Откуда взялись фразеологизмы?
Чтобы понять, что такое фразеологизм простыми словами и как правильно определить значение каждого из них, стоит обратиться к истории происхождения фразеологизмов.
Как уже говорилось выше, существуют разные виды фразеологизмов: как по единству речевого оборота, так и по происхождению и стилю. Многие устойчивые речевые обороты (это одно из вариантов названия «фигур речи», которые используются для улучшения образности и насыщенности текста, а также для передачи атмосферы, эмоций и состояний героев), пришли из разговорной речи.
Фразеологизмы – творение устного творчества. Их часто можно встретить в пословицах и поговорках, иногда в приметах. Многие из них имеют исторический подтекст и связываются с мифами или какими-либо историческими событиями.
Само понятие фразеологизма как устойчивого оборота возникло не сразу, так как изначально ответа на вопрос «что такое фразеологизм?» не было. В русском языке с древних времён использовались выражения, значения которых можно было понять даже без словаря. Теперь, когда наш язык видоизменился, определить значение малоизвестных фразеологизмов довольно сложно.
Некоторые фразеологизмы приходят из других языков. Мы очень часто используем устойчивые обороты, которые используются в других странах. Это, например:
Значение фразеологизмов часто схоже с ситуациями, по мотивам которых они были созданы. Это особенно заметно по устойчивым оборотам мифологического и исторического значения.
Повтор и его виды
Теперь поговорим о повторах — той самой сложно выводимой речевой ошибке. Кстати, про тавтологию (неоправданное повторение однокоренных слов) и другие ошибки у нас есть статья: «Типы ошибок». А теперь давайте разберемся, всегда ли повтор — это страшно?
Оказывается, нет! Повтор — это общее название для разных фигур речи. О том, какие у повтора бывают проявления, мы сейчас и поговорим. Первый в категории — лексический повтор.
Лексический повтор — фигура речи, заключающаяся в намеренном повторении в одном участке текста слова либо речевой конструкции.
Вряд ли кто-то из нас действительно не понимает, что значит «повтор»
Используется он, чтобы подчеркнуть слово, указать на его важность. Например: «А Данко все был впереди, и сердце его все пылало, пылало!»
А теперь поприветствуем анафору!
Анафора — фигура речи, заключающаяся в повторении слова или нескольких слов в начале каждой стихотворной строки (или предложения — в прозаическом тексте).
Анафору легко опознать, схожие начала строк видны визуально, а при прочтении повторы сложно не заметить:
Эти ивы и березы,Эти капли — эти слезы, Этот пух — не лист,Эти горы, эти долы,
(А.А. Фет отрывок из «Это утро, радость эта…»)
Эпифора — фигура речи, заключающаяся в повторении слова или нескольких слов в конце каждой стихотворной строки (или предложения — в прозаическом тексте).
Посмотрим на пример:
Милый друг, в этом тихом домеЛихорадка бьет меня.Не найти покоя в тихом домеВозле мирного огня.
(А.А. Блок, «Милый друг, и в этом тихом доме…» )
Как отличить эпифору от анафоры?Эпифора — это сестричка анафоры, но работает в конце предложений. Попробуем запомнить это так:— буква А — первая буква алфавита, и анафору мы будем искать в начале строки;— буква Э — хоть и не последняя в алфавите, но близка к этому. Тогда и эпифору мы будем искать в конце строки или предложения. |
Еще одна фигура речи, связанная с повторением — рефрен.
Рефрен —фигура речи, проявляющаяся в повторении строки, сочетания строк или целой строфы внутри произведения.
Например:
Жди меня, и я вернусь.Только очень жди,Жди, когда наводят грустьЖелтые дожди,<…>Жди меня, и я вернусь,Не желай добраВсем, кто знает наизусть,Что забыть пора.
(К.М. Симонов, отрывок из «Жди меня»)
Синтаксический параллелизм в литературе
Синтаксический параллелизм в литературе — это сходное построение смежных фраз, стихотворных строк или строф художественного произведения.
При использовании синтаксического параллелизма повторяется однотипное синтаксическое построение следующих друг за другом частей высказывания, фраз и предложений. Синтаксический параллелизм выражается в определенном, похожем порядке слов с однотипным сказуемым, например:
Алмаз шлифуется алмазом,
Строка шлифуется строкой.
