Ощущение и восприятие

Галлюцинации

Нарушение восприятия, при котором человек видит не существующий в реальности предмет. Сам факт галлюцинации при этом он не может самостоятельно критически осмыслить.

Классификаций этого нарушения множество. Кратко рассмотрим некоторые.

По сложности:

  • элементарные;
  • простые;
  • сложные.

По рецепторам:

  • Зрительные. Это как единичные, так и множественные образы.
  • Слуховые. Шумы, звуки или голоса. Последние могут произносить целые речи, объяснять что-то больному, рассказывать, давать приказы. Голоса бывают нейтральными, оскорбительными для больного, безразличными, адресующими свое послание лично ему. Самые опасные тут — императивные, заставляющие что-либо сделать.
  • Тактильные.
  • Вкусовые.
  • Обонятельные.

Иные виды:

  • Висцеральные — кажется, что в теле живут инородные существа.
  • Функциональные — возникают под действием внешнего раздражителя.
  • Доминантные — будут отражать психотравму, которая обусловила развитие душевного заболевания.
  • Гипнагогические/гипнопомпические — переход от бодрствования ко сну/и наоборот.

Как мы ощущаем окружающий мир?

Brendan Church

  • Слух. Уши отвечают за слуховое восприятие. Внешнее ухо собирает звуковые волны и направляет их в ушной проход, где они достигают барабанной перепонки. Затем звуковые волны передаются по среднему и внутреннему уху, где волосковые клетки преобразуют звуковые сигналы в нервные импульсы. Эти импульсы передаются по слуховому нерву в мозг, который их обрабатывает и интерпретирует, позволяя тебе слышать и распознавать звуки окружающего мира.
  • Обоняние. Когда ты вдыхаешь воздух, молекулы запаха попадают в носовые полости. Здесь они взаимодействуют с рецепторами запаха, которые преобразуют химические сигналы в нервные импульсы. Затем эти импульсы передаются по нервам в мозг, который интерпретирует их и позволяет тебе распознавать различные запахи.
  • Осязание. Осязание осуществляется через рецепторы в коже и других частях тела. Когда ты касаешься предмета, давление, температура и текстура передаются через рецепторы в нервные импульсы. Эти импульсы путешествуют по нервам в мозг, который анализирует их и позволяет ощущать форму, размер, твердость и другие свойства предметов.
  • Вкус. Вкусовые рецепторы находятся на языке и во рту. Когда ты ешь или пьешь, химические вещества из пищи или напитков взаимодействуют с рецепторами вкуса, которые передают нервные импульсы в мозг. Это позволяет тебе ощущать различные вкусы, такие как сладкий, соленый, кислый и горький.

Ощущение. Вступление.

Человек оказывается в мире, а мир оказывается в человеке. Каждую секунду субъекту необходимо адаптироваться в условно объективной реальности, поскольку, не умение этого делать качественно, быстро приведет к летальному исходу. Например, попробуйте перейти многополосное шоссе в час пик не по пешеходному переходу.

Человек постоянно ощущает и воспринимает информацию как из окружающей действительности, так и из собственного организма. В условно объективном мире предметы частично представлены нам в виде целостных объектов, которые ощущаются и воспринимаются. Без восприятия мир, представленный в ощущениях теряет объектность, пространственность, временность и представляет из себя композиции пятен, света, звуков, запахов и т.д.

Ощущения

Мир дан человеку в ощущениях. Под ощущением понимается отражение свойств предметов объективного мира при их непосредственном воздействии на органы чувств. Ощущение это простейший, далее не разложимый психический процесс. Например, говоря об ощущении цвета, мы имеем в виду только цвет, отвлекаясь от величины и формы предмета.

Ощущения являются как бы «воротами» нашего познания. Они представляют собой превращение энергии внешнего или внутреннего воздействия в акт сознания, обеспечивая чувственную основу психической деятельности, предоставляя сенсорный материал для построения психических образов.

