Удмурты

Ханты и Манси

Ханты и Манси, также известные наречием «угры», на протяжении веков жили здесь, в непосредственной близости от своих земель, охотники, собирали ягоды и занимались обменом с соседними племенами, такими как коми-язьвинцы, мари, башкиры-вотчинники. Однако, в силу некоторых событий, связанных с историей русского народа, на них оказывается влияние русской культуры.

Вначале воздействие было не столь активным, но вскоре оно приобрело новую силу с прибытием русских поселенцев. Большая часть их земли отошла в пользу русских, а русский язык начал проникать в жизнь хантов и манси.

  • Все это время ханты и манси жили в своем обычном образе жизни. Их жилища составляли чепецкой тип, с коридорами и отдельными комнатами для каждого человека или семьи.
  • Они продолжали следовать своим обычаям и традициям, несмотря на воздействие русской культуры и языка.
  • Некоторые из этих традиций и обрядов сохранились даже до наших дней, особенно в отдаленных краях курая, где этническая культура остается практически неприкасаемой.

Сегодня же ситуация драматически изменилась. Молодежь, стремясь к городской жизни, часто покидает родные места, а вместе с тем покидает и свои традиции и обычаи. Это является важным предметом беспокойства для ученых и исследователей, которые понимают, что такое положение может привести к потере уникальной культуры этих уральских народов.

Однако, несмотря на все трудности, жители этих мест продолжают сохранять свою культуру. Они пытаются передать своей молодежи традиции и обычаи их предков и научить их говорить на своем языке. Это является одной из важных задач, стоящих перед активистами и учеными из академии наук и других исследовательских учреждений

Основные занятия и традиции народов Ханты и Манси

Со времен древности основными занятиями Ханты и Манси были охота и рыболовство. Учитывая, что основная часть территории, которую населял этот народ, составляет суровая тайга, такое занятие было, в первую очередь, необходимостью выживания.

Ханты-Мансийский автономный округ, где и сегодня проживает большая часть этих народов, сохраняет старые традиции и обычаи. Так, жилища Ханты и Манси, украшенные резьбой и рисунками, поражают своей уникальностью. При этом, через века, молодежь изучает традиционные умения своих предков на землях своих предков в академии народных традиций, что делает эту этническую группу одной из самых хорошо сохранивших свои традиции на Урале.

Тем не менее, мир Ханты и Манси, как и мир любого другого народа, богат и разнообразен. Так, в прошлых годах в отдельных регионах на Урале (в частности, в Ташбулатово) наметилось активное освоение земель башкирскими участниками рекрутских кампаний, что обусловлено, в первую очередь, историческими коридорами между башкирией и башкирскими вотчинниками (нагайбаками, русскими, чувашами, удмуртами), которые вскоре превратились в края и области проживания последних.

Таким образом, изучение истории и культуры Ханты и Манси – это погружение в мир уникальных традиций и быта, которые, несмотря на все трудности, прошедшие века и даже перемену эпох, до сих пор сохранили свою автентичность и необыкновенный колорит.

Вогулы манси: история и культура

Вогулы манси, проживающие на территории российского Урала, оставили глубокий след в истории этого региона. Уже было известно, что эта этническая группа населяла данную территорию в древности. Об этом свидетельствуют археологические находки, найденные на этих территориях, включая уникальные рисунки, связанные с культурой и традициями народов.

Как коренной народ Урала, вогулы манси имели активный обмен с такими народами, как татар-казаки, нагайбаки, башкиры-вотчинники, чуваши, коми-зыряне и коми-пермяки. Всего на территории Урала проживает более двадцати племен, каждое из которых обладает своей неповторимой культурой и традициями.

Название племени Современное название Территория
Вогулы манси Манси Пермский край
Коми-зыряне Коми Республика Коми
Татар-казаки Казаки Республика Татарстан
Башкиры-вотчинники Башкиры Республика Башкортостан
Коми-пермяки Пермяки Пермский край

Сохранение исторической памяти о вогулах манси и передача ее последующим поколениям стоит первостепенной задачей для всего народа. Именно поэтому потомки вогулов манси до сих пор чтят обычаи и традиции своих предков, а в ряде случаев ведут и профессиональные этнографические исследования.

