой замятни» (1363, 1367—1368, 1372—1373), Мамаю удавалось овладевать столицей Сараем на левом берегу Волги. Ставка беклярбека находилась в становище особо преданного ему тумена в городе Замык в низовьях Днепра (в устье реки Конки на месте современного Каховского водохранилища) . Не находя поддержки среди восточных ханств, во внешней политике Мамай ориентировался на сближение с европейскими государствами — Генуей, Великим княжеством Литовским, Венецией и рядом других.

В июне 1370 году умер хан Абдуллах. Современники предполагали, что его убил Мамай. Впрочем, убедительных доказательств этому не обнаружено. Новым ханом был провозглашён восьмилетний Мухаммед Булак (Бюлек, по русским летописям также Магомет-Султан) из рода Батуидов, который оставался ханом самопровозглашённой Мамаевой Орды вплоть до 1380 года и погиб в Куликовской битве.

начение — полный беспорядок.

Выражение связано с именем татарского хана Мамая (1335 — 1381), правившего Золотой ордой с 60-х гг. XIV века и совершавшего опустошительные набеги на Русь. В 1380 его войска были разгромлены Дмитрием Донским в Куликовской битве. http://qhhq.ru/raznoe/9-krylatye_vyrajeniya/1124-kakmamaiproshel.html

Куликовская битва еще называется МАмаевым побоищем.

Источник

Эмоциональное и литературное восприятие «мамай»

Мамай — народный герой и легендарный личность, знаменитый своим храбростью, богатым опытом и мужеством. Его имя стало синонимом отваги и силы духа. В русской культуре «мамай» получил множество значений и смыслов, проникнувших в литературу, искусство и сознание народа.

В эпической поэзии, литературе и фольклоре «мамай» всегда ассоциировался с ратным героем, безстрашным воином и образцом бесстрашия. Во многих сказаниях и песнях «мамай» выступает как защитник Русской земли, стремящийся защитить ее от врагов.

Важной особенностью эпического образа «мамая» является его популярность в воинской среде. Этот герой стал символом храбрости и отваги для русских воинов. Быть «на мамаевом кургане» — значит защищать свою страну до последней капли крови, быть наполовину героем, наполовину легендой

Быть «на мамаевом кургане» — значит защищать свою страну до последней капли крови, быть наполовину героем, наполовину легендой.

Также слово «мамай» может использоваться в более широком смысле, как символ победы и патриотизма. Его песни и стихи призваны вдохновлять людей на действие, на служение своей Родине

Они акцентируют внимание на важности и значимости отстаивания своих исторических ценностей и национальной идентичности

На сегодняшний день мамайские ритуалы и обряды активно используются в популярной культуре, фильмах, театральных постановках и спектаклях, а также в музыке. Мамай стал неотъемлемой частью народного творчества и символом русского патриотизма.

Популярность и распространение мамая

Мамай — это мем, который стал известен в интернете и получил широкое распространение. Слово «мамай» изначально имело негативное значение, давая ощущение чего-то неудачного, грубого или жалкого.

Однако в интернет-культуре вскоре началось активное использование слова «мамай» как своеобразного мема. Теперь это слово приобрело совсем другой оттенок и в значительной степени стало использоваться для создания комического эффекта.

Частое использование мема «мамай» привело к его широкому распространению и популярности. Сейчас это слово уже стало привычным для многих интернет-пользователей и активно используется в различных ситуациях.

Таким образом, мамай — это мем, который стал популярным в интернете. Он используется для создания комического эффекта и вызывает у пользователей улыбку и смех. Распространение мамая среди интернет-пользователей происходит через социальные сети, форумы и другие онлайн-платформы.

Происхождение

Хан Мамай стал прототипом знаменитого персонажа украинской народной культуры – казака-лыцаря (рыцаря) Мамая. Современные украинские историки-реформаторы даже всерьез пишут об украинском происхождении хана, а эзотерики называют казака-Мамая «космогоническим олицетворением украинского народа в целом». Впервые в бытовой культуре простонародья он появился довольно поздно, в середине XVIII века, но стал настолько популярным образом, что висел в каждом доме рядом с иконами.

Мамай был наполовину половец – кыпчак, наполовину — монгол. По отцу – потомок хана Акопы из рода Кият, а по матери – из рода золотоордынского темника Мамая. Тогда это было распространенное имя, означавшее по-тюркски Мухаммед. Он удачно женился на дочери сарайского правителя — хана Бердибека, который до этого убил своего отца и всех братьев, начиналась Великая Замятня в Орде – длительный период междоусобиц. Сам Бердибек тоже был убит, и прервалась прямая линия династии Батуидов на главном престоле Орды. Тогда восточные потомки Джучи стали претендовать на Сарай. В этих условиях Мамай захватил западную часть Орды и ставил там ханов – непрямых наследников рода Батуидов. Сам он править не мог, не будучи Чингизидом. И вот тут развернулась большая политика с участием Мамая.