Классификация ощущений

Имеются различные классификации ощущений. Широко распространенной является классификация по специфичности органов чувств (модальности ощущений) – это разделение ощущений на зрительные, слуховые, вестибулярные, осязательные, обонятельные, вкусовые, двигательные, висцеральные. Существуют интермодальные ощущения – синестезии.
Известной является классификация британского учёного Ч. Шеррингтона. Взяв за основу характер отражения и место расположения рецепторов (чувствительное нервное окончание или специализированная клетка, преобразующее воспринимаемое раздражение в нервные импульсы) , он выделил следующие виды ощущений:

• Экстерорецептивные возникают при воздействии внешних стимулов на рецепторы, расположенные на поверхности тела(снаружи)

• Проприорецептивные (лат. proprius – собственный) (кинестетические) расположены в мышцах и сухожилиях, с их помощью головной мозг получает информацию о движении и положении частей тела.

• Интероцептивные (органические) В зарубежной психологии последние иногда называют «сферой темных (тайных) чувств». — сигнализируют о том, что происходит в организме (ощущения боли, жажды, голода и т. п.)

Существует генетический подход английского невролога и нейропсихолога X. Хэда к классификации ощущений, выделяющий два вида чувствительности:

• протопатическую (более примитивную, аффективную, менее дифференцированную и локализованную, к которой относятся органические чувства – голод, жажда и др.);

• эпикритическую (более тонко дифференцирующую, объективированную и рациональную), к которой относят основные виды ощущений человека.
Эпикритическая чувствительность более молодая в генетическом плане, и она осуществляет контроль за протопатической чувствительностью.

Кроме того, ощущения могут быть

• Дистантными — относятся зрительные, которые передают 85% информации о внешнем мире, и слуховые

• Контактными -осязательные, вкусовые и обонятельные.

Свойства ощущений

Различные виды ощущений характеризуются не только специфичностью, но и общими для них свойствами:

• качество – это основная особенность данного ощущения, отличающая его от других видов ощущений и варьирующаяся в пределах данного вида ощущений (цвет, запах, температура, вкус.и т.д.)

• интенсивность– представляет собой количественную характеристику и определяется силой действующего раздражителя и функциональным состоянием рецептора (например, более высокая или более низкая температура, более вкусное или менее вкусное);

• длительность– временная характеристика ощущения;

• пространственная локализация– анализ, осуществляемый пространственными рецепторами, дает сведения о локализации раздражителя в пространстве.

По словам Л. М. Веккера, результатом процесса ощущения является «парциальный образ мира»,(лат. Partialis — частичный, составляющий часть чего либо.) так как в ощущении отражаются отдельные свойства или признаки объектов.

Порог ощущений

Ощущения человека так же взаимосвязаны, как взаимосвязаны различные свойства действительности. Психологическая зависимость между интенсивностью ощущения и силой вызывающего его раздражителя определяется «порогом ощущений». Таким образом, ощущения с достаточной полнотой отражают все свойства материального мира на основе работы органов чувств.

Ощущение как психический процесс

Определение 1

Ощущение – это психический процесс, состоящий из отражения отдельных свойств воспринимаемых предметов материального мира, в то время как восприятие – это процесс целостного отражения предметов, которые протекают при непосредственном воздействии на органы чувств физических раздражителей.

Информация об окружающем мире поступает человеку через ощущения и обрабатывается восприятием для использования. Ощущение – это самая простая первая ступень познания. На более простые процессы ощущение не раскладывается и является своеобразным психическим кирпичиком, из которых строится вся психика человека.

Рисунок 1. Возникновение ощущений. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Ощущение дает человеку возможность узнать о запахе, движении, цвете, положении в пространстве и др. Без ощущений не будет и познания. Для ощущений характерны такие качественные характеристики как интенсивность, длительность, эмоциональный тон. Они имеют рефлекторный характер, т.е. для его возникновения необходим какой-нибудь раздражитель, воздействующий на органы чувств.

Сигнал, поступающий в мозг при воздействии на рецептор раздражителя, попадает в соответствующий центр коры больших полушарий мозга и возникает ощущение, механизм которого состоит из трех этапов – физического, физиологического, психического.