Различные значения слова «черкем» на удмуртском языке

1. Черкем как национальность.

На удмуртском языке слово «черкем» обозначает одну из национальностей, проживающих на территории Удмуртии. Черкемы являются одним из индоевропейских этносов, носителями удмуртского языка и обладают уникальной культурой и традициями.

2. Черкем как национальный костюм.

Также слово «черкем» используется для обозначения национального костюма удмуртов. Черкем состоит из различных элементов: рубахи, юбки, платья, пояса, головного убора и других деталей. Он отличается своей яркостью, узорами и расцветкой, а также является важным элементом удмуртской культуры и национальной идентичности.

3. Черкем как узор.

В удмуртской традиционной вышивке «черкем» — это узор, который используется для украшения различных предметов одежды и текстиля. Узор часто представляет собой абстрактные геометрические формы, символы и растительные мотивы. Черкемы могут быть выполнены различными техниками вышивки, такими как гладь, сатин, стебельчатый шов и др.

4. Черкем как символ.

В удмуртской культуре «черкем» также может использоваться в качестве символа, обозначающего единство и принадлежность к удмуртскому народу. Этот символ может быть изображен, например, на флагах, гербах, ювелирных украшениях и других предметах.

Примеры использования слова «черкем» в разных значениях:
Значение
Пример

Национальность
У меня много друзей-черкемов.
Национальный костюм
На выставке представлены лучшие образцы удмуртского черкема.
Узор
Эта вышивка украшена красивым черкемом.
Символ
На гербе Удмуртской Республики изображен черкем.

Нагайбаки и Башкиры: коренные жители Урала

  • Нагайбаки – это представители малочисленного российского этноса, проживающие преимущественно в окраинах Челябинской области. Их культура и традиции уникальны.
  • Башкиры – это историческая эпоха, названа по башкирские рисунки, они являются коренным населением, проживающие на территориях южного и восточного Урала.

На протяжении веков эти племена охраняли свои земли и вели борьбу за независимость. У каждого из этих народов сохранилась своя уникальная культура и традиции, которые дотянулись до наших времен.

Особенности культуры Нагайбаков и Башкир

Скульптура, жилища, наречие языка и даже методы охоты — всё это свидетельствует о том, насколько эти племена уникальны в своем роде.

  • Нагайбаки были известны как мастера в земледелии и скотоводстве. Одной из особенностей их культуры является наличие коридоры, которые служили для обмена информацией между жителями этой территории.
  • Башкиры были известны как опытные охотники и навык заниматься пчеловодством, возможно вскоре здесь будет собираться ягоды

Оба этих народа по сей день сохраняют свои традиции и культуру. Молодежь увлекается изучением своих коренных языков и культуры, что является свидетельством того, что эта уникальная культура будет жить и развиваться.

К сожалению, информация о таких уникальных народах российского Урала, как нагайбаки и башкиры, очень разрозненна и неполная. Но даже то, что есть сегодня, позволяет нам увидеть неповторимый облик их культуры.

Корни и происхождение Башкирского народа

Большая часть башкирского народа занимает территорию среднего и южного Урала. Исторические корни этого коренного народа вскоре затерялись в тысячелетиях древности. Были времена, когда этническая территория башкирских земель представляла собой перекресток активного движения различных групп людей и этнических масс из различных краев российского пространства и даже из-за его пределов.

В эпоху древних времен населял эту землю малочисленный человек чепецкой культуры, а в конце тысячелетия появился мари. К концу первых веков нашей эры на юге сегодняшней Башкирии нашли приют разные группы татар-казаков, проживающие вдоль старых торговых коридоров.

Территорию центрального Урала проживали мари-уралцы, атта и другие малочисленные группы. Однако, ягоды молодежи были сжаты под воздействием новых миграционных волн. Только к концу второго тысячелетия на наших землях началось активное формирование башкирского народа.