А. Недогонов
С помощью этого стилистического приёма автор сопоставляет два объекта действительности и выражает свое отношение к тому, что он изображает, используя определенное построение стихотворной фразы.
Писатели часто сочетают параллелизм с другими литературными приёмами, такими как анафора и антитеза. Таким образом автор усиливает идею обобщения, описание становится более красочным и насыщенным. Зачастую это обобщение становится ключевым в понимании композиции и мысли автора.
Анафора и синтаксический параллелизм
Анафора — это использование автором повторяющихся звуковых элементов в начале каждой фразы, строки или строфы. Ещё анафору называют единоначатие.
Авторы используют этот стилистический приём для выделения самых важных частей произведения или для прибавления эмоциональности.
Например:
“Всё разнообразие, вся прелесть, вся красота слагается из тени и света”.
“Анна Каренина”, Лев Толстой
Синтаксическая анафора (также анафорический параллелизм) — это анафора, которая повторяет предыдущую грамматическую конструкцию.
Например:
“Я стою у высоких дверей,
Я слежу за работой твоей…”.
“Нэпман”, М. А. Светлов, 1925г.
“Не напрасно дули ветры,
Не напрасно шла гроза…”.
Сергей Есенин
В этом примере можно увидеть сочетание синтаксического параллелизма с анафорой:
“Лениво дышит полдень мглистый,
Лениво катится река,
И в тверди пламенной и чистой
Лениво тают облака…”.
“Полдень”, Фёдор Тютчев
Почти каждая строка начинается с “лениво” — это анафора, а одинаковое строение фраз (дышит полдень, катится река, тают облака) — это синтаксический параллелизм.
Разница между семантическим и синтаксическим параллелизмами
Семантический параллелизм — это литературный приём, который позволяет автору повторять мысль/идею. При нём используется тема/рифма или идейная структура, целью которой является связать мысли/идеи одной строки с идеями другой, для того чтобы усилить передаваемое автором сообщение.
Например:
“Врубель жил просто, как все мы живём”.
А. А. Блок
Синтаксический параллелизм строится, используя элементы, которые грамматически схожи между собой. А в семантическом параллелизме автор использует идеи, которые друг другу сопоставляются.
Виды конструкций
По своей структуре и форме выделяют сразу несколько таких форм, каждая из которых имеет свои особенности:
Синтаксический параллелизм – наиболее распространенный. Главное отличие – это применение одинаковой структуры в предложениях, независимо от жанра: в начале располагают обобщающее обстоятельство, а в следующей части – объекты сравнения. Это позволяет сделать обстоятельство сильным, более ярким, причем чаще всего это обстоятельство играет важнейшую роль в понимании всего сюжета
Ритмический – этот прием используется для подчеркивания какого-либо важного места в стихотворении. Он так называется, поскольку создается путем повторения одинаковых рифм, что придает произведению некую ритмичность, хотя иногда это достигается и путем расстановки одинаковых пауз
Строфический – в соседних куплетах произведения размещаются одинаковые синтаксические конструкции. Хотя часто они бывают и лексическими. Отрицательный – он не отличается построением от обычного прямого, но характерен тем, что первой идет отрицательная параллель.
Параллелизм – это структурный фрагмент, который меняет всю концепцию произведения. Его можно встретить в народном творчестве, канцелярских текстах и художественных произведениях
Инверсия и антитеза
Инверсия —фигура речи, представляющая собой изменение прямого порядка слов в словосочетании или предложении.
Прямой порядок слов в предложении нарушается инверсией. Чем же отличается прямой и обратный порядок слов?
Давайте представим предложение как пирамидку. Тогда инверсия изменит последовательность ее частей. Примерно так:
Посмотрим на пример с использованием инверсии:
Сегодня у берега нашего бросилСвой якорь досель неизвестный корабль.
(Н. Гумилёв, отрывок из«Сегодня у берега нашего бросил…»)
А вот как бы выглядел этот отрывок стихотворения без инверсии:
Сегодня неизвестный корабль бросил свой якорь у нашего берега.
Всего лишь поменяв порядок слов, мы превратили поэтические строки в обычное предложение, лишенное художественности
Так проявляется инверсия — она акцентирует внимание на отдельных частях, делает высказывание более выразительным
Бежим дальше! Нас ждет антитеза.