В зависимости от функции и расположения рецепторов ощущения бывают:

экстерорецептивные – они возникают, когда внешние стимулы воздействуют на рецепторы;

  • интерорецептивные, говорящие о том, что происходит внутри организма;
  • проприорецептивные – они возникают в мышцах и сухожилиях.

Из всех видов ощущений зрительные являются самыми важными, потому что 90% информации из внешней среды человек получает с их помощью.

Слуховые ощущения дают информацию о высоте, силе, тембре звука и их интенсивность зависит от амплитуды колебания источника и высоты звука.

К химической чувствительности относят такие виды ощущений, как вкус и обоняние, поскольку они стимулируются химическими веществами.

Ощущения, связанные с кожей получили название кожные.

Болевая чувствительность связана с эмоциями и темпераментом человека, например, страх перед кабинетом стоматолога. Однако было установлено, что ощущение вызывает не всякий раздражитель, например, легкая пылинка на тыльной стороне ладони совсем не чувствуется. Очевидно, для того чтобы возникло ощущение, раздражитель должен быть значительно интенсивнее.

Ощущения имеют свои пороги – абсолютный нижний порог (минимальная величина раздражения), верхний абсолютный порог (максимальная величина раздражения), относительный порог или порог различения – это минимальное различение между раздражителями, замечаемое человеком, например, чуть сладкий чай.

Творческий потенциал и экзистенциальная тревога

Таких людей всегда волнуют важные жизненные вопросы. С раннего возраста они могли испытывать экзистенциальную тоску и печаль из-за бессмысленности жизни, неизбежности смерти и ужасов одиночества. Возможно, им было непросто приспособиться к окружающим или их раздражало, что те не готовы задуматься над самым важным.

Тревога заставляет учиться, расширять кругозор и двигаться вперед, но она же парализует. — Источник

Экзистенциальная тревога проявляется в неуловимом ощущении мимолетности жизни, стремлении двигаться вперед

Постоянно давит ощущение, что время уходит и есть что-то важное, что нужно сделать, пусть даже не вполне понятно, что именно. Возможно, сверхчувствительные люди чувствуют груз ответственности даже за то, за что не отвечают, и в результате крайне критично себя оценивают и испытывают тревогу, вину и ощущение близкого провала

Что дальше? Если заметили, что все перечисленное похоже на вас, признайте себя эмоционально глубоким человеком и не стыдите за то, что отличаетесь от других. Если нашли эти качества в близких, относитесь к ним с большим пониманием. А книга научит справляться с сильными эмоциями и поможет обернуть сверхчувствительность в свою пользу.

По материалам книги «С меня хватит!»

Обложка поста — unsplash.com

Свойства ощущений в психологии

Ощущения – это важный аспект человеческого психического опыта, они играют ключевую роль в восприятии окружающего мира. В психологии ощущения изучаются как часть более обширного исследования восприятия и восприятий, и имеют несколько важных свойств, которые определяют их природу и роль в нашей жизни:

  • Качественные свойства: Одним из главных аспектов ощущений является их качественные характеристики. Качество ощущения связано с его характером, например, ощущение красного цвета отличается от ощущения синего цвета. Эти качественные различия позволяют нам различать и идентифицировать различные стимулы в окружающей среде.
  • Интенсивность: Интенсивность ощущения связана с степенью его силы или яркости. Например, ощущение боли может быть слабым или интенсивным, в зависимости от интенсивности стимула. Интенсивность ощущения может варьироваться и зависеть от множества факторов, включая физические характеристики стимула и состояния человека.
  • Продолжительность: Продолжительность ощущения описывает время, в течение которого оно остается в сознании человека. Некоторые ощущения могут быть краткосрочными и мгновенными, в то время как другие могут длиться длительное время. Продолжительность ощущения может быть важным аспектом при анализе восприятия и памяти.
  • Адаптация: Адаптация описывает способность человеческой системы восприятия приспосабливаться к постоянным стимулам. Например, когда вы долго смотрите на яркий свет, ваши ощущения света могут измениться, и он может начать казаться менее ярким. Этот феномен связан с тем, как наше восприятие реагирует на изменения в стимуляции.
  • Мульти-модальность: Человеческое восприятие редко ограничивается одним типом ощущений. Мы обычно воспринимаем окружающий мир с помощью нескольких чувств одновременно. Например, восприятие объекта включает в себя не только визуальные ощущения его внешнего вида, но также тактильные ощущения его поверхности и звуковые впечатления, которые он производит.