В начале XVII веке, башкирская земля стала частью Русского царства, что оставило свой отпечаток на развитии башкирских традиций. Башкирский язык претерпел значительное влияние родственных татар и близкого русского языка. Сохранность древних башкирских названий деревней желанной — свидетельствует о когда-то проживающих здесь предках граждан.

Итак, история башкирского народа — это переплетение культур, этнических групп и времен. В настоящее время общая численность населения, идентифицирующего себя с башкирами, составляет около 1,5 млн. человек, что составляет около 29% от общего населения республики.

Народ Нагайбаки: основные исторические данные

Название этой группы народов было дано в честь их основной занятости – охоты, богатой традицией, охватывающей тысячелетия

Происхождение названия народа связано с культурой коми-пермяков и отражает важное значение, которое охота имела для них.
Важное значение имеет также и период активного обмена культурой с ближайшими соседями: башкирами, коми-зырянами, чувашами и другими. Нагайбаки научились владеть древней техникой резьбы по дереву, а также перемещению сезонных жилищ.
Большая часть населения народов Нагайбаки живет в башкирском уезде, который отошел в состав Российского государства в XVIII веке

Вскоре после этого началось активное проникновение русской культуры в повседневность нагайбаков.
По последним данным, количество нагайбаков составляет всего несколько тысяч человек. Современная молодежь, в основном, связана с городской культурой, а по старшим членам общины можно заметить заметное влияние башкирской и татарской традиций.
Однако, стоит отметить, что несмотря на влияние других культур и этносов, нагайбаки сохранили много своих древних обычаев и традиций, которые являются важным элементом их истории.

Материальная культура

Жилище

Типичное поселение — деревня (удм. гурт
), располагалось цепочкой вдоль реки или вблизи родников, без улиц, кучевой планировкой (до XIX века). Жилище — наземная бревенчатая постройка, изба (корка́), с холодными сенями . Крыша — двускатная, тесовая, ставилась на самцах, а позже на стропилах . Углы рубились в обло, пазы прокладывались мхом . Зажиточные крестьяне стали ставить в XX веке дома-пятистенки, с зимней и летней половинами, или 2-этажные дома, иногда с каменным низом и деревянным верхом. В качестве летней кухни и для семейных обрядов нередко использовалась упрощённая срубная постройка архаичного типа с очагом — куала .

В домах находилась глинобитная печь (гур), с подвешенным у северных удмуртов, и вмазанным, как у татар , котлом. По диагонали от печи располагался красный угол , со столом и стулом для главы семьи. По стенам — скамьи и полки. Спали на полатях и на нарах . Двор включал погреб , хлевы , навесы, кладовые.

Одежда

Северо-удмуртский женский костюм включал рубаху (дэре́м), с прямыми рукавами, вырезом, съёмный нагрудник, халат (шортдэре́м), опояску. На рубашку под камзол прикрепляется красный матерчатый нагрудник, обшитый позументом и бархатом. Одежда — белая. У южных белая одежда была ритуальной, бытовая — цветной, украшенной. Это та же рубаха, безрукавка (саэсте́м), или камзол , шерстяной кафтан. Обувь — узорные чулки и носки, башмаки, валенки , лапти (кут).

На голове носили налобные повязки (йыркерттэт), полотенце (чалма, весяк кышет), высокую берестяную шапку, обшитую холстом с украшениями и покрывалом (айшон). Девичьи уборы — укотуг, платок или повязка, такья, шапочка с украшениями. У северных удмуртов преобладали из украшений вышивка, бисер , бусы , у южных — монеты . Украшения — цепочки (жильы), серьги (пель угы), перстни (зундэс), браслеты (поскес), ожерелье (весь).

Существует народное музыкальное и танцевальное творчество. Танцы — самые простые — хождение по кругу с танцевальными движениями (круген эктон), парный перепляс (ваче эктон), есть танцы втроём и вчетвером.

Исторические музыкальные инструменты: гусли (крезь), варган (ымкрезь), свирель и флейта из стеблей трав (чипчирган, узьы гумы), волынка (быз) и др. В наше время их вытеснили балалайка , скрипка , гармонь , гитара .