Что может быть общего у таблеток от ангины и литературного приема?Слово «антитеза» имеет какой-то лечебно-лекарственный оттенок. Таблетки «Антиангин» — это противостояние простуде. А антитеза — противопоставление. Оба слова начинаются с «анти», которое означает отрицание. |
Так что же отрицает антитеза?
Антитеза (контраст) — фигура речи, представляющая собой противопоставление. Может проявляться не только на уровне словосочетаний, на уровне предложений, но и на уровне целого текста.
Например, по принципу антитезы часто строятся стихотворения, где чувства лирического героя чему-то противопоставлены:
В небесах торжественно и чудно!Спит земля в сиянье голубом…Что же мне так больно и так трудно?Жду ль чего? Жалею ли о чем?
(М.Ю. Лермонтов, отрывок из «Выхожу один я на дорогу…»)
В этом отрывке мы видим антитезу. Тревожные чувства лирического героя противопоставляются умиротворенному пейзажу.
10 медицинских фразеологизмов с объяснением срочно даю 20 баллов
Ответ:
1. «Грудь сапожника» – это воронкообразная деформация грудной клетки. Названо так из-за сходства с профессиональной деформацией грудной клетки сапожника.
2. «Голова Медузы» – это расширение подкожных вен передней брюшной стенки со змеевидным ветвлением вокруг пупка; наблюдается при портальной гипертензии. Визуально напоминает клубок змей на голове персонажа древнегреческой мифологии Медузы Горгоны.
3.«Мраморная бледность» (она же — «белый как полотно» или «белизна лилии») — характеристика цвета кожных покровов новорожденных (резкая бледность) , характерная для гемолитической болезни новорожденных — тяжелого заболевания новорожденных, развивающееся при несовместимости крови матери и плода по различным системам групп крови, чаще по резус-фактору.
4. «Пушечный ритм» (тон Стражеско) — признак полной предсердно-желудочковой блокады: усиленный первый тон, выслушиваемый над верхушкой сердца, сопровождающийся систолическим шумом, который обусловлен относительной недостаточностью митрального или трехстворчатого клапана. Если во время аускультации наблюдать за яремной веной справа, то можно отметить сильное набухание ее в периоде возникновения “пушечного” тона. Это связано с нарушением опорожнения правого предсердия, в результате чего возникает застой в яремной вене. Во время выслушивания “пушечного” тона отмечается резко усиленный верхушечный толчок, который больным воспринимается как удар и сотрясение грудной стенки.
5. «Осанка обезьяны» — выраженный лордоз ( при эндемическом деформирующем остеоартрозе).
6.«Петушиная походка» — невозможность вставать на пятку при ходьбе (при повреждении малоберцового нерва).
7.Звук «треснувшего горшка» (трахеальный тон Вильямса) — 1) тимпанический перкуторный звук (иногда с оттенком звучания «треснувшего горшка» ) под ключицей, лучше проявляющийся при открывании больным рта. 2)перкуторный звук над легкими, напоминающий звук, возникающий при постукивании по закрытому треснувшему сосуду (горшку) ; наблюдается при пневмотораксе, осложненном бронхоплевральным свищом, или при большой периферически расположенной полости в легком, дренируемой узким бронхом.
8. «Ритм галопа» – характерный ритм работы сердца. Определяемый аускультативно трехчленный (редко четырехчленный) сердечный ритм, напоминающий по акустическим признакам топот галопирующей лошади.
9. «Перец и соль» — отложение пигмента в глазном дне (наследственная аномалия – пигментозный ретинг).
10. «Лицо Гиппократа» — признак тяжелых заболеваний органов брюшной полости (перитонита, перфорации язвы желудка и двенадцатиперстной кишки и т. д.), а также истощения, хронической бессонницы — или же, то есть при отсутствии подобных симптомов, признак предстоящей смерти (в этом случае обычно сопутствуется агонией): запавшие глаза, впавшие щёки, заострившийся нос, синевато-бледная кожа, покрытая каплями холодного пота.