Свойства ощущений играют важную роль в психологическом исследовании восприятия и в понимании того, как человек воспринимает и взаимодействует с миром вокруг себя. Понимание этих свойств помогает нам лучше оценить, как происходит обработка информации в нашем мозге и как различные факторы могут влиять на наше восприятие.

Презентация на тему: » Ощущение – это отражение в сознании человека отдельных свойств и качеств предметов и явлений, непосредственно воздействующих на его органы чувств. Адаптация.» — Транскрипт:

1

Ощущение – это отражение в сознании человека отдельных свойств и качеств предметов и явлений, непосредственно воздействующих на его органы чувств. Адаптация – повышение или понижение чувствительности анализаторов в результате непрерывного или длительного воздействия раздражителей. Контраст — Явление контраста состоит в том, что слабые раздражители увеличивают чувствительность к другим одновременно действующим раздражителям, а сильные – уменьшают эту чувствительность. Сенсибилизация – повышение чувствительности анализаторов в связи с повышением возбудимости коры головного мозга под влиянием одновременной деятельности других анализаторов; например, ощущения ритма способствуют усилению мышечно-двигательной чувствительности. Последовательные образы – это продолжение ощущения, когда действие раздражителя уже прекратилось. При ощущении рецептор того или иного органа чувств некоторое время находится в состоянии возбуждения. После прекращения воздействия раздражителя возбуждение в рецепторе пропадает не сразу. Например, после выхода из вагона метро нам несколько секунд кажется, что мы ещё движемся в поезде.

2

Ощущение Пороги ощущений. Нижний порог ощущения – та минимальная величина или сила раздражителя, которая способна вызвать в анализаторе нервное возбуждение, достаточное для возникновения ощущения. Чем меньше величина этого порога, тем выше чувствительность данного анализатора. Верхний порог ощущения – та максимальная величина раздражителя, сверх которой раздражение перестаёт ощущаться (человек слышит, например, колебаний в 1 с). Абсолютный порог ощущения у различных людей неодинаков. Величина порога ощущений меняется с возрастом (так, у стариков абсолютный верхний порог слышимости тонов составляет около колебаний в 1 с). На величину абсолютного порога может влиять характер деятельности человека, его функциональное состояние, сила и длительность раздражения и др. Разностный порог ощущения (порог различения) – та минимальная разница в интенсивности двух однородных раздражителей, которую человек способен ощутить. Для того, чтобы эту разницу уловить, необходимо, чтобы она достигла определённой величины. Например, звуки в 400 – 402 колебания в 1 с воспринимаются как звуки одинаковой высоты; 2 груза весом в 500 и 510 г кажутся одинаково тяжёлыми. Чем меньше величина разностного порога, тем выше дифференцировочная способность данного анализатора различать раздражения.

Роль субъективности в познании через ощущения

Ощущения играют важную роль в нашем познании мира. Они представляют собой первичные данные, которые мы получаем от наших органов чувств. Ощущения включают в себя зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные и вкусовые впечатления.

Субъективность в познании означает, что каждый человек воспринимает мир через призму своих собственных ощущений. Это означает, что наши восприятия и интерпретации мира могут быть различными от других людей. Например, один человек может считать цвет неба голубым, в то время как другой может видеть его как фиолетовый.

Субъективность в познании через ощущения может приводить к различным интерпретациям и пониманию окружающего мира. Каждый человек может иметь свою индивидуальную картину мира на основе своих ощущений и опыта.