Народная мифология близка мифологиям других финно-угорских народов. Для неё характерна антагонистичная космогония (борьба доброго и злого начал), трёхчленное деление мира (верхний, средний и нижний), культ наделённого личностью Неба в качестве Творца. Верховное божество — Инмар (также одним из главных богов считался Кылдысин). Злой дух, соперник Инмара — Шайтан . Божество домашнего очага, хранитель рода — воршуд . Многочисленны низшие духи: вумурт , вукузё — водяной, гидмурт — дух хлева, нюлэсмурт — дух леса, тӧлпери — дух ветра, нюлэсмурт, тэлькузё — леший, ягпери — дух бора, лудмурт — дух луга и поля, кутӥсь — злой дух, насылающий болезнь, и др. Весьма значительным является влияние народного христианства и ислама (религиозный календарь, мифологические сюжеты).

Развитым был языческий клир — жрец (вӧсясь), резник (парчась), знахарь (туно). Условно к клиру может быть причислен тӧро — уважаемый человек, присутствующий при всех церемониях.

Изображения народных божеств неизвестны, хотя этнографы XIX века упоминают наличие удмуртских «идолов» (из дерева или даже серебра).

Почиталась священная роща (луд); некоторые деревья имели сакральное значение (берёза, ель, сосна, рябина, ольха).

Значение черкемов в современной удмуртской идентичности

Черкемы имеют глубокое символическое значение для удмуртов. Они являются не только элементом национального костюма, но и своеобразным отображением уникальной удмуртской культуры и идентичности. В черкемах содержится множество символов и узоров, которые характеризуют различные аспекты удмуртской жизни и верований.

Одним из главных символов в черкемах является олень. Олень считается священным животным для удмуртов и символизирует силу, мудрость и связь с природой. Особое значение имеет также орнамент с изображением оленя, который часто встречается на черкемах.

Черкемы влияют на формирование современной удмуртской идентичности. Они являются неотъемлемой частью удмуртской культуры и позволяют удмуртам сохранять и передавать свою национальную традицию. Ношение черкемов может быть интерпретировано как выражение гордости за свою национальность, а также указание на принадлежность к удмуртскому народу.

Сегодня черкемы стали популярными не только среди удмуртов, но и среди других народов. Они стали своеобразной модным аксессуаром, что помогает популяризации удмуртской культуры и привлечению внимания к истории и традициям удмуртского народа.

В заключение, черкемы играют значительную роль в современной удмуртской идентичности. Они являются символом уникальной удмуртской культуры и традиций, а также выражением гордости за свою национальность и принадлежность к удмуртскому народу.

Как по-удмуртски «привет»?

Также, в южных районах Удмуртии широко распространено «Умой» («Умоесь» — здравствуйте). Что переводится как «хорошо». Такое же значение имеет слово «Ӟеч». А здороваются так: «Ӟечбур» («Ӟечбуресь» — здравствуйте). «Ӟ» обозначает звук . По произношению очень похожа на английскую «J».

Примеры:

— Привет, Егор!— Салам, Егор!

(если обоих собеседников зовут Егор. Такое не часто, но бывает)

— Здорово, брат!— Умой, брат!

(в данном примере важно самому не запутаться. Ведь «умой» — это не только приветствие на удмуртском, но и глагол в русском языке)

— Доброе утро! Тебе приготовить кофе?— Ӟечбур! Бен

— Доброе утро! Тебе приготовить кофе?— Ӟечбур! Бен.

(«Бен» — означает «да». Как по-удмуртски правильно и к месту говорить «да» — можно почитать здесь)

(иногда полезно закончить разговор на приветствии, в зависимости от собеседника)

А вот примеры живым голосом:

Источник

Удмурты в советскую эпоху

В советскую эпоху удмурты, как и другие народы Советского Союза, столкнулись с серией перемен и социальных изменений. Революция 1917 года и установление коммунистического режима привели к тому, что удмурты стали частью советского государства.

В эпоху советской власти были предприняты меры по культурному развитию удмуртского народа. Был создан национальный театр, открыты национальные школы и колледжи, изучение удмуртского языка стало более активным. Удмурты получили возможность реализовывать свою культуру и традиции.