Источник
Пушечные ритмы в идиоматических выражениях
Пушечные ритмы представляют собой комбинацию слов, в которой слово «пушка» или «пушечный» используется не во всем своем прямом значении. Оно может олицетворять силу, быстроту, непоколебимость, громкость, неотвратимость или необычность. Такое использование слова помогает создавать в выражениях яркие образы и передавать сильные эмоции.
Выражение | Значение | Пример использования |
Встать на пушку | Быстро начать действовать, решительно взяться за что-то. | Начальник сразу встал на пушку и начал руководить работой. |
Стрелять с пушки | Очень сильно, громко и агрессивно ругаться или критиковать кого-то. | На совещании начальник стрелял с пушки на всех подчиненных за их небрежность. |
Бить как с пушки | Быть очень сильным или напористым. | Этот боксер бьет как с пушки, его соперник боится его ударов. |
Пушечное мясо | Люди, используемые в качестве живого щита или материала для испытаний и экспериментов. | Война — это просто плоть и кровь пушечного мяса для стратегов в штабах. |
Пушечный замок | Металлическая защелка на двери, предохраняющая от проникновения. | Домашние замки с пушечными замками надежно защищают от взлома. |
Использование пушечных ритмов в идиоматических выражениях помогает сделать речь более увлекательной, выразительной и запоминающейся.
Повторы в разговорной речи
Повторы в разговорной речи являются распространенным явлением и употребляются для достижения различных коммуникативных целей. Повторы могут использоваться для акцентирования высказывания, передачи эмоций или усиления смысла.
Одним из самых часто используемых видов повторов в разговорной речи является повтор слова или фразы. Например:
- Он такой забавный, забавный человек! — в данном случае повтор слова «забавный» усиливает характеристику человека и подчеркивает его забавность.
- Я думаю, думаю и всё равно не понимаю — здесь повтор слова «думаю» выражает сомнение и неуверенность в своих мыслях.
Кроме повтора слов, в разговорной речи часто используются повторы фраз или целых предложений. Такие повторы могут использоваться для подчеркивания высказывания, передачи эмоций или создания эффекта убедительности. Например:
Осторожно, осторожно! Не ступай на лужу! — в данном случае повтор фразы «осторожно» служит предупреждением и подчеркивает важность соблюдения осторожности.
Он это сделал, он! Вот он, настоящий герой! — здесь повтор предложения «он это сделал» усиливает высказывание и подчеркивает подвиг совершенный героем.
Кроме того, в разговорной речи широко используются повторы при вызове внимания или просьбе о подтверждении. Например:
- Ты слышишь меня, слышишь? — здесь повтор фразы «ты слышишь меня» служит для проверки, услышал ли собеседник говорящего.
- Приходи, приходи завтра! — в этом случае повтор слова «приходи» является просьбой и призывом к действию.
Таким образом, повторы в разговорной речи являются важным языковым средством для передачи эмоций, акцентирования смысла и достижения коммуникативных целей.
Стилистическое использование однородных членов предложения
При стилистическом изучении однородных членов предложения специальный интерес вызывают их функционирование в разных стилях речи, большие экспрессивные возможности, а также те трудности, которые возникают в речи при использовании однородных членов.
В книжных стилях часто употребляются однородные члены предложения, которые выступают как важнейшее средство подробного описания предметов, их свойств, а также различных явлений, процессов и т.п. Особая полнота и точность перечисления однородных понятий – обязательное требование к языку законов, постановлений в официально-деловом стиле.
Та же черта характеризует и научный стиль: при построении различных классификаций авторы стремятся к исчерпывающему перечислению признаков, действий, свойственных описываемому явлению или предмету. В книжных стилях перечисление нередко выглядит как длинная цепочка однородных членов, причем в их ряду, как правило, преобладает бессоюзная связь. Если и последний член ряда при перечислении дается без союза, то ряд однородных членов воспринимается как незаконченный, открытый для возможного дополнения (на что иногда указывают слова «и так далее», «и тому подобное»). Часто используются и «закрытые» ряды однородных членов с замыкающим союзом «и», который вносит значение исчерпанности, полноты охвата всех случаев:.
Например: Музыкальные звуки различаются по силе, высоте и тембру.
В книжных стилях при использовании однородных челнов особая четкость достигается их нумерацией, помогающей выделить и подчеркнуть каждый из перечисляемых предметов.