«Талантливый и энергичный темник Мамай происходил из рода Кият, враждебного Тэмуджину и проигравшего войну в Монголии еще в XII в. Мамай возродил причерноморскую державу половцев и алан, а Тохтамыш, возглавив предков казахов, продолжил улус Джучиев. Мамай и Тохтамыш были врагами». Лев Гумилев.

Разгром в Куликовской битве и гибель Мамая

В 1380 году Дмитрий Донской собрал союз русских княжеств для сопротивления Золотой Орде. Битва на Куликовом поле — это историческое сражение. Оно произошло между объединившимися  русскими войсками из разных городов и княжеств, возглавляемыми Дмитрием Донским, и Золотой Ордой, с военачальником Мамаем. Эта битва стала частью событий, известных как война за освобождение от татарского ига.

Сражение завершилось победой русских.  Оно стало символом сопротивления союза князей и их войск татаро-монгольскому игу. Победа в этой битве была воспринята как доказательство того, что русские могут сопротивляться и даже побеждать Золотую Орду.

Куликовская битва объединила русских князей против общего врага. В победе на Куликовом поле принимали участие представители различных княжеств, что способствовало формированию единой национальной идеи и укреплению единства русских земель.

После Куликовской битвы Золотая Орда ослабла, и русские земли стали постепенно освобождаться от монгольского владычества. Это событие стало одним из факторов, способствовавших дальнейшему ослаблению татарского ига на Руси.

Мамай вернулся в Крым и стал собирать новую армию для похода против Москвы. Но новая война не состоялась. В 1380 году  законный хан Тохтамыш захватил правление во всей Золотой Орде и отстранил Мамая от управления  Крымом, Приазовьем и Причерноморьем. Военачальник, присвоивший себе абсолютную власть, был убит наемниками и похоронен возле города Феодосии.

Большая политика

Поскольку Золотая Орда в усобицах ослабела, литовцы начали укрепляться на территориях, прежде подконтрольных монголам. Киев стал практически литовским, Чернигов и Северская были под влиянием Литвы. Князь Ольгерд был воинствующим антиправославным, тогда как большинство населения в расширившейся Литве уже было русским, и Москва этим пользовалась против литовцев. Однако другие русские князья, напротив, использовали Литву против Москвы – в первую очередь, суздальцы и новгородцы. Разделение по западной политике было и в Орде.

Мамай поставил на Литву, а Тохтамыш на Москву. Мамай вел прозападную линию, поскольку для борьбы с Тохтамышем ему были нужны деньги. Деньгами обещали помочь крымские генуэзцы в обмен на концессии для добычи мехов на севере Руси. Мамай долго пытался подговорить Москву исполнить условия генуэзцев в обмен на ярлык и другие привилегии. И то, и другое московиты приняли. Митрополит Алексий, де факто правивший, когда Дмитрий был ребенком, использовал Мамая для возвышения, как юридического, так и фактического, Московского княжества. Но в итоге Москва от Мамая отвернулась, произошло так называемое «великое розмирье». Не без влияния Сергия Радонежского, который сказал, что с латинянами (генуэзцами и латинянами) никаких дел быть не может.

Из «Слова о житии и преставлении великого князя Дмитрия Ивановича, царя русского»: «Мамай же, подстрекаемый лукавыми советниками, которые христианской веры держались, а сами творили дела нечестивых, сказал князьям и вельможам своим: «Захвачу землю Русскую, и церкви христианские разорю… Где церкви были, тут ропаты поставлю».

Мамай в современном обществе

Мамай, как персонаж русской народной сказки, имеет важное место в современном обществе. Несмотря на то, что его истории возникли сотни лет назад, они до сих пор актуальны и интересны для большинства людей. Мамай является символом смелости, справедливости и честности

Мамай является символом смелости, справедливости и честности.

В современном мире Мамая можно встретить в различных сферах жизни. Например, в армии он может быть символом силы и мужества. В искусстве, Мамай часто изображается как символ русской народности и культуры. Он является одной из ключевых фигур фольклора и народной мудрости.

Мамай также часто используется в маркетинге и рекламе. Его образ может быть использован для создания положительного имиджа товара или услуги. Использование образа Мамая может придать товару или бренду родственность с русской культурой и наследием.

В образовательной сфере, истории о Мамае могут быть использованы для привлечения внимания учеников и обучения различным нравственным принципам. Истории о Мамае часто содержат важные уроки о доброте, честности и справедливости, которые могут быть полезными для развития характера и морали учащихся.