Однако советская эпоха также принесла свои вызовы для удмуртского народа. Производственные коллективы, колхозы и совхозы стали основным способом жизни и труда удмуртского населения. Коллективизация, индустриализация и другие советские программы внесли значительные изменения в образ жизни и традиции удмуртского народа.

Одной из значимых событий в истории советской эпохи для удмуртов стало создание Автономной Советской Социалистической Республики Удмуртской в 1920 году. Это стало первым шагом на пути к признанию удмуртского народа в качестве самостоятельной этнической группы.

В целом, советская эпоха оказала сильное влияние на удмуртов. Она принесла как положительные, так и отрицательные аспекты в их историю и развитие

Вместе с тем, удмурты продолжают сохранять свою культуру и язык, и сегодня являются важной частью культурного многообразия России

Кулинарные особенности и традиционные блюда Удмуртии

Удмуртия — прекрасный край народной кухни, сочетающий в себе многочисленные влияния и традиции различных народов. Кухня Удмуртии отличается натуральностью и богатством вкусовых сочетаний.

Одним из главных продуктов, используемых в удмуртской кухне, является мясо, особенно свинина и говядина. Нежные и сочные мясные блюда приготавливаются на гриле или тушатся в мультиварке. Рыбная кухня также популярна в регионе, благодаря множеству рек и озер.

Одно из самых известных и любимых блюд в Удмуртии — пироги. Это национальное блюдо имеет множество разновидностей: с картофелем, с мясом, с грибами или сметаной. Тесто готовится на основе муки, сдобренной яйцами и соленой в сливочном масле.

Традиционное блюдо Удмуртии — каша. Крупы, такие как гречка, овсянка, рис и пшено, используются в приготовлении разных видов каши. Каша считается главным блюдом на праздничном столе и является символом счастья и изобилия.

Активным участником удмуртской кухни является мед. Местные пчелы создают натуральный и полезный продукт, который используется в различных блюдах, таких как медовик и пирожные с медом. Мед также часто добавляется в чай и выпечку.

В Удмуртии также популярны разнообразные салаты с овощами и зеленью, приготовленные по удмуртским рецептам. Картофельные салаты, заправленные сметаной и горчицей, являются обязательным блюдом на праздничном столе.

Неотъемлемой частью удмуртской кухни являются национальные напитки. Квас, медовуха и настойка на травах — это только некоторые из них. Эти напитки являются частью культурного наследия Удмуртии и отличаются особенным вкусом и ароматом.

Традиционные блюда Удмуртии являются важным символом этноса и отражают многовековую историю народа. Попробовать настоящее удмуртское меню — значит окунуться в богатую и разнообразную культуру этого прекрасного региона.

Религия и обычаи удмуртов

Стоит отметить, что Удмуртия — республика, в которой находилось очень много язычников, существовавших на протяжении всего времени, они поддавались гонениям и репрессиям, но при этом никогда не сдавались. В настоящее время религия удмуртов — православие, однако в сельской местности можно еще встретить достаточно большое количество населения, которое и по сегодняшний день является язычниками.

Люди с такой верой проводят различные ритуальные деяния. Так, например, раньше у каждой семьи во дворе было сооружение «куала». Местное население считало, что в нем живет воршуд — дух-покровитель рода. Все семьи приносили ему в жертву различную еду.

В праздничные дни в куале жрецы проводили различные ритуалы по почитанию богов, в них же участвовали и семьи. Проводя свой ритуал, жрецы просили у богов хорошей погоды, урожая, здоровья, материального благополучия и многого другого. После этого на котле готовилась ритуальная каша, которая сначала жертвовалась богам, а затем ее съедали все участники данного ритуала. Данное действие является достаточно популярным в Удмуртии, и считается, что каждая семья должна просить у духов благополучия и приносить им в жертву различные дары.