Однако субъективность не означает, что ощущения являются ненадежными или неполными. На самом деле, ощущения являются важным и неотъемлемым компонентом нашего познания мира. Они предоставляют нам информацию о нашем окружении, позволяя нам ориентироваться в нем и принимать решения.

Ощущения могут быть дополнены и проверены другими формами познания, такими как рациональное мышление, научные исследования и общение с другими людьми. Комбинирование разных источников познания помогает нам получить более полное и объективное представление о мире.

Все восприятия мира, полученные через ощущения, также зависят от контекста и ситуации. Например, наши ощущения могут быть влиянием наших эмоциональных состояний или предыдущего опыта

Поэтому важно учитывать субъективность и относительность наших ощущений при познании мира

В заключение, ощущения играют важную роль в нашем познании мира. Они являются первичными данными, которые мы получаем от своих органов чувств. Ощущения субъективны по своей природе, что означает, что каждый человек может воспринимать мир по-разному. Однако ощущения не являются ненадежными или неполными, а являются важным компонентом нашего познания мира.

Понятие ощущения

Ощущение — это первичное переживание организма в ответ на воздействие внешнего мира. Ощущение возникает благодаря работы наших органов чувств, таких как зрение, слух, обоняние, вкус и осязание.

Ощущение является первым этапом восприятия и представляет собой немедленную реакцию организма на различные стимулы из окружающей среды. Ощущения могут быть различных типов, например, зрительные, слуховые, тактильные или вкусовые.

Важно отметить, что ощущение — это субъективный опыт каждого индивида и может варьироваться от человека к человеку. Оно может быть связано с эмоциональными и физическими состояниями человека, а также с его предыдущими опытами и ожиданиями. Ощущение играет ключевую роль в процессе восприятия, поскольку оно предоставляет нам информацию о мире вокруг нас

Ощущения являются основным источником данных для органов чувств и помогают нам ориентироваться в окружающей среде, а также принимать решения на основе полученной информации

Ощущение играет ключевую роль в процессе восприятия, поскольку оно предоставляет нам информацию о мире вокруг нас. Ощущения являются основным источником данных для органов чувств и помогают нам ориентироваться в окружающей среде, а также принимать решения на основе полученной информации.

Ощущение как первичное сенсорное восприятие

Ощущение – это первичное сенсорное восприятие человека, основанное на его физиологических реакциях и внешних стимулах. Ощущение возникает в результате воздействия на органы чувств различных внешних факторов, таких как звуки, свет, запахи, текстуры и теплота.

В процессе ощущения важную роль играет нервная система, которая передает информацию от органов чувств к мозгу для обработки. При этом, каждый орган чувств специализирован на восприятие определенного типа стимулов. Например, глаза воспринимают свет, уши – звуки, а кожа – дотик и температуру.

Ощущение имеет различные характеристики, такие как интенсивность, продолжительность, качество и место возникновения. Интенсивность ощущения определяется степенью воздействия стимула на орган чувства. Продолжительность ощущения зависит от времени, в течение которого продолжается воздействие стимула. Качество ощущения характеризуется особенностями самого стимула – его цветом, звуком или запахом. Место возникновения ощущения указывает на часть тела или пространственную точку, в которой происходит восприятие стимула.

Возникновение ощущения в результате воздействия на органы чувств

Ощущение — это субъективный опыт, который возникает у человека в результате воздействия на его органы чувств. Органы чувств — это специализированные структуры организма, которые позволяют нам воспринимать информацию о внешнем мире.

Каждый орган чувств осуществляет определенную функцию. Например, глаза позволяют нам воспринимать свет и цвета, уши — звуки и звуковые волны, нос — запахи, язык — вкусы, а кожа — осязание и температуру.

Возникновение ощущения начинается с внешнего раздражителя, который воздействует на соответствующий орган чувства. Например, в случае с органом зрения, это может быть свет, отражающийся от объектов в окружающей среде. Когда свет попадает на сетчатку глаза, специализированные рецепторы воспринимают его и передают сигналы нервной системе.