Например: Речевой аппарат состоит из четырех главных частей: 1)дыхательного аппарата, 2) гортани, 3) полости рта, 4) полости носа.
В публицистической речи однородные члены не менее популярны, чем в научной и официально-деловой, причем к их смысловой функции здесь добавляется и эстетическая так как журналисты обращаются к перечислению не только как к испытанному средству стройного, логического изложения материала, но и как к яркому источнику речевой экспрессии. Последнее сближает публицистическую речь с художественной. В то же время в публицистической речи можно наблюдать и предпочтение однородным членам отдельных предложений.
Например: Об отдыхе не думали. Работали без выходных. Работали по 12 часов. Работали в две смены. Трудились днем и ночью….
Такое синтаксическое построение усиливает эмоциональность. При использовании однородных челнов напряжение речи снижается: (сравните: Работали без выходных, по 12 часов, в две смены…).
В художественной речи использование однородных членов предложения является средством усиления ее выразительности. Не случайно в блоки однородных членов включаются синонимы и слова близкой семантики.
Например: Гром перекатывается, грохочет, ворчит, рокочет, встряхивает землю. (К.Г.Паустовский).
Синтаксический параллелизм в литературе. Примеры
Белеет парус одинокойВ тумане моря голубом!..Что ищет он в стране далекой?Что кинул он в краю родном?…М.Ю. Лермонтов
Лениво дышит полдень мглистый,Лениво катится река —И в тверди пламенной и чистойЛениво тают облака. Ф.И. Тютчев
Молятся звезды, мерцают и рдеют, Молится месяц, плывя по лазури, Легкие тучки, свиваясь, не смеют С темной земли к ним притягивать бури.А.А. Фет
Но слишком рано твой ударил час, И вещее перо из рук упало. Какой светильник разума угас! Какое сердце биться перестало!Н.А. Некрасов
Не оттого, что зеркало разбилось, Не оттого, что ветер выл в трубе, Не оттого, что в мысли о тебе Уже чужое что-то просочилось, — Не оттого, совсем не оттого Я на пороге встретила его. А.А. Ахматова
Примеры синтаксического параллелизма
Параллелизм словосочетаний:
Я вышел на поляну и увидел зеленую траву и голубое небо.
Параллелизм предложений:
Молодым везде у нас дорога, Старикам везде у нас почет (Лебедев-Кумач)
Что ищет он в стране далекой? Что кинул он в краю родном? (Лермонтов).
Параллелизм придаточных частей:
Он пришел сказать, что сестра приехала днем и что мать уехала вечером.
Что мы узнали?
Синтаксический параллелизм – это одинаковый или сходный порядок словосочетаний, предложений, придаточных частей. Это синтаксическое средство выразительности. Функции синтаксического параллелизма следующие: акцентирование внимания на определенной мысли, подчеркивание связи нескольких элементов, усиление эмоциональности высказывания.
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
-
Наталья Субеева
5/5
-
Kirika Lunar
5/5
Поэзия
Определение 2
Поэзия представляет собой особый способ организации речи, который характеризуется привнесением в речь нетипичных для повседневного общения языковых элементов или нетипичным сочетанием слов в речи. Таким образом, поэзия является одним из видов творчества и искусства (в данном случае словесного).
Термин «поэзия» произошёл от греческого слова «ποίησις», которое переводится на русский язык как «творчество, сотворение».
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Помимо выполнения непосредственно художественной и эстетической функций поэзия имеет прикладное применение: многие научные тексты (в частности, медицинские) облекались в стихотворную форму для их выделения как наиболее значимых текстов, а также в целях более простого заучивания объемистых и сложных произведений. В последнее время распространение получило использование в рекламе небольших, но легко запоминающихся стихотворных текстов.
Поэзия обогащает язык дополнительными мерами речи. К таковым относятся:
- стих, который представляет собой строку стихотворного текста, организация которой обусловлена определенным ритмическим образцом (стихотворная строка);
- рифма, которая представляет собой созвучное окончание нескольких строк стихотворного текста;
- ритм, который представляет собой звуковое строение конкретной строки стихотворного текста и общую упорядоченность этого строения;
- метр, который представляет собой структурную единицу стиха, выраженную в упорядоченном чередовании в них «сильных» и «слабых» мест;
- стихотворный размер, который представляет собой разновидность и вариацию стихотворного метра.