Обязательно в каждой деревне была священная роща, где несколько раз на протяжении года могли проводиться различные ритуалы и моления. Посещать ее можно было только в специально на то отведенные дни, а собирать с нее ягоды и другие плоды было строго запрещено. Также не разрешалось в священной роще пасти скот, в общем, посещать данное место не разрешалось никому, только для проведения ритуалов, в специально отведенные на то дни.

В центре этого места находилось дерево, к корням которого зарывали различные дары для жертвоприношения их духам, проживающим под землей. Обычно в качестве жертвы были птицы или животные. Стоит отметить, что в некоторых деревнях и по сей день проводятся молитвенные дни в священных рощах.

Черкемы удмуртских народных ремесленников

Черкемы удмуртских народных ремесленников отличаются яркой цветовой гаммой и сложными геометрическими узорами. Они могут быть вышиты на различных материалах, таких как льняная или хлопчатобумажная ткань, шерсть или натуральная кожа.

Черкемы были широко распространены среди удмуртского населения и часто использовались для украшения обычной одежды, предметов быта и предметов роскоши. Они служили также символом статуса и богатства своего владельца.

Удмуртские черкемы имеют глубокий символический смысл, отражающий мифологию и верования удмуртского народа. В них заключены надежды на удачу, здоровье, благополучие и защиту от злых сил. Каждый узор и цвет имеют свое значение и символику.

Сегодня черкемы продолжают быть важным элементом удмуртской культуры. Они используются в народных праздниках, свадьбах и других торжественных мероприятиях. Удмуртские народные ремесленники активно сохраняют и передают традиции черкемоведения, воспроизводя исторические узоры и техники вышивки.

Черкемы удмуртских народных ремесленников являются не только произведениями искусства, но и важным источником информации о культуре и истории этноса. Они помогают сохранить наследие предков и передать его будущим поколениям.

Как использовать удмуртские буквы в письменности

Удмуртский алфавит состоит из 36 букв. Некоторые из них уникальны для данного языка, поэтому они отсутствуют в русском алфавите. Например, буквы Ә, Ө, Ү, Ы и Э являются характерными удмуртскими символами. Они имеют свои звуковые значения, которые отличаются от русского языка.

Для использования удмуртских букв в письменности можно воспользоваться различными способами. Один из них — использование компьютерной клавиатуры с поддержкой удмуртского раскладки. Для этого необходимо установить удмуртскую раскладку клавиатуры в настройках операционной системы и выбрать ее при вводе текста.

Также можно использовать специальные программы или редакторы текста, которые поддерживают удмуртский язык. Они предоставляют возможность выбора удмуртской раскладки и ввода всех букв алфавита без проблем.

Если компьютерная поддержка недоступна, можно использовать клавиатурные комбинации или сочетания символов для ввода удмуртских букв. Например, для буквы Ә можно использовать сочетание «A+» или «AE», для буквы Ү — «U+» или «UY».

Важно помнить, что правильное использование удмуртских букв в письменности требует знания соответствующих правил орфографии и орфоэпии. Поэтому рекомендуется ознакомиться с удмуртским языком и его правилами или обратиться к специалистам для получения профессиональной помощи

Вклад вотяков и удмуртов в культуру России

Вотяки и удмурты — это два древних народа, проживающих на территории России. Оба народа имеют богатую культуру и историю, которые сильно повлияли на формирование русской культуры.

Язык

Вотяки и удмурты имеют свои уникальные языки, которые относятся к удмуртской ветви финской языковой семьи. Оба языка имеют свои особенности и богатый лексический запас.

Фольклор и музыка

Удмуртская и вотяцкая культуры славятся своим богатым фольклором и музыкальным наследием. Удмурты известны своими песнями, танцами и инструментальной музыкой, включая игру на вотяцких народных инструментах, таких как гусла и баян.

Традиционные ремесла

Вотяки и удмурты также известны своими традиционными ремеслами. Они владеют уникальными техниками изготовления народных кукол, вышивки и резьбы по дереву

Эти ремесла передаются из поколения в поколение и являются важной частью культурного наследия этих народов

Кухня

Традиционная вотяцкая и удмуртская кухня также имеет свои особенности. Они включают в себя множество мясных и рыбных блюд, приготовление которых связано с традиционными методами обработки продуктов и специфическими приправами и травами.