Далее, нервная система передает эти сигналы мозгу, который и интерпретирует их как ощущение. Например, если свет имеет определенную длину волны, мозг интерпретирует это как определенный цвет.

Таким образом, восприятие ощущения является сложным процессом, в котором участвуют органы чувств, нервная система и мозг. В результате этого процесса возникает наше сознательное восприятие окружающего мира и опыт, который мы получаем от него.

Передача информации от рецептора в мозг

Объективный мир человек ощущает и воспринимает благодаря особой деятельности мозга, с которым связаны все органы чувств, реагирующие на какие-либо стимулы. Например, органы зрения реагируют на световое воздействие, органы слуха и осязания реагируют на механическое воздействие и др.

Однако все эти виды воздействий сам мозг принимать не в состоянии, потому что «понимает» только электрические сигналы, которые связаны с нервными импульсами. Только тогда, когда в каждой сенсорной модальности произойдет преобразование физической энергии в электрические сигналы и своими путями проследует в мозг, только тогда мозг отреагирует на раздражитель. Этот процесс перевода осуществляют рецепторы.

Под рецептором понимается специализированная нервная клетка, которая в возбужденном состоянии электрический сигнал посылает промежуточным нейронам. Сигнал должен достичь в коре головного мозга свою рецептивную зону, а она у каждой сенсорной модальности своя. Например, ощущение горького вкуса человек ощущает не на языке, а в мозге. Но, те мозговые импульсы, которые опосредовали ощущение вкуса, сами были вызваны электрическими импульсами вкусовых рецепторов языка.

Интересно, что не только воздействие раздражителя воспринимает мозг, он воспринимает еще и целый ряд его характеристик, например, интенсивность воздействия. Рецепторы, таким образом, должны иметь способность кодировать интенсивность и качественные параметры раздражителя.

На основании многочисленных исследований ученые узнали, как органы чувств кодируют интенсивность – число нервных импульсов в единицу времени, т.е. их частоту и качество стимула. Например, при легком прикосновении к руке, в нервных волокнах появится ряд электрических импульсов. Если давление на руку увеличить, величина импульсов останется той же, но возрастет их число в единицу времени.

Подобная ситуация происходит и с другими модальностями. В результате получается, что чем больше интенсивность, тем выше частота нервных импульсов и больше воспринимаемая интенсивность стимула.

Кодировать интенсивность можно еще в виде абсолютного числа активированных нейронов – чем больше их вовлечено, тем больше интенсивность стимула.

Более сложное дело – это кодирование качества стимула. В 1825 г. И. Мюллер, пытаясь объяснить этот процесс, предположил, что мозг человека способен различать информацию разных сенсорных модальностей, потому что она идет по разным чувствительным нервам

Если ряд положений Мюллера не брать во внимание, то можно согласиться с тем, что нервные пути, начинающиеся у различных рецепторов, оканчиваются в различных зонах коры мозга. Это означает, что информацию о качественных параметрах раздражителя мозг получает благодаря тем нервным каналам, которые соединяют его и рецептор

Если учесть, что мозг способен различать воздействия одной модальности, например, отличие красного от зеленого, кислого от сладкого, то это, видимо, связано со специфическими нейронами и для каждого вида вкуса имеются свои нервные волокна.

Есть и другое мнение в научной литературе. Оно заключается в том, что качественные параметры раздражителя могут быть закодированы через форму электрического сигнала, который поступает в мозг. Человек сталкивается с подобным явлением, когда воспринимает тембр голоса или тембр звучания музыкального инструмента. При форме сигнала, близкой к синусоиде, тембр будет приятен. Ощущение диссонанса возникнет тогда, когда форма сигнала существенно отличается от синусоиды.

Отражение в ощущениях качественных параметров раздражителя, являются довольно сложным процессом и его природа до конца еще не изучена.

Таким образом, с внешним миром человека связывают ощущения и являются основным источником информации о нем и основным условием психического развития.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.