Мамай также может быть использован для украшения интерьеров. Его изображения могут быть использованы для создания атмосферы русской традиции и культуры. Картины, постеры или скульптуры с изображением Мамая могут стать ярким элементом дизайна и привнести дух народной мудрости в пространство.

Таким образом, Мамай имеет значительное значение в современном обществе. Он является символом мудрости, справедливости и наследия. Его истории и образы продолжают быть актуальными и интересными для широкой аудитории в различных сферах жизни.

Заключение

Мы выяснили, кто такой Мамай. беклярбек и военачальник Золотой Орды, неофициальный правитель самопровозглашенного государства Мамаева Орда. Ему удалось завоевать доверие многих татаро-монгол, совершить много побед.

Он прославился своими успешными походами на Русь, однако под самый конец жизни проиграл в великой Куликовской битве, а чуть позже и хану Тохтамышу, с которым долгое время боролся за власть. Его ошибки привели к ослаблению влияния Золотой Орды, а его самого к смерти.

Разг. Экспрес. Полнейший беспорядок, развал; страшное опустошение где-либо. [Антоновна:] Как Мамай прошёл по дому… нате-ка, поглядите. Разбросано всё, растворено… Уйти нельзя (М. Горький. Дети солнца).
— От исторического события — опустошительного нашествия на Русь (в XIV в.) татар под предводительством хана Мамая. Лит.: Михельсон М. И. Русская мысль и речь… СПб., 1912. — Т. 1. — С. 533; Т. 2. — С. 270.

  • — татарский темник, фактический правитель Золотой Орды, организатор походов в русские земли. Разорил Рязанское и Нижегородское княжества…

    Русская энциклопедия

  • — тат. темник, фактич. правитель Золотой Орды. Потерпел поражение от моск. кн. Дмитрия Донского…

    Словарь полководцев

  • — татарский военачальник, потерпевший поражение от рус. войск в Куликовской битве 1380 г.; см. тж ОМАМАЕН) В ночь, когда Мамай залег с ордою Степи и мосты, В темном поле были мы с Тобою, — Разве знала Ты? АБ908 …

    Собственное имя в русской поэзии XX века: словарь личных имён

  • — тат. темник, при хане Бердибеке. Будучи женат на дочери Бердибека, стал фактич. правителем в Золотой Орде. Не являясь чингисидом, он правил через подставных ханов…

    Советская историческая энциклопедия

  • — темник Золотой Орды, захвативший после убийства хана Кидыря, в 1361 г., власть в Орде и державший ее в своих руках до 1380 г., при 13 эфемерных ханах…

    Биографический словарь

  • — татарский темник, или воевода, захвативший власть в орде после убиения хана Хидыря, в 1361 г. При нем сменилось несколько ханов, во всем его слушавшихся: Абдул, Магомет-Султан, Тюлюбек и др., после чего он сам себя…

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • — I Мама́й татарский темник при хане Бердибеке. Будучи женат на его дочери, М. стал фактическим правителем в Золотой Орде. Стремясь возродить её могущество, М. предпринял ряд походов в русские земли…

    Большая Советская энциклопедия

  • — татарский темник, фактический правитель Золотой Орды, организатор походов в русские земли. Потерпел поражение от московского князя Дмитрия Донского в битвах на р. Вожа и на Дону…

    Большой энциклопедический словарь

  • — Мама́й имя тат. военачальника и хана, побежденного Дмитрием Донским в 1380 г. Отсюда выражение: У вас э̀тта Мама́й воева́л – о большом беспорядке, олонецк. , колымск. …

    Этимологический словарь Фасмера

  • — по чему, где Полнейший беспорядок; разруха, опустошение…

    Фразеологический словарь русского языка

  • — Мамай воевал где. Прост. Неодобр. О беспорядке, хаосе где-л. Глухов 1988, 84; Мокиенко 1989, 150; ЗС 1996, 140; СФС, 103; ФСС, 109…
  • — где. Прост. Неодобр. О беспорядке, хаосе где-л. Глухов 1988, 84; Мокиенко 1989, 150; ЗС 1996, 140; СФС, 103; ФСС, 109…

    Большой словарь русских поговорок

  • — беспорядок, все вверх тормашками, как мамай воевал, все вверх ногами, все вверх…

    Словарь синонимов

  • — нареч, кол-во синонимов: 8 бардак бедлам беспорядок мамаево побоище мамай прошёл погром разгром хаос…

    Словарь синонимов

  • — нареч, кол-во синонимов: 1 мамай прошел…

    Словарь синонимов

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.