Научно-исследовательская и образовательная деятельность

Вотяки и удмурты также внесли значительный вклад в научно-исследовательскую и образовательную деятельность России. Многие ученые и образователи из этих народов сделали значительные открытия и достижения в различных областях науки и культуры.

Примеры вотяцких и удмуртских праздников

Праздник
Описание

Удмуртское купалье
Праздник, связанный с чтением воды и бани в реке. Включает в себя различные ритуалы и традиционные гуляния.
Вотяцкий новый год
Праздник, отмечаемый в начале января. Включает в себя праздничные гуляния, танцы и народные гуляния.
Удмуртский кутш
Праздник, посвященный урожаю и благодарности природе. Включает в себя различные ритуалы, обряды и народные гуляния.

Вклад вотяков и удмуртов в культуру России огромен. Их уникальные традиции, языки и наследие играют важную роль в формировании и развитии российской культуры и идентичности.

Влияние соседей

Удмурты – один из самых древних народов Приуралья. Археологи доказали, что эти племена принадлежат к коренному населению этих земель, о чём свидетельствуют находки. Большинство учёных придерживается версии автохтонности удмуртского этноса, который в дальнейшем испытал на себе влияние соседних народов, например, славян и тюркских племён.

Интересно, что на севере Удмуртии ощущается культурное воздействие русских, а вот южные регионы долгое время находились под влиянием тюрков, что и отражается на современном менталитете удмуртов этого края.

Объединение удмуртских и русских земель сыграло важную роль в жизни коренных народов. Благодаря славянам удмурты освоили новые принципы земледелия, переняли использование разнообразных орудий труда.

В удмуртских домах появилась традиционная русская печь, значительно преобразился даже национальный костюм (хотя своих характерных особенностей он не потерял). Историки считают, что именно русские принесли на земли удмуртов письменность, что стало основой для развития литературы и различных культурных направлений.

Лексика[править]

Словарный состав удмуртского языка складывался в течение многих веков. В нем выделяется исконно удмуртская и заимствованная лексика. Древнейший пласт лексики — допермские (уральские, финно-угорские) слова, которые являются общими для уральской языковой семьи. К этой группе относятся, в частности, названия частей человеческого тела (син «глаз», ки «рука»), явлений природы (ву «вода», ну «дерево», ты «озеро»), слова, обозначающие времена года (тулыс «весна», тол «зима») и др.

Наиболее поздний пласт исконной лексики — собственно удмуртские слова, образованные после распада общепермского языка-основы в период самостоятельного развития удмуртского языка. Это самый мощный слой словарного состава. Из заимствованной лексики древнейшими являются слова индоиранского происхождения, связанные с земледелием (амезь «лемех, сошник», ю «хлеба, посевы»), животноводством (ош «бык», пудо «скот»), кузнечным делом (корт «железо». ыргон «медь», пурт «нож»). В VII -XIII вв. в удмуртский язык проникли слова булгарского (древнечувашского), а с ХIII в. — татарского происхождения. Русские заимствования в удмуртский язык стали проникать с XII в. Этот пласт лексики исследователи делят на дореволюционные и послереволюционные. Через посредство русского языка проникла интернациональная лексика, заимствованная из европейских языков.
Обогащение словарного состава современного удмуртского литературного языка происходит способом суффиксации, словосложения, терминологизации словосочетаний, расширения лексических значений, калькирования, использования местных диалектных слов и заимствования иноязычной лексики1.
Большую роль в терминотворчестве последних лет сыграла Республиканская термино-орфографическая комиссия, образованная постановлением Президиума Государственного Совета и Правительства Удмуртской Республики от 30 октября 1995 г. за № 103/316. Эта комиссия уже издала два бюллетеня, которые включают в себя, помимо историко-теоретических статей о разработке терминологической лексики в удмуртском языке, также и солидный список новых терминов, предложенных комиссией для широкого обсуждения. В настоящее время членами комиссии проводится работа по выработке и усовершенствованию терминологии по отдельным ветвям гуманитарных др. наук.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.