Поэзия зарождалась ещё на заре человеческой цивилизации, когда выкрики первобытных людей осуществлялись в форме, близкой к музыкальной, и сопровождались активными движениями и жестикуляцией (схожими с танцами).
В современном мире, несмотря на растущий объем прозаических произведений, изменения общественного уклада и новейшие научные открытия, поэзия до сих пор играет значительную роль. Она позволяет человеку через естественно дарованный ему механизм описать сущность и характерные особенности человеческого бытия. Кроме того, благодаря располагающей эмоционально-экспрессивной окрасе поэзия способна обогатить и описать «сухие» факты действительности и, в частности, науки.
Синтаксический параллелизм в языке
В грамматике, синтаксический параллелизм (параллельные структуры или параллельные конструкции) – это баланс в пределах одного или более предложений фраз или предложений, которые имеют одинаковую грамматическую структуру.
Если в произведении имеются одинаковые или сходные по синтаксическому построению смежные строфы, фразы, предложения, то такие конструкции называют лингвистическим термином «синтаксический параллелизм».
Следующие примеры демонстрируют особенности этого явления:
Синтаксический параллелизм |
Нет параллелизма |
Она любит петь, читать и рисовать |
Она любит петь, читать и рисование |
Он любит играть в футбол и отжиматься. Он любит футбол и отжимания |
Он любит футбол и отжиматься |
Кошка побежала через двор, перепрыгнула через забор и перебежала через улицу |
Кошка побежала через двор, перепрыгнула через забор и припустила. |
Синтаксический параллелизм связан с несколькими языковыми единицами. Он может затрагивать словосочетания, предложения, придаточные части.
- Параллелизм словосочетаний: словосочетания, следующие друг за другом, строятся по одной схеме. Я вышел на поляну и увидел зеленую траву и голубое небо.
- Параллелизм предложений: предложение, следующее за другим предложением, строится по такой же схеме, что и первое. Причем предложений может быть больше двух. Молодым везде у нас дорога, Старикам везде у нас почет (Лебедев-Кумач)
- Параллелизм придаточных частей: придаточные части, относящиеся к одной главной, строятся по одинаковой схеме. Он пришел сказать, что сестра приехала днем и что мать уехала вечером.
Синтаксический параллелизм затрагивает только синтаксис, лексическое значение сходных синтаксических конструкций может быть абсолютно разным.
Если порядок конструкций одинаков, то это полный синтаксический параллелизм, если похож частично – неполный синтаксический параллелизм.
Общие сведения
Для того чтобы найти отклик у читателя, создать образную картину мира, авторы прибегают к повтору. Прием повтора очень востребован в арсенале художественных средств писателя.
С помощью повтора звуков, элементов слова, отдельных слов, синтаксических конструкций достигается выразительность, эмоциональность художественного текста.
В лингвистике лексический повтор рассматривается как способ образования новых грамматических значений и используется как способ словообразования (формообразования).
Лексические повторы служат развитию мысли и, соответственно, развитию семантического и лексического пространства художественного текста. Повторы не только скрепляют текст, но и делают его динамичным. Благодаря лексическим повторам, создается общая идея, повтор является некоторым кодом, ключом, с помощью которого происходит переключение с одного предмета на другой, который, по замыслу создателя текста, является второстепенным.
Повтор не только привлекает внимание читателя к важному отрезку в тексте и способствует связности текста, но и служит созданию иного эффекта: чем больше говорится о ком то или о чем то, тем больше внимания переключается на другой объект; повтор оказывается фоном, на котором ярче выступают другие смысловые элементы текста
Вывод
При помощи лексического повтора можно наглядно представить неоднократно упоминаемые предметы и явления и глубже понять их. Лексический повтор – это необходимая структурная часть предложения, которая имеет особую традицию и выполняет стилистически и семантически значимую роль. Лексический повтор широко распространен и многофункционален.
В тексте лексический повтор выступает как средство:
— создания выразительности речи;
— актуальности важного с точки зрения автора смысла, который выражается подтекстно;
— цепной межфразовой связи в тексте.
Лексический повтор является важным условием существования любого текста, необходимым языковым средством межфразовой связи в тексте. Лексический повтор обеспечивает семантическую и логическую связанность текста любого функционального стиля.